КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смыслы, коды и универсалии культуры
Артефакты (предметы культуры) имеют не только объективную, но и субъективную определенность: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Она появляется у них потому, что человек «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т.д. Смысл любого предмета — в его предназначении, роли, функциях: смысл станка — в том, что он нужен для производства, автомобиля — в его использовании как средства передвижения и т.п. Но помимо этого, названные вещи могут иметь и иной смысл: главным смыслом автомобиля для владельца роскошного «Роллс-ройса» может быть престижность этой марки. Смысл – это общая соотнесенность и связь всех относящихся к понимаемой ситуации явлений. Смысл всегда ситуативен, он определяется множеством факторов: ситуацией, с которой связано понимание, самоопределением человека, его установками, ценностями и целями, знаниями, структурами деятельности и многим другим. Предметы, взятые сами по себе, вне их отношения к человеку, никакого смысла не имеют. Можно сколько угодно изучать египетскую пирамиду, исследовать ее строение, проводить физико-химические анализы и т. д., но обнаружить в ней какой-либо смысл не удастся, если ее рассматривать просто как физическое тело. Ее смысл существует не в ней самой, а в культуре, произведением которой она является, И чтобы понять его, надо изучать эту культуру, а не только пирамиду. Смыслы имеют несколько уровней: 1) «здравый смысл» - это смысл, уже проявившийся на уровне сознания, рационализированный и общепринятый; он совпадает со значением и выражается словесным (вербальным) способом; 2) непроявленное содержание, связывающее человека с миром ценностей, законов, образцов поведения данной культуры; между этими крайними уровнями располагаются те горизонтали смысла, которые и нуждаются в коде. Если все феномены культуры рассмотреть как факты коммуникации, как сообщения, то понять их можно лишь в соотнесении с каким-то посредником, потому что связь знаковых систем с отражаемой ими реальностью не является непосредственной. Потребность в таком посреднике обнаруживается тогда, когда различные феномены сравниваются между собой и сводятся в единую систему. Поэтому и необходима система особых смыслоразличимых признаков — кодов культуры. Одной из попыток интерпретировать культуру как некое единство основополагающих кодов являются работы Мишеля Фуко (1926-1984). Само понятие «код» появилось впервые в технике связи (телеграфный код, код Морзе), в вычислительной технике, математике, кибернетике, генетике (генетический код). Без кодирования невозможны построение искусственных языков, машинный перевод, шифровка и дешифровка текстов. Во всех этих словоупотреблениях не требуется обращения к смыслу кодированных сообщений. При этом под кодом понимается совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения. Необходимость в культурном коде возникает только тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла. Мир сигналов — это мир отдельных единиц, рассчитываемых в битах информации, а мир смысла — те значащие формы, которые организуют связь человека с миром идей, образов и ценностей данной культуры. В языках культуры код — то, что позволяет понять преобразование значения в смысл. Код — модель правила формирования ряда конкретных сообщений. Все коды могут быть сопоставлены между собой на базе общего кода, более простого и всеобъемлющего. Сообщение, культурный текст могут открываться разным прочтениям в зависимости от используемого кода. Код позволяет проникнуть на смысловой уровень культуры, без знания кода культурный текст окажется закрытым, непонятным, невоспринятым. Человек будет видеть систему знаков, а не систему значений и смыслов. Знание кода иной культуры, эпохи позволяет проникнуть в нее и осмыслить. Культурный код эпохи — система символических смыслообразующих знаков, концептуально емко выражающая основные характеристики культурной эпохи, наиболее ярких черт эпохи (средневековый храм, Возрождение — идея универсальности человека, Богочеловек).
Основной код культуры должен обладать следующими характеристиками: - самодостаточностью для производства, трансляции и сохранения человеческой культуры; - открытостью к изменениям; - универсальностью. Культурные универсалии (универсалии от лат. universalis – общий) — понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: древних и новых, малых и больших. Универсалии культуры – это основы понимания мира и места человека в нем, формирующиеся у каждого человека в процессе социализации и задающих систему координат, исходя из которых человек воспринимает явления действительности*. Набор культурных универсалий достаточно стабилен (мир, изменение, причина, целое – как универсалии объектного ряда; человек, счастье, государство, честь, справедливость – как универсалии субъектного ряда), а их содержание специфицируется в различных традициях.
Выводы 1. Культурная картина мира – это целостный образ мира, который формируется в рамках исходных мировоззренческих установок. Понятия о картине мира могут различаться в зависимости от объекта отражения или определяться особенностями сознания, характера и психологии человека как представителя эпохи, страны, культуры, нации или профессиональной группы. С тематико-содержательной точки зрения можно выделить следующие типы культурных картин мира: научную, эстетическую, религиозную, этическую, правовую и др. 2. Культурные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения; идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Выделяют нормы: институциональные, конвенциональные, статистические. 3. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, допустимое и запретное, красоту и безобразие, справедливое и несправедливое и т.д. Виды ценностей: витальные, экономические, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические ценности. 4. Знак – материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающей его. Вся совокупность знаковых средств может быть представлена следующими типами: знаки-обозначения, знаки-модели, символы. Символ — знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. 5. Предметы культуры наполняются смыслом благодаря духовной творческой активности человека; они приобретают субъективную определенность. Культурный код – совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека. 6. Символ, смысл и культурный код – культурологические понятия, интерпретация которых зависит от уровня понимания, мировоззренческих представлений, культурных ситуаций, окружения. Каждая культура обладает сложными символическими системами и системами кодирования.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |