Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российская империя в 1801 – 1855 гг. 1 страница




Основные вопросы

5.3.1.Попытки общественно-политической модернизации страны в годы царствования Александра I

5.3.2.Основные направления российской внешней политики в первой четверти ХIХ века. Отечественная война 1812 г.

5.3.3.Движение декабристов

5.3.4.Внутренняя и внешняя политика Николая I

5.3.5. Общественное движение в России во второй четверти XIX века

5.3. 1.Попытки общественно-политической модернизации страны в годы царствования Александра I. 12 марта 1801 г. стало днем вступления на российский престол Александра I. Став императором в результате дворцового переворота и насильственного устранения Павла I, Александр сразу заявил об отказе следовать политическому курсу своего отца. Двадцатитрехлетний царь пошел навстречу чаяниям дворянства и в Манифесте о своем восшествии на престол заверил, что будет править «по законам и сердцу» Екатерины II. Многочисленные указы демонстрировали решимость Александра руководствоваться принципом законности. В течение 1801 г. была объявлена амнистия лиц, пострадавших и гонимых при Павле I, были восстановлены в полном объеме екатерининские Жалованные грамоты дворянству и городам. Тогда же Александр I упразднил Тайную канцелярию.

Подготовка преобразований сосредоточилась в Негласном комитете - кружке личных друзей императора, в который входили П. А. Строганов, В. П. Кочубей, А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев. Действуя неформально и не имея статуса официального государственного учреждения, Негласный комитет обсуждал перспективы конституционных реформ государственного строя, проекты освобождения крестьян.

Признавая очевидную несовместимость крепостничества и демократических институтов управления, участники заседаний Комитета в то же время учитывали базисную роль крепостного права в сельском хозяйстве и российской экономике в целом. После длительных дебатов в рамках решения крестьянского вопроса были приняты два законодательных акта. Законом от 12 декабря 1801 г. купцам, мещанам и государственным крестьянам разрешалось приобретать незаселенные земли, что подрывало дворянскую монополию на землевладение. 20 февраля 1803 г. был утвержден указ «О вольных хлебопашцах», который позволил помещикам освобождать крестьян из крепостной зависимости с наделением их землей за денежный выкуп. Рекомендательный характер этого указа обусловил его низкую результативность: за весь период александровского царствования всего 47 тысяч (не более 0,5%) крестьян получили свободу, став «вольными хлебопашцами».

В области государственного управления важнейшим преобразованием первых лет правления Александра I стала реформа органов центральной исполнительной власти. С петровских времен в России существовала система коллегий, которые уже к концу ХVIII в. выполняли свои задачи крайне неэффективно. Учитывая иностранный (прежде всего, французский) опыт, российские власти пошли на упразднение коллегий и учреждение в 1802 г. министерств – органов центральной исполнительной власти, возглавляемых министрами и действующих на основе принципа не коллегиальной, а персональной ответственности. Изначально были созданы 8 министерств - военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения, а также Государственное казначейство на правах министерства. С 1802 г. был изменен статус Сената, который стал высшим судебно-административным органом империи. В целом преобразования, подготовленные силами Негласного комитета, носили поверхностный и ограниченный характер, подчеркивая «просвещенность» российского абсолютизма.

С 1807 г. особый авторитет в окружении Александра I приобрел статс-секретарь М. М. Сперанский (1772 – 1839 гг.) - выходец из семьи сельского священника, человек выдающихся административных способностей, убежденный сторонник либерально-конституционных идей. В 1809 г. Сперанский подготовил проект государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов». В основу проекта был заложен признанный в юридической мысли того времени принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть Сперанский предлагал предоставить выборной Государственной думе. Центральную исполнительную власть предполагалось оставить за министерствами, судебную – за Сенатом. Для координации законодательной, судебной и исполнительной властей и для их связи с высшей властью – императором – предусматривалось создание Государственного совета. В соответствии с проектом Сперанского, царь оставался вершиной властной иерархии в России, только его решением окончательно утверждались законы, одобренные Государственной думой и Государственным советом.

Проект государственных преобразований М. М. Сперанского был крайне критически воспринят правящими кругами и российским дворянством. Александр I и его окружение категорически не приняли идею народного представительства, которое, с их точки зрения, вело к ограничению самодержавия. Своеобразным «рупором» для консервативно настроенного дворянства стала знаменитая записка Н. М. Карамзина «О древней и новой России», появившаяся в 1811 г. и отстаивавшая непреходящую ценность абсолютной монархии как единственно возможной формы власти в России. В результате проект учреждения представительной Государственной думы был безоговорочно отвергнут.

1 января 1810 г. в Петербурге торжественно открылось первое заседание Государственного совета – высшего совещательного органа при императоре. Членами Совета стали министры и высшие сановники, назначаемые по личному выбору царя.

Для обеспечения системы управления квалифицированными кадрами еще в 1809 г. вышел указ, предписывавший всем чиновникам экзаменоваться на соответствие определенному образовательному уровню либо предъявить диплом об окончании соответствующего учебного заведения. В том же 1809 г. Сперанский настоял на утверждении указа, предписавшего придворным чинам избрать какую-либо государственную службу. Естественной реакцией придворных кругов и дворянства стало крайнее озлобление против Сперанского. Его называли «выскочкой», против него плелись интриги. В 1812 г. по ложному обвинению в государственной измене М. М. Сперанский был отставлен от всех постов и отправлен в ссылку в Нижний Новгород.

Процесс реформирования крепостнической системы и политическая либерализация гораздо более успешно шли в северных и северо-западных регионах Российской империи. Еще в 1804 г. Специальный Лифляндский комитет под руководством В. П. Кочубея разработал «Положение о лифляндских крестьянах». В соответствии с ним запрещалась продажа крепостных крестьян без земли. Позднее помещичьи крестьяне получили личную свободу: в Эстляндии – в 1816 г., в Курляндии – в 1817 г., в Лифляндии – в 1819 г. Земля оставалась у помещиков, но крестьяне могли ее покупать или арендовать, отрабатывая за аренду определенный объем повинностей.

После присоединения к Российской империи в 1809 г. Великого княжества Финляндского оно получило значительные права автономии и сохранило представительный орган управления – сейм. По окончании войны с наполеоновской Францией в состав России вошло Царство Польское. В 1815 г. Александр I даровал Польше конституцию, внушив общественности уверенность, что в ближайшем будущем конституционное устройство будет введено и в России. 1818 г. ознаменовался принятием «Устава образования Бессарабской области», имевшего конституционный характер.

По поручению Александра I в 1818 – 1819 гг. Н. Н. Новосильцев разработал проект конституции для России под названием «Уставная грамота Российской империи». Документ был составлен с учетом наиболее актуальных и признанных тогда государственно-политических идей. Проект основывался на принципе разделения властей, предусматривал ограничение самодержавной власти представительным органом, равенство граждан перед законом, федеративное государственное устройство. «Уставная грамота…» Новосильцева не была обнародована, поскольку Александр I по-прежнему отвергал возможность ограничения абсолютной монархии и находился под сильным впечатлением революционных событий в Европе (революций в Испании и Италии, войны за независимость в Греции).

В тот же период 1818 – 1819 гг. и тоже по поручению императора его ближайший советник генерал А. А. Аракчеев занимался подготовкой проекта освобождения крепостных крестьян. Аракчеев предложил выкупать из крепостной зависимости крестьян из помещичьих имений, поступавших в продажу. Освобожденные крестьяне должны были получить земельный надел из расчета 2 десятины на душу. Поскольку выкуп предполагалось вести за счет государственных средств, проект был признан чрезмерно обременительным для бюджета, а его реализация растянулась бы на неопределенный срок (до 200 лет). Как и предыдущие реформаторские предложения, проект Аракчеева не был обнародован.

Последнее десятилетие царствования Александра I характеризовалось усилением консервативно-реакционных тенденций, отказом от попыток либерально-конституционного переустройства. По мнению историков, это было обусловлено сопротивлением правящей бюрократии, дворянского сословия, а также личной боязнью императора вызвать социальные возмущения.

Среди советников Александра I наибольшим влиянием на императора пользовался граф А. А. Аракчеев (1769 – 1834 гг.), военный деятель, выдвинувшийся еще в правление Павла I, демонстрировавший безусловную преданность Александру. С 1810 г. Аракчеев возглавлял департамент военных дел Государственного совета и пользовался безграничным доверием царя. Единственным средством укрепления российского самодержавия Аракчеев считал совершенствование и развитие централизованной бюрократической системы. Политика реакции и полицейского деспотизма в 1815 – 1825 гг. по имени ее главного исполнителя была названа «аракчеевщиной».

Одним из самых ярких проявлений «аракчеевщины» стали так называемые военные поселения. С конца ХVIII в. достаточно остро стояла проблема удешевления содержания массовой армии в мирное время. Впервые к идее военных поселений обратился Павел I. Александр I еще до Отечественной войны 1812 г. предпринял первые опыты по их устройству. Военные поселения – это система организации войск, при которой военная служба совмещается с занятиями сельским хозяйством. Систематическое насаждение военных поселений в России началось в 1815 – 1816 гг., особенно активно – после назначения их Главным начальником А. А. Аракчеева.

Военные поселения занимали большую часть казенных земель Новгородской, Петербургской, Могилевской, Харьковской губерний. Солдатские полки расквартировывались по деревням, в которых мужчины с 18 до 45 лет переводились на положение военных поселян. Под командованием офицеров солдаты и военные поселяне обучались военному делу и занимались сельскохозяйственными работами. Предполагалось, что таким образом удастся комплектовать армию за счет прироста военных поселян и прокормить ее без дополнительного финансирования. На практике внедрение этой системы привело к резкому падению боеспособности войсковых частей и снижению хозяйственной эффективности в районах военных поселений.

Произвол и жестокость военного начальства, запрет военным поселянам свободно торговать и общаться с внешним миром, разрушение традиционного уклада сельской жизни неизбежно вызывали крестьянские восстания. Однако Александр I продемонстрировал готовность и далее насаждать военные поселения: «Они будут, даже если придется уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова». В целом на положение военных поселений до конца александровского царствования было переведено около трети всей численности армии.

Как отмечали современники, примерно с 1820 г. Александр I стал довольно безразлично относиться к вопросам государственной жизни. Император обнаруживал склонность к религиозному мистицизму, что противоречиво уживалось с увлечением военными смотрами и парадами, с жаждой путешествий по России и за границей..

5.3.2.Основные направления российской внешней политики в первой четверти ХIХ в. Отечественная война 1812 г. Внешняя политика Российской империи в начале ХIХ в. определялась необходимостью решения важнейших военно-стратегических, геополитических и экономических задач. Развитая дипломатическая служба, хорошо обученная, боеспособная многочисленная армия, вооруженная в соответствии с военно-техническими требованиями своего времени, обеспечивали России авторитет и признание на международной арене.

Первые годы царствования Александра I во внешней политике ознаменовались вооруженным участием России в коалициях против Франции, императором которой в 1804 г. стал Наполеон. В составе третьей коалиции русская и австрийская армии потерпели сокрушительное поражение от наполеоновских войск под Аустерлицем в 1805 г. Действия четвертой коалиции также были малоуспешными. Австрия и Пруссия были завоеваны Наполеоном, Англия находилась в состоянии фактической изоляции от европейского театра.

После поражения русской армии в 1807 г. под Фридляндом Александр I был вынужден пойти на переговоры о мире с Наполеоном. 25 июня 1807 г. в Тильзите был подписан русско-французский мирный договор. По условиям Тильзитского мира Российская империя присоединялась к режиму континентальной блокады Англии. Для России это было крайне невыгодно, поскольку хлебная торговля с Британской империей составляла значительную долю русского экспорта. Тильзитские договоренности подтвердили создание у границ России Герцогства Варшавского под влиянием наполеоновской Франции. Была очевидна потенциальная опасность использования территории Герцогства в качестве плацдарма для нападения на Россию.

С другой стороны, заключение Тильзитского мира позволили России сосредоточить свои усилия и разрешить военно-политические проблемы на северо-западных и южных рубежах. Противоречивая ситуация, сложившаяся в Европе после подписания Тильзитского договора, привела к началу русско-шведской войны 1808 – 1809 гг. Русским войскам удалось вытеснить шведов из Финляндии к марту 1809 г. По условиям Фридрихсгамского договора со Швецией (1809 г.) в состав России вошла Финляндия, получившая название Великого княжества Финляндского.

С 1804 по 1813 гг. шла русско-иранская война из-за спорных территорий. Военные успехи русской армии были закреплены подписанием в 1813 г. Гюлистанского мира с Ираном. В cостав Российской империи вошли земли Дагестана и Северного Азербайджана. В 1806 г. началась война России с Турцией, которая в очередной раз пыталась вернуть Крым и Грузию. Назначенный главнокомандующим Дунайской армии М. И. Кутузов в 1811 г. форсировал наступательную активность русских войск, что привело к капитуляции Турции. В соответствии с условиями Бухарестского мирного договора, подписанного в мае 1812 г., к России были присоединены Бессарабия и часть Абхазии.

Как уже отмечалось ранее, Тильзитские договоренности наиболее пагубно отразились на русско-британских экономических отношениях. Фактически Россия не соблюдала режим континентальной блокады, продолжая хлебную торговлю с Англией. В свою очередь агрессивная политика Наполеона в Европе, сосредоточение французских войск и военных складов на территории Герцогства Варшавского также способствовали приближению русско-французского вооруженного столкновения.

К марту 1812 г. военные приготовления Наполеона были завершены. Для похода на Россию близ ее границ сосредоточилось около 678 тыс. солдат. Русские войска численностью около 240 тыс. были стянуты к западной границе в составе трех армий: 1-я армия под командованием военного министра генерала М. Б. Барклая-де-Толли защищала направление на Петербург; 2-я армия под командованием генерала П. И. Багратиона прикрывала центральные районы; 3-я армия генерала А. П. Тормасова располагалась на южном участке границы.

На рассвете 12 июня 1812 г. «великая армия» Наполеона без объявления войны форсировала пограничную реку Неман и вторглась на территорию России, продвигаясь в направлении Москвы. Началась Отечественная война 1812 г. Не удержавшись на оборонительных рубежах, армия Барклая-де-Толли стала отступать. Пытаясь соединиться с ней, отступала и 2-я армия Багратиона. Ведя ожесточенные арьергардные бои, 1-я и 2-я русские армии находились под угрозой быть разбитыми поодиночке. Только в ходе Смоленского сражения 22 июля 1812 г. войска Барклая-де-Толли и Багратиона соединились.

На смоленской земле для борьбы с французскими захватчиками создавались первые партизанские отряды из крестьян. Еще 6 июля 1812 г. Александр I издал манифест с призывом создавать народное ополчение. Позднее специальным царским рескриптом была узаконена партизанская война.

Под давлением общественного мнения и армии, недовольной продолжающимся отступлением, Александр I в августе 1812 г. назначил главнокомандующим М. И. Кутузова. Новый командующий понимал, что тактика отступления обусловлена реальным превосходством наполеоновских войск над русскими. В то же время армия и вся страна требовали от Кутузова решающей битвы.

26 августа 1812 г. в 110 км от Москвы у села Бородино состоялось генеральное сражение Отечественной войны. В Бородинской битве участвовали около 135 тыс. французов против 132 тыс. русских солдат и ополченцев. Рассчитывая на столкновение со 190-тысячной французской армией, русское военное руководство избрало оборонительный план. Наполеон же предпочел наступательную тактику. Наиболее ожесточенные боевые действия велись у «багратионовых» флешей и кургана, где дислоцировались войска и артиллерийская батарея генерала Н. Н. Раевского.

Французам удалось захватить русские позиции после ряда ожесточенных атак. Сражение продолжалось около 12 часов, завершившись без явного перевеса какой-либо из сторон. И русские, и французские потери были огромны – 44 тыс. и 58,5 тыс. человек соответственно. Современники и историки расценивают Бородинскую битву как моральную и политическую победу русской армии, которая после длительного отступления доказала свою способность эффективно противостоять врагу.

Измотанные в сражении под Бородино, русские войска нуждались в отдыхе, пополнении и довооружении. 1 сентября 1812 г. на военном совете в подмосковной деревне Фили М. И. Кутузов принял решение оставить Москву и отступить для восстановления сил армии. Уже 2 сентября войска Наполеона вошли в Москву. Тем временем русская армия расположилась военным лагерем близ Тарутино, закрыв для французов Калужскую дорогу и южные губернии, которые не были затронуты войной и снабжали русские войска продовольствием и вооружением.

Положение наполеоновской армии в Москве ухудшалось с каждым днем. Город был оставлен жителями и почти полностью выгорел от пожара, уничтожившего в начале сентября около 80 % зданий. Регулярные русские соединения и партизанские отряды своими нападениями методично изматывали французов. Снабжение французских войск, оторвавшихся от тылов, практически прекратилось. «Великая» армия, оказавшись в московском капкане, стремительно разлагалась. Наполеон неоднократно обращался к Александру I с предложениями мира, которые безоговорочно отвергались.

Мобилизовав резервы и достигнув численного превосходства над французами, М. И. Кутузов 6 октября отдал приказ перейти в контрнаступление. Под предлогом «преследования» русских войск Наполеон 7 октября оставил Москву. В результате сражения под г. Малоярославцем 12 октября 1812 г. армия Наполеона была вынуждена отступать по старой Смоленской дороге, разоренной еще в ходе летнего наступления французов.

Отступление наполеоновской армии стало для нее настоящей трагедией. Солдаты и офицеры гибли от голода и мороза, почти параллельно с французами двигались русские соединения, угрожая отрезать пути отступления. Огромный урон вражеским войскам наносили партизанские отряды, в составе которых сражались как крестьяне (отряды В. Кожиной, Г. М. Курина и др.), так и кадровые военные (Д. В. Давыдов, А. С. Фигнер и др.). Катастрофические потери понесла французская армия в ходе переправы через р. Березину 14 – 16 ноября 1812 г. Наполеон оставил армию и тайно уехал в Париж. В декабре вся территория России была очищена от захватчиков. 25 декабря 1812 г. Манифест императора Александра I торжественно провозгласил окончание Отечественной войны.

Величайшее значение Отечественной войны 1812 г. заключается в ее огромном влиянии на формирование русского национального самосознания. Сражавшиеся плечом к плечу представители разных сословий – офицеры и солдаты, помещики и крестьяне – осознали себя единым народом. В ходе Отечественной войны ярко проявились патриотизм, мужество и героизм русских людей. Война принесла разорение в западные и центральные районы России, общие экономические потери оценивались в 1 млрд. рублей, 2 млн. россиян заплатили за победу своей жизнью.

Для завершения борьбы с Наполеоном 1 января 1813 г. русские войска перешли рубежи Отечества, начав свой заграничный поход. Изгнание французских завоевателей из Европы было важнейшим условием безопасности России. Освобожденные Пруссия и Австрия стали союзниками теперь уже в борьбе против Наполеона. Вскоре состав антифранцузского союза расширился за счет Англии и Швеции.

В кровопролитной «битве народов» у Лейпцига 4 – 6 октября 1813 г. армия Наполеона потерпела поражение от союзных войск, включавших представителей большинства европейских государств. 19 марта 1814 г. союзники вступили в Париж. Взятие французской столицы, отречение Наполеона от власти и его ссылка на о. Эльба в Средиземном море в 1814 г. знаменуют собой окончание заграничного похода русской армии.

С сентября 1814 г. по июнь 1815 г. продолжалась работа Венского конгресса, в ходе которого державы-победительницы подвели итоги многолетней борьбы с Наполеоном и определили послевоенное устройство Европы. Заседания конгресса пришлось прервать, когда Наполеон бежал с о. Эльба и на 100 дней захватил власть во Франции. Войска бывшего французского императора были окончательно разгромлены в битве под Ватерлоо в 1815 г., а сам Наполеон закончил свои дни в ссылке на о. Святой Елены в Атлантике.

В соответствии с заключительным актом Венского конгресса от 28 мая 1815 г., территории Герцогства Варшавского вошли в состав Российской империи как Царство Польское – автономия, в которой власть династии Романовых представлял наместник. Кроме того, решения Венского конгресса закрепили российские права на Великое княжество Финляндское и Бессарабию.

14 сентября 1815 г. императоры России, Пруссии и Австрии подписали Акт об образовании Священного союза. Целью союза декларировалось объединение христианских государств Европы, что подразумевало сохранение монархических режимов и общую борьбу с революционным движением. Однако деятельность Священного союза постоянно осложнялась внутренними противоречиями между странами-участницами.

В целом внешняя политика Российской империи первой четверти ХIХ столетия характеризуется как вполне успешная. Территория страны была значительно расширена, что способствовало усилению экономического потенциала и упрочению безопасности. Решающий вклад России в победу над Наполеоном обеспечил ей влияние и авторитет на международной арене.

5.3.3.Движение декабристов. Всеобщее единение нации в Отечественной войне 1812 г. порождало ожидания перемен в России. Крестьянство, героически сражавшееся на родной земле и в Европе, надеялось, что по окончании войны оно получит долгожданную волю. Настроения образованной части общества формировались под влиянием либерально-просветительских традиций либо оставались консервативными. На либерально настроенных офицеров-дворян огромное впечатление произвело знакомство с европейскими порядками во время заграничного похода 1813 – 1814 гг. Эти представители российского дворянства были убеждены в необходимости ограничения самодержавия, введении конституции, даровании русскому народу всех прав и свобод, которыми пользовалось большинство европейцев. Особое возмущение вызывало сохранение крепостного гнета по отношению к крестьянам, совершившим гражданский подвиг в борьбе с наполеоновским нашествием.

В 1816 г. был создан «Союз спасения» (Общество истинных и верных сынов Отечества) – первая тайная организация, основателями которой стали офицеры А. Н. Муравьев, Н. М. Муравьев, С. П. Трубецкой, братья М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, И. Д. Якушкин. Позднее к союзу примкнули П. И. Пестель и Е. П. Оболенский. За два года существования общества в него вступили около 30 человек. Основными программными целями «Союз спасения» выдвигал ликвидацию крепостного права и ограничение самодержавия конституцией. Разногласия между радикально настроенными и умеренными участниками «Союза спасения» привели к его реорганизации.

В 1818 г. возникла новая тайная организация – «Союз благоденствия». Его кадровую основу составили бывшие члены «Союза спасения». «Союз Благоденствия» отличался многочисленностью участников: в его состав входило не менее 200 человек, по преимуществу военная дворянская молодежь. Руководство союзом осуществляли А. Н. и Н. М. Муравьевы, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, П. И. Пестель, И. Д. Якушкин и др. В уставе «Союза благоденствия» - «Зеленой книге» - формулировались основные цели тайного общества. Первая часть «Зеленой книги» излагала программу просветительской, легальной деятельности Союза. В соответствии с этим дворяне открывали в своих имениях школы для крестьян, отпускали на волю крепостных; офицеры обучали грамоте солдат, отказывались от применения в полках телесных наказаний. Во второй части «Зеленой книги», знакомой только узкому кругу посвященных лиц, содержались положения о необходимости уничтожить самодержавие и крепостничество, возможно, с применением насилия.

К 1820 г. в «Союзе благоденствия» возникли серьезные разногласия по вопросу будущего государственного устройства России (конституционная монархия или республика), а также по отношению к радикальным методам борьбы. Радикализации части руководства Союза способствовали революционные события в Европе и волнения в российской армии. В 1820 г. в Петербурге произошли волнения солдат Семеновского гвардейского полка, доведенных до отчаяния муштрой, бесконечными военными смотрами и палочной дисциплиной. Неповиновение было жестоко подавлено властями. Офицеров-семеновцев, среди которых были и участники «Союза благоденствия», расквартировали по отдаленным гарнизонам. Опасаясь дальнейших преследований правительства и в целях создания более законспирированной организации, в 1821 г. руководство «Союза благоденствия» объявило о его самороспуске.

В том же 1821 г. под руководством полковника П. И. Пестеля было образовано Южное тайное общество, в основном состоявшее из офицеров военных частей, расквартированных на Украине. В 1822 г. в Петербурге возникло конспиративное Северное общество, в котором видную роль играли Н. М. Муравьев и С. П. Трубецкой.

Программным документом Южного общества стала «Русская правда», разработанная П. И. Пестелем. Проект Пестеля содержал положения о ликвидации в России самодержавия и установлении республики. Предполагалось в качестве органа высшей законодательной власти учредить однопалатный парламент (Народное вече), а исполнительную власть доверить правительству – Державной думе. Таким образом, по форме правления будущая Россия должна была быть парламентской республикой, президентом которой ежегодно бы становился один из членов Державной думы. Пестель настаивал на принципе всеобщего избирательного права. Россия будущего виделась Южному обществу как единое и неделимое (унитарное), централизованное государство. «Русская правда» предлагала радикальное решение крестьянского и земельного вопросов. В соответствии с проектом Пестеля, крепостное право ликвидировалось, а крестьяне наделялись землей за счет частично конфискованных помещичьих земель.

Программа Северного общества – «Конституция» - была составлена Н. М. Муравьевым и по сравнению с «Русской правдой» содержала гораздо более умеренные положения. Согласно «Конституции» Северного общества, в России устанавливались конституционная монархия – система, при которой у императора оставалась исполнительная власть, а высшим законодательным органом становился двухпалатный парламент – Народное вече. Н. М. Муравьев считал, что избирательное право должно быть ограничено имущественным цензом. Наиболее приемлемой формой государственного устройства для России «Конституция» признавала федерацию. Как и программа Южного общества, проект Муравьева настаивал на уничтожении крепостной зависимости, но гораздо более осторожно подходил к решению земельного вопроса. «Конституция» предусматривала сохранение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей из расчета 2 десятины на двор, что было очевидно недостаточным для хозяйственной свободы крестьянства. Наконец программные документы как Северного, так и Южного обществ декларировали необходимость отмены в России сословного деления, провозглашали гражданские и политические права населения.

Северное и Южное общества поддерживали взаимные контакты и были информированы о планах друг друга. В 1825 г. в состав Южного общества влились кадры «Общества соединенных славян», созданного еще в 1823 г. и объединявшего около 50 радикально настроенных офицеров-дворян юга России. В Северном обществе к руководству пришли К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев и Е. П. Оболенский, которые уже не отличались умеренностью политических взглядов и явно склонялись к идеям республики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.