Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика методов воспитания 2 страница




Ему возражает другой специалист: но ведь включает вещи в воспита­тельный процесс кто-то. Кто? Ответ простой: педагог, воспитатель или сам воспитанник. Значит, воспитательным средством можно назвать не сам по себе предмет, а деятельность воспитанника с этим предметом, которая организуется воспитателем или осуществляется самим воспитанником. Та­кая логика приводит исследователя В. С. Селиванова к выводу о том, что средством воспитания являются виды деятельности воспитанников — уче­ние, труд, игра, общение1. Да, это не противоречит главному закону воспи­тания: человек формируется в деятельности. Но в таком случае вывод зву­чит как тавтология: средством воспитания является само воспитание, по­скольку воспитание понимается как деятельность, как взаимодействие воспитателей и воспитанников. Если принять во внимание, что предметы культуры используют как орудия труда воспитатель и воспитанник, каждый в своей деятельности, то надо согласиться с тем, что средствами воспитания являются различные виды деятельности и, следовательно, вместе с ними и орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность.

Трудность определения категории «средства воспитания» заставляет сделать такое замечание: стремясь к логической чистоте, есть опасность построить бедную схему, потерять объясняющую силу науки; с другой сто­роны, эмпирический материал без научно-теоретического анализа тоже может не иметь смысла.

При рассмотрении средств воспитания не будем говорить о таких фунда­ментальных средствах, как учение, труд, игра, общение (об этом надо смот­реть специальную литературу). Ограничимся краткой характеристикой видов деятельности школьников во внеурочной воспитательной работе. Поясним, что внеурочную воспитательную работу в школе ведут в основном классные руководители, освобожденные воспитатели. Учителя ведут, как правило, и внеклассную воспитательную работу по своему предмету, ее методы, сред­ства и формы могут совпадать со средствами работы воспитателей.

Психология и педагогика справедливо утверждают, что человек разви­вается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому педагог, классный руководитель для достижения воспитательных целей должны уметь организовать разнообразную деятельность воспитуемых, которая для них является их естественной жизнью, а для педагога на­зывается развивающей, воспитывающей деятельностью.

Организация внеурочной деятельности детей в любой школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной форме и обстановке крайне важны для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, показать неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, его социальной значимости, признания.

Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую ра­боту. Методисты выделяют определенные виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и результатом имеют достижение образовательных и воспитательных целей. Так, познавательная деятельность служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умствен­ных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной ра­боты, как экскурсия, обзоры литературы, олимпиады, конкурсы, лектории, научные конференции, аукционы знаний и т. д.

Ценностно-ориентационная деятельность — это, по существу, не дея­тельность, а скорее, психологический процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и дру­гих норм жизни людей — всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школь­никами отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной де­ятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии. Конечно, усвоение школьниками социальных ценно­стей происходит и во всех других формах и видах деятельности, а также просто по мере расширения жизненного опыта.

Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, в различных уче­нических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях и кампаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседа­ния, выборы ученических органов управления, вечера, праздники и пр.

Эстетическая деятельность развивает художественные вкусы, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий учащихся, которые могут быть организованы особенно эффектив­но вне школы в специальных учреждениях. Школьные педагоги, однако, тоже имеют возможность проводить эту работу в таких формах: инсцени­ровки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в му­зеи, посещение театра и многое другое.

Досуговая деятельность обозначает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако учитель должен помнить о своих функциях воспитывающего взрос­лого, не стороннего наблюдателя. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников может проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллек­тивные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.

Дети и подростки могут заниматься еще техническим творчеством, спортивно-оздоровительной деятельностью. Эти и другие занятия им пред­лагают, наряду со школой, учреждения системы дополнительного образо­вания.

 

5. Формы воспитания

Как видно, виды деятельности учащихся тесно связаны с формами воспитания. Согласно словарю, форма служит выражением, организацией внутреннего содержания процесса, явления. Понятие формы связано со структурой, она организует, структурирует; оформить — значит придать вид, определить тип, структуру, сконструировать. Процесс воспитания как совместная деятельность учеников и воспитателя протекает в опреде­ленных организационных формах. Формы обучения более исследованы, чем формы воспитания, воспитательной внеурочной работы с детьми. Пос­ледние более многочисленны и разнообразны.

Если применить философскую диалектику содержания и формы к анализу форм воспитательной работы в педагогике, то можно сказать, что форма воспитательной работы — это организационная структура, пе­дагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содер­жание и методы конкретного воспитательного процесса. Формы определя­ют организационную сторону: кто, где, как, когда и в каких условиях ведет конкретную воспитательную работу с воспитанниками. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновре­менно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуа­ций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.

Тем не менее наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

• индивидуальные — беседы, занятия воспитателя с одним воспитан­ником;

• групповые — несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

• массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Выделены также формы работы по основному виду деятельности, мы их назвали чуть выше: формы познавательной деятельности, трудовой, обще­ственно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной (Н. Е. Щуркова).

В свое время Н. И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

• словесные — собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

• практические — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, кон­курсы, субботники, тимуровская работа и др.;

• наглядные — музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.
Современный исследователь предлагает делить формы внеурочной воспи­тательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы:

1) формы управления и самоуправления школьной жизнью — собрания, ли­нейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов само­управления и др.;

2) познавательные формы — экскурсии, походы, фестивали, устные жур­налы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки
и др.;

3) развлекательные формы — утренники и вечера, «капустники» и др.'
Обобщая результаты научно-методического поиска и опыт работы и

воздерживаясь от строгой классификации, можно выделить типы форм воспитательной работы по преимущественному компоненту, методу воз­действия в одноразовом или многократном действии (мероприятии) педа­гога. Определим такие методы педагогического воздействия, положенные в основу типологизации форм воспитательной работы: слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. Отсюда пять типов форм вос­питательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-худо­жественные, трудовые, игровые, психологические.

В словесно-логических формах основным средством воздействия является рациональное слово, убеждение словом, которое, конечно, может быть окрашено эмоцией и вызывать эмоции воспитанников. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь — обмен информацией, сообще­ния учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения может быть различной, о чем мы скажем ниже.

Образно-художественные формы объединяют в себе такие дела воспитан­ников, где главным средством воздействия являются совместные пережива­ния, преимущественно социально-нравственные, эстетические. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и в аналогичных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деяте­ли искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огром­ную возвышающую силу массовых чувств, знали и их разрушительную силу. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания вос­питанников, благодаря которым они станут лучше, в таких формах, как концерт, спектакль, праздник и т. п.

Заметим в связи с этим, что коллективные, массовые переживания зани­мают большое место в современной жизни, особенно молодежи: рок концер­ты, дискотеки, «тусовки» неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и характере этих представлений, шум и внешнее движение, по-видимому, там часто заполняют внутреннюю пустоту, не оставляют места углублению, внут­реннему переживанию, погружению. В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая бы открывала человеку самого себя. Жизнь школьников надо организовывать в том числе и так, чтобы в ней были моменты молчания, наполненного созерцанием, проникновением, открытием.

В трудовых формах положительно воздействует на воспитанников со­вместная работа, шире — различная деятельность, любой труд, в том числе общественно полезная деятельность. Это разные виды работ в школе: от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, пар­ка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информа­ционного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в орга­нах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совмест­ный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.

Игровые (досуговые) формы работы образуют такой тип воспитательно­го воздействия, в котором главным является игра, совместный отдых, со­держательное развлечение. Это могут быть спортивные игры, познаватель­ные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и вышеназванные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают указанные сред­ства воздействия: слово, образ, глубокие эмоции, работу.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В этом типе главным средством воздействия являются эле­менты психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Это требует довольно специ­альных знаний и умений воспитателя, что вполне решаемо: сегодня прак­тической психологии учат студентов и учителей, готовят для этого педаго­гов-психологов, социальных работников и педагогов.

Для успеха дела, использования разных форм работы с воспитанниками воспитатель должен осознавать их скрытые возможности и на этой основе наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, почти любая форма работы имеет в себе и воздействие сло­вом, и переживания, чувства, и игру, соревнование, и труд, работу. На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм рабо­ты с воспитанниками: информация, переживания, действия. Информа­ция — это то новое и важное, о чем узнают воспитанники, участвуя в том или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие инфор­мации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия — это их со­вместная друг с другом и взрослыми деятельность, которая их обогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с воспитанниками, которые должны узнавать новое, переживать, делать.

К сожалению, классификации не охватывают всего многообразия форм воспитательной работы. В опыте педагогов появляются новые формы, час­то под влиянием телевидения, что не всегда можно оценивать положитель­но: вряд ли нужно устраивать конкурс «мисс, мистер школы» или «любовь с первого взгляда» в детском летнем лагере. Гарантией от пошлости здесь должна быть воспитанность и культура учителя.

Важно знать рекомендации методической науки о проведении форм воспитательной работы. Ниже будут рассмотрены некоторые вопросы тех­нологии воспитания, здесь же приведем типичный порядок действий вос­питателя при организации воспитательного дела:

 

• определение темы, задач, формы мероприятия;

• предварительный сбор материала, если того требует содержание дела;

• планирование, т. е. определение содержания и последовательности дел;

• подготовка участников, например объявление, стенд, предваритель­ная беседа;

• проведение дела — обратить внимание на композицию, оформление помещения, роль гостей, окончание;

• анализ и самоанализ педагога.

Характеристика некоторых форм воспитательной работы. Приведем наиболее распространенные формы воспитательной работы, часто встре­чающиеся в практике школ, при этом будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабах всей школы, так и в рамках класса, двух па­раллельных классов, только в масштабах начальной школы или только для старшеклассников. Итак, современные классные руководители, учителя школы организуют и проводят следующие дела: праздники, вечера, ярмар­ки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы (советские торжественные даты потеснены святками, масленицей, американским хэллоуином, европейским днем влюб­ленных и пр.); традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели предмета; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в другой город, страну, выход в театр, реже кино; прогулки, похо­ды в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и по­ездки; спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и кон­курс стенгазет и праздничных плакатов, открыток и многое другое.

Особо отметим такое явление, как классный час, которое, пожалуй, можно считать напрасно вытесненным из практики школы. Классный час имеет по крайней мере два значения, первое из которых — просто время работы классного руководителя с классом, поставленное обычно в расписа­ние уроков. В это время классный руководитель может занимать класс тем, что он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. К сожале­нию, обычно учителя собирают учеников только для решения организаци­онных вопросов и «отчитывания» за плохое поведение и успеваемость. Для этого есть второе значение понятия «классный час» — собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуаль­ные вопросы жизни класса. Методисты рекомендую проводить классный час (и в первом и во втором значении) раза два в месяц.

Часто граница между разного типа классными часами довольно услов­на: на классном собрании по обсуждению проблем класса может выступать с беседой, сообщением учитель, родители, какие-то гости. Остановимся на так называемых беседах классного руководителя на различные «воспитатель­ные» темы. Такие беседы не должны превращаться в персональные выгово­ры и Назидания, индивидуальную работу надо проводить индивидуально, хотя у А. С. Макаренко проступки учеников чаще всего обсуждались на со­брании, но это был А. С. Макаренко, и у него был коллектив. Спустя два десятка лет примерно в тех же местах В. А. Сухомлинский уже не обсуждал учеников при всех. Обсуждать поведение учащихся можно, но именно об­суждать совместно, а не разносить одного в молчаливом присутствии всех и при условии, что это действительно оптимальный метод в данных конк­ретных условиях: ваши ученики и вы готовы это сделать.

Но речь идет о коллективных, групповых беседах, которые были обяза­тельны для классного руководителя в недалеком прошлом и которые мно­гим кажутся сегодня ненужными. Это неправильно прежде всего потому что ученики нуждаются во встречах и разговорах со взрослыми, с учителя ми. Опрос учеников 6-10-х классов двух обычных московских школ пока­зал, что они хотят обсудить в классе среди прочих вопросов такие- как узнать себя и развить свои способности; как лучше учиться и получить образование; как выбрать и получить профессию; как ладить с людьми (лю­бить, находить взаимопонимание со взрослыми, дружить с товарищами)? Школьники разумно поступают, они хотят знать о самом для них важном и учителя должны с ними об этом говорить

Такие уроки-беседы есть во многих школах мира. Интересный пример и довольно близкий по методике нашим традициям в воспитательной рабо­те, а также проблемным урокам по литературе, истории описывает амери­канский психолог Уильям Глассер. Он предлагает регулярно проводить классные собрания по социальной проблематике во всех классах в млад­ших - несколько раз в неделю 15-30 минут, в старших - раз в неделю до 45 минут. Главные цели таких собраний-дискуссий таковы: формировать знания по вопросам социальной жизни, а не по академическим дисципли­нам, знания о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы; научить видеть проблемы в окружающей и в собственной жизни размышлять о них, анализировать и находить решения этих проблем- на­учить помогать решать проблемы своим товарищам, общаться сотрудни­чать с ними, понимать их, взаимодействовать.

Вот некоторые темы, которые он обсуждал с учениками:

• Зачем мы ходим в школу, учимся?

• Что такое друзья и как их находить и дружить?

• Преступление и ребенок.

• Экология, загрязнение среды и наука.

• Семья, отношения в ней взрослых и детей.

• Почему люди лгут?

Часто, пишет У. Глассер, кто-то из детей предлагает обсудить их лич­ные проблемы: новая ученица не нашла себе друзей в школе; мальчик хо­чет знать, почему его не любят в классе.

Ведет такое собрание учитель, он ставит вопросы (как правило, по од­ной теме на занятии) и дает возможность высказаться всем. Трудность со­стоит в постановке вопросов, их надо поставить так, чтобы разбудить ак­тивность каждого и затруднить общие, бессодержательные, формальные ответы. Общий вопрос должен быть проблемным, спорным а частные должны требовать приведения примера, конкретного случая, который мож­но проанализировать. Например, по теме «Зачем мы ходим в школу?» мож­но задать следующие вопросы: если бы у тебя был миллион, продолжал бы ты ходить в школу? Почему богатые тоже учатся? Зачем мы изучаем разные предметы, например историю? По другой теме: какие законы нарушают дети? Как надо поступать с ребенком, нарушившим закон? Исправляет ли колония для детей? Что можно предложить вместо нее? Совпадают ли мне­ния взрослых и детей о преступлении? Следует ли разрешить курить в шко­ле? Как быть с тем, кто замечен в школе с сигаретой? А с тем, кто употреб­ляет наркотики, алкоголь?1

Методика требует: учитель должен проявлять искреннюю заинтересо­ванность в ответах учеников, выслушивать каждого, обеспечивать право ре­бенка на самостоятельное суждение, не спешить с выводами и назидания­ми, с «правильными» ответами, что характерно для наших отечественных педагогов. Для проведения таких обсуждений нужен авторитетный учитель, нужно вызвать интерес к теме какими-нибудь предварительными сообще­ниями, замечаниями, вопросами, затем обеспечить психологическую безо­пасность детей, свободу, исключающую, как было замечено, преследование за неодобряемые ответы. Наконец, важно обеспечить элементарный поря­док, правила: говорить с разрешения ведущего, не кричать, не перебивать; не вести посторонних разговоров и дел; не оскорблять товарища, даже если с ним не согласен, и т. п.

Приведем несколько тем для обсуждения с нашими школьниками:

• Нецензурная брань: почему получила такое распространение? Как воспринимается в устах 10—12-летних девочек?

• Воровство школьников: кто, где, что и у кого крадет? Почему? Как это искоренить?

• Как относиться к школьному вымогательству, «дедовщине»?

• Ценности: что ценно для нас?

• Какие вещи мы ценим: материальные? А духовные, чувства? Являет­ся ли ценностью любовь? Любовь родителей? А любовь учителя к тебе?

• Взрослые и дети: чем они отличаются друг от друга? Почему? Нужно ли разделять взгляды на жизнь взрослых, ведь они уже несовременны?

• Почему пенсионеры часто агрессивны и ругают молодежь?

Классная или школьная стенная газета может быть интересным и разви­вающим занятием для детей и мощным воспитательным средством для учителя. Нельзя делать формальную стенную газету к празднику с прими­тивными малосодержательными текстами или текстами, взятыми со стра­ниц юмора из средств массовой информации. Такая газета не только не воспитывает и не развивает школьников, а еще приучает их к формализму, лжи и пошлости. Следует делать ее так, как делают взрослые журналисты: брать интервью, писать репортажи, делать фото и т. д. И организовывать работу редакции газеты надо тоже, как у взрослых. В настоящее время ком­пьютер позволяет ученикам делать ученические газеты, альманахи, журна­лы, и примеры тому есть в разных школах. Одна из московских православ­ных гимназий издает школьный журнал «Гимназист», сделанный на компь­ютере учениками и преподавателями. В нем помещены стихи, очерки, дорожные впечатления и другие материалы учащихся, и все они служат развитию как создателей журнала, так и читателей. Современные компью­терные технологии позволяют школьникам вместе с родителями, учителем (и даже без них!) делать разнообразные информационные материалы: мож но печатать и рассылать по району, можно при наличии возможностей по­мещать в Интернет или в локальные региональные сети.

Многодневные походы-поездки знакомят учеников с историей, культу­рой, природой страны не по книгам.

Вот, например, что видели ученики за один только поход по литератур­ным местам Центральной России: Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново, Бежин луг, Козельск, Оптина пустынь, Калуга, Таруса, Поленово. В каж­дом месте они жили по одному или несколько дней. В Спасском ученики слышали настоящий фольклор: женщины пели величальную свадебную песню с именем Тургенева, по давней традиции в благодарность за подар­ки, которые привозил писатель. Затем они ночевали возле того самого ому­та, который описан в рассказе «Бежин луг», стояли у могил братьев Кире­евских и старца Амвросия, работали под Козельском в колхозе, любовались июльскими закатами на Оке возле Поленова.

Такие походы-экспедиции позволяют организовать работу учеников на весь год. Сначала надо прочитать о тех местах, куда едут, а в поездке фото­графировать и вести дневники, исследовательскую работу, а потом уже в сентябре надо сделать альбом, приготовить концерт-воспоминание с про­смотром слайд-фильма, к которому надо подобрать музыку и текст, чтобы было понятно и интересно тем, кто не был в походе. Конечно, в походах ученики учатся и многому другому: ставить палатку и жить в ней, готовить еду в лесу, заниматься самообслуживанием. Дети, особенно городские, по­падают здесь в необычные условия. Познавательная и воспитательная цен­ность таких поездок огромна. Такую работу может делать классный руково­дитель с одним классом, но постепенно в это вовлекаются ученики других классов. Учитель выступает уже и как руководитель кружка, клуба по инте­ресам. В походах следует вести краеведческую работу: записывать воспоми­нания, рассказы местных жителей о прошлом села, поселка, его людях, со­бытиях, памятниках культуры; собирать исторические документы, фотогра­фии, предметы быта, книги; создавать на базе этих материалов что-то вроде исторического музея поселка, района; выпускать соответствующую информационную продукцию. Такая работа делает содержательнее и зна­чительнее жизнь школьников и учителей.

Одним из вариантов «клубной» и внутриклассной работы является и ру­ководство театральным кружком, классным, чаще школьным, театром. Спектакль, инсценировка басен, стихов, прозы, литературно-музыкальная композиция — словом, театр является мощным средством развития и вос­питания учеников. Не случайно театральные постановки были неотъемле­мой частью школьной жизни у великих отечественных и зарубежных педа­гогов. Работа над ними и сам спектакль, несомненно, обогащают школьни­ков и самого учителя, правда, при некоторых условиях. Первое — качество литературного материала должно быть очень высоким: лучшее из классики и современности. Второе — высоким должен быть и уровень режиссерской и актерской работы учителя и учеников. Его можно считать высоким тогда, когда зрители забывают, что на сцене их одноклассники, и испытывают восторг от искусства.

Часто школьная самодеятельность бывает смертельно скучной и вред­ной во всех отношениях потому, что учитель ставит в линию детей перед залом и те по очереди плохо читают плохие стихи, или ученики в богатых костюмах, взятых напрокат в театре, уныло произносят текст великого Го­голя. Весь эффект такого спектакля состоит в том, что зрители-однокласс­ники шумят и показывают пальцем: «Смотри, как Петька вырядился», а родители этого Петьки тихо умиляются. Конечно, это хорошо, что Петька вышел на сцену, но все же школьные спектакли должны вызывать чувство «Ах, как здорово!» А для этого надо много репетировать, учить детей. Вос­питатель должен, ставя школьников на сцену, думать об освещении, худо­жественном оформлении сцены и других театральных средствах. Один или несколько учеников могут отвечать за свет, музыку, звук и другое обеспече­ние спектакля. Музыкальное, звуковое сопровождение можно записать на пленку, а можно использовать живое исполнение нужной музыки школь­никами-певцами, музыкантами.

Следует заметить, что многие формы внеурочных занятий с детьми в школе организуются подобно тому, как это делается взрослыми людьми в большой жизни. Это надо считать важным принципом работы с детьми: не придумывать нечто искусственное, некую манную кашу для детского употребления, а в хорошем смысле играть во взрослую жизнь, что и обес­печит эффективную педагогику. Так можно делать и спектакль, и газету, и поисково-исследовательскую работу, и многое другое, например выставку детского рисунка или любую другую выставку, конкурс работ. Надо делать по возможности все, как в большой жизни взрослых: создать оргкомитет, разработать критерии оценки работ и другие условия конкурса, предусмот­реть заявки, рекламу, приглашения, книгу отзывов, премиальный фонд, количество премий, состав жюри, сроки работы, церемонию открытия и закрытия, какие-то другие акции во время работы выставки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.