Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние техногенных процессов на бытие человека




Вечные вопросы бытия: как жить?

Вопросы:

1. Всегда ли судьба человека соответствует его человеческому достоинству?

2. Почему человек терпит унижение бытия, не предпочитая ему гордое небытие?

3. Есть ли выбор у человека перед лицом вечного вопроса: «быть или не быть»? В какой мере разрешена возникающая здесь коллизия?

 

«Быть иль не быть, вот в чем вопрос.

Достойно ль

Душе терпеть удары и щелчки

Обидчицы-судьбы иль лучше встретить

С оружьем море бед и положить конец волненьям?

Умереть. Забыться.

И все. И знать, что этот сон — предел

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель

Желанная? Скончаться. Сном забыться.

Уснуть. И видеть сны? Вот и ответ.

Какие сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят?

Вот объясненье. Вот что удлиняет

Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

А то кто снес бы униженье века,

Позор гоненья, выходки глупца,

Отринутую страсть, молчанье права,

Надменность власть имущих и судьбу

Больших заслуг перед судом ничтожеств,

Когда так просто сводит все концы

Удар кинжала? Кто бы согласился

Кряхтя, под ношей жизненной плестись,

Когда бы неизвестность после смерти,

Боязнь страны, откуда ни один

Не возвращался, не склоняла воли

Мириться лучше со знакомым злом,

Чем бегством к незнакомому стремиться.

Так всех нас в трусов превращает мысль.

Так блекнет цвет решимости природной

При тусклом свете бледного ума,

И замыслы с размахом и почином

Меняют путь и терпят неуспех

У самой цели»[339].

Вопросы:

1. Какую роль в жизни человека играет его воля? Что значит «волить риск»?

2. Какие изменения в наличное бытие человека (Dasien) вносит техника как форма его волевой деятельности?

3. Какое превращение при этом претерпевает само наличное бытие?

«..Но мы,

Мы прежде, чем растенье или зверь,

Идем одной дорогой с риском, волим риск».

(Р.М. Рильке)

«То, что названо здесь волением, — это пробивание себе пути.. Такое воление определяет сущность человека нового времени, хотя он поначалу и не ведает всей широты воления…

…Для такого воления все наперед (потому и в дальнейшем) неудержимо превращается в материал составления, пробивающего себе путь. Земля и атмосфера Земли превращаются в сырье. Человек делается людским материалом, который в нужный момент пускается вход, ради достижения предварительно поставленных целей. Преднамеренное составление мира неукоснительно пробивает себе путь, а все это устраивается как состояние человеческого приказывания — вот процесс, который выступает наружу из скрытой сущности техники…

Современная наука и тоталитарное государство, будучи неизбежными следствиями сущности технического, вместе с тем составляют ее свиту. То же можно сказать и о тех формах и средствах, которые пускаются в ход в целях организации мирового общественного мнения и повседневных представлений людей. Не только все живое опредмечивается средствами техники путем разведения и потребления, но полным ходом идет наступление атомной физики на явление живого как такового»[340].

 

Основная литература из фондов библиотеки ЮУрГУ:

1. Апрелева В.А. Философские эссе о жизни и смерти: монография // В.А. Апрелева. 2006.

2. Бачинин В.А. Философия: энциклопедический словарь // В.А. Бачинин. — М., 2005.

3. Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для студентов технических вузов // Е.Е. Ермакова. — М., 2004.

4. Горелов А.А. История мировых религий: учебное пособие // А.А. Горелов. — М., 2006.

5. Кузнецов В.Г. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник // В.Г. Кузнецов и др. — М., 2005.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов // А.Г. Спиркин. — М.,.2006.

7. Философия: Учебное пособие // под ред. Кохановского В.П. — М., 2007.

8. Хрестоматия по истории философии (западная философия): учебное пособие: в 3ч. — М., 2001.

 

Первоисточники:

1. Гертман Н. Основной онтологический вопрос // К основоположению онтологии. — СПб., 2003.

2. Зиммель Г. Избранное. Т.2: Созерцание жизни. — М.: Юрист, 1996.

3. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

4. Кассирер Э. Опыт о человеке // Философские науки. 1991. № 7.

5. Мерло-Понти М. Око и дух. — М., 1992.

6. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

7. Франк С.Л. Смысл жизни //Вопросы философии. № 6. 1990.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. Хрестоматия по истории философии. В 3 т. Т. 3. М., 1998.

9. Фромм Э. Иметь или быть. М., 2006.

10. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 2004.

11. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 2004.

 

Дополнительная литература:

1. Барабанщикова В.А. Онтологические характеристики перцептивного процесса // Психологический журнал. — 2001.

2. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. № 7

3. Кормер В.Ф. Человек плюс машина // Вопросы философии. 1997. № 8.

4. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии.1991, №6.

5. Флоренский П.А. Время пространства человека // Экология и жизнь. — 2003. — №6.

6. Эстетическая антропология: коллективная монография // под ред. М.Н. Щербинина. — Тюмень, 2007.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сопоставьте различные концепции происхождения человека в религии, науке и философии.

2. Существуют ли реально «общечеловеческие ценности» и какие именно?

3. Человек и личность — это тождественные понятия. Можно ли согласиться с данным суждением, и какие выводы из этого следуют?

4. Имеет ли смысл человеческая жизнь? Какие варианты философских ответов вы знаете?

5. «Экономика — это ключ к пониманию жизни человека вообще». В каком философском направлении нашло отражение такое понимание сущности человека?

6. «Человек — это общественное животное, обладающее разумом». Кому из известных философов принадлежит это высказывание?

7. Каково соотношение биологической и социальной эволюции в истории человечества?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.