КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа со слотами
Инструменты работы с классами Создание экземпляра класса Создание нового класса Работа с классами Структура проекта Независимо от выбранного формата, общая информация о проекте сохраняется в файле с расширением *.pprj (Protégé project). Создавать, открывать и сохранять проекты можно непосредственно с помощью pprj-файла. При этом нет необходимости в присвоении имен другим файлам или обращения к ним, если только проект не импортируется. Кроме файла проекта Protégé сохраняет еще два файла, содержащих дополнительную информацию об онтологии и экземплярах, относящихся к данному проекту. При открытии проекта эти файлы загружаются автоматически. По умолчанию дополнительные файлы сохраняются в стандартном текстовом формате (Standard Text Files): · текстовый файл с расширением *.pont (Protégé ontology), содержащий информацию о классах и слотах; · текстовый файл с расширением *.pins (Protégé instances), содержащий информацию об экземплярах. Однако при создании проекта можно выбрать и другие форматы: · JDBC Database – создает проект как таблицу базы данных JDBC. Для этого эта база данных должна быть предварительно установлена и сконфигурирована; · Resource Description Framework – проект сохраняется в формате RDF. Если версия Protégé поддерживает другие дополнительные форматы, то они также будут отображены в списке, однако в любом случае для доступа к проекту также используется pprj-файл. Перейдем к структурированию нового проекта, созданию классов и слотов. Для создания нового класса необходимо на панели Class Relationship (Отношения классов) выделить класс (рис. 12.4, а), который будет являться родительским для вновь создаваемого класса, а затем нажать кнопку Create Class (Создать класс). Создать новый класс можно также, щелкнув правой кнопкой мыши по родительскому классу создаваемого класса и выбрав в выпадающем меню пункт Create Class (Создать класс) (рис. 12.4, б).
а) б) Рис. 12.4. Создание нового класса: После выполнения одной из указанных выше операций под выделенным классом добавится новый класс (рис. 12.5) с именем, сгенерированным системой случайным образом. Рис. 12.5. Вновь созданный класс KB_894_Class2 Для присвоения имени классу, выбора его роли, создания ограничений, а также создания и редактирования его слотов используется редактор классов, вид которого представлен на рис. 12.6. Рис. 12.6. Редактор классов Для создания или редактирования экземпляра, прежде всего, надо открыть вкладку Instances (Экземпляры) главного окна (рис. 12.7). Рис. 12.7. Создание нового экземпляра класса Затем, выделив класс, экземпляр которого требуется создать, нажимаем кнопку Create Instance (Создать экземпляр) на панели просмотра экземпляров (Instance Browser). Вновь созданный экземпляр с именем KB_894_Class7 отобразится в окне. Прежде чем рассмотреть порядок редактирования классов и их свойств, раскроем назначение кнопок на панели просмотра классов (Class Browser), поскольку, где бы ни появились кнопки, аналогичные этим, нажатие на них даст один и тот же результат (рис. 12.8). Рис. 12.8. Кнопки на панели просмотра классов Нажатие кнопки View Class (Просмотр класса) открывает форму, позволяющую просматривать и изменять свойства класса (рис. 12.9). Рис. 12.9. Форма редактирования класса Кнопка View References to Class (Просмотр связей класса) открывает окно, в котором отображено место рассматриваемого класса в общей иерархии, а также раскрыты значения его слотов. Рис. 12.10. Просмотр связей класса Нажатие кнопки Create Class (создать класс) приводит к созданию нового класса, как это было показано выше (см. разд. 12.4.1), в качестве подкласса выделенного класса. Кнопка Delete Class (Удалить класс) позволяет удалить выделенный класс и все его подклассы. Для определения и редактирования свойств класса, выбранного на панели просмотра, используется форма класса (см. рис. 12.9). Как только изменения внесены в форму классов, они сразу же вступают в действие, однако для сохранения изменений в проекте необходимо выбрать пункт меню Project / Save (Сохранить проект) в меню главного окна программы. В форме классов (см. рис. 12.9) имеется 5 полей редактировании. Рассмотрим их боле подробно. Поле Name (имя класса) дает возможность присвоить имя классу. При создании класса по умолчанию ему присваивается имя, сгенерированное системой случайным образом. Имя нового или уже существующего класса можно изменить, выделив его и набрав новое. При написании имен классов следует помнить, что имя класса должно быть уникальным в пределах одной базы знаний, а система Protégé чувствительна к регистру. Кроме этого, каждое слово в имени класса рекомендуется начинать с большой буквы, остальные писать строчными буквами, а слова отделять подчеркиванием. Выпадающий список Role (роль класса) позволяет выбрать роль класса: Concrete (конкретный) или Abstract (абстрактный). Конкретные классы могут иметь непосредственные экземпляры, тогда как абстрактные – нет. По умолчанию роль в ИС Protégé установлена в значение Concrete. ИС Protégé не накладывает каких-либо ограничений на роли классов. Тем не менее, существует правило, в соответствии с которым все классы нижнего уровня (классы-листья) должны быть конкретными, а классы верхнего уровня (внутренние, не листья) – абстрактными. Поле Constraints (ограничения класса) позволяет создавать, редактировать, добавлять и удалять ограничения, накладываемые на класс. Помимо этого ограничения класса можно определять программно. Поле Documentation (информация о классе) позволяет вводить комментарий или текстовое описание класса, а также любые специальные примечания. Заполнять это поле необязательно, хотя делать это рекомендуется особенно при разработке сложных и масштабных приложений. В таблице Template Slots (список слотов) отображаются названия (Name) прямых и унаследованных слотов выбранного класса, их вид (Cardinality) – однозначный или многозначный, а также тип допустимых значений (Type). Следует отметить, что перечисленные поля также доступны для просмотра и редактирования в окне редактора класса (см. рис. 12.6). Создавать, редактировать, добавлять и удалять слоты класса в ИС Protégé можно как в таблице Template Slots (список слотов), расположенной окне редактора класса (см. рис. 12.6), так и в аналогичной таблице формы редактирования класса (см. рис. 12.9). Для создания нового слота к существующему классу (рис. 12.11) на форме редактирования класса необходимо нажать кнопку в разделе списка слотов. Рис. 12.11. Создание слота На экран выводится форма редактирования слота, содержащая следующую информацию: · Name − имя слота; · Value Type − тип значения слота; · Cardinality − мощность слота; · Minimum − минимальное допустимое значение слота; · Maximum − максимальное допустимое значение слота; · Documentation − комментарий, пояснения к слоту; · Inverse Slots − слоты, обратные редактируемому; · Template Values − шаблонные значения, определенные для слота; · Defaults − значения слота по умолчанию. Редактирование слотов имеет ряд особенностей. Например, слот можно редактировать одним из двух способов: на верхнем уровне или в классе. Редактирование слота на верхнем уровне влияет на слот везде, где бы он ни появился, включая вкладку Slots и любые классы, к которым этот слот присоединен. Редактирование слота на уровне класса (переопределение) влияет только на слот этого класса и его подклассов. На вкладке Slots и любых неродственных классах слот останется неизменным. Выбор режима редактирования слота осуществляется нажатием соответствующей кнопки на панели списка слотов Template Slots: · View Top-Level Slot − для редактирования на верхнем уровне; · View Slot Overrides − для редактирования в классе.
Также можно воспользоваться выпадающим меню, для чего необходимо выделить слот в списке, щелкнуть по нему правой кнопкой мыши и выбрать требуемый режим редактирования (рис. 12.12).
Рис. 12.12. Выбор режима редактирования слота Для отдельных типов слотов под панелью ValueType появляется дополнительная панель: · для типа Class − панель Allowed Parents (разрешенные родители); · для типа Instance − панель Allowed Classes (разрешенные классы); · для типа Symbol − панель Allowed Symbols (разрешенные символы).
Поле Cardinality (мощность слота) позволяет определить число значений, допустимых или необходимых для слота. По умолчанию слоту разрешено иметь только одно значение, т.е. он может иметь одно значение или вообще не иметь значений. Для определенных типов слотов применяются некоторые ограничения. Класс может иметь слоты, унаследованные от родительского класса. Если слот определен глобально или унаследован, то мощность слота можно поменять только с Multiple на Single, но не наоборот. Слот типа Any может быть ограничен до одного из других типов (Boolean, Class, Float, Instance, Integer, String, или Symbol). Для слота типа Class разрешенные родители могут быть изменены только на подклассы разрешенных классов в родительском классе. Для слота типа Instance разрешенные классы можно изменить только на подклассы разрешенных классов в родительском классе. Поля минимального и максимального значений (Minimum и Maximum) доступны только для слотов с типом значения Integer или Float. Любой прямой слот, присутствующий в списке слотов Template Slots, может быть удален из класса. Для этого необходимо выделить требуемый слот и нажать кнопку Remove Slot (исключить слот). Слот будет исключен из класса, однако останется в базе знаний и будет отображаться в диалоговом окне выбора слотов Select Slots.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |