Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управлении СССР 2 страница




Реформы партаппарата. Подножкой для партноменклатуры был новый Устав КПСС, принятый в октябре 1961 г. на XXII съезде КПСС. Он предусматривал необходимость систематического обновления партийных органов от Президиума ЦК КПСС до первичной организации. Низшее звено выборных органов партии — до райкома включительно — на каждых выборах должно было обновляться наполовину, на республиканском и областном уровне — на одну треть, состав ЦК КПСС и Президиума ЦК должен был обновляться на одну четверть. Ограничивались и возможности для конкретного человека несколько раз быть избранным в один и тот же партийный орган. Эти решения сами по себе создавали угрозу стабильности партаппарата.

В ноябре 1962 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором были приняты два важнейших решения. Одно из них - о создании системы партийно-государственного контроля. Другое — «О развитии экономики СССР и перестройке партийного руководства народным хозяйством» означало разделение партийных организаций по производственному принципу. Партийные организации — от областных и ниже - делились на промышленные и сельские. Таким образом, на территории одной области или края оказывались два обкома. А так как партийная система управления была своего рода образцом для советской власти, то и вместо единых Советов и их исполкомов создавались сельские и промышленные Советы и исполкомы. Удар был нанесен и по самой массовой группе партработников - секретарям сельских райкомов КПСС. Согласно этим решениям были ликвидированы сельские райкомы партии, а управление сельским хозяйством передавалось территориальным производственным управлениям, охватывавшим несколько районов.

Изменения коснулись и совнархозов. Вне их ведения оказывалась строительная отрасль, их управленческие права распространялись преимущественно на промышленную сферу. Количество совнархозов сократилось до 47. На этот раз их деятельность распространялась на несколько областей. Нетрудно понять, что это дополнительно ослабляло позиции тех промышленных обкомов, которые создавались по решению ноябрьского (1962) Пленума. Промышленные обкомы оказывались в фактическом подчинении не только ЦК, но и местных совнархозов. Это решение внесло полную сумятицу в деятельность местного аппарата власти, стало кошмаром для партийно-советских чиновников. Следом за партийными и советскими органами делились на сельские и промышленные организации профсоюзов, комсомола. Управленческий аппарат резко увеличился. Так, в районном городке Гусь-Хрустальном Владимирской области одновременно действовали горком партии, партком производственного колхозно-совхозного управления, промышленно-производственный партком, горисполком, сельский райисполком.

Все эти меры вызывали раздражение, воспринимались как очевидная административная блажь. Однако в этих решениях был свой смысл. Выделение сельских и промышленных ветвей в партийном руководстве на местах было по-своему логичным продолжением сращивания партийного и государственного аппаратов. То, что появлялись именно сельские партийные органы, создавало привычную иллюзию возможности решить проблемы сельского хозяйства (к этому времени особенно остро осознаваемые) путем резкого усиления партийного руководства.

Армия, КГБ и МВД. Развитие Вооруженных Сил страны характеризовалось появлением новых типов вооружений и прежде всего созданием стратегического оружия, обеспечивающего основы внешнеполитического паритета с США. Это была триада стратегического оружия — межконтинентальные ракеты, ядерные и водородные боеголовки и атомные подводные лодки.

Одновременно с этим происходило огромное сокращение армии. В течение 1955-1958 гг. из армии были вынуждены уйти 2 млн 140 тыс. военнослужащих. Процессы сокращения воинского состава больно ударили по офицерскому корпусу, были расформированы многие военно-учебные заведения, органы управления.

В марте 1954 г. был создан Комитет государственной безопасности. Первым его председателем стал И.А. Серов, много лет проработавший в системе НКВД — МВД, связанный по службе на Украине с Н.С. Хрущевым. Ряд функций прежнего МВД были переданы в систему КГБ.

В 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было создано Министерство внутренних дел РСФСР. Отметим, что с 1930 г. в РСФСР отсутствовало это ведомство. Накануне XX съезда КПСС был отправлен в отставку министр внутренних дел СССР С.Н. Круглов. Новым министром был назначен бывший заведующий отделом строительства ЦК КПСС Н.П. Дудоров. В министерстве несколько лет подряд шла чистка. Многие сотрудники были уволены из МВД. А в I960 г. было расформировано и само Министерство внутренних дел СССР. Его функции были переданы республиканским органам МВД.

Функции КГБ были закреплены в Положении о КГБ при Совете Министров СССР, утвержденном постановлением Президиума ЦК КПСС 9 января 1959 г. В этом документе, определявшем деятельность КГБ, провозглашалось: «Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органы на местах являются политическими органами, осуществляющими мероприятия Центрального Комитета и Правительства по защите социалистического государства от посягательств со стороны внешних и внутренних врагов».

Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Контрольные учреждения многократно реформировались. Прежнее Министерство госконтроля, во главе которого стояли такие политические деятели, как Л.З. Мехлис (1946-1950) и В.Н. Меркулов (1950-1953), было упразднено в 1957 г. вместе с рядом других министерств. Вместо него появилась Комиссия советского контроля Совета Министров СССР. Однако эффективность этого учреждения, по мнению Хрущева, оказывалась недостаточной.

К мысли о необходимости создания специального контрольного учреждения, которое могло бы проверять и партийные, и государственные органы, Хрущев пришел в конце 1961 г., когда ясно наметилась невозможность выполнения недавно принятого на XXII съезде КПСС плана строительства коммунизма в СССР. По записке Хрущева было принято специальное постановление Президиума, по которому предлагалось создать Комитет партийно-государственного контроля, который был образован в конце 1962 г. Председателем комитета был назначен А.Н. Шелепин. Он сочетал эту должность с постами секретаря ЦК КПСС и заместителя Председателя Совмина СССР. Создание Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР должно было компенсировать рост децентрализации, объективно наметившийся в партийно-советских органах.

Образование комитета стало составной частью всей реформы партийно-советских органов. В каждой области, при промышленном и сельскохозяйственном обкомах функционировали местные комитеты партийно-государственного контроля. Комитет партийно-государственного контроля на всех его уровнях - от центрального до районного — фактически дублировал и партийную, и советскую систему, располагая к тому же правом производить расследования, налагать на виновных взыскания и штрафы, передавать дела в прокуратуру и суд. В марте - апреле 1963 г. Комитет партийно-государственного контроля СССР получил право контролировать Вооруженные Силы, Комитет государственной безопасности и Министерство охраны общественного порядка. Однако громадная машина крутилась без особого результата. Ожидаемого хозяйственного эффекта от деятельности армии контролеров не было. Отметим и другой парадокс: сама по себе система КПК становилась дополнительным раздражавшим фактором против Хрущева.

Последние хрущевские реорганизации управленческого аппарата. Летом 1964 г. Хрущев затеял новую реорганизацию системы управления. Полигоном для ее отработки должно было вновь стать сельское хозяйство. 11 июля 1964 г. на Пленуме ЦК Хрущев выступил с большим докладом, в котором пытался обосновать необходимость создания так называемых специализированных производственных управлений, которые должны были вытеснить партийные органы из управления сельскохозяйственным производством. Двумя годами раньше Хрущев фактически ликвидировал самые массовые партийные органы — сельские райкомы партии, заменив их парткомами производственных управлений. Теперь очередь дошла и до них. Кроме этого, Хрущев подверг резкой критике систему Академии наук СССР и Сельскохозяйственную академию за их неэффективность, угрожал их закрытием, настаивал на переводе сельскохозяйственных научных учреждений из Москвы и Ленинграда в провинцию. Он предложил перейти от составления пятилетних планов к восьмилетним.

Неделей позже, 18 июля, Хрущев направил в Президиум ЦК обстоятельную записку «О руководстве сельским хозяйством в связи с переходом на путь интенсификации». В ней содержалась подробная аргументация тех положений, которые были высказаны им на недавнем Пленуме. В записке содержались предложения по созданию системы союзно-республиканских управлений по производству сельскохозяйственных продуктов — зерна, сахарной свеклы, хлопка, растительного масла, картофеля, овощей, винограда и фруктов, мяса и молока, свинины, птицы и т.д. Назревала очередная кадровая перетряска. Эти планы Хрущева стали последней точкой накопившегося недовольства партноменклатуры. В руководстве страны сложился заговор против него. Решающую роль в подготовке свержения Хрущева сыграли Шелепин и его сторонники - Полянский, Семичастный, Егорычев, а также Брежнев, Косыгин, Суслов.

Свержение Хрущева. 12 октября 1964 г. Президиум ЦК КПСС принял решение обсудить намеченные на Пленум ЦК КПСС вопросы принципиального характера, в том числе связанные с разработкой нового пятилетнего плана, с участием членов ЦК КПСС, кандидатов в члены ЦК КПСС и членов Центральной контрольной комиссии КПСС. Заседание Президиума ЦК КПСС шло два дня -13 и 14 октября 1964 г. Участники заседания П.Е. Шелест, Г.И. Воронов, Ф.Р. Козлов, А.Н. Шелепин, А.П. Кириленко, К.Т. Мазуров, Л.Н. Ефремов, А.Н. Косыгин, Д.С. Полянский и др. подвергли Хрущева и его деятельность резкой критике. Его обвиняли в авантюризме во внешней политике, несколько раз подводившему страну к порогу ядерной войны - в связи с размещением ядерных вооружений на Кубе, из-за берлинского кризиса, в крупнейших просчетах во внутренней политике, в провале его планов «догнать и перегнать Америку по производству мяса и молока», в замедлении темпов экономического развития страны, в личной грубости, хамстве. Критику вызвали и его шаги по разделению обкомов на промышленные и сельские, перетряска номенклатурных кадров. Единственным человеком, пытавшимся сохранить Хрущева в составе руководства страны, был А.И. Микоян, но его выступление на Президиуме было немедленно и жестко осуждено. Под потоком обвинений Хрущев отказался от дальнейшей борьбы, подписал заранее подготовленное заявление о собственной отставке.

14 октября 1964 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Брежнева избрали первым секретарем ЦК, Косыгина Председателем Совета Министров. Хрущев уходил проигравшим, но не побежденным. Заговор, обставленный как регулярное заседание Президиума, вполне партийно-легитимный, но безнравственный по сути, превращал Хрущева в жертву. А жертва в России часто становилась политической легендой, симпатичной и мало похожей на свой реальный прототип.

Первые годы правления «коллективного руководства». Снятие Хрущева произошло для граждан страны неожиданно, но протестов не вызвало. Социальная база Хрущева и его политики оказалась чрезвычайно суженной. Его снял партаппарат, так как деятельность Хрущева оказалась неэффективной с точки зрения номенклатуры. Он не гарантировал стабильность этого социального строя. Партаппарат - верхушка айсберга, так как номенклатурный принцип назначения спаял партийных, хозяйственных и военных руководителей. Постоянные реорганизации Хрущева затрагивали жизненные интересы этого слоя. Поэтому основными лозунгами Брежнева стали коллективное руководство, стабильность, устойчивость. Призыв к борьбе с «волюнтаризмом» Хрущева означал прежде всего ликвидацию хрущевских реформ в области партийно-государственного управления. Спустя месяц после отставки Хрущева, в ноябре 1964 г. состоялся Пленум ЦК КПСС. На Пленуме с докладом «Об объединении промышленных и сельских областных, краевых партийных организаций и советских органов» выступил Н.В. Подгорный. Он признал необходимым вернуться к принципу построения партийных организаций по территориально-производственному признаку

Восстанавливалась в полном объеме вертикаль партийного руководства - ЦК, обком, райком. Каждый из этих уровней обладал всей полнотой партийной власти (с немалыми государственными полномочиями) на своей территории — в республике, крае или области, в районе. Следом за перестройкой партийных органов была проведена реорганизация, восстановление прежних советских, комсомольских и профсоюзных учреждений. Одновременно с усилением роли «партийной вертикали» восстанавливался контроль партии над экономикой. Становилось ясно, что время совнархозов с их широкими полномочиями стремительно уходит. В сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС было объявлено о прекращении их деятельности и восстановлении отраслевых министерств. Это означало восстановление роли столичной бюрократии в системе государственного управления. Партийный аппарат по всей стране и столичная бюрократия стали теми социальными группами, которые непосредственно выигрывали от устранения Хрущева и контрреформ «коллективного руководства» во главе с Брежневым.

В процессе восстановления прошлых институтов власти и ликвидации хрущевских нововведений с неизбежностью возникал вопрос об отношении к Комитету партийно-государственного контроля. Опыт свержения Хрущева, успешно осуществленный при участии комитета, мог оказаться слишком соблазнительным для будущих борцов за руководящие посты в партии, а деятельность этого партийно-государственного монстра представляла опасность для партийного аппарата всех уровней. Неслучайно поэтому Брежнев в декабре 1965 г. преобразовал его в Комитет народного контроля, лишив одновременно этот орган прежних властных полномочий.

Управление сельским хозяйством. Выступив с докладом на мартовском (1965) Пленуме ЦК КПСС, Брежнев предложил снизить план закупки зерна на 1965 г. и установить этот план как неизменный до 1970 г. Стабильный план должен был облегчить условия хозяйствования, избавить сельское хозяйство от постоянных в недавнем прошлом шараханий. Одновременно предполагалось значительно поднять закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Так, на скот цены увеличились от 10 до 100%. Вводилось экономическое стимулирование роста сельскохозяйственного производства: за поставленный сверх плана хлеб устанавливались надбавки до 50%.

Предполагался значительный рост инвестиций в сельское хозяйство. На 8—10-ю пятилетку (1965-1970) в сельское хозяйство и связанные с ним отрасли хозяйства планировалось вложить 71 млрд руб. капиталовложений, в том числе на производственные объекты, сельхозтехнику, развитие энергетической системы для села, мелиорацию. Был взят курс на создание крупных специализированных хозяйств — мелочно-товарных, свино- и птицеводческих, зерновых.

Были сняты наиболее одиозные ограничения для развития личных подсобных хозяйств колхозников, рабочих и служащих. Более того, в официальной пропаганде в середине 60-х гг. доказывалась их экономическая целесообразность. Однако воспользоваться продукцией, производимой в личных подсобных хозяйствах для решения общегосударственных задач, как это удалось Маленкову в середине 50-х гг., через десять лет оказалось нереально. Благим пожеланиям властей уже не верили. Желающих воспользоваться льготами, предоставленными личным хозяйствам, было очень мало.

Попытка проведения экономической реформы в промышленности. В годы 8-й пятилетки (1965-1970) предпринимались попытки экономического реформирования управления промышленностью. На сентябрьском (1965) Пленуме ЦК КПСС с докладом «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленных предприятий» выступил Председатель Совета Министров СССР, член Политбюро А.Н. Косыгин. В докладе содержались призывы к пересмотру системы управления, отказу от совнархозов и восстановлению отраслевого принципа управления. Косыгин уточнял: не восстановление досовнархозовской системы министерств, а сочетание централизации руководства с расширением оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий. Главным показателем для промышленных предприятий должен был стать объем выпускаемой продукции. В докладе употреблялись такие понятия, как рынок, прибыль, эффективность капитальных вложений.

Советская экономическая реформа, хотя и предусматривала значительное расширение сферы «низового» планирования, (на уровне предприятий и хозяйственных объединений), ни в коей мере не означала отказа от централизованного планирования задачей которого оставалось установление основных направлений, пропорций и темпов экономического развития. 2-3 октября 1965 г. были приняты законы об изменении органов управления. Были созданы 11 общесоюзных министерств СССР, 17 союзно-республиканских. 10 июля 1967 г. Совмин СССР утвердил постановление «Общие положения о министерствах СССР». К концу 1975 г. насчитывалось 35 промышленных министерств.

Сентябрьский Пленум 1965 г. стал началом экономической реформы. С первого квартала 1966 г. на новую систему были переведены 43 предприятия; со второго - еще 200, в том числе 180 - союзного и союзно-республиканского подчинения и 20 — республиканского. Переводились прежде всего те предприятия, где был более высокий уровень рентабельности, поэтому реформа начиналась в легкой и пищевой промышленности. Однако проведение реформы вскоре столкнулось с противоречиями между экономическими закономерностями и политическими установками. Уже с первых шагов реформы стали очевидны несообразности с ценообразованием: неоправданно низкие цены на уголь, железную и марганцевую руды, производство серной кислоты, на металл, что приводило к убыточности таких отраслей, как угольная промышленность, молочная, рыбная и др. В то же время в ряде отраслей, связанных преимущественно с военно-промышленным комплексом, действовал неоправданно высокий уровень рентабельности. Приборостроение, в частности, давало прибыль 50%. В группе тяжелой и добывающей промышленности прибыльными были нефтяная, газовая, ряд отраслей машиностроения. В связи с этим предлагалось ввести новые цены, которые должны сделать рентабельными отрасли промышленности. Однако эти предложения противоречили партийной установке неизменности цен, за которой скрывалось партийное понимание важности отраслей. Поэтому отрасли, связанные с ВПК, пользовались приоритетом.

Косыгинская экономическая реформа 1965 г. дала заметный толчок буксовавшему народному хозяйству. Только за восьмое пятилетие объем промышленного производства вырос в полтора раза, производительность труда — на одну треть. Темпы роста товаров народного потребления наконец-то сравнялись с темпами роста средств производства, которым всегда отдавалось предпочтение. Эти реформы дали руководителям предприятий большую свободу решений и позволяли экспериментировать с ценовой системой, предназначенной для того, чтобы платить за вовлеченные в производство ресурсы. Потребительским товарам, производство которых в 1966-1970 гг. впервые стало расти быстрее, чем производство средств производства, также уделялось больше внимания. В сельском хозяйстве началось стимулирование, которое привело в 1966—1971 гг. к значительному увеличению производства. Однако столкнувшись с логикой плановой экономики, реформы остановились. Предприятия, которые повысили свою производительность, используя вновь обретенную свободу, обнаружили, что они получили повышенные плановые задания на следующий год.

Первое десятилетие брежневского периода (1964-1975) принесло с собой умеренный экономический рост (в среднем более 4% в год) вместе с политической стабильностью и постоянным улучшением условий жизни населения. Противоречивый характер политического развития проявился в том, что в КПСС были восстановлены прежние, воспринимавшиеся как сталинские, названия партийных органов. Президиум ЦК был переименован в Политбюро, а Первого секретаря ЦК КПСС стали называть Генеральным секретарем.

Ликвидация совнархозов и восстановление министерств, централизованного управления временно создали положительный эффект для развития промышленности. Некоторое время действовали региональные связи, доставшиеся в наследство от совнархозов, но они были обеспечены централизованными инвестициями, отраслевой наукой и технической политикой. 8-я пятилетка (1965-1970) стала одной из самых успешных для экономики страны. Все более значительно влияло на экономическое положение страны стремительное расширение добычи нефти и газа в Западной Сибири. Экономическая реформа предполагала расширение материальных стимулов производства, повышение заинтересованности самих работников в количественных и качественных результатов труда.

На некоторое время удалось ослабить зависимость страны от закупок продовольствия за границей. После тяжелых 1962—1965 гг. СССР резко сократил закупки хлеба за рубежом. Так, практически не производились закупки хлеба в 1966 г., во много раз ниже средних были закупки хлеба в 1967 г.

Однако одновременно действовали и другие факторы. «Полевение» общественно-политической ситуации в Европе и мире во второй половине 60-х гг. породило критику советского социализма «слева». Идеи реформирования социализма получили практическое воплощение в политическом брожении в Польше, в реформах, начавшихся в Чехословакии. «Социалистический лагерь» и его местные коммунистические элиты были вынуждены определиться в своем отношении к реформам, справедливо разглядев за ними угрозу утраты власти. Вторжение войск Варшавского договора во главе с Советской армией в Чехословакию стало рубежом политической истории не только для народов Центральной Европы, но и для СССР. Экономическая реформа здесь была свернута.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какие этапы в реформировании системы государственного управления Вы смогли бы выделить?

2. Сравните программы реформ Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева

3. Почему удалось свергнуть Н.С. Хрущева?

Рекомендуемая литература

 

Молотов, Маленков, Каганович. 1957: Стенограмма июньского пленума ЦК КПСС и другие документы / Сост. Н. Ковалева и др.

Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения Ноябрь 1917 - декабрь 1991 гг. М., 1994.

Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945-1991. М. ©ПихояР.Г.,2003


Глава 15

КРИЗИС СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (КОНЕЦ 70-х-80-Е гг.)

 

1. Начало кризиса

Конституция СССР 1977 г. Вторая половина 70-х гг. стала временем принятия очередной Конституции СССР. Она должна была сменить старую, сталинскую 1936 г., а также в известной степени проваленную окончательно Программу КПСС, принятую в 1961 г. на XXII съезде КПСС и обещавшую построить коммунизм через 20 лет, т.е. к началу 80-х гг. В новом Основном законе сохранялось положение о всемирно-историческом повороте человечества от капитализма к социализму: «Советская власть осуществила глубочайшие социально-экономические преобразования, навсегда покончила с эксплуатацией человека человеком, с классовыми антагонизмами и национальной враждой...»

Определяя социальную природу государства, новая Конституция утверждала: «В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни...». Признаками «развитого социализма» она называла «общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей — советский народ». Целью Советского государства провозглашалось «построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление».

Политическая система СССР была определена как «социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Прежнее утверждение об СССР как о государстве рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции, записанное в Конституции 1936 г., оказалось откорректированным. Устанавливалось, что «основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности», т.е., по сути, в стране сохранялась государственная собственность. «В исключительной собственности государства, — было зафиксировано в Конституции, -...находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий...» Специально оговаривалось, что «никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях».

Законодательная власть. Конституция 1977 г. не изменила политическую организацию общества. Как и раньше, Верховный Совет СССР объявлялся высшим органом государственной власти Советского Союза. Теоретически Верховный Совет олицетворял представительную власть и был законодательным органом. Он избирался сроком на 4 года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет. Депутаты собирались дважды в год на сессии Верховного Совета. Остальное время они должны были работать на своей прежней работе.

Верховный Совет СССР был наделен правом высшего контроля за деятельностью государственного аппарата. На Верховный Совет СССР Конституция возлагала избрание Президиума Верховного Совета СССР, образование Правительства СССР, избрание Верховного суда СССР, назначение Генерального прокурора СССР. Верховный Совет СССР мог назначить следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. Он состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по норме: один депутат от 300 тыс. человек населения. В Совет Национальностей избирались по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой национальной области и по 1 депутату от каждого национального округа. Обе палаты обладали правом законодательной инициативы, их сессии проходили одновременно.

Верховный Совет избирал Президиум, который работал между сессиями и обладал широкими полномочиями, фактически сопоставимыми с правами самого Верховного Совета. Президиум Верховного Совета издавал указы, обязательные к исполнению. Эти указы утверждались на очередной сессии Верховного Совета и становились законами.

Исполнительная власть. Формально исполнительная власть была представлена системой министерств и ведомств, возглавляемых Советом Министров СССР. Это был высший исполнительно-распорядительный орган СССР. Число союзных министерств и госкомитетов постоянно увеличивалось и достигло более 80. Новые возникали, как правило, в результате деления старых промышленных министерств.

Судебная власть оставалась в значительной зависимости от исполнительной. Министерство юстиции СССР, восстановленное в 1970 г., должно было руководить адвокатурой; в составе Минюста были управления общих судов, военных трибуналов. Высшим судебным органом был Верховный суд СССР. На него возлагался надзор за судебной деятельностью, он обладал правами суда первой инстанции и надзора дел в кассационном порядке. Высший надзор за соблюдением законов Конституция возлагала на Прокуратуру СССР.

Аппарат ЦК КПСС в системе управления. Вместе с тем о реальном функционировании государственного аппарата страны можно говорить с учетом особенностей политического устройства СССР. Статья 6 Конституции 1977 г. провозглашала, что Коммунистическая партия Советского Союза является «ядром политической системы». За этой абсолютно неправовой формулировкой скрывалось реальное явление — дублирование всей системы управления партийным аппаратом. Руководство партией осуществляли не съезды КПСС, как полагалось по ее Уставу, а Политбюро и руководители отделов и секторов аппарата ЦК КПСС. В состав высшего партийного руководства входили виднейшие представители государственной власти. В Политбюро ЦК КПСС, избранном в 1976 г. на XXV съезде партии, были: Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.Ф. Подгорный (с 1977 г. Председателем Президиума Верховного Совета стал Л.И. Брежнев, Генеральный секретарь ЦК КПСС), Председатель Совмина СССР А.Н. Косыгин, первый заместитель Председателя Совмина СССР К.Т.Мазуров, министры: иностранных дел - А.А. Громыко, обороны - А.А. Гречко и сменивший его на этом посту Д.Ф.Устинов, председатель КГБ СССР Ю.В.Андропов. Происходило своего рода срастание высших звеньев партийного и государственного аппаратов.

Все руководители высшего партийного звена напрямую вмешивались в деятельность всех ветвей государственной власти. Секретари ЦК руководили отделами аппарата ЦК КПСС. Структура аппарата ЦК, по сути, дублировала органы исполнительной, законодательной и судебной властей, а также детально отражала систему союзных министерств и ведомств, управлявших промышленностью, сельским хозяйством, культурой и идеологией. Так, в отдел химической промышленности ЦК КПСС входили следующие секторы:

— основной химической промышленности;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.