КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уплата государственной пошлины при подаче исков, вытекающих из споров в сфере социального обеспечения 2 страница
Нельзя не отметить большое значение правовой позиции Конституционного Суда РФ по вопросу о допустимости влияния продолжительности непрерывного трудового стажа работников на размер пособий по временной нетрудоспособности. Рассматривая жалобу А. Ф. Каленова на нарушение его конституционных прав положением подп. «и» Окончательно вопрос о непрерывном трудовом стаже был решен Конституционным Судом РФ по результатам рассмотрения жалобы В. П. Корнилова. В Определении от 2 марта 2006 г. № 16-О Конституционный Суд указал, что положения п. 1 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию в части, увязывающей размер пособия по временной нетрудоспособности с длительностью непрерывного трудового стажа, с 1 января 2007 г. не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как противоречащие Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 37 (ч. 1), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3), и утрачивают силу. Одновременно Суд поручил федеральному законодателю урегулировать порядок и условия реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение в случае болезни и обеспечить введение нового правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 г. Это поручение Конституционного Суда РФ Федеральное Собрание выполнило, приняв Закон о пособиях по временной нетрудоспособности. Большой интерес для российской пенсионной системы представляет Определение Конституционного Суда от Правовые позиции Конституционного Суда РФ по данному вопросу представляются противоречивыми и непоследовательными. С одной стороны, Суд констатирует, что из правового регулирования пенсионных отношений была исключена категория «прожиточный минимум» В конституционных (уставных) судах субъектов РФ за- Региональные конституционные (уставные) суды составляют с Конституционным Судом РФ систему государственных институтов, действующих в рамках единого правового пространства и призванных содействовать утверждению идей демократического правового государства[169]. Конституционные, уставные суды субъектов РФ по результатам рассмотрения дел принимают решения в виде постановлений, заключений и определений. В случае признания этими судами актов органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления не соответствующими Конституции, уставу субъекта РФ полностью или в части, эти акты или их отдельные положения не подлежат применению. Таким образом, решения конституционных, уставных судов субъектов РФ с нормативным содержанием обладают качеством источника права[170]. Решения конституционных, уставных судов субъектов РФ, как и решения Конституционного Суда РФ, основаны на сформулированных ими правовых позициях. При этом возникает вопрос о связанности правовых позиций органов конституционной юрисдикции по трем направлениям: по вертикали сверху вниз, по вертикали снизу вверх и по горизонтали[171]. Связанность правовых позиций по вертикали вниз означает, что конституционные, уставные суды субъектов РФ основываются на правовых позициях Конституционного Суда РФ. Связанность по вертикали снизу вверх предполагает учет Конституционным Судом РФ правовых позиций конституционных, уставных судов субъектов РФ. Наконец, весьма желательным является учет конституционными, уставными судами субъектов РФ правовых позиций конституционных, уставных судов других субъектов РФ. Нормативное обоснование статуса правовых позиций содержится в ст. 86.3 Областного закона от 6 мая 1997 г. «Об Уставном Суде Свердловской области». Во-первых, в данной статье указано, что в решении Уставного Суда должна быть учтена правовая позиция, сформулированная в решениях Конституционного Суда РФ. Во-вторых, закреплено положение о том, что правовые позиции, изложенные в решении Уставного Суда, должны соответствовать правовым позициям, содержащимся в других принятых им решениях. В-третьих, установлено, что выводы, содержащиеся в резолютивной части решения Уставного Суда, должны соответствовать правовым позициям, изложенным в его мотивировочной части[172]. Уставный Суд Свердловской области обосновал ряд правовых позиций и принял несколько решений по вопросам защиты прав граждан в области социального обеспечения. 25 июня 1999 г. Уставный Суд Свердловской области принял постановление по делу о проверке соответствия Уставу Свердловской области постановления Правительства Свердловской области от 24 марта 1997 г. № 234-в Постановление Уставного Суда Свердловской области от 25 июня 1999 г. сыграло положительную роль в совершенствовании областных нормативных правовых актов о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, а также способствовало реализации законных прав граждан на обеспечение пособиями. В постановлении от 6 мая 1999 г. по делу о проверке конституционности Закона Республики Коми от 12 мая 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Коми “О государственной службе”» Конституционный Суд этой республики указал следующее. По мнению Суда, уменьшение размера доплаты государственному служащему к государственной пенсии не является умалением основного содержания прав и свобод человека и гражданина. По своему содержанию, считает Суд, ежемесячная доплата к государственной пенсии является дополнительной гарантией, обеспеченной возможностями средств соответству- Уставный Суд Свердловской области рассмотрел ряд дел, связанных с правами граждан на меры социальной поддержки. Одним из таких дел является дело о соответствии Уставу Свердловской области Закона области от 25 ноября 2004 г. «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» и Положения об удостоверении права получения мер социальной поддержки, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 г. № 1178-ПП. Суть этого дела в следующем. В Уставный Суд обратился В. Г. Домрачеев. В связи с принятием 25 ноября 2004 г. Закона Свердловской области «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области» заявитель получил право на предоставление ему мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда. Однако Законом Свердловской области от 16 мая 2005 г. «О внесении изменений в Закон Свердловской области “О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области”» круг лиц, имеющих право на получение социальной поддержки, был ограничен лишь ветеранами труда, достигшими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. Принимая решение по данному делу, Уставный Суд Свердловской области опирался на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 24 октября 1996 г. № 17-П и подтвержденную в Определении от 7 октября 2005 г. № 385-О, которая состоит в том, что «по смыслу Конституции Российской Федерации, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет». Поэтому Уставный Суд, приняв Определение 19 января 2006 г., решил, что все ветераны труда, получившие такое право в соответствии со старой редакцией абз. 1 ст. 11 Областного закона «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области», не могут быть лишены данного права последующими изменениями этого Закона. И с этим нельзя не согласиться. Однако Суд по существу не решил вопрос, из-за которого обратился заявитель. Его право на меры социальной поддержки не могло быть реализовано, не может быть реализовано и в настоящее время вследствие того, что реализация обусловлена отметкой в пенсионном удостоверении (п. 1 Положения об удостоверении права получения мер социальной поддержки, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 г. № 1178-ПП)[174]. 14 мая 2009 г. Уставный Суд Свердловской области принял постановление по делу о соответствии Уставу Сверд- 22.5. Роль Уполномоченного по правам человека Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона Уполномоченный выполняет следующие задачи: а) спо- Вопросы социального обеспечения в деятельности Уполномоченного занимают одно из приоритетных мест. Это объясняется как важностью указанных вопросов, так и многочисленными нарушениями прав граждан по этим вопросам, а также тем обстоятельством, что в данной сфере значительное число граждан относится к лицам, неспособным самостоятельно защищать свои права вследствие состояния их здоровья (инвалиды, хронические больные) или возраста (дети, пожилые граждане). Способствуя восстановлению нарушенных прав граждан, Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право принять эту жалобу к рассмотрению либо разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод, либо передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, либо отказать в принятии жалобы к рассмотрению. Закончив рассмотрение жалобы, Уполномоченный имеет право принять меры, которые направлены на восстановление нарушенных прав граждан. Так, он может обратиться в суд с заявлением о защите прав, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах. Уполномоченный может обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения суда. При этом он вправе ходатайствовать перед соответствующими должностными лицами, которые обязаны истребовать в пределах своей компетенции из судов гражданские дела для разрешения вопросов о наличии оснований для принесения протестов в порядке надзора. Кроме того, Уполномоченный может изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора. Весьма действенной мерой является обязанность Уполномоченного направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав граждан на социальное обеспечение, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав. При этом государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному. В случае необходимости Уполномоченный вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Роль Уполномоченного в совершенствовании российского законодательства о правах человека и гражданина и приведении его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права проявляется по нескольким направлениям. Прежде всего, это представление государственным органам, органам местного само- Вторым направлением деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по совершенствованию российского законодательства и приведению его в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права является обращение его к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и дополнении федерального законодательства, законодательства субъектов РФ либо о восполнении пробелов в законодательстве. Третьим направлением деятельности Уполномоченного по совершенствованию российского законодательства о правах человека и гражданина является содействие приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Согласно ст. 31 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ в случае если Уполномоченный установит, что российское законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ, он вправе обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложением о приведении российского законодательства в соответствие с международным. Кроме того, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» Уполномоченный может давать рекомендации о заключении международных договоров РФ Президенту РФ и Правительству РФ. Задачей Уполномоченного является развитие международного сотрудничества в области прав человека. Выполняя эту задачу, Уполномоченный работает по следующим направлениям: установление деловых контактов с Верховным Комиссаром ООН по правам человека и Комиссаром Совета Европы (СЕ) по правам человека и их рабочими аппаратами; развитие контактов с зарубежными институтами омбудсменов, международными правозащитными организациями, зарубежными неправительственными структурами, занимающимися проблемами защиты прав человека; сотрудничество с уполномоченными и председателями комиссий по правам человека стран — участниц СНГ и др.[177] Четвертая задача Уполномоченного — содействие правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Выполнение этой задачи включает в себя содействие в организации преподавания вопросов прав человека в образовательных учреждениях, проведении форумов, конференций и семинаров по проблемам прав человека, опубликование докладов о деятельности Уполномоченного, выпуск информационных бюллетеней «Права человека в России», публикацию материалов под рубрикой «Библиотека Уполномоченного по правам человека в России» и т.д. В своих ежегодных докладах Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации уделяет значительное внимание вопросам социального обеспечения. В Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 г.[178] рассмотрены вопросы о качестве услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания, о праве инвалидов-колясочников пользоваться городскими видами транспорта, о правах лиц, находящихся на иждивении граждан, застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таковы основные вопросы, касающиеся роли Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в реализации прав граждан в сфере социального обеспечения. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ в ст. 5 предусматривает возможность учреждения должности Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ. В Свердловской области должность Уполномоченного по правам человека создана в соответствии с Областным законом от 14 июня 1996 г. № 22-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека Свердловской области»[179]. В настоящее время действует закон Свердловской области от 15 октября 2010 г. № 72-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Свердловской области»[180]. В деятельности областного Уполномоченного социальные вопросы занимают наиболее важное место. В обширном Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в 2009 г. затронуто немало вопросов о социальном обеспечении граждан. Речь идет об обеспечении жильем ветеранов ВОВ, о реализации прав граждан, пострадавших в результате аварий, о социальных правах детей и инвалидов и др. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в 2010 г.[181]содержит положения о материнском (семейном) капитале, праве граждан на медицинскую помощь, правах инвалидов, социальных правах мигрантов. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Свердловской области в 2011 г.[182] вновь поднимает вопрос о нарушениях прав граждан на медицинскую помощь, о наличии системных проблем в сфере качества, своевременности, доступности медицинских услуг. Особое внимание обращено на проблемы муниципального здравоохранения. После общественного обсуждения вопроса о необходимости учреждения должности Уполномоченного по правам ребенка, наконец, эта должность создана. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» Уполномоченному по правам ребенка предоставлено право: запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации; проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения и т.д. Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ учредить должность Уполномоченного по правам ребенка. Исходя из этого 15 июля 2010 г. был принят Закон Свердловской области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Свердловской области»[183]. В качестве основных задач Уполномоченного по правам ребенка в Законе закреплены: 1) обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка; 2) содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов ребенка;
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |