Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия красоты и творчества Возрождения




Возрожденческий критерий красоты — ее синтетический характер — основан на осознании одухотворенности Универсума, на античном представлении о мире как эманации невидимого Единого. Природа не противопоставляется Богу, отражает факт божественного присутствия; одухотворенный Космос обретает в душе человека интимно-лирическое звучание. Реабилитация чувственной красоты основана на убеждении: созерцающий природу глядит в божественную сущность. Красота осознается как очищенное совершенство самой природы, которое необходимо выявить, поскольку идеальное просвечивает сквозь реальное. Интерес к гармонии природных явлений, созерцание которого дарило множество полноценных мгновений, воодушевляло на творческие поиски (Данте побуждается к общению с природой). Леонардо советовал «подстерегать» красоту природы, наблюдая ее в те мгновения, когда наиболее полно она выявляется в них (природная действительность, в результате, многолика и неодиозна).

Следовательно, на первый план выступает эстетическое осмысление природы. Искусство ставится выше природы, а художник творит, отбирая, обрабатывая, пересоздавая первозданный мир по своим собственным законам.

Особое значение приобрело художественное воплощение красоты человека (Донателло, Боттичелли, Микеланджело, Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Франсуа Клуэ).

Эпоха Ренессанса породила величайшее многообразие оттенков в интерпретации прекрасного, эстетическое многоголосье, основанное на культе человеческой уникальности. Мир привлекал полифоническим звучанием. Происходит подлинное открытие богатства эстетического восприятия, окончательное разрушение деперсонализированной, абстрактной духовности. (Так, Джотто утверждает не только высокое моральное совершенство человека, но и его реальную, целостную значимость. Христа художник изображал не просто как символический, недосягаемый образ, но как человека среди других людей, прорисовывая психологическую достоверность харизматической личности).

Красота воспринимается также как открытие бесконечных глубин душевного мира индивида, многомерность человеческого «космоса». Так, в творчестве Боттичелли красота выступает то в виде утонченности, естественной чистоты, невинности, безмятежности, трепетности, внешней ясности, вечности, то в ней выражены напряженность, динамизм, экзальтация, драматизм, аритмия экспрессивных образов. Красота живописи Леонардо да Винчи, при помощи приема «сфумато» — передает легкость, воздушную текучесть, изменчивость, завуалированность потаенных глубин бытия.

 

Эстетическая мирочувственность северного Возрождения, напротив, — это переживание глубокого диссонанса, звучащего в Мире, отход от идеализированной, возвышенной, совершенной личности. Здесь наблюдается интерес к реальному, конкретному человеку, отпавшему от Бога, со всеми его пороками, уродливыми проявлениями.

В полифонической культуре Возрождения доминировала эстетика идеала, отражающая веру в неисчерпаемые возможности человека. Понимание прекрасного демонстрирует рациональное, объективированное, желание большей ясности, четкости (дизайна) в эстетическом мировидении.

В изображении человека наблюдается романтизация художественных образов, воплощений колоссальной духовной энергии.

Видный вклад художественной культуры Ренессанса в развитие эстетического мироотношения — не только в возрождении доверия к чувственной, телесной, зримой красоте, культивирование интереса к гармонии конкретного мира, но и в органичном, глубоком синтезе телесного и духовного, земного и небесного, физического и метафизического, относительного и абсолютного, эмоционального и рационального. Именно здесь сокрыта причина взлета в развитии эстетического чувства, осознание сущности проявления Вселенской гармонии.

Главная парадигма Возрождения — искусство как высшая форма философии. Именно философичность искусства, основанного на принципе миметического метексиса, ментального соучастия в творении, предполагает его всеохватность, которая реализуется уже в универсальности понятия «рисунка». Заявление Кальдерона о том, что живопись есть «графическая форма, применимая ко всему» суммирует претензии, которые выдвигаются и доказываются в его «спорах искусств»: весь круг больших и малых, видимых и невидимых вещей природы, пространства человеческого ума и просторы вселенной могут и должны стать предметом живописного познания.

Итак, наблюдается новое рождение, обновление человека, возвращение его к изначальной, «адамической» чистоте чувств и помыслов. Экспансия эстетического совершалась в унисон с религиозными чаяниями вселенского преображения. Искусство отражало предчувствия всеобщего обновления. Произведения живописи, в отличие от иконы, были призваны «живить», показывая сам процесс духовно-телесного возрождения во всей его чудесной естественности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.