Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И направлений




Науки. Характеристика экономических школ

Важнейшие этапы эволюции экономической

 

Экономическая мысль возникла в глубокой древности, про­шла длительный и сложный путь становления и развития. Вна­чале экономические знания формировались как отдельные эле­менты не объединенные в рамках единой науки. Самостоятельное развитие экономики началось в эпоху зарождения капитализма. Ученые-экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии.

Остановимся на некоторых вехах развития экономической тео­рии.

Меркантилизм (XV-XVIII вв.) – первая научная школа в экономической теории, отождествлял богатство с деньгами, золотом. Источником богатства объявлялась внешняя торговля. «Богатство Англии – во внешней торговле» – так назывался трактат одного из наиболее известных проповедников идей меркантилизма Томас Манна (1571-1641). Это был период расцвета внешней торговли, и меркантилисты выступили выразителями реалий того времени – эпохи «первоначального накопления капитала» (англ. mercante – купец, торговец). Считалось, что увеличение богатства нации возможно за счёт положительного денежного баланса, т.е. превышения притока золота в страну над его вывозом. Отсюда практическая функция экономической науки заключалась в разработке методов государственной политики, направленной на увеличение золотого запаса (концепция протекционизма).

Представители школы физиократов (XVIII в.) (лат. «physis» – природа и «kratos» – власть) искали источник богатства не в сфере обращения, а в сфере производства. По мнению физиократов (Франсуа Кенэ (1694-1774), Анн Робер Жак Тюрго(1727-1781) и др.) только в земледелии создается новое богатство, так называемый чистый продукт, т. е. продукт, превышающий затраты. Благодаря «Экономическим таблицам» Ф. Кенэ экономика предстала как процесс воспроизводства общественного богатства, включавший четыре последовательных стадии – производство, распределение, обмен и потребление.

Поэтому в последствии представители классической школы (XVII-XIX вв.) политэкономии расширили предмет науки до исследований условий накопления и производства (Адам Смит (1723-1790), распределения (Давид Рикардо (1772-1823) и потребления (Жан Шарль де Сисмонди (1773-1842) национального богатства. Его источник видели в труде в сфере материального производства, а само богатство отождествляли со всей совокупностью материальных благ.

Практическая функция классической политэкономии состояла в обосновании факторов увеличения национального богатства на основе идеи о невмешательстве государства в экономику как благе (концепция экономического либерализма).

Марксистская политэкономия (с середины XIX в.).Учение Карла Маркса (1818-1883) основано на классовом, политическом подходе к экономическим проблемам. Предметом марксистской политэкономии выступают производственные отношения между классами, объективно складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

Предпосылки марксизма были заложены классиками политэкономии. Исследуя национальное богатство, они сделали объектом анализа не только отдельных индивидуумов, но и социальные классы. Так, рикардовскую концепцию распределения богатства в капиталистическом обществе современники назвали «теорией вражды между классами». Однако в целом предметом научных изысканий классиков оставался не сам общественный процесс производства, а его внешний результат – капиталистическое богатство. Учение Маркса основано на идее классиков о труде как источнике всякой стоимости. Исследуя в диалектическом развитии производительные силы (трудовые навыки и средства труда), форты организации труда и социально-эконо-мические отношения Маркс делает попытку обосновать идею эксплуатации в обществе, основанной на частной собственности (теория прибавочной стоимости). В этом состоит практическая функция марксизма, а главный вывод, следующий из его учения, заключается в неизбежности смены капитализма новым общественным строем.

Экономикс. Предпосылки для смены парадигмы экономической теории складываются во второй половине XIX в., когда в ряде стран прочно утверждается рыночная экономика. Разработка общих принципов экономической теории вытесняется исследованиями различных проблем экономической практики. В центре внимания экономистов оказывается понятие ограниченности ресурсов и связанная с этим проблема выбора. Редкость определяется как «почти универсальное свойство» среды человеческой жизнедеятельности. Экономика рассматривается как наука, изучающая поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными ресурсами, допускающими альтернативное использование.

В «экономиксе» качественный анализ вытесняется количественным. Экономисты второй половины XIX в. разработали метод анализа предельных величин (маржинализм). Практическая функция маржинализма (фр. «marginal» – предельный) сводилась к разработке правил функционирования фирмы на основе сравнения предельных выгод и издержек. С этой теорией связано появление микроэкономики.

Альфред Маршалл (1842-1924) попытался синтезировать положения классической политэкономии и маржинализма, став основателем неоклассического направления в экономической теории (с конца XIX в.). Теория А. Маршалла представляет собой анализ рыночного равновесия в условиях совершенной конкуренции на основе принципа функциональных взаимосвязей.

С новым направлением связана и смена названия экономической теории. Вместо понятия «политическая экономия» приходит понятие «экономикс», которое трактуется как наука, свободная от нормативного, политического подхода к экономическим проблемам, «чистая» экономика. Тогда же утверждается более узкая трактовка политической экономии как самостоятельной отрасли научных знаний об экономической политике.

 

В 30-е гг. прошлого столетия зарождается новое направление в экономиксе, связанное с именем Джон Мейнард Кейнса (1883-1946). Предметом изучения кейнсианской школы стало функционирование экономики на макроуровне. Практическая функция нового направления состояла в выработке рецептов государственного воздействия на макроэкономическую динамику.

Институционализм – течение экономической науки, возникшее в конце XIX в. и выступающее с критикой теории и метода экономикс. Прежде всего, в трактовке социально-эконо-мических явлений институционалисты исходят из определяющей роли не индивидуальной, а групповой психологии. Институционализм основан на междисциплинарном подходе, который предполагает использование в экономическом анализе таких дисциплин, как психология, биология, социология, право. Предметом изучения данного направления выступают институты – устойчивые привычки мышления, правила поведения, в том числе закрепленные в виде законов и организаций (лат. institution – указание, наставление). Практическая функция институционализма состоит в определении наиболее эффективных общественных институтов, коими, по мнению Рональда Коуза являются наименее дорогостоящие способы координации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.