Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15. Научное познание и его специфика




Вопросы для обсуждения:

1. Специфика научной деятельности и форм познания.

2. Основные уровни научного познания. Понятие парадигмы.

3. Методы и законы в науке. Научный факт, проблема.

4. Научная истина и ее критерии.

5. Научная картина мира. Философские основания науки.

 

Термины:

Наука, эмпирический и теоретический уровни, парадигма, опыт, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ, синтез, факт, теория, проблема, гипотеза, концепция, идеализация, абстрагирование, экстраполяция, моделирование, формализация, конкретизация, язык науки, «философия науки», научная картина мира, основания науки, идеалы, принципы.

 

Темы рефератов:

1. Философия науки в XX веке. Основные проблемы и перспективы.

2. Основные этапы взаимодействия философии и науки.

3. Наука как социальный институт. Роль науки в современном мире.

4. Философия и физика. История и перспектива взаимодействия.

5. Смена парадигм в науке.

 

Основная литература из фондов библиотеки ЮУрГУ:

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник /Алексеев П.В., Панин А.В. — М., 2007.

2. Андреев А.Л. Формы духовной жизни: наука, философия, религия, искусство: Пособие для негуманитарных спец. вузов // Андреев А.Л. — М., 2000.

3. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь // В.А. Бачинин. — М., 2005.

4. Войтов А.Г. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов // А.Г. Войтов. — М., 2007.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов // В.А. Канке. — М., 2006.

6. Лебедев С.А. Философия науки: общий курс: Учебное пособие // под ред. С.А. Лебедева. — М., 2006.

7. Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов // С.А. Лебедев. — М., 2006.

8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов // А.Г. Спиркин. — М.,.2006.

 

Первоисточники:

1. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

2. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.. 1986.

3. Тойнби А.Н. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.

4. Тоффлер Э. Шок будущего. — М., 2002.

Дополнительная литература:

1. Вайцзеккер К.Ф. Физика и философия // Вопросы философии. 1993. № 1.

2. Леглер С. А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. 1993. №

3. Мигдал А. Б. Физика и философия // Вопросы философии. 1990. № 1.

4. Современная философия науки: знания, рациональность, ценности в трудах мыслителей запада. Хрестоматия. М., 1996.

5. Стенин B.C., Горохов В. Г.. Розов М.А. Философия науки и техники. М. 1996.

6. Туровский 11. В. Философия и наука // Философские науки. 1994. № 1—3.

7. Философия и методология науки. М.. 1996.

8. Юревич А. В., Цаненко И.П. Функциональный кризис науки // Вопросы философии. 1998. № 1.

 

Задания для проверки уровня компетенций:

1. Раскройте понятие научной картины мира. Можно ли говорить в современной науке о существовании законченной картины мира?

2. Покажите на конкретных примерах как происходит смена научных парадигм.

3. Сопоставьте понятия «научно-технической революции» и «научно-технического прогресса». Объясните выражение «цена прогресса».

4. В чем сущность сциентизма как мировоззренческой и методологической концепции?

5. Сравните понятия: научность, рациональность, эффективность, истинность.

6. В какой последовательности выступают следующие формы научного познания в реальном научном процессе: теория, факт, гипотеза, проблема, научный факт, концепция? Объясните смысл этих понятий.

7. Чем объясняется возрастание роли математических методов исследования в современном научном познании? Какие общенаучные методы вы знаете?

Тексты для анализа:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.