Классифи-кационные признаки
| Финансовый (внешний) анализ
| Управленческий (внутренний) анализ
|
1. Цель анализа
| Оценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использования капитала платежеспособности и финансовой устойчивости и использования прибыли, прогнозирование доходов и потоков денежных средств, выявление дивидендной политики осуществляемой руководством предприятия.
| Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования, разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу, обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей.
|
2. Объект анализа
| Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение.
| Различные аспекты производственно-финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта.
|
3. Субъекты анализа (исполнители)
| Лица и организации, находящиеся за пределами этого предприятия (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм, специальные компании, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии, кредитные агентства и др.)
| Различные организационные структуры внутри хозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа, лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы
|
4. Организация анализа (периодичность проведения)
| Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции (в налоговую инспекцию – ежеквартально в статистическое управление – ежеквартально и т.д.)
| Проводится по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе и т.д.
|
5. Информационная база анализа
| Бухгалтерская отчетность (формы № 1, 2, 4, 5).
| Данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в процессе промышленного шпионажа.
|
6. Доступность информации
| Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности.
| Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления.
|
7. Потребители информации
| Акционеры, инвесторы, банки, налоговые инспекции, другие лица, органы исполнительной власти, статуправления т.п.
| Менеджеры предприятия, совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов, бригадиры, мастера и др.
|
8. Использование систем учета
| Строго систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности.
| Не обязательно системно организованный анализ. Используется любая информация, пригодная для достижения поставленной цели.
|
9. Измерители информации
| Преимущественно стоимостные измерители.
| Любые измерители: стоимостные, натуральные, трудовые и условно-натуральные.
|
10. Использование методов анализа
| Группировки, установление влияния инфляционных факторов; сравнительный, структурный и коэффициентный анализ; методы факторного анализа.
| Статистические и математические методы, элиминирование, сравнения, графики, комплексные оценки и др.
|
11. Направленность анализа
| Дать обоснованную оценку финансового положения предприятия, квалифицированно интерпретировать аналитические расчеты.
| Выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие решения по их мобилизации в производство.
|
12. Свобода выбора в проведении анализа
| Обязательное следование общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности.
| Нет установленных норм его проведения, не имеется общепринятых методик. Критерий - пригодность, результативность.
|
13. Формы обобщения
| Табличный материал с исходными и расчетно-аналитическими данными, сравниваемыми с нормативными коэффициентами. Письменная интерпретация аналитических данных.
| Отчет о проведенном анализе, разработка программ по реализации обоснованных управленческих решений.
|
14. Вид анализа
| Внешний, ретроспективный, тематический.
| Внутренний, оперативный, текущий, комплексный.
|
15. Степень надежности
| Субъективен, схематичен, незначителен по числу аналитических показателей; не может быть точен при умышленном искажении отчетности.
| Зависит от целей проведения, использует первичные данные, подтвержденные группой внутреннего аудита.
|
16. Место принятия решений по результатам анализа
| За пределами деятельности предприятия.
| Менеджерами и директорами предприятия, руководителями их подразделений
|