Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. 1. Чем вызвана необходимость изучения существующих теорий и концепций досуга и рекреации?




1. Чем вызвана необходимость изучения существующих теорий и концепций досуга и рекреации?

2. Как можно типологизировать подходы к выявлению специфики досуга?

3. Какова сущность рекреации?

4. В чем сходство и различие концепций досуга и рекреа­ции?

5. Какова организационная структура и основные направ­ления досуговой деятельности государственного сек­тора данной сферы?

6. Каковы основные направления и специфика деятель­ности общественно-добровольных организаций в сфе­ре досуга и рекреации?

7. Почему можно утверждать, что коммерческий сектор оказывает наибольшее влияние на развитие сферы досуга и рекреации?

Рекомендуемая литература:

1. История международного молодежного и детского движения. - М.: Просвещение, 1983.

2. Киселева Т. Г. Теория досуга за рубежом. - М., 1992.

3. Культура народов Америки. - М.: Наука, 1985.

4. Минц Г. И. Критика буржуазных теорий свободного вре­мени. - М.: Знание, 1971.

5. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего по­коления в США: Традиции и современность. Учебное пособие.- СПб., 1991.

-1

6. Орлов Л.С. Социология рекреации. - М.: Науке; 1995.

7. Попов Н.П. Америка 90-х: Общественное мнение и со­циальные проблемы. - М.: Мысль, 1986. ч

8. Терехова О.В. Индустрия досуга в США. - М.: Наука, 1983.

 

Заключение

Переходный период в жизни нашего общества усиливает необхо­димость научно обоснованных подходов во всех областях жизни, в том числе и в сфере досуга. Наличие объективной эмпирической информа­ции позволяет наиболее эффективно организовывать учебный процесс высшей школы.

Сложное переплетение политических, национальных и экономиче­ских событий последнего десятилетия сохранило Россию как носителя высоких культурных и нравственных традиций, основополагающими ценностями которых являются: теснейшая взаимосвязь личности, об­щества и государства, духовность как стремление к воплощению выс­ших идеалов истины, добра и справедливости, равноправие и равно­ценность всех граждан независимо от национальных, религиозных и других различий.

В современных динамичных социокультурных условиях изучение культурно-досуговой деятельности показывает, что от какого бы опыта не исходили конкретные понятия, отражающие совокупность политиче­ских, национальных и экономических событий, воплотивших в себе ду­мы и чаяния народа, реализуются они в практическом действии - ду­ховно определенном, культурно-исторически подготовленном и мотиви­рованном. В этом смысле досуговая сфера понимается как простран­ство для функционирования культуры, искусства, игровой деятельности и выступает как совокупность различных видов деятельности, являю­щихся составной частью целостного образа жизни. Поэтому культурно-досуговая деятельность требует от государства проведения долговре­менной целенаправленной политики с учетом сложных процессов бытия различных народов нашей страны. Проблемами культурно-досуговой деятельности занимается прежде всего культурология, которая, сосре­доточившись на изучении социальных функций, принципов, процессов совместной культурной деятельности людей, механизмов функциониро­вания учреждений культуры и сферы домашнего досуга, раскрывает культурные ценности (идеи, образцы, вещи, программы), способные удовлетворять потребности общества или отдельного человека.

Социальные и гуманитарные науки, занимающиеся исследованием проблем досуга, характеризуются наличием автономного мира продук­тов человеческого сознания, мышления, воображения, памяти, изучают отношения между людьми, группами, сообществами. Отсюда, понятие "культурно-досуговая деятельность" является одним из наиболее трудных для определения его сущности, смысла ввиду сложности и взаимо­связанности явлений, в него входящих, и различных наук, осу­ществляющих ее изучение.

Культурно-досуговую деятельность следует рассматривать как процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духов­ной форме. Она функционирует в разнохарактерной, динамично разви­вающейся природной и социальной среде и представляет собой цен­ности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата.

Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности при­сущи данному типу общественных и производственных отношений об­щества и отражают уровень овладения человеком духовной и матери­альной культурой. Поэтому культурно-досуговая деятельность рассмат­ривается нами целостно, в виде исторически конкретной системы в единстве всех культурных институтов и особой структуры художествен­ного сознания, обусловленной общим социокультурным контекстом современности.

Занятие или участие в культурно-досуговой деятельности есть не­обходимое условие обретения человеком свободы, поскольку становит­ся одним из рычагов, инструментов проявления человека себя в соци­уме, через различные формы. Подлинно сущностное ведение мира от­крывается перед личностью, когда она сознает, что'«самый прочный фундамент, который связывает прошлое и будущее народа, - уклад жизни. Базовая система социальных связей, национальный, семейный и профессиональный уклады - это та невидимая нить, которая соединяет поколения, содержит в себе механизм социальной стабильности. Рассматривая культурно-досуговую деятельность как целостную си­стему, в учебнике основное внимание уделяется деятельности учреж­дений культуры. Вполне обоснованна и закономерна деятельность уч­реждений культуры как самостоятельной и саморазвивающейся струк­туры, в которой личность как носитель "культурных качеств" представ­лена в двух ипостасях: объекта и субъекта на основе взаимодействия. При таком подходе культурно-досуговая деятельность рассматривается не только как совокупность ценностей, традиций, норм и деятельности отдельных субъектов, но прежде всего как "надиндивидуальная" систе­ма, единство и целостность которой обеспечиваются консолидирую­щими ценностями и механизмами развития, воспитания и обучения, составляющие которого существуют внутри него в органической вза­имосвязи друг с другом. В качестве методологии анализа деятельности

учреждений культуры как системы авторы учебника избрали теорию функциональной предназначенности и оправданности каждого элемен­та, входящего в систему взаимозависимости и интегрированности ее частей.

Стабильность и целостность системы культурно-досуговой дея­тельности в учебно-творческом и воспитательном процессах в вузах культуры и искусства определяются наличием взаимодействия всех ее элементов: идей, ценностей и формы, в которой заключено содержание средств, то есть его носителей.

В настоящее время культурно-досуговая сфера является ведущим звеном общества для развития демократии, осмысления происходящих реформ. Это во многом способствует развитию широкого спектра мне­ний, утверждению уважения к альтернативе, свободному доступу к ин­формации через организацию независимых клубов, библиотек, сбор, хранение и распространение альтернативных изданий, проведение встреч с людьми, придерживающимися неординарных позиций, и т.д.

Отсюда необходимы поиски новых современных технологий куль­турно-досуговой деятельности среди людей различных сословий и раз­ных возрастных категорий: детей, подростков, молодежи, взрослых и пенсионеров.

Культурно-досуговая деятельность каждой малой группы или общ­ности в лице любительского объединения, миникружка, инициативной группы, межсемейной компании активно способствует созданию усло­вий, в которых личность может проявить свободу выбора и волю в утверждении своей системы ценностей. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности широких слоев населения. Наряду с возрождением народного художе­ственного творчества новые импульсы получают общественное движе­ние и различные виды социально-политической деятельности.

В дальнейшем все вышеперечисленные механизмы культурно-досуговой деятельности наиболее ярко будут выражены в таком обще­доступном институте, как индустрия досуга. Индустрия досуга является результатом специально организованного в пространстве и времени достижении научно-технического прогресса. Постоянное изменение и внедрение инноваций в индустрии досуга позволит культурно-досуговой деятельности создать условия для раскрытия сущностных сил личности в следующем тысячелетии. Индустрия досуга будет способствовать динамическому прорыву прежде всего в технологии культурно-досуговой деятельности.

Следовательно, предметом рассмотрения данного учебника явля­ются историческое развитие и современное состояние и теории, и инно­вационных технологий для всех типов учреждений культуры России и обобщение теории досуга за рубежом. В данном учебнике предпринята попытка показать, что культурно-досуговая деятельность является пре­емницей культурно-просветительной работы.

Обобщение и научный анализ проблем культурно-досуговой дея­тельности представляют определенную трудность в связи с динамич­ностью нашего времени. Вместе с тем авторы надеются, что первый учебник по данному предмету явится определенным подспорьем в учебном процессе, и ждут советов и критических замечаний, которые с благодарностью примут и постараются учесть в своей дальнейшей ра­боте.

 

 

Оглавление

Введение................................................................................................. 3-9

Раздел I. История и теория досуга...................................................... 10-94

Глава I. Краткая история культурно-досуговой деятельности...................... 10-71

§ 1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян

их дальнейшее развитие в X -XVII вв...................................................... 11

2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий

российского общества в XVIII - начале XX вв.......................................... 25

3. Культурно-досуговая деятельность в 1917 - 1941 гг.................................. 44

4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой

Отечественной войны 1941 - 1945гг........................................................... 50

5. Культурно-досуговая деятельность в 1946 - 1997 гг................................. 57

Глава II. Теория культурно-досуговой деятельности.................................. 72-94

1. Сущность культурно-досуговой деятельности.......................................... 72

2.Социальные функции культурно-досуговой деятельности........................ 79

3. Принципы культурно-досуговой деятельности.......................................... 86

Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности.............. 95-356

Глава I. Теоретические основы технологии культурно-досуговой

деятельности..................................................................................... 95-151

§ 1. Понятие "технология" культурно-досуговой деятельности...................... 96

§ 2. Механизм восприятия личностью культурно-досуговых программ........ 107

§ 3. Культурно-лосуговая среда учреждений культуры.................................... 114

§ 4. Кулыурно-досуговая среда и ее восприятие............................................. 127

§ 5. Ценностные ориентации в создании культурно-досуговой среды........... 137

Глава II. Организация культурно-досуговой деятельности как

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.