Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Движение как всеобщее свойство материи




Биологическое и социальное как уровни организации материи

 

Биологическое и социальное – две формы, уровни развития материи. Социальное, как высшее, возникает на основе биологического, существует через биологическое и определяет его специфику. Правильное понимание соотношения биологического и социального очень важно для биологии и медицины, так как это позволяет разобраться в сущности человека, его здоровье и болезни.

По своей природе человек биосоциальное существо. А по своей сущности – феномен сугубо социальный, человек есть совокупность социальных отношений. Биологическое в человеке – это тело, его системы и органы, метаболизм, все что передается наследственно. Социальное – это способность к абстрактному мышлению, членораздельная речь, сознание, способность к труду. Сущность человека зависит не от биологической организации (хотя она небезразлична), а от включенности его в социальную сферу, от его социальности. Объяснить развитие и поведение человека только в рамках биологии было бы неверно. Биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи, в неразрывное единстве. Вне социальных условий одна биология не делает человека человеком, как и наоборот. Социальное и биологическое образует сплав, сторонами которого являются личность, как его социальное качество и организм, который составляет его природную основу. Поэтому здоровье и болезни человека невозможно объяснить только биологическими факторами (как нарушение функции или структуры), а необходимо учитывать и социальное. 80 % современной патологии имеет явное социальное происхождение (стресс, нервно-психические заболевания, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, травматизм и т.п.).

 

 

 

Движение есть всеобщий атрибут, неотъемлемое свойство материи, способ её бытия. Движение есть всякое изменение вообще, совокупность всех превращений, что имеет место в мире. Оно объективно, универсально, несотворимо и неуничтожимо. Существуют две концепции развития: метафизическая и диалектическая.

Диалектическая концепция исходит их того, что вся доступная нам действительность образует систему, некую совокупную связь тел. В том обстоятельстве, что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга, и это взаимное воздействие друг на друга и есть движение. Если материя представляется нам как что-то данное, как несотворимое и неуничтожимое, то отсюда выходит что и движение не может быть сотворимо и уничтожимо. Движение не может существовать без материи, как и материя без движения, оно есть неотъемлемое свойство, атрибут материи. Движение есть противоречие, есть единство прерывного и непрерывного, единство изменчивости и устойчивости. Движение абсолютно, а покой относителен. Покой есть частный случай движения и он относителен по отношению к другим формам движения.

Метафизическая концепция признает движение, но понимает его односторонне, ограниченно. Источник движения метафизики видели вне предметов и явлений, как внешний толчок. Движение они понимали не как внутреннее неразрывное свойство материи, не как самодвижение, а как вносящуюся в материю из вне. Постоянным свойством материи метафизики считали покой, а движение как что-то нарушающее покой. Метафизики не признавали качественного многообразия форм движения, любое движение они сводили к перемещению тел в пространстве, а как следствие – преувеличение механической формы движения материи.

Диалектическая концепция считает, что в действительности существует качественное многообразие форм движения. Под формой движения понимают особый характер взаимодействия между предметами и особый материальный носитель этого движения. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Механическое движение - это перемещение тел в пространстве. Физическое движение не что иное как механика молекул. Температура, звук, свет – это физические явления в основе которых лежит движение молекул. Химическая форма движения есть физика атомов, это реакции окисления и восстановления. Носителем биологической формы движения являются органические субстанции, белки. Биологическое движение есть химия белков, это обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления, самовоспроизведение, жизнь. Биологическая форма движения охватывает различные отношения в биоценозах и других экологических системах, взаимодействие всей биосферы с природными системами земли и с обществом. Высшая форма движения – социальная. Она включает в себя диалектическое единство природы и общества, материальная жизнь людей, совокупность общественных отношений и деятельности людей.

Формы движения материи находятся в структурно-генетической связи. Между ними существует связь и преемственность. Высшие формы возникают на основе низших, содержат их в себя в реорганизованном, реструктурированном виде, и каждая более высокая форма движения имеет свою качественную специфику. Поэтому недопустим как отрыв высших форм от низших, так и абсолютизация специфики высших форм. Иначе это будет механицизм, редукционизм и энергетизм. Механицизм – методологический прием, сторонники которого пытаются объяснить все процессы действительности, опираясь исключительно на законы классической механики или сведением высших форм к более низшим. Чаще встречается разновидность механицизма – редукционизм, что означает сведение сложного к простому, высшего к низшему, биологического к физиологическому или химическому, социального к биологическому. Энергетизм – философское учение, в котором мир интерпретируется как универсальное движение энергии, материя подменяется энергией (Р. Майер, В, Оствальд).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.