Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тактические схемы и приемы тушения лесных пожаров




В тактике борьбы с лесными пожарами их локализацию и ликвидацию принято осуществлять двумя основными способами:

1) окружением очага пожара – возможно при низовых пожарах слабой и умеренной интенсивности, их небольшой площади и достаточном количестве пожарных;

2) атакой с тыла и флангов – при сильных пожарах и недостатке ресурсов. Такая тактика позволяет «сжать» наиболее опасную фронтальную часть огня, после чего существенно облегчается ликвидация всего очага.

После разведки низового лесного пожара приступают к его локализации. По периметру пожара с необходимым упреждением прокладывают заградительную полосу, которая препятствует распространению огня в тыл и частично по флангам. Перед фронтом пожара устраивают опорную линию для производства отжига. Применяют несколько способов отжига:

а) «гребенка» - пожарный с зажигательным аппаратом делает извилистый ход вдоль опорной линии со стороны фронта огня;

б) «зигзаг» - пожарный выполняет зигзагообразный ход перед опорной линией;

в) «пятнистый огонь» - производится двумя рабочими: первый идет ближе к фронту огня и зажигает лесную подстилку с определенным интервалом; второй пожарный идет за первым ближе к опорной линии, производя непрерывное поджигание подстилки;

г) «ступенчатый огонь» - отжиг выполняют 2-3 пожарных, идя друг за другом с определенным интервалом.

При всех вариантах отжига основной задачей является скорейшее создание выжженной и достаточно широкой полосы на пути наступающего огня. Отжиг должен быть выполнен обязательно до подхода фронта пожара. В зависимости от параметров пожара и скорости распространения огня его необходимо начинать на расстоянии не менее 30 м от фронта огня. При беглых низовых пожарах это расстояние увеличивается до 200-300 м и более.

После локализации очага пожара и остановки его развития по фронту, приступают к тушению отдельных очагов огня.

Указанная тактика и приемы применяются преимущественно при тушении низовых пожаров. В борьбе с верховыми пожарами приходится делать отжиг на больших площадях. По возможности создается несколько параллельных минерализованных полос. Между ними проводится отжиг, что позволяет в ускоренные сроки отжечь широкую полосу на пути огня. Ширина отожженной полосы при борьбе с верховым пожаром должна быть не менее 100 м, однако при ураганных пожарах необходимы полосы отжига шириной до 300 м и более.

Иногда для ликвидации сильных пожаров применяют пуск встречного огня, который производят в момент подхода фронта пожара и образования тяги воздуха в сторону огня. Этот метод чрезвычайно опасен, требует высокой квалификации пожарных и точного расчета, поэтому может применяться лишь в крайних случаях – при прорыве огня с угрозой для жизни и имущества людей, особенно в условиях весьма ограниченного времени.

Борьба с подземными пожарами весьма трудоемка и зачастую опасна. Здесь стремятся в первую очередь локализовать очаг пожара, ограничивая его на некотором удалении от кромки противопожарным каналом. При невозможности создания канала или в виде дополнительной меры применяют торфяные стволы ТС-1 и ТС-2, комбинируемые с мотопомпой. Ствол заглубляется в торф на глубину 1,0-1,3 м и затем в течение 1-2 минут происходит подача воды или огнетушащего раствора в почву. Через 40 см делается следующее заглубление и таким образом создается смоченная кайма по периферии очага пожара.

При незначительном заглублении огня в слой торфа – при высоком стоянии уровня грунтовых вод или на маломощных торфах (на торфянистых почвах) – рекомендуется перемешивание верхних слоев торфа с нижними. После тушения торфа водой или даже химическими составами торфяной пожар часто вновь возобновляется, и прекращается только после наступления осеннего ненастья, а иногда лишь зимой. Вода для тушения тлеющего торфа малоэффективна, так как имеет высокое поверхностное натяжение и не смачивает частицы горящего торфа вследствие высокого содержания битумов. Тушение торфяных пожаров осложняется также образованием отдельных малозаметных с поверхности полостей, так называемых “ям”, внутри торфяных залежей. Они представляют большую опасность для пожарных. Передвижение по кромке торфяного пожара категорически запрещено, и при разведке очага пожара принимают необходимые меры предосторожности – для зондирования почвы используют специальные шесты.

Для тушения крупных лесных пожаров весьма перспективен созданный в 2000 г. в России самолет-амфибия Бе-200ЛП. Эта машина уникальна и не имеет аналогов в мире. Она не привязана к бетонным аэродромам высокого класса, что делает ее незаменимой в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Самолет массой 37 т может взлетать с грунтовой полосы длиной 650 м, а также с водоемов глубиной более 2 м при высоте волны до 1,2 м. В режиме глиссирования Бе-200 за 14 секунд принимает на борт 12 тонн воды. При подлете к пожару в воду добавляются смачиватели и загустители. Без загустителей значительная часть жидкости при сбросе на пожар испаряется.

Благодаря бортовому пилотажно-навигационному комплексу амфибия Бе-200ЛП может тушить пожар в автоматическом режиме, включая выход на очаг пожара или акваторию забора воды, точный сброс огнетушащего средства, заход на посадку и точное определение взаимного положения в группе при ограниченной видимости, если тушением занимаются несколько машин.

Великолепные летно-технические характеристики Бе-200ЛП по достоинству оценены зарубежными специалистами. Запросы на покупку самолета-амфибии поступили уже из многих стран Северной Америки, Европы и Юго-Восточной Азии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.