Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная реабилитация 2 страница




 

На муниципальном уровне дополнительное социальное обеспечение финансируется за счет средств бюджетов муниципальных образований.

Например, в соответствии с решением Екатеринбургской городской Думы от 27 мая 1997 г. № 18/5 «Об утверждении Положения “О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к  государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальных служащих города Екатеринбурга”» установлены доплаты к  пенсиям муниципальных служащих, зависящие от стажа работы и размера денежного содержания перед выходом на пенсию, но не более 80% от суммы этого денежного содержания.

Также в соответствии с решением Екатеринбургской городской Думы от 13 октября 1998 г. № 47/2 «Об утверждении Положения “О присвоении звания “Почетный гражданин города Екатеринбурга”» почетным гражданам г. Екатеринбурга установлена ежемесячная денежная выплата независимо от получения трудовой пенсии в полуторном размере прожиточного минимума, установленного Правительством Свердловской области на IV квартал предшествующего выплате года.

В 2010 г. размер такого дополнительного социального обеспечения в г. Екатеринбурге составил 7956 руб.

Локальный уровень дополнительного
социального обеспечения

Производственное (корпоративное) обеспечение работников предприятий представлено в различных видах обеспечения: полная или частичная оплата лечения работника и членов его семьи; пособия при рождении ребенка; единовременные пособия при выходе на пенсию; дополнительные выплаты к трудовым и государственным пенсиям в течении определенного времени; материальная помощь в приобретении жилья и др.

Уместно привести несколько примеров.

ОАО «ГМК «Норильский никель» и его дочерние предприятия реализуют программы санаторно-курортного лечения работников и членов их семей с учетом климатических условий Крайнего Севера. «Норильский Никель» располагает собственной санаторно-курортной базой, ежегодно более 30 % работников компании проходят курсы льготного санаторно-курортного лечения и оздоровления. Приоритетным правом на эти льготные путевки пользуются работники, работающие во вредных условиях труда, а также имеющие соответсвующие рекомендации по результатам ежегодных медицинских осмотров.

ОАО «Аэрофлот- Российские Авиалинии» оуществляют жилищные программы. В соответствии с коллективным договором работникам предоставляются различные виды помощи в приобретении и улучшении жилья. В 2002 г. была разработана и успешно реализована целевая жилищная программа по предоставлению квартир работникам авивкомпании по льготным ценам в г. Лобня Московской области.

Производственное социальное обеспечение, его виды, как правило, закреплены в коллективном договоре предприятия, источником финансирования являются средства предприятия, получателями являются работники,состоящие или состоявшие ранее в трудовых отношениях с предприятием.

 

Социальное обеспечение в  условиях рыночной экономики претерпевает значительные изменения, что характеризуется возрастанием роли предприятий и организаций в создании новых форм социального обеспечения за счет собственных средств, т.е. негосударственных средств финансирования. В коллективных договорах компаний «Газпром», «Лукойл» и многих других предприятий установлены категории работников, условия, порядок выплат по дополнительному социальному обеспечению в виде специальных доплат к пенсиям, пособиям и др.[145]

21.6. Негосударственное пенсионное обеспечение

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнением к государственному пенсионному обеспечению и регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Выступая на втором ежегодном российском пенсионном
форуме, глава Правительства РФ В. В. Путин сделал важ-
ный вывод: «Современную социальную политику невозможно себе представить без динамичного развития дополнительных, негосударственных форм пенсионного обеспечения. Здесь должны быть задействованы как средства работодателя, так и личная инициатива работников. Определенный вектор в  этом направлении уже задала программа софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан».

 

Негосударственное пенсионное обеспечение является частью пенсионной системы страны и представляет собой подсистему взаимодействующих субъектов и участников обеспечения, финансовых источников, нормативно-правовых актов, регулирующих данные отношения. Негосударственное пенсионное обеспечение основано Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах», которым предусматривалось создание негосударственных пенсионных фондов.

Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению являются НПФ, управляющие компании, специализированные депозитарии, вкладчики, участники. Участниками отношений по НПО являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов. Особенностью правового положения фонда вызвано особое местоположение в иерархии организаций, осуществляющих дополнительное социальное обеспечение и обусловлено заботливое отношение его учредителей, госрегулятора и других лиц, заинтересованных в успешной деятельности фонда, защите его интересов.

Негосударственный пенсионный фонд — это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответсвии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному страхованию в соответствии с ФЗ от 15 декабря №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

К настоящему моменту законодательство о негосударственном пенсионном обеспечении ограничивается законом о негосударственных пенсионных фондах, что конечно характеризует неразвитость правового регулирования отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и сдерживание развития форм негосударственного пенсионного обеспечения. Несмотря на увеличение финансовых объемов пенсионных резервов, пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов, тем не менее цели всеобщности, т. е. создание равных условий и возможностей участия всех желающих не достигнуты.

В России институт НПО сравнительно молодой, требует дальнейшего развития в плане адекватной правовой защиты субъектов и участников отношений по НПО, правового регулирования процесса размещения пенсионных средств на финансовых рынках, поиска новых инструментов -объектов размещения с целью получения дохода.

Частные пенсионные системы зарубежом имеют давние традиции. В США суммарные активы пенсионных фондов составляют примерно 1,7 трлн. долларов, что в 1,5 раза больше годового бюджета страны. Система негосударственного пенсионного обеспечения Великобритании сравнима только с банковской системой.

В странах Латинской Америки -Перу, Чили, Мексике и других — наблюдается проблема активности подключения граждан к новым принципам пенсионного страхования, с молодыми пенсионными системами сотрудничает малочисленная группа наиболее активного населения. Расширение зоны действия новых пенсионных систем может быть достигнуто за счет включения в нее новых социальных групп (государственные и муниципальные служащие, другие категории), которые изначально были выведены за их рамки; путем создания равных конкурентных условий для государственных и частных элементов пенсионной системы и реализации других мер. По мнению латинских реформаторов важным выводом в деле пребразования пенсионных систем является создание предпосылок и возможностей реализации принципа свободы выбора гражданами тех или иных решений для обеспечения безбедной старости. Когда граждане осознают, что они являются единственными хозяевами текущих доходов и семейных накоплений, имеют права и возможности для свободного выбора, осведомлены о последствиях принятия решений, они берут на себя и риски сохранения пенсионных накоплений, ответственность за материальное обеспечение в случае невозможности по старости или инвалидности продолжать трудовую деятельность.

С расширением видов деятельности российских НПФ, как известно первоначально единственным видом деятельности фондов являлось негосударственное пенсионное обеспечение, существенно изменилась стратегия развития НПФ, направления которой тесном образом связаны с организацией обязательного пенсионного страхования и привлечением застрахованных лиц к участию в управлении средствами накопительной части будущей трудовой пенсии через механизм негосударственного пенсионного фонда. Большой скачок в увеличении пенсионных активов в этой связи сделали отраслевые или корпоративные фонды. Около 75 процентов от стоимости имущества всех фондов составляет стоимость имущества первой десятки фондов рейтинга (по статистическим данным на 31 марта 2012г.)

Кроме корпоративных фондов, связанных с обслуживаним, в первую очередь, работников компании, учредившей фонд, пенсионные фонды могут быть как открытые на определеной территории — региональные, так и на всей территории страны. Классическим примером открытого нпф может служить нпф Сбербанка, заключающего пенсионные договоры как с физическими лицами, так и юридическими лицами в любом уголке страны, используя развитую банковскую сеть. На самом деле границы между корпоративными и открытыми нпф весьма условны.

Другое дело, что выбор работником предприятия, учредившего нпф, при заключении пенсионного договора того или иного фонда, вряд ли может быть осуществлен иначе чем в пользу фонда предприятия, где он работает.

Основными документами, регламентирующими условия формирования, назначения и выплаты негосударственной пенсии являются пенсионные правила фонда, пенсионный договор между фондом и вкладчиком.

Пенсионная схема представляет собой совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий. Пенсионные основания - это основания приобретения участником права на получение негосударственной пенсии. Как правило в перечень оснований входят - достижение общеустановленного пенсионного возраста и назначение трудовой или государственной пенсии по возрасту, по инвалидности, назначение пенсии по случаю потери кормильца и др.

Пенсионные схемы не предусматривают единовременное получение пенсионных накоплений, что свидетельствует о долгосрочности выплаты негосударственной пенсии. В зависимости от продолжительности выплаты пенсии пенсионные схемы делятся на срочные и пожизненные. В зависимости от порядка уплаты пенсионных взносов и порядка выплаты пенсии пенсионные схемы подразделяются на схемы: - с установленными размерами пенсионных взносов, выплаты пенсии производятся до полного исчерпания средств на именном пенсионном счете, размер выплачиваемой пенсии определяется в момент ее назначения; - с установленными пенсионными выплатами, данный вид схемы предусматривает порядок уплаты пенсионных взносов, сумма которых плюс инвестиционный доход, полученный от размещения пенсионных средств обеспечит впоследствии получать пенсию определенного размера, особенности этого вида схемы — размер пенсии задается заранее, риски обеспечения схемы,связанные с убытками от размещения пенсионных средств, принимает нпф и управляющая компания фонда. Существует теоретическое многообразие разновидностей пенсионных схем, наиболее популярными считаются пенсионные схемы с установленными размерами пенсионных взносов и выплатой пенсии в течении определенного периода, не менее 5 лет, минимальный размер должен быть не менее 0,5 минимальной государственной пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной трудовой пенсии, установленной законодательством РФ по состоянию на 31.12.2001г.

Законом о нпф предусмотрено разделение механизма деятельности фонда на социальный и финансовый. Финансовый механизм осуществляет специализированная управляющая компания. В функции нпф входит организация размещения средств пенсионных резервов путем заключения договора доверительного управления с управляющей компанией, имеющей лицензию на осуществление данного вида деятельности, фонд рассматривает отчеты управляющей компании и специализированного депозитария о финасовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов. Управляющая компания должна способами, предусмотренными гражданским законодательством РФ, обеспечить возврат переданных ей фондом средств пенсионных резервов по договору доверительного управления. Размещение средств пенсионных резервов производится в целях сохранения и их прироста. Требует серьезного и глубокого анализа ситуация с рисками в процесе размещения, связанная с причинами различных финансовых кризисов,не эффективного управления доверительного управляющего, отсутствия механизма государственного регулирования и страхования. Убытки, полученные фондами от деятельности управляющих компаний в период финансового кризиса 2008-2009 гг., погашались средствами учредителей, средствами управляющих компаний,средствами страхового резерва фонда при его достаточности. Далеко не все нпф смогли выжить в этот период.

Необходимо восполнить пробел правового регулирования деятельности по размещению пенсионных резервов, признать, что отношения по негосудартвенному пенсионному обеспечению относятся к социально-обеспечительным, что соответственно влечет за собой участие государства в их страховании (по аналогии страхования банковских вкладов).

Негосударственное пенсионное обеспечение на предприятии имеет свои особенности. В целях разумной кадровой политики ротации и поощрения кадров предприятие заинтересовано в долгосрочной пенсионой программе, отвечающей этим целям как в социальном, так и экономическом плане. Пенсионная программа юридического лица представляет собой совокупность правовых документов, регламентирующих организацию и критерии нпо работников предприятия. В их число, как правило, входит положение о негосударственном пенсионном обеспечении на предприятии, приказ о создании комиссии по нпо, список лиц, подлежащих нпо. Положением о нпо регулируются критерии нпо: какие категории работающих подлежат нпо, например, в качестве оценки заслуг работника берется трудовой вклад работника в виде продолжительности трудового стажа работы на этом предприятии не менее 10 лет; длительная работа во вредных условиях труда; успешное выполнение особого задания, сохранение трудовой династии, достижения в рационализаторстве, разработке инновационных технологий и др., далее указываются финансово-экономические параметры пенсионной программы,т.е. ее стоимость, налогооблажение пенсионных взносов, налоговые вычеты и правовые основания получения пенсии. В некоторых пенсионных программах указано условие получения негосударственной пенсии это обязательное увольнение с предприятия. Положение предприятия о нпо работников является ярким примером локального нормотворчества о дополнительном социальном обеспечении. Кроме того, в коллективном договоре предприятия может быть предусмотрен раздел о нпо. Интересным примером пенсионной программы, разработанной специалистами нпф «Уралоборонзаводский» в 2011г., является пенсионная программа ОАО «Артинский завод», направленная на дополнительное социальное обеспечение работников дефицитных профессий. Целью программы определено привлечение и закрепление высококвалифицированных работников ряда «дефицитных специальностей».

Вкладчиком нпф может быть не только юридическое лицо, но и физическое лицо, а также на паритетных началах возможно участие в формировании пенсионной схемы участника одновременно как юридического, так и физического лица.

 

Источниками формирования негосударственной (дополнительной) пенсии являются средства работодателя, средства работников — т.е. негосударственные источники финансирования.

Негосударственная пенсия выплачивается независимо от получения трудовой пенсии.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Размеры выплачиваемых негосударственных пенсий зависят от размера взносов, продолжительности их внесения, уровня дохода, заработанного от размещения пенсионных взносов на финансовых рынках.

Главная цель негосударственных пенсионных фондов —
значительно повысить уровень материального обеспечения нетрудоспособного населения в качестве дополнения к государственному обеспечению.

Например, по данным на сентябрь 2010 г. количество получателей негосударственной пенсии составило 1 342 976
человек, а негосударственными пенсионными фондами было выплачено пенсий на сумму 19,56 млрд руб.

Негосударственные пенсионные фонды расположены в 34 субъектах РФ, в том числе в Москве — 90 фондов, в Санкт-Петербурге — 14, в Республике Татарстан, Ростовской и Свердловской областях — по 5, в Московской и Самарской областях, а также в Пермском крае — по 4. С учетом 512 филиалов и других обособленных подразделений негосударственные пенсионные фонды действуют более чем в 200 населенных пунктах. На 31 марта 2012г. в пенсионной отрасли работают 143 нпф.

В целом по стране добровольными участниками НПФ являются около 7 млн человек, что составляет

больше 10% экономически активного населения России.

В перечень основных форм негосударственного социального обеспечения входят дополнительное социальное страхование и благотворительность.

Дополнительное социальное страхование. Наиболее распространенным является добровольное медицинское страхование. Законодательством РФ медицинское страхование определено как форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья.Добровольное медицинское страхование обеспечивает гражданам дополнительные медицинские услуги.

Новым видом дополнительного социального страхования является дополнительное пенсионное страхование, цель которого привлечь дополнительные денежные ресурсы самих застрахованных лиц для повышения размера трудовой пенсии впоследствии.

 

В соответствии с законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» государство оказывает материальную поддержку застрахованным лицам, участвует в софинансировании пенсионных накоплений, уплачивая взносы на дополнительные взносы граждан. Размер взноса определяется в зависимости от суммы дополнительных страховых взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, в пределах от 2000 руб. и до 12000 руб. в год. Период, в течении которого можно воспользоваться правом государственной поддержки, законом конкретно определен, с 1 октября 2008 г. по 1 октября 2013г.

Субъектами дополнительного пенсионного страхования являются застрахованные лица, работодатели и органы, осуществляющие перечисление дополнительных страховых взносов в бюджет ПФР в пользу застрахованного лица.

Благотворительность как форма дополнительного социального обеспечения имеет проявления в современном обществе. Тем более, что Конституцией РФ благотворительность поощряется. Правовые основы благотворительности заложены федеральным законом о благотворительной деятельности и благотворительных организациях.

Благотворительной деятельностью занимаются как крупные компании и корпорации, так и небольшие организации и граждане. Целью благотворительной деятельности является оказание дополнительной материальной поддержки нуждающимся. Формами благотворительности могут быть денежные выплаты, предметы домашнего обихода, продукты питания, медицинские принадлежности, лекарства и др. Например, поддержка детских домов - одно из основных направлений благотворительной деятельности компании ОАО НК «Лукойл». На протяжении многих лет эта компания осуществляет шефство над детскими домами и интернатами в Архангельске, Санкт-Петербурге, Западной Сибири, Перми и др.городах в целях помочь детям получить профессию и стать полноценными членами общества.

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Определите понятие дополнительного социального обеспечения.

2. Что включает в себя федеральный уровень дополнительного социального обеспечения?

3. Что включает в себя региональный уровень дополнительного социального обеспечения?

4. Что включает в себя муниципальный уровень дополнительного социального обеспечения?

5. Каково содержание локального уровня дополнительного социального обеспечения?

6. Каково содержание негосударственного пенсионного обеспечения??

 

Глава 22

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения

В результате освоения данной темы студент должен:

Знать:

сущность и содержание основных понятий в сфере защиты прав граждан в области социального обеспечения;

формы защиты социальных прав, способы, меры и средства защиты;

систему органов и учреждений, осуществляющих защиту прав граждан в сфере социального обеспечения, их права и обязанности;

особенности защиты прав граждан в сфере социального обеспечения с помощью внесудебного порядка разрешения споров, в судах общей юрисдикции, в Конституционном Суде РФ, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченными по правам человека в субъектах РФ, межгосударственными органами;

нормативные правовые акты, решения судебных органов в сфере защиты социальных прав граждан;

Уметь:

оперировать юридическими понятиями в сфере защиты социальных прав граждан;

анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в данной сфере;

анализировать, толковать и правильно применять нормы законодательства в данной сфере;

принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством в данной сфере;

правильно составлять и оформлять юридические документы, необходимые для защиты прав граждан в области социального обеспечения;

осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов в данной сфере.

давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам защиты социальных прав граждан;

выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений в данной сфере;

планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений в сфере защиты социальных прав граждан;

Владеть:

· юридической терминологией по вопросам защиты прав граждан в сфере социального обеспечения;

· Навыками:

а) работы с правовыми актами, решениями судебных органов в данной сфере;

б) анализа правоохранительной практики в сфере социального обеспечения;

в) разрешения правовых проблем и коллизий.

22.1. Общие вопросы

При реализации гражданами своих прав на отдельные виды социального обеспечения могут возникнуть различного рода разногласия (споры) между ними, а также государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями, предоставляющими обеспечение. Такие разногласия возникают в правоотношениях по установлению фактов, имеющих юридическое значение, по предоставлению отдельных видов социального обеспечения, а также в материальных правоотношениях по социальному обеспечению.

В правоотношениях по установлению фактов, имеющих юридическое значение, спор может возникнуть по поводу отказа в установлении инвалидности, неудовлетворенности гражданина группой инвалидности, причиной инвалидности и т.д., по поводу отказа в установлении факта иждивенства и др.

При обращении за назначением пенсии споры могут касаться задержки в оформлении документов по вине работодателя либо задержки по вине территориального органа ПФР, органа военного управления, правоохранительного органа. Кроме того, спор может возникнуть по поводу отказа в назначении пенсии, а также при несогласии гражданина с ее размером или сроком назначения.

Споры возникают и на стадии выплаты пенсий. Предметом таких споров могут быть задержки в выплате пенсии, выплата пенсии в меньшем размере, чем она назначена, и т.д. Таким образом, при возникновении споров между гражданином, с одной стороны, территориальным органом ПФР или пенсионным подразделением органа военного управления, правоохранительного органа, с другой, споры касаются следующих вопросов: назначения пенсии, исчисления стажа, определения размера пенсии, выплаты пенсии, перерасчета, индексации, перевода с одной пенсии на другую, удержания из пенсии, приостановления и прекращения выплаты пенсии и др.

Споры при назначении гражданам пособий могут касаться различных вопросов и возникать между гражданами и различными органами, учреждениями и организациями. Так, при назначении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам граждане вступают в отношения с медицинскими учреждениями по поводу установления факта временной нетрудоспособности, а также со страхователями (работодателями) по поводу назначения и выплаты пособий. Эти споры могут возникнуть в связи с отказом в выдаче листка нетрудоспособности, срока, на который он выдается, отказа в назначении пособия, несогласия гражданина с размером пособия и сроками его выплаты, задержкой выплаты пособия со стороны страхователя (работодателя). Споры подобного рода между страхователем и застрахованными лицами возникают также при исчислении страхового стажа, при назначении и выплате ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и др.

Споры по поводу ежемесячного пособия на ребенка могут возникать между гражданами и органами социальной защиты населения субъектов РФ по вопросам отказа в назначении пособия, исчисления среднедушевого дохода семьи, размера пособия, задержки в его выплате.

Споры по вопросам предоставления государственной социальной помощи возникают между малоимущими гражданами (семьями) и органами социальной защиты населения субъектов РФ и касаются отказа в предоставлении помощи, исчисления среднедушевого дохода семьи, размера и вида помощи, задержки в ее предоставлении и т.д.

Между гражданами и органами, учреждениями и организациями имеет место целая группа споров по вопросам социальной поддержки. Речь идет о ежемесячной денежной выплате, а также наборе социальных услуг, в том числе дополнительной медицинской помощи, санаторно-курортном лечении, лекарственном обеспечении, проезде на транспорте.

Споры возникают и по другим вопросам социального обеспечения: социальному обслуживанию, медицинской помощи, дополнительному социальному обеспечению и др.

Конституция РФ в ст. 2 закрепила обязанности государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 45 Конституции государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, а согласно ч. 2 ст. 45 каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Это означает, что граждане, права которых в сфере социального обеспечения нарушаются, могут отстаивать эти права в рамках закона и по своему усмотрению[146].

Более конкретно юридические гарантии защиты прав граждан установлены в других статьях Конституции РФ. Так, в ст. 33 закреплена внесудебная защита прав граждан. Исходя из содержания этой статьи граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что реализация прав граждан тесно связана с их защитой. При этом под защитой прав понимается деятельность по устранению препятствий на пути реализации субъективных прав[147].
В этой деятельности участвуют граждане, государственные и муниципальные органы, должностные лица, другие субъекты.

При более широком подходе выделяется правовой механизм защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов. Он включает систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается восстановление нарушенных субъективных прав, защита охраняемых законом интересов, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективных прав[148].

В юридической литературе различают формы защиты прав, способы, меры и средства защиты. Форма защиты представляет собой вид юридической деятельности, в которой протекают охранительные правоотношения[149]. Выделяются непосредственная, общественная, управленческая, судебная и международная формы защиты прав граждан.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.