Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиционные религии России как основа межнациональных и межконфессиональных отношений




Воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения в служебных коллективах органов внутренних дел

 

Народы мира стремятся, с одной стороны, к взаимосближению, а с другой — к сохранению собственной социокультурной идентичности. В связи с этим усиливается взаимозависимость народов, интернационализируются все стороны человеческой жизнедеятельности.

Общение людей различных национальностей и различных религиозных конфессий — сложный процесс, затрагивающий многие стороны социально-бытовой, производственной и духовной жизнедеятельности. С одной стороны, люди осознают, пропагандируют собственную национальную специфику, с другой — познают и оценивают инонациональные, общечеловеческие ценности.

Будущее противоречивого и единого человеческого сообщества, многонациональных и межконфессиональных государств и регионов зависит не только от деятельности международных организаций и государственных органов власти по регулированию отношений народов, но и во все возрастающей мере от воспитания граждан в духе признания равенства народов, веротерпимости, формирования общечеловеческих, патриотических и национальных чувств. Многонациональность нашего государства, противоречивость отношений народов рождают множество сложных проблем, в разрешении которых важное место занимает воспитание у сотрудников органов внутренних дел культуры межнационального и межконфессионального общения.

Любая деятельность в многонациональном обществе (равно в многонациональном коллективе) в потенции содержит в себе возможность обострения отношений между людьми на национальной и на религиозной почве. Правоохранительная деятельность требует взаимопонимания людей, ее осуществляющих, единства их действий, согласно соответствующих инструкций и указаний директивных органов. Она объект материальной и духовной культуры.

Правоохранительная деятельность, ее функционирование и развитие оказывается в прямой зависимости от состояния межнационального общения людей, ее осуществляющих.

Современные национальные и конфессиональные отношения связаны с глубинными преобразованиями во всех сферах жизни общества, с ростом национального самосознания и национальных предубеждений, религиозных столкновений, взаимных недоверий и оскорблений, которые зачастую имеют под собой реальную почву, коренящуюся в самих противоречиях исторического развития российского многонационального и многоконфессионального государства.

Все народы России имеют собственный традиционный уклад жизни, историю, культуру, мифы, легенды, предания, национальную одежду, обычаи, особенности быта, самобытные духовно-нравственные корни и т. д. А потому, в управлении межнациональным и межконфессинальным общением в коллективах силовых структур необходимо оперативно регулировать и учитывать все нюансы, связанные с этническими взаимодействиями. От этого зависит, конечном счете, не только сплоченность, нравственная сила коллектива, его способность выполнять служебный долг, но и возможность избежать межнациональных коллизий и гармонизировать национальные отношения на общегосударственном уровне.

Вышеизложенное убеждает в необходимости воспитания у сотрудников органов внутренних дел культуры межнационального и межконфессионального общения в самостоятельную ветвь педагогической науки.

Российская милиция, образно говоря, есть слепок общества. Все деформации политического, экономического, социального развития страны, все «болячки» нашего общества воспринимаются, конечно, и милицией. Между тем, в принятой 19 июня 1996 года и действовавшей до 1 февраля 2007 года директиве МВД России № 1 «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» проведение целенаправленной воспитательной работы с сотрудниками определялось как приоритетная часть управленческой деятельности руководителей. Однако такое важнейшее направление воспитательной деятельности, как интернациональное воспитание, в указанном документе отсутствовало вообще.

Предметом педагогики межнационального и межконфессионального общения является воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Она разрабатывает методологию и теорию воспитания культуры межнационального общения; изучает цель, задачи, принципы, методы, формы воспитания; раскрывает сущность и содержание процесса воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: обобщает опыт воспитания людей разных наций и конфессий в духе взаимопонимания.

Педагогическая интеграция знаний ряда наук (философии, социологии, этнологии, языкознания, социальной и общей психологии), анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания людей разных наций и конфессий в духе взаимоуважения позволяет разработать методологические и теоретические основы педагогики межнационального и межконфессионального общения, представляющие собой внутренне дифференцированную, но целостную систему, предполагающую просвещение в области традиционных для данной страны конфессий. В частности для России тема православия, ислама, буддизма, иудаизма является традиционой.

Одной из древнейших религий в нашей стране является буддизм, распространенная в странах юго-восточной Азии, Тибета, Монголии и др. В нашей стране последователями данной религии является в основном жители республик Тыва, Калмыкия, Алтайской Республики и др. Данная религия не является ни монотеистической, ни политеистический. Главное в ней — избавиться от желаний, потребностей, поскольку, по мнению ее основателя Шакьямуни Гаутами (Будды), именно в них заключаются все несчастья в мире. По существу буддизм это религия небытия, поэтому в ней нет бессмертной души, нет идей Бога, как личности, как творца вселенной. Буддизм это по существу путь к просветлению (Будда переводится как просветленный), т.е. последовательному искоренению в себе желаний, пагубных привычек и мотивов поведения. Продвижению по этому пути должна служить медитация, т. е. особо сосредоточенное размышление, предлагающее использование методов сознательного контроля и управления техническими процессами, при этом человек, как бы отстраняется от всего сущего, в том числе от своей личности, и впадает в нирвану. Способом ее достижения является аскетическая жизнь во время многих перевоплощений. При этом ценятся такие качества, как доброта, любовь великодушие терпимость по отношению к другим живым существам, мудрость, — те качества, которые присуще и другим традиционным религиям России и способствует мирному сосуществованию людей разных конфессий и национальностей.

Иудаизм — первая в мире монотеистическая религия, основанная на идеи поклонения Единому Богу, личности, творцу мира, который через Моисея на горе Синай заключил с «избранным народом» (так называют себя до сих пор иудеи) союз. Основные принципы иудаизма, которые отражены в Завете: «Не сотвори себе кумира», «Не произноси имя Господа бога твоего всуе», «Почитай отца и мать твою», «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй» и др. — по существу своему разделяют все мировые конфессии и народы и являются принципами современной цивилизации.

Основное вероучение иудеев изложено в Библии — Старом Завете. С течением времени в Моисеев закон были включены и другие нравственные предписания. Смысл их сводится к милосердию, справедливости, бескорыстию, соблюдению чистоты и благолепия и т. д. Эти представления складывались постепенно и кодифицировались в Талмуде.

Квинтэссенция Старого завета заключается в идее богоизбранности еврейского народа и в исключительной вере во всемогущего Бога, что сыграло немалую роль в истории и судьбах еврейского народа даже тогда, когда еврейское государство перестало существовать (I в. н. э.) почти на две тысячи лет, а евреи расселились по всему миру.

После отвержения евреями Нового Завета, т.е. Христианства, иудаизм претерпел существенные изменения. Израиль создал себе ту религию, которую ему мешали сотворить Пророки — религии самообожествления.

За все прошедшие века отношение евреев к другим народам и верованиям и других народов к ним было весьма сложно и подчас трагично. Идея богоизбранности еврейского народа не могла восприниматься как должное ни в христианских, ни в мусульманских странах, что часто приводило к гонениям на них.

Основными принципами и в настоящее время для евреев выступают обязательное соблюдение субботы, обрезание, потребление т. н. «чистой пищи». Центром жизни еврейской общины, к какой бы стране она не находилась, является синагога, а руководителем — раввин, основной толкователь Торы.

Основное занятие евреев после падения Израиля и поселения их в различных странах Африки, Востока, Европы стало ростовщичество, торговля, ремесленничество, финансовые операции, банковское дело. В средние века их услугами в финансовом отношении пользовались дворяне, купцы и даже короли.

В XIX в. созрела идея объединения всех евреев вокруг Израиля, что способствовало формированию сионизма, отношение к которому весьма неоднозначно ввиду того, что отдельные его представители продолжают насаждать среди последователей иудаизма идею мирового господства посредством слияния с масонством, проникновения в общественные, культурные, финансовые структуры национальных государств.

В настоящее время значительное число евреев проживает в США. Так, из 6 млн жителей Чикаго — 2 млн составляют евреи. Не случайно основным политическим, стратегическим и финансовым партнером государства Израиль являются США.

Ислам (в переводе с арабского — «предание себя Богу» или «покорность») — наиболее молодая из мировых религий (VII в н. э.). Его основатель — Мухаммед. Родившийся в арабской семье, он в отроческом возрасте неоднократно посещал Сирию (христианская страна), Израиль, где ознакомился как с христианством, так и иудаизмом. Поэтому нет ничего удивительного, что современный ислам признает пророками и Моисея, и Христа, почитает и Матерь Божью — Мариам (Марию).

Становление ислама прошло несколько этапов. Первоначальный период, который Мухаммед начал в Мекке, был насыщен проповедями братской любви и милосердия, необходимостью очищать себя молитвами, быть честным и справедливым, ненасилием, мира. Он утверждал, что война противоречит проповедям Аллаха и всему духу ислама.

Однако впоследствии, когда он с группой своих последователей был вынужден переселиться из Мекки в Медину, многие принципы претерпели изменения, поскольку он был вынужден вести войну с язычниками Мекки и другими языческими племенами. Сначала была разрешена «свыше» оборонительная война, а затем война за веру и, наконец, т. н. «джихад» — священная война, против неверных (гяуров), к числу которых были отнесены все не мусульмане, что позволило создать из вчерашних кочевников мировую державу.

Основные идеи ислама изложены в Коране, который явился сводом конституционных и морально-нравственных уложений, которые, в свою очередь, породили и дали долгую жизнь такой государственности как халифат.

Таким образом, ислам и исламская культура вышли на мировую арену еще в раннем средневековье и из религии арабов-бедуинов превратились во вторую после христианства цивилизацию. К тому времени на базе Корана и Сунны («священное предание») был разработан Шариат — свод феодально-мусульманского права.

Символ веры мусульман очень прост: свидетельство, что нет никакого божества кроме Аллаха, и что Мухаммед — его пророк. К числу основных догматов веры относятся: очищение милостыней своего имущества; соблюдение поста в течение девятого месяца лунного года (рамазан); совершение хаджа (паломничества) в Мекку; ежедневная молитва в память о главном исповедании веры.

В исламе, как и в других религиях, отражаются нравственные принципы и традиции народов, среди которых он распространен: уважение жизни, чести и собственности единоверцев; почтение старших; забота о вдовах и сиротах, то есть тем принципам, на основании которых живут в мире и согласии различные народы и конфессии России.

Мусульманство, как и другие мировые религии, не является единым. Уже в первом веке своего существования оно разделилось на два направления — суннизм и шиизм.

Суннизм — ортодоксальное направление ислама, шиизм — подвергал Коран особому толкованию, разработал свое священное предание и не признавал халифа главой государства. В дальнейшем появилось несколько течений и около 70 сект. Для него уже в XII в. стало характерным возникновение различных религиозно-мистических сообществ, среди которых в средние века наиболее распространенной явилась секта «ассасинов» или «хашишинов», т. е. лиц употреблявших наркотики (хашиш).

Секта носила ярко выраженный тоталитарный характер. К сожалению, и в настоящее время существуют организации, поддерживающие идею «джихада», приверженцами которого являются и террористы.

Видя бесперспективность подобных путей, наиболее разумные улеми (богословы) ислама, муллы и другие духовные лица делают упор на высказывание Мухаммеда о мире и согласии. Именно союз с разумными силами ислама, борющимися с фанатиками и авантюристами, способен разрешить проблему противостояния народов и религий и не только в России, но и во всем мире.

Не только к традиционной, но и духовнообразующей религией государство Российского относится, в первую очередь, православие, являющееся не просто одной из ветвей христианства, но сохранившей с I века и до наших дней догматы и принципы, заложенные самим основателем христианства — Иисусом Христом и его апостолами.

Православие пришло на Русь еще до разделения христианства на православие, католичество и протестантизм и потому сохранило, в отличии от католицизма, например, чистоту веры, отраженную в IV веке в Никео-Константинопольских соборах. Символом веры с тех времен в Православии провозглашается вера в существование единого Бога Отца, сотворившего мир видимый и невидимый; вера в Сына Божьего Иисуса Христа, единосущного Бога, сошедшего с небес, родившегося от девы Марии, распятого при Понтии Пилате, воскресшего в третий день, вознесшегося на небеса сидящего одесную отца; вера в Духа святого, исходящего от Бога отца; вера в единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь; исповедуется единокрещение; вера в воскресение мертвых; вера в будущую жизнь после страшного суда и второго пришествия Христа.

Для Православия одним из основных догматов является также догмат о Святой Троице, суть которого состоит в том, что Бог един, но троичен, он соединяет в себе три лица — Бога Отца, Бога сына и Святого Духа. Но это не три различных Бога, а единое божественное существо. Особое место занимает второе лицо Троицы — Бог Сын — Спаситель человечества Иисус Христос, который был рожден от Отца до сотворения мира (и времени), т. е. существовал всегда.

В Православии Бог — Личность, но это не Абсолют, как в Буддизме. Бога нельзя изучать логически или при наличии научных экспериментов. Но в то же время Христианский, Православный Бог — это не чувство. Иисус Христос — историческая личность, обыкновенная реальность.

Несмотря на то, что официальное крещение Руси относится к 988 году, на самом деле Православие начало проникать на Русь гораздо раньше. По свидетельству историков III–V вв. в Скифии (так в то время называлась территория Причерноморья и Днепра) проповедовал Андрей Первозванный (один из 12 апостолов Христа). Не случайно на Руси воинов награждали орденами его имени, а морской флаг — до сих пор носит его имя. В Новгороде и в Киеве до официального крещения Руси имелись православные церкви и дома христиан. Княгиня Ольга, мать князя Святослава, крестилась в Константинополе задолго до 988 года.

Значение Православия в жизни и исторической судьбе России велико. Оно сплотило политический организм России и упрочило ее могущество. Православие создало великое тело России и одухотворило его, стало поистине душой России. Никакие другие узы — политические, экономические, законодательные, завоевательные, образовательные, не в состоянии были сделать подобные превращения. Единая вера объединила многие славянские и неславянские племена в единое государство — Русь.

С православием на Русь пришла письменность, образование. Оно сформировало и личность русского человека — его доброту, жалостливость, незлобие, самоотверженность, скромность, всепрощение и любовь — именно те христианские добродетели, которые стали исконно русскими.

Разрушение Православия, начавшееся с Петра I, уничтожившего Патриархию, проникновение католицизма и протестантизма в среду высшего общества, а также протестантизма и атеизма в среду интеллигенции и, позднее — уничтожение Николая II со всей его семьей стали одной из причин трагических событий XX в. с его революциями, войнами, государственным атеизмом, приводящим сегодня подчас к идолопоклонству, сектанству, сатанизму. «Идолы требуют жертв. На смену вчерашнего атеизма идет новое и еще более страшное рабство, подчинение магическим стихийным силам, началом саморазрушения. Сегодня перед Россией в плане религиозном все более отчетливо обрисовывается жестко поставленная дилемма: неоязычество или православие»[165].

Подобный исход во многом затруднит нормальные межнациональные и межконфессиональные отношения.

 

3.2. Цели, задачи и принципы воспитания культуры межнационального и межконфессионального общения

 

Цели воспитания порождаются условиями и потребностями экономического, политического и культурного развития общества. В них отражается социальный заказ государства по формированию у своих граждан морально-этических и иных человеческих качеств. Составной частью такого заказа для многонационального государства становится воспитание у всех граждан общегосударственного патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости.

Формирование целей воспитания в многонациональном государстве осуществляется в соответствии с интересами этно-конфессионального состава населения, характером взаимоотношений народов и национально-территориальных образований, входящих в федерацию. Цели воспитания отражают уровень цивилизации общества, его демократические характеристики и состояние развития психолого-педагогических наук. Важно заметить, что общество выдвигает реально достижимые цели. Известно, что разумные цели есть осознанная потребность, причем степень и формы такой осознанности могут быть различными. Только хорошо осознанная цель может дать воспитателям верное направление, помочь им добиться успехов.

Для России, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессиональных стран мира, важнейшей целью воспитания стало формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Так, в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации[166] сказано: «Обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».

Определенная государством общая цель — воспитание культуры межнационального и межконфессионального общения — дифференцируется в реально выполнимых (семьей, учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ, общественными организациями) конкретных задачах.

Обусловленные общей целью задачи призваны учитывать потребности развития многонационального, многоконфессионального общества и социальные идеалы, которые могли бы стать привлекательными для народов, составляющих федерацию. Задачи воспитания вытекают не только из общей цели, определяемой сущностью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руководствуясь этим характерным для многонационального государства исходным положением, основываясь на анализе взаимоотношений народов России, учитывая их стремление к совместной жизни и укреплению общего федеративного Отечества, определена следующая система задач по воспитанию у граждан страны культуры межнационального общения:

· воспитание любви к Отечеству — Российской Федерации и многонациональному народу, воспитание уважительного отношения к согражданам;

· воспитание российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу);

· воспитание чувств и сознания дружбы народов Российской Федерации, формирование уважительного отношения к их историческим традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;

· воспитание любви к родному языку, культуре и истории своего народа, формирование национальных чувств и сознания, которые сочетаются с чувствами и сознанием гражданина-патриота России;

· воспитание уважительного отношения к русскому народу, осмысление его роли в становлении и развитии российской государственности, воспитание уважения к русскому языку как важнейшему средству межнационального общения и взаимосближения народов России;

· воспитание уважения к международным нормам прав человека и народов, формирование правового сознания и правовой культуры;

· воспитание сознания равенства всех народов и граждан страны перед законом; формирование глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации;

· формирование общечеловеческих чувств и сознания;

· обеспечение сочетания национального (этнического), общенационально-патриотического (российского), общечеловеческого (родового) в формировании чувств и самосознания;

· воспитание уважения к общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов;

· воспитание уважения равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии;

· воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли, их суверенитету, национальным особенностям;

· формирование глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой цивилизации (мир, безопасность, свобода, возможность для каждого народа определять свою судьбу, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности);

· воспитание уважения к мировым языкам и языкам межнационального общения, сопровождение этой работы разъяснением безусловного права всех народов на свободное пользование родным языком;

· воспитание уважения к национальному достоинству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям; формирование тактичности в оценке традиций, обычаев, ритуалов разных народов;

· воспитание уважительного отношения к национальной и конфессиональной принадлежности человека, к этнокультурным и религиозным запросам людей;

· воспитание уважения к малочисленным народам, национальным меньшинствам, этническим группам, их языкам, традициям, образу жизни, формирование у представителей малых этносов чувств и сознания локального, национального и общероссийского;

· воспитание уважительного отношения к диаспоре, иммигрантам, беженцам, к их этнокультурным запросам и интересам;

· воспитание в духе сопереживания, понимание чувств и желаний людей; формирование гражданской заинтересованности и уважении, заботе, числе с представителями разных национальностей); сообщение знаний о человечестве, народах и расах; формирование позитивного опыта общения людей различных этносов и культур;

· воспитание умений обеспечивать волевое управление эмоциональной сферой своего поведения, приучение предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную напряженность в отношениях между людьми разных национальностей, формирование обстановки уважения, дружелюбия и доверия к окружающим, их культуре, языку и традициям;

· воспитание способности распознавать психологическое состояние людей, оказавшихся вовлеченными в межнациональные трения, конфликты;

· формирование непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности;

· воспитание веротерпимости и уважения религиозных чувств людей;

· воспитание уважения к положениям Конституции о том, что Россия является светским государством, где религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, всем гражданам гарантируется свобода совести и вероисповедания, образование носит светский характер;

· воспитание положительного отношения к мировым религиям, их деятельности по мирному решению национальных, расовых, религиозных конфликтов;

· воспитание отрицательного отношения к деятельности деструктивных, тоталитарных, религиозных организаций, экстрасенсов, современных колдунов, пробуждающих низменные качества, поощряющих насилие.

Принципы воспитания культуры межнационального общения вытекают из характера сложившихся в стране межнациональных, межконфессиональных отношений, федеративного типа государственного устройства и национальной политики, закрепленной в законодательных актах. Определение принципов воспитания культуры межнационального общения зависит также от специфики и особенностей проявления межнациональных и межконфессиональных отношений в различных регионах страны (национальные округа, области, республики, края, губернии).

В принципах воспитания культуры межнационального общения находят отражение положения и установки государственной национальной политики России и определенные в ней основные принципы этой политики[167]. К этим принципам относятся:

▬ равенство прав и свобод человека и гражданина независимо его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

▬ запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

▬ сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

▬ равенство всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

▬ гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

▬ право каждого гражданина определить и указывать национальную принадлежность без всякого принуждения;

▬ противодействий розни, ненависти либо вражды;

▬ защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Органы внутренних дел должны, соблюдая принципы государственной национальной политики, регулировать отношения народов страны, налаживать их совместную мирную жизнь, укреплять общую многонациональную Родину. Такое регулирование осуществляется на уровне этнических общностей и национально-территориальных образований.

Сотрудники органов внутренних дел, руководствуясь принципами воспитания культуры межнационального общения, призваны содействовать укреплению дружеских отношений народов России (на психологическом, межличностном уровнях) через воспитание у граждан чувств российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости.

Принципы воспитания культуры межнационального общения составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой возможно обеспечивать эффективное выполнение целей и задач воспитания. При этом воспитание должно быть направленно против пропаганды расизма, национализма и религиозной розни; должно опираться на положительное во взаимоотношениях народов и религиозных конфессий страны, гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культуры, традициям; на учет в воспитании религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий, сотрудничество с традиционными религиями в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.