Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалог культур Запада и Востока, место России в диалоге культур




Диалог культур – это процесс активного взаимодействия и взаимообогащения культур. Так, например, на культуру Древней Руси огромное духовное влияние оказала Византия, а на развитие отечественной философской мысли повлияли взгляды и творчество французских Просветителей XVIII столетия и немецких классических философов.

В содержании культуры всегда присутствуют социальные, национальные, общечеловеческие начала. Культура включает в себя как традиционное, так и новаторское. Как социальный организм культура развивается под воздействием различных факторов. Исходя из этого, выделяют два основных исторических типа культуры. К первому типу относят культуру «традиционного» общества, для которой характерно господство устойчивых консервативных традиций и медленное накопление новаций. Данный тип культуры характеризуется невысокой степенью практического вмешательства человека в природу как объект деятельности. Свобода индивида фактичк5ески отсутствует, так как он находится в зависимости от общины, коллектива или же государства. Подобный тип культуры был присущ древним обществам, таким как Египет, Китай, Индия. В настоящее время подобный тип культуры преобладает во многих странах «третьего мира».

Ко второму типу относится культура «техногенного» общества, которая сложилась первоначально в Европе в период XV-XVII вв. Ей присущи динамичное развитие науки и техники, активная предметная деятельность человека и его массированное вторжение в природу. Деятельность человека рассматривается как его высшее предназначение. В данном тине культуры природа воспринимается как «мастерская и кладовая», а человек как работник, как «кузнец собственного счастья и судьбы», творец «второй природы», а основная сила человека – знание. «Техногенная» культура создала предпосылки для впечатляющего прогресса человеческого общества. Вместе с тем, «техногенная» культура подвела человечество к собственной гибели, породив экологический кризис, опасные техногенные катастрофы, разрушение человеческой духовности.

Диалог культур ведет к сложному соединению и взаимодействию культурных потоков и ценностей. Своеобразное геокультурное положение России, на стыке двух миров, двух континентов, Европы и Азии нашло яркое выражение в самобытных чертах ее культуры и, прежде всего, в способности соединять различные культурные потоки. Взаимодействие России с культурой Запада и Востока является важнейшей задачей в современном мире.

И так, в настоящее время, как и много лет тому назад обсуждается вопрос о характере русской культуры в контексте ее взаимодействия с культурами Запада и Востока. В отечественной истории известны две альтернативные концепции, определяющие пути развития России: славянофильство (Киреевский, Хомяков, Самарин) и западничество (Герцен, Грановский, Огарев). В соответствии с первой, Россия развивается совершенно самобытным путем, т.е., особенности ее культуры, менталитета, исторического поведения не имеют ничего общего ни с западным, ни с восточным вариантами. Согласно второй концепции, Россия по своим социокультурным истокам и своему менталитету тяготеет к Западу и должна ориентироваться только на него, особенно когда речь идет о модернизации, о догоняющем развитии страны. Следует помнить и еще об одной концепции, евразийстве. Сторонники этой теории утверждали, что Россия представляет собой специфический тип культуры, связанный с ее географическим местоположением, историческими судьбами, взаимодействием с восточными и западными соседями.

Сегодня важно иметь ввиду, что мировая культура многообразна. Культурное пространство современного человечества многолика, так как она синтезирует исторический опыт всех стран и народов мира. При этом культура каждого народа уникальна, неповторима. Самобытна, она воплощает в себе исторический путь, пройденный народом. В начале третьего тысячелетия в условиях современной глобализации ускорился процесс сближения и взаимодействия культур.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.