КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммерческие службы торговых организаций, их функции
Характеристика основных элементов, определяющих содержание коммерческой деятельности Элементы коммерческой деятельности Рассмотрим основные элементы, отражающие содержание коммерческой деятельности. • Информационное обеспечение коммерческой деятельности. Главным источником получения необходимой коммерческой информации является комплексное изучение рынка. Важно знать спрос и предложение, конъюнктуру рынка, сведения о товаре, его потребительских свойствах, качестве, назначении. Для успешной работы на рынке следует детально изучить потребителя (количество обслуживаемого населения, его структуру, социальный состав, покупательную способность) и конкурентов (их сильные и слабые стороны, потенциальные возможности и намерения). • Определение потребности в товарах. На данном этапе коммерческой работы следует, базируясь на необходимой информации, определить емкость рынка и его сегментов, обосновать ассортиментную структуру товаров, сроки поставок и размеры единовременных партий. • Выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов распределения. Эта работа начинается с изучения возможных источников поступления товаров, размещения предприятий-изготовителей, объемов и структуры, предлагаемых ими товаров, условий поставок, формы расчетов и методов отгрузки и т.д. На основе полученной информации выбираются партнеры, участники товародвижения, распределяются функции между ними. Это должно быть экономически обосновано. Выбирая партнеров для установления хозяйственных связей, следует стремиться к выявлению наиболее эффективного варианта. • Коммерческая деятельность по установлению хозяйственных связей между партнерами. После выбора партнеров по доведению товаров до потребителя осуществляются коммерческие операции по установлению хозяйственных связей. Эта работа предполагает определение формы хозяйственных связей, разработку проекта договора, переговорный процесс по согласованию условий договора, подписание договора.
• Организация оптовых закупок товаров. Наличие договорных отношений между поставщиком и покупателем предполагает возможность выбора организационных форм закупок, проведение закупок с использованием наиболее эффективных из них (оптовых ярмарок, биржевых площадок, тендерных торгов). Важно отстоять наиболее выгодные условия договоров, правильно оформить оптовые закупки и обеспечить выполнение договорных обязательств. • Коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров. На данном этапе необходимо выбрать форму оптовой продажи, обосновать целесообразность ее применения, определить операции, обеспечивающие эффективную продажу при складской и транзитной формах, правильно оформить продажи, контролировать выполнение условий договора. • Коммерческая деятельность по организации розничной продажи товаров. Эта часть коммерческой работы является весьма ответственной, так как именно в розничной торговой сети завершается процесс доведения товаров от производства до потребителя и происходит смена формы стоимости, выявляет ся, насколько успешной и целесообразной была вся предыдущая работа. Основными коммерческими операциями на данном этапе являются управление ассортиментом товаров в магазинах, обоснование частоты и размеров партий завоза, выбор форм и методов продажи, стимулирование продаж, формирование имиджа, мерчандайзинг. • Управление товарными ресурсами. Учитывая, что спрос на товары динамичен, а конъюнктура рынка изменчива, следует систематически контролировать состояние товарных запасов в торговле. Наличие товаров в размерах, превышающих потребности, ведет к замедлению оборачиваемости, увеличению затрат, связанных с их хранением и реализацией. Недостаток товаров может стать причиной снижения объемов реализации и уменьшения прибыли. Поэтому на данном этапе коммерческой работы необходимо формировать товарные ресурсы в соответствии со спросом, организовать ритмичное, бесперебойное товароснабжение нужными партиями, систематически следить за движением товаров, сроками реализации, своевременно принимать коммерческие решения по управлению ими.
• Работа по продвижению товара на рынок, обеспечивающая формирование спроса, стимулирование продажи товаров. Эта работа должна быть систематической и эффективной. Достигается за счет правильного выбора инструментов и средств, обеспечивающих эффективное их использование, обоснования целесообразности их применения, оценки результативности. Главная задача на данном этапе коммерческой деятельности—обеспечить эффективное рекламно-информационное сопровождение товара на рынке, формирование у покупателя положительного отношения к нему и побуждение к действию - приобретению товара. • Оказание услуг, сервисное сопровождение товаров. С развитием рынка товаров возникает необходимость расширять услуги, предоставляемые населению и партнерам по хозяйственным связям. По мере насыщения рынка товарами и усиления конкурентной борьбы услуги и их качество могут стать определяющими для привлечения покупателей и укрепления позиций на рынке. Услуги должны сопровождать товар на всем пути его движения. Они оказываются в допродажный период, в момент продажи и в послепродажный период. Задача состоит в том, чтобы изучить потребность покупателей в услугах и предложить те, которые они готовы оплатить. • Разработка коммерческой стратегии торговой организации. Предполагает проведение аналитической работы, использование коммерческой информации, определение миссии, целей и задач коммерческой деятельности, выработку стратегии, оценку ее эффективности, разработку тактики ее реализации с учетом потенциала торговой организации и рыночных условий, мониторинг выполнения, своевременную корректировку при изменении рыночных условий.
Взаимосвязь элементов коммерческой деятельности Коммерческая деятельность носит системный характер, так как состоит из отдельных элементов (частей), обеспечивающих реализацию определенных функций, объединенных для достижения общей цели. Эти элементы взаимодействуют между собой и окружающей средой. Элементы, формирующие коммерческую систему, рассмотрены выше. Подтверждением системности является наличие следующих свойств: • взаимодействие и целостность — предполагают, что элементы. входящие в коммерческую деятельность, предназначены для выполнения разных функций, но в совокупности обеспечивают единство цели и коммерческую направленность; • наличие тесной связи между элементами коммерческой деятельности — требует качественного выполнения каждого элемента для обеспечения эффективности системы в целом; • организация — обеспечивает работу всех элементов коммерческой системы в нужной последовательности и с необходимым результатом, что способствует упорядоченности и организованности; • интегративность — определяет комплексный подход к использованию всех элементов, обеспечивает совокупный эффект коммерческой системы. Ни один из элементов коммерческой системы нельзя исключить без ущерба для конечного результата. Ни один из элементов, взятый в отдельности, также не может обеспечить решение поставленных целей, но вместе в системе они усиливают положительный результат. Коммерческая деятельность осуществляется на всем пути поступления товара на рынок. Для того чтобы началось продвижение товаров, необходимо выполнить ряд коммерческих операций: расчет и обоснование потребности в товарах для региона как по объему, так и по структуре, выбор поставщиков и путей продвижения товаров, заключение договоров на поставку товаров. Только после этого начинается товародвижение. Далее следует определить коммерческие операции, которые необходимо выполнять в момент, когда товар попадает в сферу обращения, в оптовое звено: контроль исполнения договоров поставки, формирование ассортимента оптовых баз, воздействие на изготовителей товаров по вопросам выпуска необходимого ассортимента, заключение и выполнение договоров поставки с розничной торговлей, отработка системы товароснабжения.
В розничной торговле коммерческая работа предполагает организацию продажи товаров покупателям: формирование товарного ассортимента магазинов, выбор наиболее целесообразных методов продажи товаров и системы расчетов за них, активизация продажи и стимулирование сбыта, оказание услуг, сервисное обслуживание. Таким образом, можно выделить группы коммерческих операций, обслуживающих различные этапы коммерческого процесса (табл. 1.1). К первой группе относятся операции, которые выполняются при установлении взаимоотношений с организациями-изготовителями. Вторая группа включает коммерческую работу, регулирующую взаимоотношения оптовой и розничной торговли. Третья группа объединяет коммерческие операции, связанные с розничной продажей товаров. Четвертая группа включает операции, в разной степени необходимые на всем пути товародвижения от производителя до потребителя. Таблица 1.1
В зависимости от того, какой выбран путь товародвижения и система хозяйственных связей, определяется количество коммерчески операций, их последовательность и значимость. Учитывая, что коммерческая деятельность связана с продвижением товара на рынок и его реализацией, она является особым видом деятельности, которая имеет место всегда, когда происходит купля-продажа. Формы и методы ее осуществления неодинаковы в разных экономических условиях. В условиях рыночных отношений формы и методы коммерческой деятельности претерпевают существенные изменения и должны совершенствоваться. Главным должно стать внимание к интересам конечного потребителя. В рыночных условиях исключительное значение приобретает комплексное изучение рынка, требований к товарам и методам их продажи, а также к сервисному обслуживанию. Коммерсант обязан обеспечить эффективное использование механизма управления коммерческой деятельностью, что предполагает: • глубокое знание и умелое применение субъектами коммерческой деятельности новейших достижений при проведении коммерческих операций; • эффективное сочетание основных и обеспечивающих операций; • рациональное использование преимуществ, вытекающих из конкретной ситуации, в которой приходится осуществлять коммерческие операции; • умелое применение форм и методов торговли товарами, услугами и управление этим процессом. Открытость экономики обусловливает необходимость унификации элементов хозяйственного механизма, регулирующего сферу обмена, форм и методов ведения коммерческих операций. Особенности коммерческой деятельности в оптовой торговле Особенность коммерческой деятельности в оптовой торговле определена тем, что субъекты оптовой торговли закупают товары крупными партиями с целью последующей их продажи другим субъектам хозяйствования, как правило, более мелкими партиями, с прибылью для себя. Кроме того, возникает необходимость оказывать своим оптовым покупателям различные услуги. Это заставляет их вести поиск поставщиков товаров и потенциальных оптовых покупателей. Эффективность работы определяется тем, насколько выгодной будет разница между затратами и доходами при оптовых закупках и оптовой продаже в совокупности. Особенностью коммерческой деятельности в оптовой торговле являются необходимость накопления и создания условий сохранности товарных запасов, преобразование производственного ассортимента в торговый, обеспечение бесперебойного удовлетворения спроса своих покупателей как по объему, так и по ассортименту. Кроме того, особенность коммерческой работы на оптовом рынке предполагает выполнение сложной посреднической функции между производителями товаров и розничными торговыми организациями. Особенность коммерческой работы обусловлена также тем, что коммерческие службы оптовых торговых организаций должны иметь эффективную систему сбора, обработки и практического использования коммерческой информации, чтобы обеспечить активное влияние на формирование выпускаемой товаропроизводителями номенклатуры продукции. С другой стороны, коммерческая работа на оптовом рынке требует тесного взаимодействия со своими покупателями — розничными торговыми организациями, отдельными торговыми объектами. Возникает необходимость оказывать им посильную практическую помощь материального, рекламно-информационного, консультативного характера. Особенности коммерческой деятельности в розничной торговле Коммерческая работа в розничной торговле имеет свои специфические особенности. Именно здесь осуществляется признание или непризнание товара конечным потребителем. Если потребитель приходит к выводу, что товар, его сервисное сопровождение, наличие сопутствующих товаров, а также рыночная атрибутика (товарно-знаковая символика) соответствуют его требованиям, он его покупает. Происходит смена формы стоимости и компенсация затрат, связанных с производством и доведением товара до потребителя. Если же товар не нашел своего покупателя, то затраты растут с каждым днем его хранения. Такое положение отрицательно сказывается на конечных результатах розничной торговой организации. Частое повторение похожей ситуации может привести к финансовой несостоятельности торговой организации. Следовательно, можно сделать вывод, что успех коммерческой работы в розничной торговле во многом зависит от того, насколько квалифицированно и своевременно коммерческая служба сможет изучить, учесть и удовлетворить требования покупателей. Результат этой работы считается положительным, если торговая организация сможет сформировать конкурентоспособный ассортимент товаров и оперативно управлять им. Особенности коммерческой работы в розничной торговле определены формами и методами продажи, их стимулированием, сервисной политикой, необходимостью учета интересов огромного количества покупателей, требования которых изменчивы, а партии покупок небольшие. Коммерческие службы торговых организаций, их функции Коммерческие службы в зависимости от целей и задач имеют различную структуру и функции. В условиях рыночных отношений происходит уход от унифицированных организационных структур, так как возникает необходимость их формирования с учетом адаптации под конкретные цели и задачи. Можно выделить разные уровни организации коммерческой деятельности и управления ею: • макроуровень (народнохозяйственный); • мезоуровень (отраслевой); • микроуровень (уровень субъекта хозяйствования). На макроуровне ставится задача скоординировать действия всех участников коммерческой деятельности, сформировать механизм сбалансирования их интересов и правовое поле для эффективной работы. Она возложена на Совет Министров Республики Беларусь. На мезоуровне задачи по управлению торговлей возложены на Министерство торговли Республики Беларусь, которое подчинено Совету Министров Республики Беларусь. Решения, принимаемые Министерством торговли, являются обязательными к исполнению торговыми организациями на всех уровнях, для субъектов хозяйствования разных систем, организационно-правовых форм и форм собственности. Министерство торговли имеет вертикальную структуру, включающую управления (отделы) местных органов власти. Основными функциями с учетом современных рыночных стандартов являются: • проведение государственной политики в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания; • создание конкурентной среды, преодоление монополизма в сфере товарного обращения, обеспечение равноправия всех форм собственности в торговле; • координация деятельности всех государственных органов управления отраслью, местных исполнительных, распорядительных органов и общественных организаций, ликвидация региональных и ведомственных барьеров при передвижении товаров, обеспечение необходимых товарных потоков для удовлетворения потребностей внутреннего рынка; • мониторинг конъюнктуры внутреннего потребительского рынка, обеспечение доступа к полученной информации юридических лиц и предпринимателей к информации, необходимой для обоснования принимаемых решений; • стратегическое планирование развития торговли, определение приоритетных направлений для Республики Беларусь, разработка проектов республиканских программ развития торговой отрасли; • обобщение практики применения законодательства Республики Беларусь в торговле, обеспечение контроля за его соблюдением торговыми организациями всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности, направление предложений по ее совершенствованию; • защита прав потребителей и обеспечение соблюдения гарантий качества и безопасности товаров; • осуществление работы по формированию товарных ресурсов для потребительского рынка страны, а также проведение закупочных и товарных интервенций, накопление товаров сезонного спроса, определение перечня товаров, закупаемых за счет бюджета на тендерной основе; • формирование современных товаропроводящих сетей, оптимизация логистических потоков, создание транспортно-ло- гистических центров; • создание условий для роста спроса на отечественную продукцию; • обеспечение условий для использования современных технологий в торговой отрасли; • координация работы по развитию и эффективному использованию инновационных технологий и средств, выделяемых для их развития, определение современных требований к развитию форматов торговых объектов, организации процессов продажи товаров и услуг, управлению товарными запасами, обеспечивающими ускорение товарооборачиваемости, сокращение издержек обращения; • проведение работы по созданию и развитию информационных систем; • осуществление координации выставочной, ярмарочной, рекламной и внешнеторговой деятельности; • рассмотрение в пределах своей компетенции жалоб граждан, в том числе предпринимателей, оказание консультационной помощи юридическим и физическим лицам по вопросам торговли. Министерство торговли Республики Беларусь в большей степени акцентирует свою деятельность на стратегических вопросах, а органы управления торговлей на местах, проявляя инициативу, нацеливают свою деятельность на эффективную, инновационную реализацию поставленных задач. Коммерческие службы конкретных торговых организаций выполняют оперативные функции, связанные с обслуживанием процесса купли-продажи и обеспечением эффективности коммерческой деятельности. По вопросам, не входящим в компетенцию Министерства торговли, обязательными для торговых организаций являются нормы, определенные другими министерствами, такими, как Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Министерство экономики и т.д., которые регулируют вопросы своей компетенции, касающиеся коммерческой деятельности. На этом уровне осуществляется формирование обязательных для всех субъектов коммерческих правоотношений правил ведения коммерческой деятельности путем формирования правового поля для ее функционирования и организации контроля за их соблюдением. В системе потребительской кооперации, которая подчиняется по общим вопросам вышеперечисленным структурам, роль отраслевого уровня выполняет Белкоопсоюз. Коммерческой работой в Белкоопсоюзе занимается Управление торговли Белкоопсоюза, включающее отделы, сформированные по функциональному и товарному признакам. Кроме этого, коммерческую деятельность обеспечивают отдел маркетинга и Белкоопвнешторг в рамках своих задач. Основными функциями коммерческой службы Белкоопсоюза являются: • управление коммерческой деятельностью всех субъектов хозяйствования своей системы и создание эффективного взаимоотношения с другими субъектами рынка; • защита интересов кооперативной торговли в вышестоящих органах; • разработка стратегии развития торговой отрасли потребительской кооперации; • управление закупочной работой субъектов хозяйствования; • распространение передового опыта, новых технологий в торговой отрасли, в том числе информационных; • взаимодействие с промышленностью с целью защиты собственных интересов; • определение стратегии внешнеэкономической деятельности; • определение инновационной политики Белкоопсоюза в торговой сфере. Реализацию приведенных коммерческих функций на областном уровне осуществляет коммерческая служба облпотребсою- зов. Она представлена Управлением торговли облпотребсоюза, имеющим отделы, специализированные по товарному и функциональному принципам, отделы, занимающиеся маркетинговой и внешнеэкономической деятельностью. В дополнение к названным функциям, которые коммерческая служба облпотребсоюза реализует в зоне своей деятельности, ей приходится: • обосновывать потребность в товарах зоны своей деятельности; • организовывать работу по формированию товарных ресурсов; • управлять товарными ресурсами, оптимально распределяя их по регионам области, используя эффективные пути и каналы распределения; • работать в контакте с промышленностью, в том числе местной и собственными источниками товарного обеспечения; • разрабатывать и реализовывать коммерческую стратегию торговой отрасли на основе современных эффективных технологий; • обеспечивать высокий уровень торгового обслуживания и защиту прав потребителя. В торговой отрасли низшим звеном, занимающимся коммерческой работой на микроуровне, являются субъекты хозяйствования, торговые объекты разного формата с различными объемами продаж и функциями. Они очень разнообразны, поэтому не представляется возможным унифицировать структуру этих служб. Однако объединяет их выполнение оперативных коммерческих функций, многие из которых являются сложными, затратными и постоянно критически оцениваются покупателями. Учитывая большое разнообразие субъектов хозяйствования, занимающихся коммерческой деятельностью, и различия в их целях и задачах, рассмотрим структуру и функции оптовых и розничных торговых организаций и торговых объектов. Основные функции коммерческого аппарата торговой организации распределяются в качестве должностных обязанностей специалистов коммерческого аппарата. К ним относятся: • изучение конъюнктуры рынка, спроса населения в зоне своей деятельности; • обоснование потребности в товарах для своих торговых объектов; • управление товарными ресурсами; • осуществление договорной работы; • внедрение передовых технологий на торговых объектах, их техническое и материальное обеспечение; • доведение торговых объектов до стандартных требований, обеспечивающих высокий уровень торгового обслуживания, необходимые условия труда и сохранность товароматериальных ценностей; • формирование спроса и стимулирование продажи; • контроль соблюдения законодательной, нормативной базы, правил торговли, прав потребителей; • обеспечение рентабельной работы и конкурентоспособности торговой организации. В системе потребительской кооперации эти функции реализует районное потребительское общество (райпо). В розничном торговом объекте коммерческой деятельностью занимаются все сотрудники. От понимания каждого из них своей роли во многом зависит позитивный вклад конкретного магазина в общую эффективность коммерческой деятельности торговой организации в целом. Но все-таки можно выделить тех, на ком лежит ответственность за организацию коммерческой работы магазина. Общая ответственность возлагается на директора магазина. В крупных магазинах может быть создана коммерческая служба, представленная торговым отделом, либо отдельными специалистами, которые будут заниматься коммерческой работой. Как правило, это товароведы, выполняющие соответствующие должностные обязанности. Важную роль в организации коммерческой работы магазина играют также заведующие отделами, секциями, продавцы, кассиры-контролеры. Значимость работы, выполняемой этими работниками, состоит в том, что они обеспечивают завершение процесса продвижения товара от производителя до конечного потребителя. Именно от них часто зависит, осуществится ли продажа товара и придет ли покупатель в этот магазин за покупкой еще раз. К важнейшим коммерческим функциям работников торгового объекта (магазина) следует отнести: • изучение спроса населения своей зоны деятельности; • изучение торговых объектов конкурентов, их достоинств, недостатков; • обоснование партий и частоты завоза; • формирование конкурентоспособного, рентабельного ассортимента; • продвижение товаров отечественного производителя, формирование положительного имиджа этих товаров; • коммерческая работа по продаже товаров и оказанию услуг; • рекламно-информационная работа, работа по формированию спроса и стимулированию продаж; управление ассортиментом, обеспечение его обновления с учетом спроса, контроль за наличием товарных запасов, соблюдением сроков реализации товаров, безопасностью их потребления: • обеспечение высокой культуры обслуживания; • формирование положительного имиджа магазина. Коммерческие функции оптовой торговли реализуются через поставщиков-изготовителей и поставщиков-посредников. Поставщиками-посредниками могут быть: • оптовые организации и унитарные предприятия; • оптовые посредники (дистрибьюторы, брокеры, брокерские конторы, агенты, дилеры и т.п.); • организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, аукционы. товарные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки, магазины-склады и т.п.). Их разнообразие определяет различные задачи и функции, которые они реализуют. Коммерческая служба оптовой торговой организации подчиняется директору. В зависимости от объемов работы возможен вариант, когда этой работой руководит коммерческий директор. Конкретные функции выполняют специалисты торгового отдела. Торговый отдел разделен по функциям на специалистов. занимающихся оптовыми закупками и оптовой продажей. маркетингом. Отделы могут иметь разный набор и количество специалистов (главный товаровед, начальники торговых отделов, ведущие товароведы по товарным группам, товароведы-реализаторы. товароведы-бракеры и др.). Функции коммерческой службы оптовых торговых организаций условно можно разделить на три группы: 1) функции, обеспечивающие закупочную работу: • изучение поставщиков, отбор наиболее привлекательных: • выбор формы оптовых закупок (на ярмарке, бирже, торгах и др.) и участие в их проведении; • преддоговорная работа: • работа по заключению договоров; • организация поставок, выполнение договоров, контроль за этим процессом; • формирование ассортиментной модели оптовой базы; • претензионная работа совместно с юридической службой, 2)функции, обеспечивающие оптовую продажу: рекламно-информационная работа с покупателями; • договорная работа с покупателями; • управление поставками товаров в розничную сеть, бесперебойное обеспечение магазинов зоны своей деятельности в нужном объеме и в согласованные сроки; • рационализация схем завоза и системы завоза в целом; • оказание услуг оптовым покупателям; 3) организационно-рыночные функции: • изучение рынка, анализ его конъюнктуры; • расширение зоны обслуживания, поиск новых поставщиков и покупателей; • воздействие на производство по вопросам выпуска пользующихся спросом конкурентоспособных товаров; • формирование набора востребованных услуг, • разработка коммерческой стратегии; • обеспечение рентабельной работы оптовой торговой организации и устойчивой конкурентной позиции на рынке. Коммерческие функции других оптовых посредников и организаторов оптового оборота в связи с их особой спецификой будут рассмотрены в разделе «Коммерческая деятельность при оптовых закупках и оптовой продаже».
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |