Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Система образования




Рассматриваемые вопросы:

1.Образовательные программы.

2.Формы получения образования.

3.Учредители образовательного учреждения.

В соответствии с законом "Об образовании" под системой образования понимается совокупность взаимодействующих:

1.преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

2.сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

3.органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.

Рассмотрение данной системы необходимо начать с первого ее компонента, то есть с образовательных программ. Итак, целью образовательной программы является определение содержания образования определенного уровня и направленности. Реализуемые в РФ образовательные программы можно рассмотреть на схеме.

Схема 1

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и образовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Содержание образования должно быть ориентированно на:

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
развитие общества;
укрепление и совершенствование правового государства.

Как уже отмечалось выше содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (или программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся или (и) родителей (законных представителей)

Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (то есть разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин.

Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) должны иметь возможность знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивает прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получения образования соответствующего уровня.

Учредителями образовательных учреждений являются:

 

1. органы государственной власти, органы местного самоуправления;

2. отечественные и иностранные организации всех форм собственности и их объединения;

3. отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

4. общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;

5. граждане РФ и иностранные граждане.


Допускается совместное учредительство. Учредителем военных профессиональных образовательных учреждений может быть только Правительство РФ.

Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального производится на конкурсной основе по заявлению граждан.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды первой и второй групп, которым согласно заключения врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучения в соответствующих образовательных учреждениях.

ТЕМА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.

Рассматриваемые вопросы:

1. Типы образовательных учреждений.

2. Организационно-правовые формы образовательных учреждений.

3. Образовательные уровни (образовательные цензы).

В соответствии со ст. 12 закона "Об образовании" под образовательным учреждением понимается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательное учреждение является юридическим лицом. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственные, муниципальные и негосударственные (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Негосударственные образовательные учреждения создаются в соответствии с законом РФ от 12.01.96 г. "О некоммерческих организациях".

Действие законодательства РФ в области законодательства распространяются на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

К образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образования взрослых;
5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6) учреждения дополнительного образования;
7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8) учреждения дополнительного образования детей;
9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений данные типовые положения выполняют функцию примерных.

Так, в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1.07.95 г. (с изменениями от 14.02.97 г.) дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности.

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
детский сад;
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста строит свою деятельность в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.09.97 г. Данное положение является типовым для следующих видов государственных и муниципальных учреждений:
начальной школы-детского сада;
начальной школы-детского сада компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;
прогимназии - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

Следующим положением является Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.08.94 г. (с изменениями от 9.09.96 г., 15.01.97 г.). Данное положение является типовым для следующих видов общеобразовательных:
начальных, основных,
средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев и гимназий.

В соответствии с вышеназванным положением общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней образования:

I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 3-4 года);

II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);

III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2-3 года).

Далее будут рассмотрены ступени профессионального образования. В соответствии со ст. 23 закона "Об образовании" начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.

По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В Российской Федерации высшее образование возможно получить в следующих высших учебных заведениях: университет, академия, институт. (Федеральный закон от 22.08.96 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.