Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение культуры: многообразие и многозначность подходов в ее исследовании




Вопросы для повторения

1. Какова структура современного культурологического знания.

2. Назовите предмет, цель и задачи изучения в культурологии.

3. Определите направления исследований фундаментальной и прикладной культурологии.

4. Какие методы исследований используются в культурологии? Назовите заимствованные

из других наук и собственно культурологические.

5. Кто из ученых оказал влияние на формирование культурологии как науки?

6. Каковы проблемы, рассматриваемые в отечественной культурологической мысли?

 

Глава 2. Феномен культуры

Появление понятия «культура» в языке, философии и науки. В обыденном сознании под культурой мы чаще всего понимаем правила поведения, умение следовать им, воспитанность и образованность.В данном случае слово «культура» служит оценочным понятием и относится к чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью.За этим словом закрепляются те или иные духовные ее разновидности — религия, наука, искусство, образование и т. д. Им мы оцениваем и умения человека в материальном производстве (культура земледелия, садоводства), в общении (культура речи).

Однако из простого перечисления различных вариантов использования слова «культура», сколь бы длинен ни был их список, нелегко понять, что имеется в виду под этим словом, каков его общий смысл. Более того, разнообразие словоупотребления здесь таково, что возникает даже сомнение: можно ли вообще свести его к какому-либо единому смыслу?

Многозначность использования слова «культура» обусловлена многообразием реальных форм ее существования, которая в раз­личные времена и у разных народов облекалась в самобытные язы­ковые конструкции.

Исторически в содержание культуры вкладывался различный смысл. В Древней Греции под тем, что современники именуют «куль­турой», понимали совокупность навыков и умений, воспитанность, следование греческой традиции. Философ Демо­крит (V в. до н.э.) определял культуру как «вторую натуру». В античном сознании понятие культуры отождествляется с понятием «пайдейя», т.е. «образованность». Пайдейя, по опреде­лению Платона, означает «руководство к изменению человека, всего его существа».

В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под куль­турой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Природа — естествен­ное, культура — искусственное. Но, как это часто случается, исходное, «узкое» значение слова постепенно меняется, переходя в широкую язы­ковую категорию. Сначала расширение термина выглядит как остро­умная метафора, а позже становится привычным. Уже у Цицерона мы встречаем выражение: «философия есть культура души». Подобно то­му, как плуг, взрыхляя почву, готовит ее к посеву, философия возвы­шает и просветляет душу человека, делая ее восприимчивой к истине, добру и свету. То же самое можно сказать о религии, науке, искусстве — всей духовной культуре.

Понятие культуры обогащается в процессе развития языка, филосо­фии, науки. В нем появляются все новые оттенки.

В каждом национальном языке это понятие имеет свою специфику, обусловленную историей и образом жизни народа. Иногда понятие, принятое в одних языках, в других передается иными словами. Хотя слово «культура» впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX века оно не получило.

Его сегодняшнее значение передавалось тогда слова­ми «образованность», «гуманность», «просвещение», «разум», «воспи­танность». У А.С. Пушкина, который, по-видимому, вообще не упот­реблял слово «культура», хотя не мог не знать его, мы читаем: «Уважение к минувшему — вот черта, которая отличает гуманность от варварст­ва». Или: «Европейское просвещение причалило к берегам Невы». В известной статье И.В. Киреевского «О началах просвещения в России и в Европе» мы ожидаем узнать об устройстве школ, содержании обра­зования, но узнаем на самом деле об особенностях русской религии, языка, государственности.

В Европу слово «культура» пришло чуть ли не на столетие раньше, чем в Россию. В философский, а за­тем научный и повседневный обиход первым его за­пустил немецкий просветитель И.К. Аделунга, вы­пустивший в 1782 г. книгу «Опыт истории культуры человеческого рода». А спустя два года вышел в свет первый том книги его выдающегося соотечественника И.Г. Гердера (1744—1803) «Идеи к философии и исто­рии человечества», где слово «Kulture» уже перестает служить метафорой, но наполняется теоретическим и философским содержанием. Гердер проповедовал на­циональную самобытность искусства, утверждал исто­рическое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Он первым предложил упот­реблять термин «культура» во множественном числе, подчеркивая тем самым уникальность различных на­циональных культур.

В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два оттенка: первый — господство над природой с по­мощью знания и ремесел, второй — духовное богатст­во личности. О том, что новый термин еще не успел прижиться, свидетельствует хотя бы тот факт, что два великих немецких философа Кант (1724—1804) и Ге­гель (1770—1831) почти не употребляли слово «куль­тура». Гегель заменял его термином «Bildung» (образо­вание), а Кант, хотя изредка и пользовался им, сводил культуру к дисциплине ума. По Канту, суть культуры заключается в господстве морального долга над про­явлениями чувств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.