КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальное прогнозирование, его критерии и сущность 3 страница
1 См. также: Ţîrdea T.N., Berlinschi P.V. Sistemele cognitiv-artificiale şi rolul acestora în informatizarea sferei medicale. // Problemele filosofice, de etică, drept şi tehnico-organizaţionale privind informatizarea societăţii. Conferinţă ştiinţifico-practică. Red. ştiinţific acad. Teodor N.Ţîrdea. Chişinău, 1995. 1 Подробнее об информатизации медицинской сферы общества см.: Цырдя Ф.Н. Информатизация, познание, социальное управление. Кишинев, 1992. С. 143-164.
1 Эмпирик Секст. Три книги Пирроновых положений. Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1969. T. 1. C. 529. 1 Кант И. Трансцендентальная эстетика. // Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1971. T. 3 C. 113. 1 Подробнее см.: Ţîrdea Т.N. Filosofia sociаlă şi cognitologia. Chişinău, 2001, р. 72-81. 2 Бэкон Ф. Новый органон. // Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1970. T. 2. C. 210.
1 Об этом подробнее см.: Цапок Василе. Интуицие ши креацие. Кишинэу, 1979. 180 паж. 1 См.: Декарт Р. Из переписки 1619-1643 гг. // Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. М., 1991. Ч. 1. С. 621. 2 Аристотель. Соч. в 4-х т. М., 1975. Т.1. С. 250. 1 Подробно об эмпириокритицизме см.: Цырдя Ф.Н., Цапок В.А. Творческое развитие философии в работе В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» Кишинев, 1990. 1 Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957. С. 177. 2 См.: Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. // Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. М., 1991. Ч. 1. С. 589. 1 См.: Бэкон Ф. Новый Органон.Соч. в 2-х т. М., 1972. Т 2. С. 12. 1 Более подробно см.: Кондаков Н.И. Введение в логику. М., 1967. * О 4-ой фигуре силогизма см. стр. настоящего издания. 1 См.: Бэкон Ф. Новый Органон. Соч. в 2–х т. М., 1972. Т. 2. С. 14.
1 Болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или морфологическими изменениями в результате вредного воздействия внешних или внутренних факторов. Характеризуется снижением приспособляемости, трудоспособности и общего благополучия. (EMP. Chişinău, 1984, p. 88.). 1 Здоровье – состояние жизнедеятельности организма оптимально уравновешенное с окружающей средой и характеризующееся физическим, духовным и социальным благополучием. (EMP. Chişinău, 1984, p. 495). 2 Пример порочного круга находим у французского драматурга Мольера, который высмеивал такого рода ошибки: Отец немой девочки пожелал узнать, от чего его дочь нема. Ничего не может быть проще, - ответил медик Инхарель, - это зависит от того, что она потеряла способность речи. Конечно, конечно, - возразил отец девочки, - но скажите, пожалуйста, по какой причине она потеряла способность речи? Все наши лучшие авторы скажут вам, - ответил медик, - что это зависит от невозможности действовать языком. 1 Обозначение этих суждений осуществляется при помощи первой гласной – А или второй - I из греческого Affirmo, отрицательные суждения обозначаются соответственно от слова Nego (первая гласная – Е, или вторая - O). 1 Термин – специальное слово или выражение, принятое для обозначения чего-нибудь в той или иной среде, профессии (Кондаков Н.И. Введение в логику. М., 1967. С. 376). 1 О разновидностях интуиции как формы познания подробнее см.: Цапок Василе. Интуицие ши креацие. 1 СЭС. М., 1990. С. 1205. 1 См.: Тарасов К.Е., Великов В.К., Фролова А.И. Логика и семиотика диагноза (методологические проблемы). М., 1989. С.22. 1 Подробнее об этом см.: Teodor N.Ţîrdea, Arcadii D.Ursul. Noosferizarea proceselor demografice – calea spre dezvoltarea durabilă a civilizaţiei // Filosofie, Medicină, Ecologie: probleme de existenţă şi supravieţuire ale omului. Materialele conferinţei a IV–a ştiinţifice internaţionale. 7-8 aprilie 1999. Red. ştiinţific acad. T.N.Ţîrdea. Chişinău, 1999, p. 80-86. 1 См. напр.: Урсул А.Д. Путь в ноосферу. (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М., 1993. Teodor N.Ţîrdea Elemente de informatică socială, sociocognitologie şi noosferologie. Chişinău, 2001, Partea a III-a. 2 См.: Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу. //Философские науки. № 5. 1991. 1 Подробнее об этом см.: Teodor N.Ţîrdea. Filosofie socială şi sociocognitologie. Chişinău, 2001, p.15-48. 1 См.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. 1 Об этом см.: Teodor N.Ţîrdea. Filosofie socială şi sociocognitologie, p.35-40. 1 Белл Д. Культурные противоречия капитализма. // Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. С.349. 2 Там же. 3 Там же. С. 350. 4 Там же. С. 352. 1 См.: Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник. Волгоград, 1996. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. Учебное пособие. М., 1996. Социальная философия: учебное пособие под ред. Лавриненко В.Н. М., 1995. 2 Об этом см.также: Teodor N. Ţîrdea. Filosofie socială şi sociocognitologie, p.35-40. 1 Drâmba O. Istoria culturii şi civilizaţiei. Bис., 1985, p.5. 1 См.: Цырдя Ф.Н. Информатизация, познание, социальное управление. Философские очерки. Кишинев, 1992. С.62-63; Он же. Elemente de informatică socială, sociocognitologie şi noosferologie. Partea a II-a. 1 См.: Цырдя Ф.Н. Информатизация, познание, социальное управление. Кишинев, 1992. Teodor N. Ţîrdea. Filosofia sociаlă şi cognitologia. Chişinău, 2001. Partea a II-a. 1 См.: Kanîghin Iu.M., Ţîrdea T.N. Fenomenele subtil-vibratile ale societăţii: aspectul socio-filosofic // File de Filosofie, 1996, nr. 2-3, p.77-86. 1 См.: Цырдя Ф.Н. Информатизация, познание, социальное управление. С.48, 61-62. Он же: Информатика ши прогресул сочиал. Кишинэу, 1989. 2 Подробнее об этом см.: Teodor N.Ţîrdea.Filosofie socială şi sociocognitologie. Chişinău, 2001; Ţîrdea Teodor N., Kanîghin Iu.M. Cognitologia şi unele probleme ale filosofiei sociale // Revista de Filosofie şi Drept, 1996, nr.1, p.3-10. 1 В России возрождаются казаческие традиции, осуществляются попытки восстановления дворянского движения и званий. Те же процессы иницируются и в Республике Молдова. 1 См.: Цырдя Ф.Н. Проблема объективности философского познания человека // Известия АН Молдавской ССР. Серия общественных наук. 1989. №1. С.34-42. 1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С 3. 1 См.: Teodor N.Ţîrdea Securitatea demografică şi dezvoltarea noosferică: aspecte socio-metodologice // Iaşi: Academia ecologică, Buletin ştiinţific, nr.5, p.111-119. 1 Болезнь – это расстройство нормальной жизнедеятельности организмов в результате вредного воздействия внутренних и внешних факторов. Характеризуется снижением приспособляемости организма, способности к труду и жизнедеятельности. (См.: Популярная медицинская энциклопедия. Кишинев, 1984. С. 88) 2 Здоровье – состояние жизнедеятельности человека оптимально уравновешенной с окружающей средой и характеризующейся хорошим физическим, духовным и социальным благосостоянием. (См.: Популярная медицинская энциклопедия. Кишинев, 1984. С.495) 1 Ещё Аристотель отмечал, что искусство медицины состоит в поддержании здоровья и тот образ жизни, который надо практиковать. 2 Ещё Б. Спиноза отмечал, что свободный человек ни о чем так много не думает как о смерти, а мудрость состоит в том, чтобы думать не о смерти, а о жизни. А Л. Толстой считал, что ценность жизни обратно пропорционально квадрату расстояния до смерти. Французский философ-экзистенциалист А. Камю в повести «Посторонний» приходит к выводу о бессмысленности жизни, что весь мир знает, что жизнь недостойна, чтобы её прожить. 1 Признаем чистосердечно, что бессмертие обещают нам только бог и религия; ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом. (См., например, Монтень М. Опыты. М., 1958. Кн. II. С. 261) 1 См.: Габор Д. За пределами века расточительства. Милан, 1976. С. 23. 1 Например, практическая реализация принципа, на котором основана фотография, осуществлена более чем через столетие, в области телефонной связи на то же самое потребовалось более 50 лет, для радио – 35 лет, для радиолокации – 15 лет, для телевидения – 12 лет, для атомной бомбы – 6 лет, для транзистора – 5 лет, для интегральных схем – 3 года. 1 См.: Цырдя Ф.Н. Информатизация, познание, социальное управление. С.150. 1 См.: Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М., 1991. С. 227 2 См.: Хынку Родика, Хынку Николай. Современная информационная экономика: этапы ее становления и специфика функционирования. Кишинев, 2001. 3 Цырдя Ф.(Т.)Н., Урсул А.Д. Ноосфера, ноосферизация и ноосферология: перспективы создания общей теории выживания человечества //Progresul tehnico-ştiinţific, bioetica şi medicina: probleme de existenţă umană. Materialele Conferinţei a VI-a ştiinţifice internaţionale. 25-26 aprilie 2001. Red.ştiinţific acad. T.N.Ţîrdea. Chişinău, 2001, p.10-18.
1 Цит. по Eliade Mircea. Drumul spre centru. Buc., 1991, p. 107. 1 Критерием прогресса Гегель видел в духовном факторе, в развитии абсолютной идеи. К.Маркс, наоборот, таким критерием считает материальный фактор, которого можно видеть и ощутить – уровень развития производительных сил. В. Ленин берет ещё более конкретный показатель – производительность труда. Однако ещё древние философы отмечали, что человек никогда не должен быть средством для достижения других целей, человек должен быть конечной целью всех социальных изменений. 1 См.: Гусейнов А.И. Этика ненасилия.// Вопросы философии. 1992. № 3. 2 См.: Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (Биоэтика). М., 1999. С.186, 197. 1 См. например, Ţîrdea T. N., Ursul A. D. Noosferizarea proceselor demografice – calea spre dezvoltarea durabilă a civilizaţiei. // Filosofie, medicină, ecologie: Probleme de existenţă şi de supravieţuire ale omului. Materialele conferinţei a IV ştiinţifice internaţionale. 7-8 aprilie 1999. Sub red.ştiinţifică a acad. T.N.Ţîrdea, Chişinău, 1999, p. 80-86. 2 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 117. 3 См.: Teodor N.Ţîrdea. Elemente de informatică socială, sociocognitologie şi noosferologie. Chişinău, 2001. 1 См.: Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.; Ţîrdea T.N. Problemele globale ale contemporaneităţii, dezvoltarea durabilă şi conştiinţa noosferică: aspecte sociometodologice // Starea actuală şi tendinţele evoluării politice ecologice în Republica Moldova. Materialele Conferinţei ştiinşifico-practice cu participarea absolvenţilor prorgamelor academice ale Agenţiei de Informare a Statelor Unite ale Americii. 4 iunie 1999. Chişinău, 1999, p.38-41. 1 Экология (от греческого oikos – дом, жилище, местопребывание и logos) – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. СЭС..М., 1990. С.1557 2 Гёте И.В. Избранные сочинения по естествознанию. // Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. М., 1991. Ч.1. С. 254. 3 См.: Костин А.И. Глобальные проблемы современности. М., 1989. С. 156 – 157. 1 См.: Сердюк А. М. Непростые заботы человечества: научно-технический прогресс, здоровье человека, экология. М., 1988. С. 255. 1 См., например: Sîrbu Ion. Ecosofia sau filosofia ecologică. Iaşi, 2000. 1 Cм.: Костин А.И. Глобальные проблемы современности. С.119. 2 См.: Teodor N.Ţîrdea. Elemente de informatică socială, sociocognitologie şi noosferologie. Chişinău, 2001.
Часть III
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |