Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия и функции внутришкольного управления




Образовательные учреждения, их типы и организационная структура

Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием

Согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 8) система образования представляет собой совокупность взаимодействующих:

• преемственных образовательных программ и государственных обра­зовательных стандартов различного уровня и направленности;

• сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

• органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций.

Цель системы образования — обеспечить право человека на образование. Критерием эффективности деятельности такой системы является уровень образованности граждан — воспитанности и обученное™. Право на обра­зование — основное и естественное право человека — реализуется им всю жизнь. С помощью образования возможно максимальное развитие огром­ного интеллектуального потенциала человека.

Право на образование имеет целью удовлетворение потребности чело­века в информации и непосредственно в обучении и воспитании. Потреб­ности в информации и образовании стоят на одном уровне с первичными потребностями человека: физиологическими, в обеспечении безопасности и защищенности.

Все компоненты системы образования постоянно изменяются, развива­ются. Одно из важных изменений — развитие Государственных образова­тельных стандартов (ГОС). В числе разрабатываемых законопроектов нахо­дится проект закона «О государственных минимальных социальных стандар­тах», в которые планируется включить и стандарты в области образования: набор общедоступных и бесплатных услуг, предоставляемых образователь ными учреждениями; нормы и нормативы предельной наполняемости классов и групп в государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях; нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся; нор­матив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях; уровень обя­зательного образования, который должен получить каждый гражданин страны.

Содержание образования определено, как известно, в общеобразова­тельных (основных и дополнительных) и профессиональных (основных и дополнительных) программах (ст. 9).

Образовательные программы осваиваются с учетом потребностей и воз­можностей личности в следующих формах: очной, очно-заочной (вечер­ней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстер­ната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Не­зависимо от форм получения образования для объективной оценки уровня образования используются Государственные образовательные стандарты, которые устанавливаются федеральным законом. Следует обратить внима­ние на то, что строгое соблюдение принципа преемственности между обра­зовательными программами разных уровней обеспечивает целостность и непрерывность всей системы образования в России и отсутствие в образо­вательном пространстве этой системы тупиковых образовательных ветвей.

Образовательный минимум содержания каждой основной общеобразо­вательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим Государственным образовательным стандартом (ст. 7).

Важнейшими ролевыми участниками (субъектами) в процессе управ­ленческого взаимодействия являются учредители, заказчики, пользователи, представители властных структур, партнеры, конкуренты.

Основным заказчиком образовательных учреждений выступает государ­ство и его ведомства, которые:

• формируют образовательную политику;

• регистрируют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют образователь­ные учреждения;

• определяют Государственные образовательные стандарты;

• проводят экспертизу подведомственных им учреждений.
Учредителями образовательных учреждений согласно Закону РФ «Об

образовании» (ст. 11) могут являться:

• органы государственной власти и регионального (местного) само­управления;

• отечественные и иностранные организации всех форм собственно­сти, их объединения (фонды, союзы, ассоциации);

• общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ;

• граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
Учредители образовательных учреждений наделены широкими правами

и полномочиями. В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и (или) органов местного самоуправле­ния права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реали­зующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации.

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения за­крытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опас­ным) поведением могут быть только федеральные органы исполнитель­ной власти и (Или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» федеральные органы го­сударственной власти и органы управления образованием должны:

• формировать и осуществлять федеральную политику в области обра­зования;

• регулировать правовые отношения в области образования;

• разрабатывать и реализовывать федеральные и международные про­граммы развития образования с учетом социально-экономических, демо­графических и других условий и особенностей;

• формировать федеральные государственные и ведомственные орга­ны управления образованием;

• согласовывать назначение руководителей образовательных учрежде­ний федерального подчинения (если иное не предусмотрено законом и ти­повыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов);

• устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации обра­зовательных учреждений;

• устанавливать перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

• разрабатывать и утверждать типовые положения об образовательных учреждениях;

• устанавливать порядок лицензирования, аттестации и государствен­ной аккредитации образовательных учреждений;

• регулировать трудовые отношения и др.

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования нахо­дятся (ст. 29):

• определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике РФ в области образования;

• законодательство субъектов Российской Федерации;

• определение особенностей порядка создания, реорганизации, лик­видации и финансирования образовательных учреждений;

• осуществление федеральной политики в области образования;

• разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;

• формирование государственных органов управления образованием и руководство ими;

• создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреж­дений;

установление национально-региональных компонентов Государ­ственных образовательных стандартов;

• формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

• установление местных налогов и сборов на цели образования;

• установление республиканских, региональных нормативов финанси­рований образования;

• организация финансирования местных органов управления образо­ванием и образовательных учреждений;

• организация подготовки, переподготовки, повышения квалифика­ции педагогических работников;

• обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения Государственных образова­тельных стандартов;

• издание нормативных документов в пределах своей компетенции и др.

Органы местного самоуправления (ст. 31) ответственны за реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обяза­тельного основного общего образования; ежегодную публикацию средне­статистических показателей о соответствии федеральным и местным требо­ваниям условий осуществления образовательного процесса в образователь­ных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

К исключительной компетенции в области образования органов мест­ного самоуправления относятся:

• планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образова­тельных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

• формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

• обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих терри­ториях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

• регулирование в пределах своей компетенции отношений собствен­ности в системе образования;

• создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образова­тельных учреждений;

• создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управле­ния образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определе­ние их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласова­нию с государственными органами управления образованием руководите­лей местных органов управления образованием;

• назначение руководителей муниципальных образовательных учреж­дений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образова­тельных учреждениях соответствующих типов и видов или решением орга­на местного самоуправления;

• строительство зданий и сооружений муниципальных образователь­ных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

• контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов соб­ственности образовательными учреждениями;

использование государственных и муниципальных образовательных
учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования и др.

Компетенция и ответственность образовательного учреждения (ст. 32) со­стоят в том, что оно самостоятельно в осуществлении образовательного про­цесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Россий­ской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении со­ответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся:

• материально-техническое обеспечение и оснащение образовательно­го процесса;

• привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источни­ков финансовых и материальных средств;

• представление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

• подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

• организация и совершенствование методического обеспечения обра­зовательного процесса;

• разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

• разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дис­циплин;

• разработка и утверждение по согласованию с органами Местного са­моуправления годовых календарных учебных графиков;

• установление структуры управления деятельностью образовательно­го учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязан­ностей;

• установление ставок заработной платы и должностных окладов ра­ботников образовательного учреждения в пределах собственных финансо­вых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и мест­ными нормативами;

• установление надбавок и доплат к должностным окладам работни­ков образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;

• разработка и принятие Устава образовательного учреждения;

• разработка и принятие правил внутреннего распорядка образова­тельного учреждения;

• самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспи­танников;

• самостоятельное осуществление образовательного процесса;

• осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения;

• контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материально­го обеспечения;

• обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа ус­ловий содержания воспитанников не ниже нормативных;

• создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обу­чающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

• содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

• координация в образовательном учреждении деятельности обще­ственных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом, и др.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за:

• невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

• реализацию не в полном объеме образовательных программ в соот­ветствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество обра­зования своих выпускников;

• жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников обра­зовательного учреждения во время образовательного процесса;

• нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работни­ков образовательного учреждения;

• иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется на основе Закона РФ «Об образовании» и Ус­тава соответствующего образовательного учреждения. Управление строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др.

Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель соответ­ствующего образовательного учреждения.

Представим основные функциональные обязанности некоторых руко­водителей образовательных учреждений.

Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следую­щие функциональные обязанности:

• руководит образовательным учреждением совместно с советом шко­лы в соответствии с Уставом школы, законодательством Российской Феде­рации, нормативно-правовыми актами;

• обеспечивает государственную регистрацию школы, лицензирование образовательной деятельности, государственную аттестацию и аккредита­цию школы;

создает атмосферу единого понимания и совместного формулирова­ния целей, ценностей и задач, перспектив развития образовательного уч­реждения всеми участниками образовательного процесса, формирует внут-ришкольную педагогическую культуру, ответственность за общую работу и ее результаты. Регулирует отношения в коллективе, поддерживает благо­приятный морально-психологический климат, поощряет и стимулирует творческую инициативу работников;

• несет ответственность перед государством и обществом за соблюде­ние требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспи­тательный процесс, осуществляет виутришкольный контроль, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;

• представляет интересы учебного заведения в государственных и об­щественных органах;

• осуществляет подбор и расстановку педагогических кадров учебного заведения, прием детей в школу, увольняет педагогический, администра­тивный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного за­ведения;

• организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;

• координирует управленческую деятельность своих заместителей, ру­ководителей структурных подразделений школы, распределяет функцио­нальные обязанности между ними;

• утверждает учебные планы, образовательные программы, расписа­ния занятий, экзаменов, педагогическую нагрузку и графики работы педа­гогов и технического персонала школы;

• курирует состояние преподавания и результаты обучения и воспита­ния учащихся;

• руководит деятельностью педагогического совета школы;

• принимает меры по безопасной эксплуатации зданий, оборудова­ния, соблюдению правил внутреннего распорядка, охраны труда, норм са­нитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожар­ной защиты;

• совместно с медицинскими работниками организует деятельность по оздоровлению детей и взрослых, оптимизации режима труда и отдыха;

• обеспечивает своевременное и правильное ведение делопроизвод­ства, бухгалтерского учета, статистической отчетности.

Указанные функциональные обязанности директора школы существен­но дополняются в Уставе школы в зависимости от типа школы, террито­риального расположения, состава учащихся и особенностей педагогическо­го коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и обществен­ностью и др.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического процесса, за выполнение образовательных программ и Государственных образовательных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; составляют рас­писание занятий; руководят методической работой в школе.

Характеризуя основные направления управленческой деятельности, не­обходимо отметить, что в последние годы произошло разграничение ком­петенции между школой и органами управления. В школах отмечается:

• повышение уровня автономности;

• появление возможности формулировать свою миссию, стратегию, переходя от позиции пользователя действующих систем управления к по­зиции проектировщика и создателя новых систем;

• высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования;

• развитие плюрализма;

• привлечение квалифицированных специалистов из вузов;

• получение дополнительных источников финансирования;

• изменение штатного расписания.

Данные направления представлены в различных моделях самоуправле­ния. Наряду с традиционными органами общешкольного управления (пед­совет, родительский комитет, ученический совет) в настоящее время по­явились: Совет школы, Попечительский совет, Орган разработки стратеги­ческого развития школы, Совет учредителей, Инновационный совет, Экспертный совет, Приемная комиссия (отборочная), Научно-методиче­ский совет, Совет лицеистов, Совет гимназистов, Школьный парламент и др. Состав этих органов в разных типах школ и масштаб их деятельности неодинаков, степень участия членов и органов школьной организации так­же неравнозначна. Но именно этими управленческими звеньями разраба­тывается и утверждается стратегия развития школы.

Развивающие школы, реализуя стратегические планы, перестраивают структуру управления на основе поиска «золотой середины» между центра­лизацией и децентрализацией управления. В развивающих школах введены группы нововведений, проектные группы, группы разработчиков, эксперт­ные группы. Внедрение в школе элементов менеджмента содействует про­цессу демократизации и гуманизации школьной жизни, эффективному управ­лению школой, педагогическим и ученическим коллективами.

Согласно ст. 12 Федерального закона образовательными учреждениями являются такие, в которых осуществляется образовательный процесс (реа­лизуется одна или несколько образовательных программ; обеспечивается содержание и воспитание обучающихся, воспитанников).

Общеобразовательное учреждение является юридическим лицом и мо­жет быть по организационно-правовым формам государственным, муници­пальным; негосударственным (частным, учреждением общественной и ре­лигиозной организации).

Если деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных уч­реждениях, утвержденными Правительством Российской Федерации, то для негосударственных образовательных учреждений они являются при­мерными.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и кате­гория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уров­нем и направленностью реализуемых им образовательных программ) уста­навливается при его государственной аккредитации. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его до­веренности осуществлять полностью или частично правомочия юридиче­ского лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные сче­та в банковских и других кредитных организациях.

Образовательные учреждения вправе создавать образовательные объ­единения в целях развития и совершенствования образования. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регу­лируется законом.

Права и обязанности учреждений дополнительного образования рас­пространяются и на общественные организации, основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализаций ими дополнительных образовательных программ.

Согласно Федеральному закону (ст. 13) в уставе образовательного уч­реждения указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический ад­рес), статус образовательного учреждения;

2) учредитель;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образо­вательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

 

• язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

• порядок приема обучающихся, воспитанников;

• продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

• порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

• система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

• режим занятий обучающихся, воспитанников;

• наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставле­ния (на договорной основе);

• порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (закон­ных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образователь­
ного учреждения, в том числе в части:

• использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением;

• финансирования и материально-технического обеспечения деятель­ности образовательного учреждения;

• источников и порядка формирования собственности образователь­ного учреждения; (

• осуществления предпринимательской деятельности;

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

• компетенция учредителя;

• структура, порядок формирования органов управления образователь­ного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

• порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

• порядок изменения устава образовательного учреждения;

• порядок реорганизации и ликвидации образовательного учрежде­ния; права и обязанности участников образовательного процесса;

8) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других
актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегули­рованной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем. Локальные акты образова­тельного учреждения не могут противоречить его Уставу.

Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения из­ложены в ст. 16 Федерального закона «Об образовании». Учредитель уста­навливает порядок приема в государственные и муниципальные образова­тельные учреждения на ступени начального общего, основного общего,среднего (полного) общего и начального профессионального образования.
Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные уч­реждения для получения среднего профессионального, высшего професси­онального и послевузовского профессионального образования проводится
на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны
гарантировать соблюдение прав граждан на образование. Вне конкурса при
условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и
муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального
и высшего профессионального образования принимаются

• дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

• дети-инваяиды, инвалиды I и II групп, которым не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;

• граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы;

• граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответ­ствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций ко­мандиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.

К образовательным относят учреждения следующих типов:

• дошкольные;

• общеобразовательные (начального общего, основного общего, сред­него (полного) общего образования);

• учреждения начального профессионального, среднего профессио­нального, высшего профессионального и послевузовского профессиональ­ного образования;

• учреждения дополнительного образования взрослых;

• специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

• учреждения дополнительного образования;

• учреждения для детей-^сирот,и детей, оставшихся без попечения ро­дителей (законных представителей);

• учреждения дополнительного образования детей;

• другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Реализация общеобразовательных программ (ст. 17) осуществляется

в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

Образовательные программы специальных (коррекционных) образова­тельных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных про­грамм с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников.

Образовательные программы дошкольного, начального общего, основ­ного общего и среднего (полного) общего образования являются преем­ственными. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу пре­дыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени об­щего образования.

Дошкольные учрежденияясли, детские сады создаются с целью помощи семье в воспитании и развитии детей (в возрасте от одного года до шести лет). В дошкольных учреждениях предусматривается сенсорное развитие ре­бенка, отработка двигательных навыков, развитие пространственной ориен­тировки и коммуникативных качеств личности, обучение навыкам культурно­го поведения, укрепление здоровья, физической, психологической и мотиваци-онной готовности детей к школе. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуаль­ного развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в вос­питании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность обра­зовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех сло­ев населения. Органы местного самоуправления организуют и координиру­ют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образова­ние (ст. 19) включает три ступени. Они соответствуют уровням образова­тельных программ:

• начальное общее;

• основное общее;

• среднее (полное) общее образование.

Общеобразовательные учреждения соответствуют трем основным перио­дам развития ребенка: детству, отрочеству, юности.

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей. В ней учащиеся приобретают необ­ходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, пись­му, счету, овладевают элементами теоретического мышления, нормами по­ведения, основами личной гигиены, вырабатывают привычку здорового об­раза жизни.

Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегриро­ванных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут,вво-диться факультативные занятия по физическому, эстетическому и трудово­му воспитанию, иностранным языкам.

Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования определяются Уставом обра­зовательного учреждения. По согласию родителей (законных представите­лей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший

возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования. По решению органа управления образовательным учреждением за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава образовательного уч­реждения допускается исключение из данного образовательного учрежде­ния обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет.

Общеобразовательные учреждения могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разреше­ния) на указанный вид деятельности.

Основная школа должна закладывать прочный фундамент общеобразова­тельной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образова­ния, его полноценного включения в жизнь общества. Для глубокого усвое­ния основ наук и формирования научного мировоззрения, помимо обяза­тельных предметов, охватывающих 75—80% учебного времени, вводятся дополнительные предметы по выбору, факультативные курсы, разноуров­невые программы.

Основная школа является обязательной. Ее выпускники могут продол­жить обучение как в средней школе, так и в профессиональных учебных заведениях различного профиля или в вечерних (заочных) средних общеоб­разовательных школах. Для стимулирования самообразовательной работы учащихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы су­щественно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью.

Для более глубокой дифференциации Совет школы может принять ре­шение о введении в школе одного или нескольких профилей обучения (гу­манитарный, физико-математический, химико-биологический, техниче­ский, сельскохозяйственный, экономический и др.). Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.

Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

В настоящее время проявляется тенденция преобразования общеобра­зовательных школ в школы нового типа (гимназии, лицеи, многопрофиль­ные школы и др.). Открываются специализированные лицеи и гимназии, колледжи при вузах и университетах. Такие изменения в процессе получе­ния образования выявляют следующие особенности:

• тесное увязывание разных ступеней образовательного процесса;

• создание прочных основ профессиональной ориентации;

• создание основ для осмысленного выбора будущей профессии моло­дежью;

• ориентация на социальный заказ.

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются пре­имущественно на базе школ третьей ступени. Учреждения профессионального образования:

• начального (училища);

• среднего (техникумы, колледжи);

высшего (институты, университеты, академии);

• послевузовского (аспирантура, докторантура);

• курсы, институты повышения квалификации и переподготовки.

Профессиональные образовательные учреждения осуществляют подго­товку работников квалифицированного труда, подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, предоставляют гражданам возмож­ность повышения уровня образования.

В Федеральном законе ст. 21 посвящена профессиональной подготовке, имеющей целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необ­ходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессио­нальная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня учащихся, она может быть получена в образовательных учреждени­ях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях:

• межшкольных учебных комбинатах;

• учебно-производственных мастерских;

• учебных участках (цехах);

• в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответ­ствующие лицензии;

• в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

Начальное профессиональное образование (ст. 22) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем ос­новным направлениям общественно полезной деятельности на базе основ­ного общего образования. Оно может быть получено в образовательных уч­реждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах).

Среднее профессиональное образование (ст. 23) ставит своей задачей под­готовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей лично­сти в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образова­ния. Среднее профессиональное образование может быть получено в обра­зовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональнее образование (ст. 24) имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в высших учебных заведениях.

Высшее образование — образование, содержание которого ориентирова­но на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функ­ции управления технологическими системами и коллективами людей, а также подготовку педагогических и научных работников. В современной России есть гуманитарные, педагогические, медицинские, технические университеты. За их многообразием стоит процесс освоения социального опыта и культурных ценностей. Особенностью современного университета является плавное вхождение студентов в процесс научного творчества, при­общения их к научно-исследовательской работе.

Послевузовское профессиональное образование (ст. 25) предоставляет граж­данам возможность повышения уровня образования, научной, педагогиче­ской квалификации на базе высшего профессионального образования. Последипломное образование — это реализация непрерывного образова­ния через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами. В научной среде оно представлено аспирантурой, соискательством и докторантурой.

Аспирантом является человек, имеющий высшее профессиональное об­разование и обучающийся в аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Докторант — это человек, имеющий ученую степень кандидата наук и готовящий диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Дополнительное образование и дополнительные образовательные услуги (ст. 26) реализуются в целях всестороннего удовлетворения образователь­ных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным со­вершенствованием образовательных стандартов.

К дополнительным образовательным программам относятся образова­тельные программы различной направленности, реализуемые:

• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждени­
ях профессионального образования за пределами определяющих их статус
основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования (в уч­реждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональ­ной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных на­туралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

• посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Специальные (коррекционные) школы для слабовидящих, глухих воспитан­ников — для воспитанников, имеющих отклонения в развитии. Школы кор-рекционного характера обеспечивают лечение, воспитание и обучение, со­циальную адаптацию и интеграцию учащихся в общество. В эти учреждения школьники направляются органами управления образованием с согласия ро­дителей по заключению психолого-медико-педагогической комиссии

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, — интернаты, детские дома — решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов включает дошкольные детские дома (для детей 3—7 лет), смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста), детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет).

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санатор-но-лесных школах.

Для подростков с общественно опасным (девиантным) поведением, до­стигших одиннадцатилетнего возраста, функционируют специальные учреждения, которые обеспечивают медико-социальную реабилитацию, образова­ние и профессиональную подготовку, направление в них осуществляется по решению суда.

Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образо­вании.

Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образова­ние, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупно­сти научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответству­ющий документ.

Общеобразовательная школа является управляемой и управляющей от­крытой системой, в которой происходит постоянный обмен информацией с окружающей средой, с другими социальными институтами (взаимодей­ствие носит цикличный характер).

Каждая ступень общего образования решает свои специфические зада­чи, но общая направленность деятельности подчинена основной цели — развитию личности школьника. Целесообразная деятельность на каждой ступени обучения способствует накоплению и фиксированию новых коли­чественных характеристик личности и последующему их переходу в новые качественные личностные образования.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте схему «вертикали» управления образованием в Российской Федерации.

2. Покажите, в чем заключается автономность образовательного уч­реждения.

3. Объясните, как реализуется на практике принцип единства образо­вательного пространства Российской Федерации.

4. В чем проявляется государственно-общественный характер управле­ния современной школой?

5. Дайте краткую характеристику типов и видов современных образо­вательных учреждений.

Основная литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.

2. Селиванов В. С. Управление школой в России. Смоленск, 2001.

3. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. 3-е изд., доп. М.: Педагогичес­кое общество России, 1999.

Дополнительная литература

1. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. В. И. Шкатулла. 2-е изд., перераб, и доп. М.: Юристь, 2001.

2. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление современной школой (В вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997.

3. Сластенш В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. Ч. 2. М.: ВЛАДОС, 2002.

4. Управление воспитательной системой школы / Под ред. В. А. Кара-ковского и др. М., 1999.

5. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образо­вательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2001.

Глава 22. Основы внутришкольного управления

Тот, кто не может управлять собой, не может и управлять другими.

Платон




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.