КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятия и функции внутришкольного управления
Образовательные учреждения, их типы и организационная структура Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием Согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 8) система образования представляет собой совокупность взаимодействующих: • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; • сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; • органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций. Цель системы образования — обеспечить право человека на образование. Критерием эффективности деятельности такой системы является уровень образованности граждан — воспитанности и обученное™. Право на образование — основное и естественное право человека — реализуется им всю жизнь. С помощью образования возможно максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека. Право на образование имеет целью удовлетворение потребности человека в информации и непосредственно в обучении и воспитании. Потребности в информации и образовании стоят на одном уровне с первичными потребностями человека: физиологическими, в обеспечении безопасности и защищенности. Все компоненты системы образования постоянно изменяются, развиваются. Одно из важных изменений — развитие Государственных образовательных стандартов (ГОС). В числе разрабатываемых законопроектов находится проект закона «О государственных минимальных социальных стандартах», в которые планируется включить и стандарты в области образования: набор общедоступных и бесплатных услуг, предоставляемых образователь ными учреждениями; нормы и нормативы предельной наполняемости классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся; норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях; уровень обязательного образования, который должен получить каждый гражданин страны. Содержание образования определено, как известно, в общеобразовательных (основных и дополнительных) и профессиональных (основных и дополнительных) программах (ст. 9). Образовательные программы осваиваются с учетом потребностей и возможностей личности в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Независимо от форм получения образования для объективной оценки уровня образования используются Государственные образовательные стандарты, которые устанавливаются федеральным законом. Следует обратить внимание на то, что строгое соблюдение принципа преемственности между образовательными программами разных уровней обеспечивает целостность и непрерывность всей системы образования в России и отсутствие в образовательном пространстве этой системы тупиковых образовательных ветвей. Образовательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим Государственным образовательным стандартом (ст. 7). Важнейшими ролевыми участниками (субъектами) в процессе управленческого взаимодействия являются учредители, заказчики, пользователи, представители властных структур, партнеры, конкуренты. Основным заказчиком образовательных учреждений выступает государство и его ведомства, которые: • формируют образовательную политику; • регистрируют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют образовательные учреждения; • определяют Государственные образовательные стандарты; • проводят экспертизу подведомственных им учреждений. образовании» (ст. 11) могут являться: • органы государственной власти и регионального (местного) самоуправления; • отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (фонды, союзы, ассоциации); • общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ; • граждане Российской Федерации и иностранные граждане. и полномочиями. В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и (или) органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам. Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации. Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (Или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» федеральные органы государственной власти и органы управления образованием должны: • формировать и осуществлять федеральную политику в области образования; • регулировать правовые отношения в области образования; • разрабатывать и реализовывать федеральные и международные программы развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей; • формировать федеральные государственные и ведомственные органы управления образованием; • согласовывать назначение руководителей образовательных учреждений федерального подчинения (если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов); • устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений; • устанавливать перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование; • разрабатывать и утверждать типовые положения об образовательных учреждениях; • устанавливать порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; • регулировать трудовые отношения и др. В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся (ст. 29): • определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике РФ в области образования; • законодательство субъектов Российской Федерации; • определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений; • осуществление федеральной политики в области образования; • разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования; • формирование государственных органов управления образованием и руководство ими; • создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений; установление национально-региональных компонентов Государственных образовательных стандартов; • формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования; • установление местных налогов и сборов на цели образования; • установление республиканских, региональных нормативов финансирований образования; • организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений; • организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников; • обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения Государственных образовательных стандартов; • издание нормативных документов в пределах своей компетенции и др. Органы местного самоуправления (ст. 31) ответственны за реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях. К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся: • планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования; • формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования; • обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения; • регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования; • создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; • создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием; • назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления; • строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; • контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями; использование государственных и муниципальных образовательных Компетенция и ответственность образовательного учреждения (ст. 32) состоят в том, что оно самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся: • материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса; • привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств; • представление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств; • подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации; • организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса; • разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; • разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин; • разработка и утверждение по согласованию с органами Местного самоуправления годовых календарных учебных графиков; • установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей; • установление ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами; • установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования; • разработка и принятие Устава образовательного учреждения; • разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения; • самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников; • самостоятельное осуществление образовательного процесса; • осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения; • контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения; • обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных; • создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; • содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений; • координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом, и др. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за: • невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; • реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; • жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; • нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; • иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется на основе Закона РФ «Об образовании» и Устава соответствующего образовательного учреждения. Управление строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель соответствующего образовательного учреждения. Представим основные функциональные обязанности некоторых руководителей образовательных учреждений. Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности: • руководит образовательным учреждением совместно с советом школы в соответствии с Уставом школы, законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами; • обеспечивает государственную регистрацию школы, лицензирование образовательной деятельности, государственную аттестацию и аккредитацию школы; создает атмосферу единого понимания и совместного формулирования целей, ценностей и задач, перспектив развития образовательного учреждения всеми участниками образовательного процесса, формирует внут-ришкольную педагогическую культуру, ответственность за общую работу и ее результаты. Регулирует отношения в коллективе, поддерживает благоприятный морально-психологический климат, поощряет и стимулирует творческую инициативу работников; • несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет виутришкольный контроль, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения; • представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах; • осуществляет подбор и расстановку педагогических кадров учебного заведения, прием детей в школу, увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения; • организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований; • координирует управленческую деятельность своих заместителей, руководителей структурных подразделений школы, распределяет функциональные обязанности между ними; • утверждает учебные планы, образовательные программы, расписания занятий, экзаменов, педагогическую нагрузку и графики работы педагогов и технического персонала школы; • курирует состояние преподавания и результаты обучения и воспитания учащихся; • руководит деятельностью педагогического совета школы; • принимает меры по безопасной эксплуатации зданий, оборудования, соблюдению правил внутреннего распорядка, охраны труда, норм санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожарной защиты; • совместно с медицинскими работниками организует деятельность по оздоровлению детей и взрослых, оптимизации режима труда и отдыха; • обеспечивает своевременное и правильное ведение делопроизводства, бухгалтерского учета, статистической отчетности. Указанные функциональные обязанности директора школы существенно дополняются в Уставе школы в зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и общественностью и др. Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического процесса, за выполнение образовательных программ и Государственных образовательных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; составляют расписание занятий; руководят методической работой в школе. Характеризуя основные направления управленческой деятельности, необходимо отметить, что в последние годы произошло разграничение компетенции между школой и органами управления. В школах отмечается: • повышение уровня автономности; • появление возможности формулировать свою миссию, стратегию, переходя от позиции пользователя действующих систем управления к позиции проектировщика и создателя новых систем; • высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования; • развитие плюрализма; • привлечение квалифицированных специалистов из вузов; • получение дополнительных источников финансирования; • изменение штатного расписания. Данные направления представлены в различных моделях самоуправления. Наряду с традиционными органами общешкольного управления (педсовет, родительский комитет, ученический совет) в настоящее время появились: Совет школы, Попечительский совет, Орган разработки стратегического развития школы, Совет учредителей, Инновационный совет, Экспертный совет, Приемная комиссия (отборочная), Научно-методический совет, Совет лицеистов, Совет гимназистов, Школьный парламент и др. Состав этих органов в разных типах школ и масштаб их деятельности неодинаков, степень участия членов и органов школьной организации также неравнозначна. Но именно этими управленческими звеньями разрабатывается и утверждается стратегия развития школы. Развивающие школы, реализуя стратегические планы, перестраивают структуру управления на основе поиска «золотой середины» между централизацией и децентрализацией управления. В развивающих школах введены группы нововведений, проектные группы, группы разработчиков, экспертные группы. Внедрение в школе элементов менеджмента содействует процессу демократизации и гуманизации школьной жизни, эффективному управлению школой, педагогическим и ученическим коллективами. Согласно ст. 12 Федерального закона образовательными учреждениями являются такие, в которых осуществляется образовательный процесс (реализуется одна или несколько образовательных программ; обеспечивается содержание и воспитание обучающихся, воспитанников). Общеобразовательное учреждение является юридическим лицом и может быть по организационно-правовым формам государственным, муниципальным; негосударственным (частным, учреждением общественной и религиозной организации). Если деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях, утвержденными Правительством Российской Федерации, то для негосударственных образовательных учреждений они являются примерными. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях. Образовательные учреждения вправе создавать образовательные объединения в целях развития и совершенствования образования. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом. Права и обязанности учреждений дополнительного образования распространяются и на общественные организации, основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализаций ими дополнительных образовательных программ. Согласно Федеральному закону (ст. 13) в уставе образовательного учреждения указываются: 1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; 2) учредитель; 3) организационно-правовая форма образовательного учреждения; 4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; 5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
• язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; • порядок приема обучающихся, воспитанников; • продолжительность обучения на каждом этапе обучения; • порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; • система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; • режим занятий обучающихся, воспитанников; • наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); • порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей); 6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образователь • использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением; • финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения; • источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения; ( • осуществления предпринимательской деятельности; 7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе: • компетенция учредителя; • структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности; • порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда; • порядок изменения устава образовательного учреждения; • порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения; права и обязанности участников образовательного процесса; 8) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его Уставу. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения изложены в ст. 16 Федерального закона «Об образовании». Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего,среднего (полного) общего и начального профессионального образования. • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; • дети-инваяиды, инвалиды I и II групп, которым не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях; • граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы; • граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий. К образовательным относят учреждения следующих типов: • дошкольные; • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); • учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; • учреждения дополнительного образования взрослых; • специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; • учреждения дополнительного образования; • учреждения для детей-^сирот,и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); • учреждения дополнительного образования детей; • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. Дошкольные учреждения — ясли, детские сады создаются с целью помощи семье в воспитании и развитии детей (в возрасте от одного года до шести лет). В дошкольных учреждениях предусматривается сенсорное развитие ребенка, отработка двигательных навыков, развитие пространственной ориентировки и коммуникативных качеств личности, обучение навыкам культурного поведения, укрепление здоровья, физической, психологической и мотиваци-онной готовности детей к школе. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование (ст. 19) включает три ступени. Они соответствуют уровням образовательных программ: • начальное общее; • основное общее; • среднее (полное) общее образование. Общеобразовательные учреждения соответствуют трем основным периодам развития ребенка: детству, отрочеству, юности. Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей. В ней учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, нормами поведения, основами личной гигиены, вырабатывают привычку здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут,вво-диться факультативные занятия по физическому, эстетическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам. Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования определяются Уставом образовательного учреждения. По согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования. По решению органа управления образовательным учреждением за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Общеобразовательные учреждения могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Основная школа должна закладывать прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Для глубокого усвоения основ наук и формирования научного мировоззрения, помимо обязательных предметов, охватывающих 75—80% учебного времени, вводятся дополнительные предметы по выбору, факультативные курсы, разноуровневые программы. Основная школа является обязательной. Ее выпускники могут продолжить обучение как в средней школе, так и в профессиональных учебных заведениях различного профиля или в вечерних (заочных) средних общеобразовательных школах. Для стимулирования самообразовательной работы учащихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью. Для более глубокой дифференциации Совет школы может принять решение о введении в школе одного или нескольких профилей обучения (гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, технический, сельскохозяйственный, экономический и др.). Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. В настоящее время проявляется тенденция преобразования общеобразовательных школ в школы нового типа (гимназии, лицеи, многопрофильные школы и др.). Открываются специализированные лицеи и гимназии, колледжи при вузах и университетах. Такие изменения в процессе получения образования выявляют следующие особенности: • тесное увязывание разных ступеней образовательного процесса; • создание прочных основ профессиональной ориентации; • создание основ для осмысленного выбора будущей профессии молодежью; • ориентация на социальный заказ. Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени. Учреждения профессионального образования: • начального (училища); • среднего (техникумы, колледжи); высшего (институты, университеты, академии); • послевузовского (аспирантура, докторантура); • курсы, институты повышения квалификации и переподготовки. Профессиональные образовательные учреждения осуществляют подготовку работников квалифицированного труда, подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, предоставляют гражданам возможность повышения уровня образования. В Федеральном законе ст. 21 посвящена профессиональной подготовке, имеющей целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня учащихся, она может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях: • межшкольных учебных комбинатах; • учебно-производственных мастерских; • учебных участках (цехах); • в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии; • в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии. Начальное профессиональное образование (ст. 22) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах). Среднее профессиональное образование (ст. 23) ставит своей задачей подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования. Высшее профессиональнее образование (ст. 24) имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в высших учебных заведениях. Высшее образование — образование, содержание которого ориентировано на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функции управления технологическими системами и коллективами людей, а также подготовку педагогических и научных работников. В современной России есть гуманитарные, педагогические, медицинские, технические университеты. За их многообразием стоит процесс освоения социального опыта и культурных ценностей. Особенностью современного университета является плавное вхождение студентов в процесс научного творчества, приобщения их к научно-исследовательской работе. Послевузовское профессиональное образование (ст. 25) предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Последипломное образование — это реализация непрерывного образования через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами. В научной среде оно представлено аспирантурой, соискательством и докторантурой. Аспирантом является человек, имеющий высшее профессиональное образование и обучающийся в аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Докторант — это человек, имеющий ученую степень кандидата наук и готовящий диссертацию на соискание ученой степени доктора наук. Дополнительное образование и дополнительные образовательные услуги (ст. 26) реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: • в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждени в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); • посредством индивидуальной педагогической деятельности. Специальные (коррекционные) школы для слабовидящих, глухих воспитанников — для воспитанников, имеющих отклонения в развитии. Школы кор-рекционного характера обеспечивают лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию учащихся в общество. В эти учреждения школьники направляются органами управления образованием с согласия родителей по заключению психолого-медико-педагогической комиссии Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — интернаты, детские дома — решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов включает дошкольные детские дома (для детей 3—7 лет), смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста), детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санатор-но-лесных школах. Для подростков с общественно опасным (девиантным) поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, функционируют специальные учреждения, которые обеспечивают медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку, направление в них осуществляется по решению суда. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ. Общеобразовательная школа является управляемой и управляющей открытой системой, в которой происходит постоянный обмен информацией с окружающей средой, с другими социальными институтами (взаимодействие носит цикличный характер). Каждая ступень общего образования решает свои специфические задачи, но общая направленность деятельности подчинена основной цели — развитию личности школьника. Целесообразная деятельность на каждой ступени обучения способствует накоплению и фиксированию новых количественных характеристик личности и последующему их переходу в новые качественные личностные образования. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте схему «вертикали» управления образованием в Российской Федерации. 2. Покажите, в чем заключается автономность образовательного учреждения. 3. Объясните, как реализуется на практике принцип единства образовательного пространства Российской Федерации. 4. В чем проявляется государственно-общественный характер управления современной школой? 5. Дайте краткую характеристику типов и видов современных образовательных учреждений. Основная литература 1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996. 2. Селиванов В. С. Управление школой в России. Смоленск, 2001. 3. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. 3-е изд., доп. М.: Педагогическое общество России, 1999. Дополнительная литература 1. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. В. И. Шкатулла. 2-е изд., перераб, и доп. М.: Юристь, 2001. 2. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление современной школой (В вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997. 3. Сластенш В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. Ч. 2. М.: ВЛАДОС, 2002. 4. Управление воспитательной системой школы / Под ред. В. А. Кара-ковского и др. М., 1999. 5. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2001. Глава 22. Основы внутришкольного управления Тот, кто не может управлять собой, не может и управлять другими. Платон
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |