КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные показатели развития воздушного транспорта России
Создана разветвленная сеть транзитных (на большие расстояния) и местных авиалиний. Москва соединена авиалиниями со столицами стран ближнего зарубежья, центрами республик, краев, областей и крупными городами Российской Федерации. Прямое воздушное сообщение установлено с 87 зарубежными странами. В системе международных воздушных авиалиний нашей страны имеются воздушные линии, которые эксплуатируются Аэрофлотом совместно с зарубежными авиакомпаниями. Это, например, Транссибирская авиамагистраль, по которой регулярно совершают полеты самолеты Аэрофлота, японской авиакомпании Джал, французской Эр Франс, английской БОАК, скандинавской САС, немецкой Люфтганза. Пассажиропотоки воздушного транспорта формируются под влиянием целого ряда факторов, наиболее важные из которых следующие: особенности местных районов тяготения, численность населения в районах тяготения, транспортная подвижность населения, число пунктов, охваченных сетью воздушных сообщений, расстояние между пунктами, условия перевозок (тарифы, регулярность, комфорт, частота рейсов и т.д.). Ведущее место в формировании пассажиропотоков воздушного транспорта принадлежит Московскому авиаузлу, на долю которого приходится более 10% всех первоначальных отправок пассажиров. Из Москвы совершаются рейсы в пяти направлениях: кавказском, южном, восточном, центрально-азиатском и западном. Самое большое число пассажиров перевозится воздушным транспортом из Москвы в Петербург, Сочи. Крупным потоком пассажиров характеризуется восточное направление, идущее от Москвы через Поволжье, Урал, Сибирь на Дальний Восток, а также южное — к курортам Крыма и Кавказа. Кроме Москвы мощные пассажиропотоки образуются в авиационных узлах Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Сочи, Минеральных Вод, Красноярска, Хабаровска, Иркутска, Ростова-на-Дону, Казани, Самары. Из каждого аэропорта наиболее мощные пассажиропотоки следуют по ограниченному числу маршрутов. Так, аэропорты Москвы, имея прямую воздушную связь с 200 городами страны, примерно половину всех пассажиров отправляют в 18—20 городов, из Петербурга половина авиапассажиров направляется в 9 городов. На местных воздушных линиях много пассажиров перевозится в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Перевозки авиапассажиров отличаются высокой неравномерностью. На II и III кварталы года приходится более половины годового объема пассажирских перевозок. В зимний период число рейсов резко сокращается. Неравномерность перевозок больше всего на линиях, обслуживающих курортные районы. В дальнейшем будут развиваться пассажирские перевозки на средние и дальние расстояния. Воздушный транспорт займет главное место в грузовых перевозках при освоении северных и северо-восточных районов страны. Основные направления развития воздушного транспорта — повышение вместимости (грузоподъемности) и скорости самолетов, улучшение технического оснащения портов, особенно в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, обеспечение безопасности полетов. В настоящее время разрабатывается комплексная программа «Транспорт России». В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привлечения иностранного капитала, налаживания работы транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения и др. В условиях рыночной экономики нашей стране требуется такая система транспорта, которая могла бы приспособиться к быстро меняющимся обстоятельствам. Среди предложений заслуживает внимания создание транспортного коридора Балтика — Центр — Черное море протяженностью 2 тыс км. Это целая система коммуникаций, объединяющая шоссе, железные дороги, аэропорты, порты, склады, грузовые терминалы и др. Со временем российский коридор может стать частью трансконтинентальной транспортной системы, соединяющей Северную и Западную Европу со странами Ближнего Востока, Турцией, Ираном.
РАЗДЕЛ III. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ
Экономическое районирование является неотъемлемой составной частью региональной экономики, так как в результате его проведения выделяются объекты исследования региональной экономики. Процесс районообразования происходит под совокупным воздействием системы факторов производственного, ресурсного, социального и политического характера. Производственные отношения как районообразующий фактор проявляются прежде всего в том, что они оказывают определяющее воздействие на уровень, форму организации производительных сил района и на специализацию его хозяйства. Территориальное разделение труда — один их важнейших элементов районообразования. Оно предполагает две стороны процесса — специализацию хозяйства и развитие экономических связей между специализирующимися территориями. К числу районообразующих факторов относится и размещение трудовых ресурсов, так как оно наряду с природными условиями и природными ресурсами определяет направление хозяйственной специализации конкретной территории и уровень развития производительных сил. На процесс районообразования влияют также национальный фактор, социально-политические условия, характерные для конкретного этапа развития страны, транспортная освоенность территорий, геополитическое положение страны и ее отдельных частей. Анализ районообразующих факторов на длительном временном этапе развития общества показывает, что, во-первых, их значение изменяется в зависимости от той исторической эпохи, в которой они действуют; во-вторых, на формирование экономических районов существенное влияние оказывает овеществленный человеческий труд; в-третьих, при районообразовании приходится иметь дело с постоянно изменяющимся объектом — производительными силами. Следовательно, процесс районообразования динамичен по своей сути. Огромный вклад в разработку теории экономического районирования в советский период внесли П.М. Алампиев, Н.Н. Баранский, И.И. Белоусов, А.Г. Гранберг, Н.Н. Казанский, Т.М. Калашникова, Н.Н. Колосовский, Г.В. Копанев, Н.Н. Некрасов, М.Б. Мазанова, Ю.Г. Саушкин, А.Т. Хрущев, А.А. Адамеску и другие видные специалисты в области экономической географии и региональной экономики. Экономическое районирование в практическом преломлении необходимо в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа развития социально-экономических территориальных образований (единиц), применительно к которым реализуется региональная политика государства. В настоящее время параметры социально-экономического развития страны устанавливаются применительно к ее макрорегионам (зонам), внутри макрорегионов — по отдельным регионам (районам). Исходное значение имеют изучение и планирование основных социально-экономических показателей по макрорегионам страны. Макрорегионы — это крупные экономические зоны страны с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил, зависящими от сочетания и концентрации природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного становления и регионального распределения населении. В настоящее время для макроэкономических исследований выделяются два макрорегиона — европейская и восточная зоны страны. Их демографические и природные ресурсы столь различны, что подходы к изучению этих зон принципиально не совпадают. На территории европейской зоны страны сконцентрировано более 78% населения России, здесь производится 73% товарной продукции промышленности, 76% продукции сельского хозяйства. Вместе с тем производственный комплекс зоны испытывает острый недостаток сырьевых ресурсов, в первую очередь — топливно-энергетических. В то же время основные природные ресурсы сосредоточены в восточной зоне страны. Восток страны играет ведущую роль в обеспечении страны сырьем, топливом и конструкционными материалами. Здесь добывается более 79% угля, 69% нефти с газовым конденсатом, 92% газа, выпускается 62% продукции цветной металлургии и т. д. Подавляющая часть сырьевых ресурсов потребляется в европейской зоне страны и экспортируется. Границы макрорегионов принимаются несколько условно, поскольку в пределах каждого из них имеются районы, природно-климатические и хозяйственные характеристики которых значительно отклоняются от закономерностей, присущих макрорегиону в целом. Так, арктические районы как европейской, так и восточной зоны резко выделяются по природно-климатическим и ресурсным условиям, по достигнутому уровню социально-экономического развития и степени освоенности. Однако выделение арктических районов в самостоятельную макроединицу, как это предлагает ряд экономгеографов, вряд ли актуально, так как организационные формы жизнеобеспечения и управления этими территориями жестко связаны со сложившейся структурой административного деления страны. В то же время Поволжье и Урал, ранее включавшиеся в состав восточной зоны страны, в силу большей схожести по уровню развития и обеспеченности ресурсами переведены в состав европейской зоны страны. Экономический район является основным элементом территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны. Он выделяется специализацией в территориальном разделении труда, присущей только ему структурой хозяйства, получившей развитие на основе специфического для данной территории сочетания природных ресурсов и социально-экономических предпосылок. Обязательный признак экономического района — относительно законченная система воспроизводственного процесса. Можно дать и другое определение этого понятия: экономический район — это территориальная часть хозяйства страны, характеризующаяся конкретным экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, основанной на территориальном общественном разделении труда. В экономической литературе имеется множество определений экономического района. Практически каждый известный специалист в области региональной экономики или экономической географии добавляет к этому понятию свое определение. Однако, отличаясь друг от друга теми или иными оттенками в основном терминологического и понятийного характера, практически все определения включают в себя такие базовые элементы, как хозяйственная специализация, специфика территориального сочетания природных ресурсов и социально-экономических предпосылок развития. Принципиальным в определении экономического района является комплексный учет всех факторов и предпосылок, способствующих выделению его в равноправную территориальную единицу предплановых и прогнозных исследований. Наряду с общими экономическими районами территория страны может делиться на условные территориальные образования по одному или группе факторов, влияющих на региональное разделение труда. В частности, это можно отнести к энергоэкономическому районированию, демографическому районированию и т.п. В основу энергоэкономического районирования положена степень обеспеченности территории собственными энергоресурсами, экономика их использования, их дефицитность или избыточность и т.п. Однако этот способ районирования входит составной частью в экономическое районирование, как и все другие способы частного территориального деления в соответствии с отдельными факторами и условиями развития. Выделение экономического района в системе народного хозяйства страны осуществляется на основе формирующегося районного хозяйственного комплекса в рамках принятого на конкретном этапе развития экономики административного деления. Знак равенства между понятием «экономический район» и «районный хозяйственный комплекс» ставить нельзя. Районный хозяйственный комплекс — это система хозяйства и социальных процессов, объективно происходящих в пределах определенной территории. Экономический район — понятие более широкое, так как он может включать в свой состав хозяйственные комплексы ряда территорий, характеризующихся или однотипными направлениями развития и специализации, или соподчиненными друг другу в решении конкретных социально-экономических задач развития территории нескольких административных образований. Экономический район выделяется на базе объединения хозяйственных комплексов ряда административных образований в целях облегчения управления экономическими процессами, создания банка данных унифицированной информации, проведения предплановых и прогнозных исследований на основе единой методологии. Первое практическое планирование региональной экономики осуществлено в плане ГОЭЛРО (1920 г.). Это первый план хозяйственного развития страны (а вернее — восстановления народного хозяйства) на основе регионального использования всех видов ресурсов (в первую очередь — энергетических) отдельных территорий России. В плане ГОЭЛРО было выделено восемь крупных районов. В 1921 г. Госплан России разработал проект разделения страны уже на 21 экономический район. В основу районирования был положен экономический принцип. В виде района выделялась по возможности экономически оформленная территория страны, которая благодаря комбинации природных особенностей, национальных особенностей и трудовых навыков населения представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства. Таким образом, основные контуры районов определяются природными условиями, степенью вовлечения их в использование; специализацией в системе разделения труда, трудовыми ресурсами (их плотностью, трудовым опытом, национальным составом, концентрацией в городах и селах), транспортной освоенностью, степенью развития социальной и производственной инфраструктуры. Сетка экономических районов в СССР неоднократно пересматривалась, изменялось их число и уточнялся состав крупных районов. Первый пятилетний план (1929—1932 гг.) был составлен по 24 районам, второй (1933 —1937 гг.) — по 32 районам и зоне Севера, третий (1938—1942 гг.) — по 9 районам и 10 союзным республикам. В 1963 г. утверждена сетка экономических районов СССР (уточненная в 1966 г.), включающая 18 крупных экономрайонов, в том числе 10 крупных районов РСФСР: Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. В настоящее время в силу возросших различий в развитии производительных сил из Северо-Западного района выделена значительная территория, образовавшая Северный экономический район. Таким образом, в настоящее время экономическое районирование России проводится по двум макрорегионам: европейская зона в составе восьми экономических районов; восточная зона в составе трех крупных экономических районов. Любой макроэкономический и региональный сценарий развития может быть реализован лишь при правильном распределении задач между регионами страны. Региональная политика является составной частью общегосударственной политики в области экономического и социального развития страны. Можно считать, что региональная политика — это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития. Так, на этапе планового ведения хозяйства важнейшей внутриполитической задачей являлось ускоренное развитие производительных сил восточных районов. От ее решения зависело экономическое могущество страны. Особое значение имела региональная политика в решении таких конкретных социальных проблем, как: систематическое выравнивание уровня жизни населения по районам страны с учетом национальных особенностей населения; создание плановой системы расселения по территории; осуществление мероприятий в области природных ресурсов и окружающей среды. За несколько последних десятилетий региональная политика государства неоднократно корректировалась. Здесь можно отметить отраслевой метод планирования с практически полным отстранением регионов от принятия хозяйственных решений; территориальный метод планирования, когда территории представляли в директивные органы предложения по развитию, скоординированные с Госпланом СССР по вопросу соответствия макроэкономическим направлениям развития страны. Именно эта координация и являлась мощнейшим рычагом государственной политики, так как она определяла поток бюджетных средств в тот или иной регион. В последние 3—4 года региональная политика в России стремительно проходит этапы официального признания. Она превращается в политическую моду. Редкое программное заявление государственных властей обходится без утверждений о приоритетности региональной политики. В науке, по мнению академика А.Г. Гранберга*, вносящего значительный вклад в разработку региональной политики, ситуация выглядит несколько иначе. По его определению, современное открытие региональной политики — не более чем смещение в терминах и акцентах, поскольку предмет, объекты, методы исследования и формы реализации — это вечные проблемы региональных исследований. * Гранберг А.Г. Проблемы комплексного регионального развития России. М.,1996 (изд. СОПС при МЭ РФ).
Постоянный фон региональной политики обусловлен физико-географическими «вечными» и историческими факторами (различие в ресурсной обеспеченности, в расселении населения и т. п.). Просто критиковать прежнюю региональную политику — непродуктивно, так как уже нет той системы и сейчас необходима переоценка сложившейся системы размещения производительных сил с точки зрения сохранения или преобразования ее элементов и связей. Наибольшую озабоченность вызывает такое наследие прошлого, как чрезмерная концентрация многих производств, узкая специализация регионов, дальние расстояния между поставщиками и потребителями, существование моногородов (атомные городки, угольные поселки, где большая часть населения зависит от функционирования одного предприятия). Трансформация экономической и политической систем в СССР и Российской Федерации с середины 80-х гг. создала качественно новую ситуацию для региональной экономической политики. Здесь следует отметить: распад СССР и формирование постсоветского геополитического и экономического пространства; открытие экономики для внешних рынков; формирование реального федерализма; демилитаризацию экономики. Эти процессы в сочетании с исходной региональной дифференциацией создают массу новых региональных проблем. Среди них следующие. Развал СССР привел к возникновению в России новых приграничных регионов со всеми вытекающими последствиями. В первую очередь необходимы принципиально новые подходы к развитию их экономики. Быстрый переход от командно-распределительной к рыночной экономике везде приводит к временным социально-экономическим потрясениям из-за разной способности адаптации регионов к рыночным условиям. Особенно уязвимы оказались три группы регионов: с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при рыночных ценах или внезапно потерявших потребительский спрос на свою продукцию; удаленные от основных экономических центров; их положение ухудшилось из-за опережающего роста транспортных тарифов, которые в ряде случаев выросли в 5—10 тыс раз; получавшие ранее из федерального бюджета значительные дотации и внезапно потерявшие их. В то же время ряд регионов, где сложилась рыночная инфраструктура и особенно где возник банковский капитал (например, Москва), достаточно быстро оправились от шока. Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большая часть территории России в настоящее время — это проблемные регионы. Основными типами проблемных регионов являются слаборазвитые, депрессионные, экологически опасные, приграничные. К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднероссийского уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (северокавказских, Марий Эл, Алтай, Тыва), ряд областей европейской части. До 80% и более населения этих субъектов Федерации находится ниже официальной черты бедности. Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокая безработица. В их группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов. К экологически опасным относятся регионы, испытывающие последствия различных катастроф (Мурманская область, Поволжье, Урал, Кузбасс), побережье поднимающегося Каспийского моря. В отдельную группу, принимая во внимание геополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь помимо попыток поднять экономику необходимо развернуть принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к коренным изменениям даже уклада жизни. Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие. Основные вариации определяются примерно следующими моделями поведения региональных властей: осуществление рыночных преобразований даже ценой усиления социальной дифференциации (Москва и др.); ориентация на увеличение экспорта с использованием различия в мировых и внутренних ценах и льгот по внешнеэкономической деятельности; завоевание для своего региона льгот от федерального правительства (налоговые льготы, субсидии и т.п.); сохранение существенных элементов административно-плановой экономики на региональном уровне (контроль за ценами, нормированное распределение товаров, запрет на их вывоз и т.д.). В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных связей. Предельная ситуация в процессе дезинтеграции — выпадение региона из экономической системы — выход из состава государства, его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции не устранены и по сей день, они проявляются в Приморье, Чечне, Татарстане и др. Примеров интеграционной направленности пока очень мало (в Российской Федерации — Беларусь). Однако политическая опасность распада ослабевает, начинает активно действовать такой объединяющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты следует поддержать государству, в чем и отразится один из аспектов его региональной политики. Огромные различия российских регионов по всем условиям развития и федеральное устройство страны обрекают на неудачу унифицированные подходы к проведению реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений: регионализации и интеграции. Суть регионализации — учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда реформ на региональный уровень (например, реформу в коммунальном секторе); разработка специальных программ по реформам для регионов с особыми условиями развития. Пространственная интеграция экономики России также включает ряд специальных мероприятий, среди них: стабилизация интегрирующих систем (магистральный транспорт, связь, энергетическая и водные системы); совершенствование механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов Федерации; проведение единой внешнеэкономической политики, т.е. создание для всех регионов единых условий для выхода на внешние рынки. Тенденции регионализации и интеграции, разумеется, противоречивы. Не исключено вырождение регионализации в региональный сепаратизм. Но и чрезмерная централизация управления реформой нежелательна. Подавление экономической заинтересованности на местах создает базу регионального сепаратизма, поскольку в регионах усиливается убежденность, что, действуя в одиночку или в составе региональных коалиций, можно добиться большего.
Глава 2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Территориальные пропорции развития производительных сил отражают участие каждого субъекта Федерации — республик, краев, областей, национальных образований — в формировании экономического потенциала страны на различных этапах ее развития. Понятие «территориальные пропорции» охватывает взаимосвязанные между собой производственную и непроизводственную сферы экономики и базируется на учете многочисленных, часто разнонаправленных, предпосылок и ограничений развития территорий. Территориальные пропорции развития общественного производства России в течение многих десятилетий формировались в составе мощного государственно-экономического объединения — СССР, народнохозяйственный комплекс которого рассматривался как целостный экономический механизм, развивающийся в условиях планового ведения хозяйства. Территориальные пропорции развития народного хозяйства рассматривались взаимосвязанно с развитием и совершенствованием единого народнохозяйственного комплекса страны, они — результат производственной специализации регионов или территориального разделения труда. Поскольку производственная специализация служит стержнем хозяйственного развития любой территории, масштабы развития отраслей специализации предопределяют соотношение всех территориальных образований в общественном производстве. С позиций экономики страны в целом территориальные пропорции дают комплексное территориально-отраслевое представление о размещении производительных сил, выступая как обобщающая экономическая категория, характеризующая общественное производство страны с точки зрения эффективного сочетания мест концентрации природных ресурсов, населения и центров потребления с центрами производства. Таким образом, территориальные пропорции отражают, с одной стороны, соотношение между возможностями регионов и достигнутым уровнем их развития, с другой — соотношение между регионами в производстве и потреблении всех видов продукции, в уровнях социального развития. При плановом ведении народного хозяйства в числе основных закономерностей размещения производства выделялись: неуклонный рост производительности общественного труда вследствие экономии его в масштабе всего общественного производства за счет рационального размещения производства; планомерное размещение социалистического производства по территории страны, всемерное приближение его к источникам сырья, энергии, материалов и к районам потребления готовой продукции; рациональное разделение труда между экономическими районами страны путем направленной специализации и комплексного развития. Рациональное размещение производительных сил, формирующее территориальные пропорции, в этот период предполагало: обеспечение максимальной экономии общественного труда на всех стадиях производства и обращения; наиболее полное и комплексное использование ресурсов отдельных территорий в интересах всего народного хозяйства; сочетание интересов отдельных территорий с общегосударственными; специализацию территорий на развитии тех отраслей, для которых имеются наиболее благоприятные природные и экономические условия; межрайонное и внутрирайонное кооперирование производства. При этом полностью игнорировались ценовые рычаги рыночных отношений, так как в качестве критерия рациональности размещения производительных сил принимался минимум расчетных затрат в народном хозяйстве при условии обеспечения заданного уровня развития и структуры народного хозяйства. Вместе с тем необходимо отметить, что большинство факторов размещения общественного производства являются действительными и на новом этапе экономического развития, в условиях вхождения экономики России в рыночные отношения. Территориальные пропорции экономического развития страны устанавливаются по ее макрорегионам (зонам), внутри макрорегнонов -по отдельным регионам. Наиболее принципиальное значение имеют изучение и планирование основных территориальных пропорций по макрорегионам (европейская зона, восточная зона России), поскольку природные и экономические условия их развития различны, и подходы к формированию структуры этих зон принципиально не совпадают. Сложившиеся в условиях планового развития экономики территориальные пропорции формировались по следующим основным группам*: региональное распределение природного комплекса; социально-экономические региональные пропорции; территориальные пропорции энергетического комплекса; территориальные пропорции промышленности; территориальные пропорции агропромышленного комплекса; территориальное распределение транспортного комплекса. * Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М., Экономика, 1978, с. 147.
Природные ресурсы (земельные, водные, лесные, энергетические и минеральные), их региональное распределение, экономика добычи и использования рассматриваются как базовый элемент формирования территориальных пропорций, основа их достаточной устойчивости во времени в силу длительности отработки вовлеченных в эксплуатацию месторождений, высокой капитало- и материалоемкости освоения новых. Для России принципиально важным является сдвиг основных ресурсных баз в слабоосвоенные районы востока, севера и северо-востока России. На востоке страны сконцентрировано более 86% разведанных запасов топливных ресурсов, 85% гидроэнергетического потенциала, большая часть лесных ресурсов страны, основные запасы руд цветных металлов, железных руд и сырья для химической промышленности. Слабая геологическая изученность большей части районов Восточной Сибири и Дальнего Востока страны позволяет рассчитывать на выявление новых месторождений различных ископаемых и на усиление ресурсной базы востока страны, как фактора развития производительных сил. Сопоставление наличных ресурсов с масштабами их современного использования и возможной интенсивностью вовлечения в хозяйственный оборот в перспективе позволяет определить обеспеченность регионов и зон по отдельным видам ресурсов. Социально-экономические региональные пропорции определяют территориальное распределение населения, обеспеченность регионов трудовыми ресурсами, миграционные процессы, региональные и национальные различия в затратах на проживание. Определяющее значение в этой группе имеет размещение трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров, оно становится одним из главных факторов, определяющих территориальное развитие общественного производства. Для России характерна высокая подвижность населения, вызванная сдвигами в размещении производительных сил. За последние 20 лет (1975—1995 гг.) население восточной зоны увеличилось в 1,2 раза при росте населения России в целом за период в 1,1 раза. В последние годы увеличилась миграция русскоязычного населения из стран СНГ. В 1995 г. численность населения восточной зоны составила 21,6% (31,9 млн чел.) от общей численности населения России против 19,9% в 1975 г. В социально-экономических пропорциях находят свое отражение особенности развития социальной инфраструктуры — уровень обеспеченности территорий жилищным фондом, объектами здравоохранения, образования, культуры и т.д. До настоящего времени восточные районы России значительно уступают по этим показателям европейской зоне страны. Территориальные пропорции промышленности составляют основу экономического развития территории. Промышленное производство рассматривается, с одной стороны, как обособленная система в иерархии экономических систем, а с другой — как подсистема народного хозяйства. Оценка эффективности территориальной организации промышленного потенциала осуществляется в несколько этапов, каждый из которых подчинен вполне конкретной в методическом отношении проблеме. На первом этапе оценивается эффективность межзонального размещения конкретного предприятия. На следующем этапе формируется вариант рациональной структуры промышленного потенциала региона с учетом региональных ограничений и предпосылок хозяйственного развития, и лишь затем оценивается общая эффективность вариантов формирования промышленного комплекса с учетом межотраслевых и межрайонных связей. При определении рациональной структуры прироста выпуска важнейших видов продукции отраслей промышленности учитываются технико-экономические особенности производства и обспечивается максимальное использование благоприятных природных и экономических условий промышленного развития крупных зон, экономических районов и субъектов Федерации. Технико-экономическое обоснование регионального развития промышленности базируется на исследовании количественного и качественного взаимодействия факторов общеэкономического, отраслевого, регионального и социального характера. Анализ степени влияния отдельных факторов базируется на детальном изучении и учете направлений научно-технического прогресса, возможных изменений в организации производства. Оценка каждого фактора основывается на дифференцированном региональном подходе при расчете расходных нормативов, уровня техники и технологии производства, стоимости производственных ресурсов. Факторный анализ позволяет определить экономический эффект при сравнении вариантов межрайоного размещения конкретного производства, выбрать основные направления промышленной специализации субъектов Федерации, регионов и зон, обосновать пути совершенствования территориальных пропорций на перспективу. Общеэкономические факторы отражаются в ограничениях, которые накладываются на рассматриваемую отрасль экономики. В первую очередь это относится к потребности народного хозяйства в продукции конкретной отрасли, социально-экономическим условиям конкретного периода развития, к обеспеченности страны и отдельных территорий ресурсами многоцелевого назначения и т.д. К отраслевым факторам, характеризующим технико-экономическую специфику отрасли промышленности, относятся дифференцированные по территории нормы расхода сырья, энергии, воды, трудоемкость и транспортабельность продукции. Эти факторы отражают влияние научно-технического прогресса, техники и технологии, а также форм организации общественного производства на эффективность территориальной организации отрасли. Природно-экономические условия территории оцениваются через региональные факторы, отражающие региональную дифференциацию стоимости производственного и непроизводственного строительства; дифференциацию норм амортизации, характеризующую различия в степени износа оборудования по регионам; перспективную оценку стоимости сырья, энергии, воды, очистки и отвода загрязненных стоков, земельных ресурсов, а также стоимостную оценку транспортной работы. Количественный и качественный анализ суммарного воздействия всей системы факторов и предпосылок размещения производительных сил заложен в основу классификации отраслей и промышленных предприятий, которая позволяет выделить следующие наиболее характерные группы: отрасли, тяготеющие к источникам сырья и, следовательно, в значительной степени связанные с размещением сырьевых ресурсов. В эту группу входят предприятия, перерабатывающие многотоннажное сырье, перевозки которого значительно дороже перевозок готовой продукции; отрасли, тяготеющие к источникам топлива и энергии. Предприятия этой группы характеризуются большой долей энергетических затрат в общих эксплуатационных и капитальных затратах, высокими расходами топлива и энергии на единицу продукции; отрасли, тяготеющие к районам концентрации трудовых ресурсов. К этой группе относятся производства с высокой трудоемкостью, а следовательно, с большой долей затрат в стоимости на заработную плату, социальную и коммунальную сферу и др.; отрасли, тяготеющие к районам потребления продукции. К этой группе относятся производства, в которых затраты на доставку продукции потребителям значительно превышают затраты на доставку сырья, материалов и топлива при одинаковой дальности перевозок. Сюда относятся и предприятия, производящие малотранспортабельную продукцию. Иногда трудно классифицировать предприятия по приведенным группам вследствие неярко выраженного зонального тяготения под влиянием отдельно взятого фактора (или группы факторов). Это требует более углубленного экономического анализа комплексного воздействия всей системы факторов, влияющих на их размещение. Система факторов, предпосылок и условий размещения, а также их стоимостное выражение изменяются во времени, вплоть до изменения направления воздействия. Так, отдельные территории по мере наращивания уровней хозяйственного освоения из трудоизбыточных превращаются в трудодефицитные, из энергоизбыточных — в энергодефицитные и т.д. Повышение уровня электровооруженности труда в энергоизбыточных, но трудодефицитных восточных районах страны может явиться одним из решающих моментов снижения трудоемкости производства и, следовательно, повышения эффективности размещения в этой зоне широкой группы трудоемких отраслей, в первую очередь машиностроения. Вероятно, что ускорению процессов снижения ресурсоемкости широкой группы промышленных производств будет способствовать рыночная экономика, при которой в целях получения дополнительной прибыли и конкурентоспособности продукции на региональных рынках ускоренно должна реализовываться программа ресурсосбережения за счет технического и технологического перевооружения производств. В формировании территориальной структуры экономики энергетический фактор, под которым понимается совокупность энергоносителей электроэнергии, тепла и технологического топлива, относится к числу постоянно действующих и независимо от экономической ситуации усиливающих свое влияние на динамику эффективности промышленного производства, совершенствование территориальных пропорций его развития, рационализацию производственных структур субъектов Федерации. Развитие топливно-энергетического комплекса России во все большей степени определяется сложившимся несоответствием между размещением крупнейших топливно-энергетических баз и основными центрами потребления их продукции. Большая часть топливно-энергетических ресурсов сосредоточена в районах восточное Урала. Здесь сконцентрировано свыше 84% потенциальных ресурсов природного газа, свыше 75% нефти, 89% угля. В то же время европейская зона, где проживает основная часть населения (78,4%) и производится более 73% валовой продукции промышленности, потребляется более 2/3 добываемых в стране энергоресурсов, располагает менее чем 10% потенциальных запасов топлива и 15% гидроэнергетических ресурсов. Это приводит к тому, что поток топлива из восточных районов на запад постоянно растет. Наряду с этим в европейских районах в вынужденном порядке развернута атомная программа, недостаточно подготовленная в плане экономичности и безопасности. Экономическая характеристика ресурсно-энергетического потенциала территорий заключается в определении технических возможностей и экономических показателей добычи энергоресурсов исходя из качественных и количественных характеристик запасов с учетом применения наиболее прогрессивной техники их разработки. Перечисленные показатели составляют основную часть так называемой энергоэкономической характеристики регионов, непосредственно влияющей на направление их экономического развития и особенно на их специализацию, так как эти элементы отвечают не только на вопрос, где, какие, в каких количествах и в каких условиях располагаются запасы топливно-энергетических ресурсов, но также с какими затратами, в каких масштабах, какого качества и примерно в какие сроки можно организовать их добычу и вовлечь в хозяйственное использование. Энергоэкономическая характеристика любого региона включает в свой состав показатели, характеризующие уровень развития и экономику его топливно-энергетического хозяйства, что позволяет определить потребность конкретной территории в энергоресурсах, а также направления их обеспечения, в том числе за счет поставок из других районов. Анализ структуры и динамики энергопотребления в европейских районах позволяет сделать вывод о том, что основу дефицита топливно-энергетического баланса зоны составляют в основном не энергоемкие производства (хотя и с их размещением дело обстоит не совсем благополучно), а предприятия, характеризующиеся относительно низкой удельной энергоемкостью со значительными размерами энергопотребления, в первую очередь металлургия и машиностроение. На долю этих отраслей в 1995 г. приходилось свыше 40% суммарного расхода энергии в европейской зоне. Таким образом, возникает противоречие: малоэнергоемкие, но сконцентрированные в энергодефицитной зоне производства машиностроения и в определенной степени металлургии формируют основу дефицита европейской зоны в топливе и энергии. Вместе с тем сдвиг этих отраслей на восток происходит крайне медленными темпами в силу их высокой трудоемкости. Сложившиеся под совокупным воздействием региональных, ресурсных, отраслевых и социальных факторов межзональные пропорции размещения производительных сил свидетельствуют о наличии существенных различий в ходе процессов экономического развития европейской (западной) и восточной зон страны. Наиболее характерными особенностями для основной части территории европейской зоны являются: сосредоточение здесь более 78% населения России; наличие значительного комплекса природных ресурсов (минеральных, лесных, основной части фонда сельскохозяйственныхугодий, водных ресурсов); высокоразвитый производственный комплекс, производящий более 73% продукции промышленности (см. табл. 2.1); развитая (применительно к условиям России) социальная инфраструктура; развитая транспортная сеть, обеспечивающая межрайонные и межгосударственные связи России. К числу «ограничителей» развития производительных сил европейской зоны относятся крайне низкая обеспеченность собственными топливно-энергетическими ресурсами и отдельными видами сырья для обрабатывающих отраслей. Таблица 2.1
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |