Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антидемпинговое регулирование




Цена на научно-техническую продукцию

В условиях возрастания роли науки и техники в развитии экономики формирование рынка научно-технической продукции потребовало введения особенностей при формировании цен на эту продукцию.

К научно-технической продукции относятся законченные научные исследования, проектные, конструкторские, технологические работы и услуги, изготовленные опытные образцы и партии изделий (продукции).

Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что при определении цены этой продукции разработчики используют в основном три концепции: затратную, результативную и компромиссную.

В основе затратной концепции лежит определение цены научно-технической продукции через текущие затраты на ее создание и оговоренную прибыль:

Ц = С + П,

где Ц - цена научно-технической продукции;

С - затраты на создание (издержки) научно-технической продукции; П - прибыль.

Результативная концепция предполагает определение цены научно-технического продукта как части экономического эффекта:

Ц = К * Э,

где К - коэффициент, определяющий долю экономического эффекта, включаемого в цену (приходящегося на разработчика); Э - экономический эффект.

Учет в цене экономического эффекта имеет место в общемировой практике. Принято, например, что цена лицензии является производной от эффекта и составляет 30-50% его величины.

Согласно компромиссной концепции цена научно-технической продукции формируется из суммы затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прибыли, исчисленной в виде определенного процента от экономического эффекта, ожидаемого от новшества:

Ц = С + К * Э,

где С - себестоимость (издержки) научно-технической продукции; К - коэффициент, определяющий размер прибыли в цене; Э - экономический эффект.

Все рассмотренные концепции цен находят широкое применение в мировой практике. В то же время разные страны отдают предпочтение некоторым из них.

Особые трудности возникают при определении цены лицензий на научно-техническую продукцию. Вызвано это тем, что реальная стоимость лицензии может быть установлена только в процессе эксплуатации объекта лицензии.

Цена лицензии определяется с учетом ряда факторов, а именно:

- вероятной прибыли;

- затрат на создание технологии;

- альтернативных издержек;

- издержек передачи технологии (они касаются «неформализованных знаний», которые хранятся в голове работника);

- цен на аналогичные технологии у конкурентов;

- потенциальных издержек самостоятельной разработки технологии покупателем;

- издержек нарушения патентных прав.

Цена лицензии имеет два основных вида:

- роялти - периодические отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения.

В этом случае цена лицензии равна:

где Сr - цена лицензии;

V,- - объем планируемой продукции в i-м году;

Zi - цена единицы продукции в i-м году;

Ri - размер роялти в i-м году;

i = 1, 2, 3,... (Т - 1) - срок действия лицензионного соглашения.

Средний уровень роялти составляет 3-7%.

Данная форма вознаграждения присутствует в 90% случаев заключения лицензионного соглашения;

- паушальные (единовременные) платежи, которые устанавливаются на основе экспертных оценок. Они могут оплачиваться также передачей ценных бумаг лицензиата или встречной передачей технической документации. Как правило, лицензиар получает от 5 до 20% акций. Данные платежи используются в случае, когда лицензиар не имеет возможности контролировать лицензиата, его фактическую прибыль.

Также имеют место комбинированные платежи, при которых первоначальные (паушальные) платежи выплачиваются в начальный период действия лицензионного договора до начала коммерческого использования объекта лицензии. Остальная часть лицензионного вознаграждения выплачивается в виде роялти в процессе коммерческого использования объекта лицензии по окончании каждого отчетного периода.

Первоначальные платежи в большинстве случаев служат своего рода гарантией серьезности намерений лицензиата, что очень важно для отечественной практики торговли лицензиями. Они в то же время позволяют окупить затраты на заключение лицензионного соглашения, на изготовление технической документации, других материальных носителей информации о передаваемой технологии (образцы, специальное оборудование, приборы), а также на выполнение других условий соглашения, в определенных случаях могут восполнить затраты на исследование и разработку объекта лицензии.

Размер первоначальных платежей рекомендуется устанавливать в пределах до 25% от цены лицензии, определенной в виде роялти. Для перевода этой цены в комбинированные платежи рекомендуется установить размер первоначальных платежей, а затем соответственно уменьшить ставки роялти.

В целях стимулирования лицензиата к использованию изобретений в производстве целесообразно в лицензионных соглашениях при выплате лицензионного вознаграждения в виде роялти, в том числе и при наличии первоначальных платежей, предусматривать минимальные гарантированные платежи. Их рекомендуется выплачивать по окончании отчетного периода вне зависимости от результатов освоения объекта лицензии, объемов производства и реализации лицензионной продукции из расчета, чтобы сумма первоначальных и минимальных гарантированных платежей не превышала 75% суммарных платежей в виде роялти, дифференцируя этот размер в зависимости от видов лицензионных договоров (при полной и исключительной лицензии - до 75%, при неисключительной лицензии - до 50%). Ежегодные минимальные гарантированные платежи фиксируются в тексте лицензионного договора.

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, который определяется как деятельность, при которой экспортер продает товар на зарубежном рынке по более низким ценам, чем внутри страны-импортера.

Причины осуществления экспортных поставок по демпинговым ценам бывают самые разные. Во-первых, являясь своего рода инструментом ценовой конкуренции, демпинговая практика может иметь целью завоевание новых иностранных рынков для расширения сбыта продукции и получения дополнительной прибыли. Во-вторых, ее причиной может стать необходимость решения валютных проблем. В этом случае государство, испытывающее острую потребность в иностранной валюте, пытается активизировать свой экспорт с помощью поставок по заниженным ценам, чтобы обеспечить приток валютных поступлений. В-третьих, демпинг может преследовать и политические цели. Для констатации демпинга используются два основных критерия: ценовой (стоимостной) и экономический ущерб.

Государство, куда направляются демпинговые поставки (пусть даже и случайные), конечно же, противостоит им, используя такие защитные инструменты, как антидемпинговые меры. Главной целью их применения является возмещение или компенсирование ущерба, нанесенного национальной промышленности вследствие недобросовестной конкуренции.

Наиболее распространенной разновидностью таких мер является антидемпинговая пошлина, вводимая государством-импортером по итогам проведенного расследования с целью нейтрализации или минимизации отрицательного воздействия демпинговой внешнеторговой операции на отрасль национальной промышленности.

Основные отличия антидемпинговой пошлины от таможенной заключаются в том, что:

- для применения первой необходимо провести расследование;

- в ходе расследования нужно доказать факт демпинга и то, что демпинговая маржа превышает допустимую величину, определить наличие значительного ущерба и обосновать причинно-следственную связь между демпингом и ущербом;

- антидемпинговая пошлина действует временно (не более пяти лет) и налагается сверх таможенного тарифа.

Размер антидемпинговой пошлины зависит от величины демпинговой маржи, которая обычно определяется как разность между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой. Если аналогичный товар отсутствует на внутреннем рынке страны-экспортера, а также в случае, когда на внутреннем рынке страны-экспортера возникла сложная ситуация, например в случае низких объемов продаж (менее 5%), то для сравнения выбирается цена аналогичного товара при обычном течении торговли на рынке третьей страны или его «сконструированная цена», под которой понимается стоимость производства товара в стране происхождения с добавлением в разумных пределах размера прибыли и расходов по продаже.

Несмотря на неоднократные попытки урегулирования проблем, связанных с использованием антидемпинговых процедур, во второй половине 90-х гг. XX в. этот вопрос постоянно является источником конфликтов в сфере международной торговли. Объясняется это тем, что из инструмента, призванного нивелировать негативные последствия торговой либерализации в виде нечестной конкуренции, антидемпинговые меры превратились в средство защиты национальных производителей от иностранной конкуренции. Столкнувшись с необходимостью защищать так называемые «чувствительные» отрасли промышленности от увеличения объемов импорта или резкого падения цен, многие страны стали использовать антидемпинговые процедуры вместо защитных мер, поскольку применение последних в соответствии с положениями ГАТТ-1994 сопряжено с определенными трудностями. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце 90-х гг. 95% всех антидемпинговых процедур имели защитные аспекты и только 5% были связаны с антиконкурентной практикой.

Вокруг экономической целесообразности использования антидемпинговых мер в настоящее время возникает множество споров, главный из которых состоит в нахождении той грани, когда использование антидемпинговых мер в целях защиты от недобросовестной конкуренции превращается в злоупотребление ими.

Сторонники антидемпинговой практики заявляют, что она является защитой против жестких ценовых мер для потребителей, противники же утверждают, что отрицательные последствия такой политики значительно превышают ее положительное воздействие. Игнорируя очевидную выгоду для потребителя более низких цен и создания конкурентной рыночной среды, антидемпинговые законы защищают не принципы конкуренции, а конкурирующих субъектов, которые по сути получают выгоду за счет более высоких расходов потребителей.

В целом антидемпинговые меры негативно влияют на состояние торгово-экономических отношений между странами, вовлеченными в антидемпинговые процедуры. Их применение, впрочем, как и начало антидемпингового расследования, ведет к значительному сокращению экспорта иностранного государства и увеличению цен на импортную продукцию, что фактически вытесняет иностранного экспортера с внутреннего рынка.

Глава 6. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В условиях развития международных экономических отношений огромное значение имеет оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Грамотно построенная система таможенных тарифов способствует развитию внутреннего рынка страны, а поскольку внешняя торговля является одной из важнейших форм международных связей, от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место на мировом рынке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.