КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самопроверки. 1. Чем вызвана необходимость изучения существующих теорий и концепций досуга и рекреации?1. Чем вызвана необходимость изучения существующих теорий и концепций досуга и рекреации? 2. Как можно типологизировать подходы к выявлению специфики досуга? 3. Какова сущность рекреации? 4. В чем сходство и различие концепций досуга и рекреации? 5. Какова организационная структура и основные направления досуговой деятельности государственного сектора данной сферы? 6. Каковы основные направления и специфика деятельности общественно-добровольных организаций в сфере досуга и рекреации? 7. Почему можно утверждать, что коммерческий сектор оказывает наибольшее влияние на развитие сферы досуга и рекреации? Рекомендуемая литература: 1. История международного молодежного и детского движения. - М.: Просвещение, 1983. 2. Киселева Т. Г. Теория досуга за рубежом. - М., 1992. 3. Культура народов Америки. - М.: Наука, 1985. 4. Минц Г. И. Критика буржуазных теорий свободного времени. - М.: Знание, 1971. 5. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: Традиции и современность. Учебное пособие.- СПб., 1991. -1 6. Орлов Л.С. Социология рекреации. - М.: Науке; 1995. 7. Попов Н.П. Америка 90-х: Общественное мнение и социальные проблемы. - М.: Мысль, 1986. ч 8. Терехова О.В. Индустрия досуга в США. - М.: Наука, 1983.
Заключение Переходный период в жизни нашего общества усиливает необходимость научно обоснованных подходов во всех областях жизни, в том числе и в сфере досуга. Наличие объективной эмпирической информации позволяет наиболее эффективно организовывать учебный процесс высшей школы. Сложное переплетение политических, национальных и экономических событий последнего десятилетия сохранило Россию как носителя высоких культурных и нравственных традиций, основополагающими ценностями которых являются: теснейшая взаимосвязь личности, общества и государства, духовность как стремление к воплощению высших идеалов истины, добра и справедливости, равноправие и равноценность всех граждан независимо от национальных, религиозных и других различий. В современных динамичных социокультурных условиях изучение культурно-досуговой деятельности показывает, что от какого бы опыта не исходили конкретные понятия, отражающие совокупность политических, национальных и экономических событий, воплотивших в себе думы и чаяния народа, реализуются они в практическом действии - духовно определенном, культурно-исторически подготовленном и мотивированном. В этом смысле досуговая сфера понимается как пространство для функционирования культуры, искусства, игровой деятельности и выступает как совокупность различных видов деятельности, являющихся составной частью целостного образа жизни. Поэтому культурно-досуговая деятельность требует от государства проведения долговременной целенаправленной политики с учетом сложных процессов бытия различных народов нашей страны. Проблемами культурно-досуговой деятельности занимается прежде всего культурология, которая, сосредоточившись на изучении социальных функций, принципов, процессов совместной культурной деятельности людей, механизмов функционирования учреждений культуры и сферы домашнего досуга, раскрывает культурные ценности (идеи, образцы, вещи, программы), способные удовлетворять потребности общества или отдельного человека. Социальные и гуманитарные науки, занимающиеся исследованием проблем досуга, характеризуются наличием автономного мира продуктов человеческого сознания, мышления, воображения, памяти, изучают отношения между людьми, группами, сообществами. Отсюда, понятие "культурно-досуговая деятельность" является одним из наиболее трудных для определения его сущности, смысла ввиду сложности и взаимосвязанности явлений, в него входящих, и различных наук, осуществляющих ее изучение. Культурно-досуговую деятельность следует рассматривать как процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Она функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой. Поэтому культурно-досуговая деятельность рассматривается нами целостно, в виде исторически конкретной системы в единстве всех культурных институтов и особой структуры художественного сознания, обусловленной общим социокультурным контекстом современности. Занятие или участие в культурно-досуговой деятельности есть необходимое условие обретения человеком свободы, поскольку становится одним из рычагов, инструментов проявления человека себя в социуме, через различные формы. Подлинно сущностное ведение мира открывается перед личностью, когда она сознает, что'«самый прочный фундамент, который связывает прошлое и будущее народа, - уклад жизни. Базовая система социальных связей, национальный, семейный и профессиональный уклады - это та невидимая нить, которая соединяет поколения, содержит в себе механизм социальной стабильности. Рассматривая культурно-досуговую деятельность как целостную систему, в учебнике основное внимание уделяется деятельности учреждений культуры. Вполне обоснованна и закономерна деятельность учреждений культуры как самостоятельной и саморазвивающейся структуры, в которой личность как носитель "культурных качеств" представлена в двух ипостасях: объекта и субъекта на основе взаимодействия. При таком подходе культурно-досуговая деятельность рассматривается не только как совокупность ценностей, традиций, норм и деятельности отдельных субъектов, но прежде всего как "надиндивидуальная" система, единство и целостность которой обеспечиваются консолидирующими ценностями и механизмами развития, воспитания и обучения, составляющие которого существуют внутри него в органической взаимосвязи друг с другом. В качестве методологии анализа деятельности учреждений культуры как системы авторы учебника избрали теорию функциональной предназначенности и оправданности каждого элемента, входящего в систему взаимозависимости и интегрированности ее частей. Стабильность и целостность системы культурно-досуговой деятельности в учебно-творческом и воспитательном процессах в вузах культуры и искусства определяются наличием взаимодействия всех ее элементов: идей, ценностей и формы, в которой заключено содержание средств, то есть его носителей. В настоящее время культурно-досуговая сфера является ведущим звеном общества для развития демократии, осмысления происходящих реформ. Это во многом способствует развитию широкого спектра мнений, утверждению уважения к альтернативе, свободному доступу к информации через организацию независимых клубов, библиотек, сбор, хранение и распространение альтернативных изданий, проведение встреч с людьми, придерживающимися неординарных позиций, и т.д. Отсюда необходимы поиски новых современных технологий культурно-досуговой деятельности среди людей различных сословий и разных возрастных категорий: детей, подростков, молодежи, взрослых и пенсионеров. Культурно-досуговая деятельность каждой малой группы или общности в лице любительского объединения, миникружка, инициативной группы, межсемейной компании активно способствует созданию условий, в которых личность может проявить свободу выбора и волю в утверждении своей системы ценностей. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности широких слоев населения. Наряду с возрождением народного художественного творчества новые импульсы получают общественное движение и различные виды социально-политической деятельности. В дальнейшем все вышеперечисленные механизмы культурно-досуговой деятельности наиболее ярко будут выражены в таком общедоступном институте, как индустрия досуга. Индустрия досуга является результатом специально организованного в пространстве и времени достижении научно-технического прогресса. Постоянное изменение и внедрение инноваций в индустрии досуга позволит культурно-досуговой деятельности создать условия для раскрытия сущностных сил личности в следующем тысячелетии. Индустрия досуга будет способствовать динамическому прорыву прежде всего в технологии культурно-досуговой деятельности. Следовательно, предметом рассмотрения данного учебника являются историческое развитие и современное состояние и теории, и инновационных технологий для всех типов учреждений культуры России и обобщение теории досуга за рубежом. В данном учебнике предпринята попытка показать, что культурно-досуговая деятельность является преемницей культурно-просветительной работы. Обобщение и научный анализ проблем культурно-досуговой деятельности представляют определенную трудность в связи с динамичностью нашего времени. Вместе с тем авторы надеются, что первый учебник по данному предмету явится определенным подспорьем в учебном процессе, и ждут советов и критических замечаний, которые с благодарностью примут и постараются учесть в своей дальнейшей работе.
Оглавление Введение................................................................................................. 3-9 Раздел I. История и теория досуга...................................................... 10-94 Глава I. Краткая история культурно-досуговой деятельности...................... 10-71 § 1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян их дальнейшее развитие в X -XVII вв...................................................... 11 2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII - начале XX вв.......................................... 25 3. Культурно-досуговая деятельность в 1917 - 1941 гг.................................. 44 4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945гг........................................................... 50 5. Культурно-досуговая деятельность в 1946 - 1997 гг................................. 57 Глава II. Теория культурно-досуговой деятельности.................................. 72-94 1. Сущность культурно-досуговой деятельности.......................................... 72 2.Социальные функции культурно-досуговой деятельности........................ 79 3. Принципы культурно-досуговой деятельности.......................................... 86 Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности.............. 95-356 Глава I. Теоретические основы технологии культурно-досуговой деятельности..................................................................................... 95-151 § 1. Понятие "технология" культурно-досуговой деятельности...................... 96 § 2. Механизм восприятия личностью культурно-досуговых программ........ 107 § 3. Культурно-лосуговая среда учреждений культуры.................................... 114 § 4. Кулыурно-досуговая среда и ее восприятие............................................. 127 § 5. Ценностные ориентации в создании культурно-досуговой среды........... 137 Глава II. Организация культурно-досуговой деятельности как
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |