Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные нормативные правовые акты как источники права социального обеспечения 3 страница




Классификация правоотношений по социальному обеспечению производится и по видам обеспечения, т.е. по объектам правоотношения. При предоставлении каждого вида обеспечения возникают соответствующие правоотношения: пенсионные, по обеспечению пособиями, по медицинской помощи, социальному обслуживанию и др. Имея общие признаки, каждое из указанных правовых отношений обладает специфическими свойствами (субъектом, объектом, содержанием).

Говоря о правоотношениях, нельзя не остановиться на предпосылках их возникновения. Таковыми признаются нормы права, правосубъектность и юридические факты.

5.2. Субъекты, объекты и содержание правоотношений
по социальному обеспечению

Субъекты правоотношений — это граждане и организации, которые могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей.

Для правоотношений по социальному обеспечению характерен особый состав субъектов, а также особые взаимоотношения между ними. В качестве управомоченной стороны здесь, как правило, выступают физические лица. Однако это не просто граждане. В большинстве случаев это работники организаций, военнослужащие, студенты и др. Обязанные субъекты здесь — органы государственной власти, органы местного самоуправления, организаций. Субъекты правоотношений по социальному обеспечению — граждане — обладают таким юридическим свойством, как правосубъектность. Правосубъектность граждан — это юридическая способность лица быть субъектом права. Основными элементами правосубъектности являются: правоспособность, дееспособность и правовой статус (обладание конкретными права и обязанностями).

Правоспособность граждан в области социального обеспечения представляет собой общественно-юридическое качество — способность лица быть участником отраслевых правоотношений. Она выступает в качестве предпосылки, условия приобретения участником правоотношения субъективного права на какой-либо вид социального обеспечения. Поэтому элементами правоспособности являются права на пенсию, пособие, медицинскую помощь и др.

Правоспособность возникает у граждан с момента рождения и является для всех равной. Однако ее не следует смешивать с субъективным правом на конкретный вид обеспечения. Субъективное право на пенсию, пособие и т.д. является результатом реализации лицом своей правоспособности при наличии определенных юридических фактов. Отсюда субъективное право на отдельные виды обеспечения не может быть равным для всех граждан. Не все граждане имеют одинаковый трудовой стаж, заработок и др.

Следующим элементом отраслевой правосубъектности граждан является их дееспособность. Дееспособность — это способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за ненадлежащее их осуществление.

Реализуя свои полномочия, граждане обращаются в соответствующие органы за назначением пенсий, пособий, и т.д., а также за защитой своих нарушенных прав. Кроме того, граждане собственными действиями приобретают для себя новые права и обязанности и осуществляют их лично или через своих представителей.

Наконец, граждане несут ответственность за неправомерное осуществление своих прав и обязанностей: за достоверность сведений в представленных ими документах, сокрытие изменений в составе семьи и др. Законодательство о со-
циальном обеспечении, в отличие от гражданского и трудового законодательства, как правило, не содержит норм
о времени наступления дееспособности. В одних случаях она совпадает с возникновением трудовой праводееспособности (пенсия по инвалидности, пособие по временной нетрудоспособности и др.), в других — с наступлением гражданской дееспособности (пенсия по случаю потери кормильца).

Правовой статус гражданина — это признанная Конституцией и законами совокупность его прав и обязанностей. Речь идет о разновидностях субъективного права отдельных видов: право на получение пенсии, право на выбор вида обеспечения; право на перевод с одного вида обеспечения на другой и т.д. Вторую сторону этого качества составляют конкретные обязанности граждан: соблюдать установленные правила, воздерживаться от их нарушения и т.п.

Субъектами правоотношения по социальному обеспечению наряду с гражданами являются юридические лица. Правоспособность и дееспособность юридических лиц, как правило, возникают одновременно и составляют единое качество праводееспособности.

Правосубъектность юридического лица, в отличие от правосубъектности физического лица, является специальной и выступает в виде компетенции, т.е. совокупности прав, обязанностей и полномочий. Так, правосубъектность органов социальной защиты населения складывается из административно-правовой и специальной (например, пенсионной). В материальных правоотношениях осуществляется их специальная правосубъектность, а в нематериальных — административно-правовая. Поэтому органы социальной защиты населения выступают и как органы государственной власти или местного самоуправления, и как субъекты правоотношений по социальному обес-
печению.

Из конкретных субъектов следует назвать управления ПФР, отделы (управления) социальной защиты населения, управления внутренних дел, военные комиссариаты, органы местного самоуправления, учреждения здравоохранения и социальной защиты населения и др.

Объекты правоотношений — то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то, по поводу чего возникают правоотношения. Объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению выступают материальные блага и услуги, т.е. виды обеспечения; объекты же нематериальных правоотношений — действия и их результаты (назначение пенсий, пособий, установление факта нахождения на иждивении, временной нетрудоспособности, инвалидности и т.д.).

Объектом пенсионного правоотношения является пенсия. Что же следует понимать под пенсией, каковы ее природа и назначение? Вопрос о природе пенсии следует рассматривать в нескольких аспектах: экономическом, социальном, моральном и юридическом. Как экономическая категория пенсия является частью средств ПФР или федерального бюджета, находящиеся в федеральной собственности РФ. Уже по этому формальному признаку она отличается от оплаты труда, которая производится либо за счет фондов потребления организаций, либо за счет средств бюджета РФ или ее субъектов, местного бюджета (в учреждениях и организациях бюджетной сферы).

Пенсия имеет общие признаки с оплатой труда, так как обе эти выплаты связаны с трудом (исключение составляют социальные пенсии). Означает ли это, что пенсия по своей природе имеет черты вознаграждения за труд либо является продолжением заработной платы или в основе пенсии лежит алиментарное начало, заключающееся в обязанности органа материального обеспечения предоставить пенсионное обеспечение в связи с достижением гражданином пенсионного возраста или его нетрудоспособностью бесплатно, т.е. не в качестве вознаграждения за труд?

Связь между пенсией и трудом проходит по различным параметрам. Во-первых, через условия пенсионного обеспечения. Пенсии назначаются при наличии общего страхового стажа определенной продолжительности (по старости, инвалидности), либо специального трудового стажа (пенсий по старости в связи с особыми условиями труда) либо при наличии стажа профессиональной деятельности определенной продолжительности (выслуги лет).

Во-вторых, связь между пенсией и трудом существует в области исчисления размера пенсии. Здесь несколько видов взаимосвязи. Трудовая пенсия исчисляется из заработка, который определяется по нескольким периодам работы: страховым взносам, начисляемым с заработной платы. Размер пенсии зависит и от продолжительности трудового стажа, выслуги лет.

Нельзя не отметить также то обстоятельство, что трудовая пенсия выплачивается из Пенсионного фонда, который образуется из взносов работодателей.

Из условий и норм в области пенсионного обеспечения, не связанных с трудом, но влияющих на размер пенсии, можно назвать лишь несколько: инвалидность I группы, достижение 80-летия, необходимость постоянного посторонного ухода, наличие нетрудоспособных иждивенцев.

Тесная связь с оплатой по труду обусловливает не толь-
ко учет трудового вклада гражданина в условиях и нормах пенсионного обеспечения, но и постоянную взаимозависимость пенсии и оплаты труда. Пенсия назначается и выплачивается вместо оплаты труда (когда имеет место ее утрата полностью или частично), в дополнение к ней (когда пенсионер получает заработок и пенсию) или взамен нее (когда инвалид с детства не работал).

Отсюда идет совпадение главной функции пенсии и заработной платы. Обе они являются источниками средств существования.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что пенсия имеет двойственную природу. С одной стороны, она может рассматриваться как мера прошлого трудового вклада гражданина на производство. С другой же стороны, в природе пенсии заложены социальные факторы. Она предназначена для граждан, которые еще или уже не могут работать, т.е. являются нетрудоспособными, либо достигли установленной законом возрастной границы, при которой их нетрудоспособность предполагается, имеют нетрудоспособных иждивенцев и др.

Пенсия может рассматриваться и в моральном аспекте. В ее природе заложено гуманистическое начало, так как она гарантирует гражданам обеспеченную старость, социальную защищенность.

Исследование понятия пенсии в юридическом аспекте следует проводить в плане соотношения конституционных и субъективных прав граждан, конституционного и текущего законодательства. Конституционные нормы о праве на пенсию относятся к числу таких норм, которые реализуются не непосредственно в правоотношениях, а через законодательство о социальном обеспечении. Право на пенсию как конституционное право не обусловлено требованиями наличия трудового стажа (ст. 39 Конституции РФ). Другое дело, что оно появляется, как правило, лишь при наличии трудового стажа (выслуги лет) или факта состояния в трудовых (служебных) отношениях, а также иных обстоятельств юридического значения: достижение пенсионного возраста, инвалидность, смерть кормильца.

Природа пенсии определяет ее основные признаки:

периодичность выплаты;

выплата из ПФР или федерального бюджета;

учет трудового вклада граждан и социального фактора;

назначение в случае достижения установленного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, при наличии трудового стажа определенной продолжительности, выслуги лет;

государственно-правовой характер;

выплаты пенсии вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней;

соизмеримость ее размера с размером заработка;

главная функция пенсии — быть основным или одним из основных источников средств существования.

Таким образом, пенсия — ежемесячная выплата, производимая государством из ПФР или федерального бюджета при наступлении у граждан пенсионного возраста, инвалидности, в случае потери кормильца, выслуги лет и при наличии других условий, установленных законодательством. Пенсия назначается с учетом трудового вклада гражданина и социального фактора, выплачивается вместо оплаты по труду, взамен ее или в дополнение к ней, соизмеряется и является основным или одним из основных источников средств существования пенсионера.

Видовая классификация пенсий производится по не-
скольким признакам. По источникам финансирования и виду трудовой деятельности: трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Следующая классификация пенсий производится по специфике события, лежащего в основе возникновения права на пенсию. Отсюда основными видами пенсий являются: пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, пенсии за выслугу лет. Трудовые пенсии выступают как пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

В связи с военной и т.п. службами назначаются пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Социальные пенсии могут быть пенсиями по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Исходя из видов пенсий, существуют и виды правоотношений: правоотношения в связи с обеспечением пенсиями по старости, в связи с обеспечением пенсиями по инвалидности и т.д.

Другими объектами материальных правоотношений по социальному обеспечению являются пособия различных видов, натуральное обеспечение (протезно-ортопедические изделия, специальные средства передвижения, средства, облегчающие жизнь инвалидов), услуги (медицинская помощь, лекарственная помощь, санитарно-курортное лечение и др.), социальная поддержка (по проезду на транспорте, по оплате коммунальных услуг и т.д.).

Содержание правоотношений по социальному обеспечению составляют субъективные права и юридические обязанности их участников и реальные действия по их использованию и осуществлению.

Субъективное право — это вид и мера возможного поведения лица. Оно выражается в следующих возможностях:

а) совершать определенные действия;

б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношений;

в) обращаться за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность — необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права. Она проявляется в необходимости:

а) совершения определенных обязательных действий;

б) воздержаться от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц;

в) нести ответственность за совершение правонарушения.

Субъективные права граждан в правоотношениях включают их правомочия требовать предоставления тех или иных видов обеспечения (пенсий, пособий и т.д.) в определенном законодательством размере и в установленные сроки. Если говорить более конкретно, то определенный гражданин, например, имеет право на выбор вида пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу лет), а сделав выбор — на получение пенсии в размере, соответствующем его личному трудовому стажу и заработку. К этому можно добавить, что каждый пенсионер вправе требовать, чтобы его пенсия повышалась в связи с ростом стоимости жизни. Имеет он право и на перерасчет пенсии.

Правомочиям граждан в правоотношениях по социальному обеспечению соответствуют обязанности органов, представляющих обеспечение: своевременно и в установленном размере выплачивать пенсию, пособие, осуществлять их перерасчет, индексацию, предоставлять медицинские услуги, производить выдачу протезно-ортопедических изделий, специальных средств передвижения и т.д.

Наряду с правомочиями граждане несут и юридические обязанности. Так, они должны предоставлять надлежаще оформленные документы, извещать органы, выплачива-
ющие пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, и др.

Организации обязаны выдавать надлежаще оформленные документы для назначения и выплаты пенсий и пособий, назначать пособия по обязательному социальному страхованию.

Органы, представляющие обеспечение, обладают и правомочиями. Они могут потребовать от граждан представления всех необходимых документов, сообщения различных сведений, явки на прием к врачу на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы, надлежащего использования переданных им специальных средств передвижения, соблюдения правил внутреннего распорядка в доме-интернате и т.п.

5.3. Основания возникновения, изменения
и прекращения правоотношений

Для возникновения, изменения и прекращения правоотношений между субъектами необходимы основания — юридические факты. Юридические факты — это те конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают правовые последствия.

Юридические факты выступают как опосредствующее звено между нормой права и правоотношением. Наряду с нормой права и правосубъектностью они являются предпосылкой возникновения правоотношений.

Роль юридических фактов в правоотношениях по социальному обеспечению выполняют не отдельные жизненные обстоятельства, а фактические составы — комплекс разнородных, самостоятельных юридических фактов, каждый из которых имеет особое правовое значение. Однако конечный эффект, т.е. возникновение правоотношений, является результатом действия фактического состава в целом, всех его элементов в единстве. Наличие фактических составов обусловлено сложностью регулируемых правом социального обеспечения общественных отношений.

В фактические составы, служащие основаниями возникновения правоотношений по социальному обеспечению, входят такие жизненные обстоятельства, как нахождение в трудовых правоотношениях, достижение пенсионного возраста, наличие страхового стажа (выслуги лет) определенной продолжительности, наступление временной нетрудоспособности, инвалидности, беременность и роды, рождение ребенка, смерть кормильца, подача заявления, вынесение решения о представлении обеспечения и т.д.

Значение юридических фактов в фактических составах неодинаково. Одни из них являются основными, другие — второстепенными. Ведущая роль в возникновении правоотношений по социальному обеспечению принадлежит собственно юридическим фактам, таким как наступление пенсионного возраста, смерть кормильца, временная нетрудоспособность, инвалидность, трудовой стаж, выслуга лет.

Юридические факты второго порядка также имеют большое значение, но не основное. Это факт иждивения, родства или свойства, причины инвалидности, временной нетрудоспособности, размер заработка и пр.

Правоотношения возникают при наличии полного фактического состава, предусмотренного правовой нормой. Так, правоотношение по обеспечению пенсией по инвалидности считается возможным при наличии следующих юридических фактов:

назначение гражданину группы инвалидности;

наличие у гражданина трудового стажа (или подтверждения факта трудового увечья, профессионального заболевания, причин, связанных с военной службой);

подача заявления о назначении пенсии вместе с другими документами;

вынесение решения о назначении пенсии.

В целях уточнения следует заметить, что при установлении группы инвалидности и наличии стажа работы у гражданина возникает субъективное право на пенсию. При подаче заявления о назначении пенсии возникает процедурное правоотношение, а после вынесения решения о назначении пенсии — материальное пенсионное правоотношение.

К юридическим фактам, влекущим изменение правоотношений, относят увеличение трудового стажа, увеличение заработка, изменение группы инвалидности, состава семьи и др.

Правоотношения прекращаются при наступлении таких обстоятельств, как восстановление трудоспособности, смерть пенсионера, достижение совершеннолетия членов семьи, истечение срока и т.д.

Юридические факты в праве социального обеспечения можно классифицировать и по принятой в теории права классификации по источнику их происхождения на юридические события и юридические действия.

События — это факты, происхождения которых не связано с волей участников правоотношений. К событиям относятся рождение ребенка, смерть кормильца, достижение пенсионного возраста, болезнь, истечение срока.

Действия — это факты, связанные с волей участников правоотношений. К ним можно отнести волеизъявления граждан, акты применения права. Они могут быть правомерными и неправомерными, т.е. соответствующими праву или противоречащими ему.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы отличительные признаки правоотношений по социальному обеспечению?

2. Классифицируйте правоотношения по социальному обеспечению.

3. Дайте характеристику субъектов правоотношений по социальному обеспечению.

4. Охарактеризуйте объекты правоотношений по социальному обеспечению.

5. Дайте понятие пенсии как объекта пенсионного правоотношения.

6. Каково содержание правоотношений по социальному обеспечению?

7. Дайте характеристику оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению.

 

 

Раздел II

Особенная часть

Глава 6

Общая характеристика пенсионной системы РФ

В результате освоения данной темы студент:

Знать:

ñ признаки пенсионного системы РФ;

ñ структурные элементы пенсионной системы;

ñ содержание государственной и негосударственной частей пенсионной системы;

ñ содержание пенсионного обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, государственного пенсионного обеспечения и дополнительного пенсионного обеспечения.

ñ Особенности законодательства о пенсионном обеспечении

Уметь:

ñ оперировать юридическими понятиями и категориями данной темы;

ñ свободно ориентироваться в теоретических вопросах темы;

Владеть:

ñ юридической терминологией темы;

ñ навыками анализа различных правовых явлений в рамках.

6.1. Понятие пенсионной системы и ее структура

Пенсионная система — это система взаимосвязанных и взаимодействующих денежных источников, органов и учреждений, субъектов обеспечения, видов обеспечения и нормативных правовых актов, направленных на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения. Представляя собой целостное образование, пенсионная система в зависимости от источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких структурных элементов — частей, которыми являются: 1) пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию; 2) государственное пенсионное обеспечение; 3) дополнительное пенсионное обеспечение. Каждая из частей пенсионной системы в свою очередь является системой, состоящей из элементов, которые находятся во взаимосвязи. Элементами каждой из частей пенсионной системы выступают подсистемы: 1) финансирования; 2) управления; 3) субъектов обеспечения; 4) видов обеспечения; 5) правовая.

Во многом особенности пенсионной системы определяются лежащими в ее основе принципами финансирования – распределительном или накопительном. В настоящее время в Российской Федерации в результате проведенной реформы пенсионная система носит смешанный характер. Во-первых, применяется распределительная система. Непосредственным источником является в зависимости от вида пенсии или ее части государственный бюджет или страховые взносы, которые поступают Пенсионный фонд. Во-вторых, обязательная накопительная система. В настоящее время на финансирование накопительной части взносы поступают за лиц 1967 г.р. и моложе. Средства по выбору застрахованного лица уплачиваются в ПФР или негосударственный пенсионный фонд, могут переводиться из одного фонда в другой. В-третьих, дополнительное пенсионное обеспечение (применяются распределительные и накопительные принципы). Абсолютное преобладание с точки зрения количества пенсий и их доли в общих расходах на пенсионное обеспечение имеет распределительный принцип. Следует отметить, что в развитых странах основой пенсионного обеспечения являются именно государственные распределительные системы.[44]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.