Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятийный аппарат предмета




В тесной связи с трактовкой понятия «социально-культурная дея­тельность» находится обоснование термина «социально-культурная сфера». На протяжении многих предшествующих десятилетий были распространенными и сохраняются поныне понятия «сфера культуры» (в более широком варианте «сфера культуры и искусства») и «отрасль культуры». В статистике народного хозяйства оба этих термина ис­пользуются в весьма узком, сугубо экономическом контексте, как сфера или отрасль культурных услуг. Но такой подход явно отделяет отрасль культуры от многих других видов социально-культурной деятельности -например, образования, досуга, спорта и т.д.

Вот почему принципиально важно более строгое и четкое определение границ между «социально-культурной сферой» и «отраслью культуры», которая является лишь частью первой, хотя и очень важной. В отли­чие от термина «отрасль культуры» социально-культурная сфера предстает в виде обобщенного, универсального, системообразующего тфмина, с помощью которого изначально обозначено тесное единство и взаимодействие следующих подсистем: духовных, культурных потребно­стей граждан, различных видов социально-культурной деятельности: конкретных результатов (продуктов) различных видов этой деятельности; наличия широкой сети социальных институтов, осуществляющих эту деятельность как в коллективном, так и индивидуальном порядке.

В принятых в 1992 году «Основах законодательства Российской Фе­дерации о культуре» получил раскрытие понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и практике соци­ально-культурной деятельности (ст. 3). Эти понятия (термины) имеют принципиальное значение для понимания сути и содержания курса.


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность Ра здел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности


Глоссарий, охватывающий терминологию, используемую в общест­венной социально-культурной практике, включает в себя и целый ряд принципиально важных терминов и понятий. Без их освоения практиче­ски невозможно осмысление такого фундаментального явления в жизни человечества как социально-культурная деятельность. Остановимся на наиболее существенных для понимания самого предмета терминах: куль­турные ценности и культурные блага; культурное наследие и культурное достояние народов России; творческая деятельность; творческий работ­ник; государственная культурная политика, основные области (виды) культурной деятельности; права и свободы человека в области культуры; права и свободы народов и иных этнических общностей в области куль­туры, механизм экономического обеспечения культурной деятельности.

К ключевым понятиям относится понятие культурных ценностей. Как видно из сформулированного выше определения понятия «соци­ально-культурная деятельность», одно из главных мест в нём принадле­жит термину «культурные ценности». Культурные ценности - это источ­ник и результат социально-культурной деятельности, это и постоянный объект для их изучения, сохранения, производства, освоения, использо­вания и, как следствие, разработки и реализации множества адекватных образовательных, информационных, рекреативных, творчески разви­вающих, реабилитационных и других программ.

Сравнение ценностей, принятых в разных культурах, дает основание утверждать, что любые ценности относительны и субъективны, потому что их оценку производит человек, который не может быть беспристра­стным. В результате под ценностью подразумевается относительное ка­чество материальных или идеальных объектов - вещей, идей, представ­ляющее собой способность удовлетворять потребности различных субъ­ектов - отдельного человека, социума, человечества в целом. В широком смысле ценности - это то, что создается, понимается и признается необ­ходимым культурными людьми в зависимости от уровня их культур­ного развития. Источниками ценностей являются либо природа, либо культурная деятельность1.

Объективна и закономерна необходимость и неизбежность сущест­вования различных схем классификации культурных ценностей.

Основу содержания социально-культурной деятельности со­ставляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда


педагогов-исследователей (В.А. Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться на фундамен­тальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и по­ступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значи­мостью для содержания и организации социально-культурных процессов.

Систематизация социально-культурных ценностей производится по самым различным типологическим признакам. Наиболее распростра­нены классификации: 1) по происхождению ценностей: искусственные (созданные руками человека) и естественные (созданные природой), 2)по их сущностной характеристике: материальные (овеществленные) и ду­ховные (неовеществленные); 3) по их создателям и пользователям: со­циальные ценности (создатель и пользователь - социум) и индивидуаль­ные ценности (создатель и пользователь - индивид, личность).

Многие культурные ценности и организации культуры входят в состав культурного достояния народов Российской Федерации и имеют эталонное, уникальное значение в истории, культуре и ис­кусстве Российской Федерации. Они отнесены к числу особо цен­ных объектов культурного наследия народов Российской Федера­ции, пользующихся особыми формами государственной под­держки. Порядок отнесения к особо ценным объектам культурного наследия, особые формы государственной поддержки, особенно­сти владения, использования и распоряжения особо ценными объ­ектами культурного наследия определяются законодательством Российской Федерации

В типологию культурных ценностей в соответствии с «Основами за­конодательства Российской Федерации о культуре» (1992) входят нрав­ственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; исторические топонимы; фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведе­ния культуры и искусства; результаты и методы научных исследований культурной деятельности; здания, сооружения, предметы и технологии, имеющие историческую значимость; уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.


 


СокачовБ.С. Социокультурная деятельность как феномен. -СПб., 1996. -С. 12. 66



 

Т.Г.Kuceneea, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность раз дел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности


Непреходящей социально-культурной ценностью каждого народа является его родной язык. Россия, как известно, обладает огромным язы­ковым богатством. Трудно переоценить несомненную значимость языков больших и малых народов России для её объединения как единого много­национального государства. Особенно это необходимо в наши дни, когда мы постоянно сталкиваемся с нарушениями баланса языковых интересов в сторону западноевропейских языков.

В этом отношении опыт социально-культурной деятельности насе­ления различных субъектов Российской Федерации существенно обога­щается за счет бытующего во многих регионах билингвизма (двуязычия) и многоязычия. Именно поэтому уже начиная с семьи, дошкольного уч­реждения, школы, у детей стимулируется развитие языковых навыков, в любой из групп угвфждается языковый и речевой плюрализм, который используется для мультикультурного образования и воспитания каждого ребенка. Специалисты всех категорий - менеджеры, педагоги, технологи, тренеры, активно задействованнные в социально-культурных процессах, прекрасно понимают, что в современном взаимозависимом мире изуче­ние языков становится объективной необходимостью. Для русского, про­живающего в Татарстане или Калмыкии, знание татарского или калмык-ского языков может стать инструментом не только познания культуры народа, но и более успешного ведения социально-культурного бизнеса, средством создания благоприятной образовательной, творческой, рек­реативной среды дтя себя и для других русских в ином культурном окру­жении. Работая в кружках, студиях, секциях, эти люди и у своих подо­печных стремятся воспитывать уважительное отношение ко всем языкам, наречиям, говорам, диалектам, акцентам.

Существует ряд других версий типологизации духовных ценностей. Например, Б.С. Ерасов предлагает такую классификацию: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила, выносливость, ка­чество жизни, природная среда и др.); социальные (социальный статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, патриотизм, социальное ра­венство, равенство полов и т.д.); политические (свобода слова, граждан­ские свободы, законность, порядок, гражданский мир и т.п.); моральные (добро, благо, любовь, дружба, справедливость, долг, честность, беско­рыстие, уважение к старшим); религиозные (Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, церковь, священное писание и т.д.); эстетические (красота, идеал, стиль, гармония, мода, культурная само-


5ытность и пр.); научные (истина, достоверность, объективность и т.д.); военные (мужество, бесстрашие и пр.) и др.

А.В.Соколов среди многообразия духовных ценностей выделяет ценности: общечеловеческие (универсальные); национальные (отечест­венные); групповые (сословные, профессиональные, территориальные, молодежные, женские и т.д.); индивидуальные (личностные)".

К понятию ценностей органично примыкают понятия культурного продукта, благ и услуг. Поскольку в создание каждой культурной ценно­сти вкладывается труд конкретного человека или сообщества людей, по­стольку термин «ценность» может иметь и более узкую трактовку - как конечный продукт (или результат) социально-культурной деятельности, благодаря которому удовлетворяются культурные потребности людей.

Среди множества продуктов социально-культурной деятельности вы­деляются продукты материальные и нематериальные. К материальным продуктам, рассчитанным на длительный срок использования, относятся: 1) многочисленные «производственные» (например, музыкальные инст­рументы, театральные костюмы, техническое оборудование и т.д.) и ин­формационные (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны и т.д.) сред­ства культуры, с помощью которых осуществляется производство или воспроизводство культурных ценностей; 2) предметы культуры, являю­щиеся продуктом духовного производства, но имеющие материальное воплощение (например, книги, картины, кинофильмы, скульптуры и дру­гие произведения искусства).

Нематериальные продукты - это социально-культурные услуги, кото­рые рассчитаны на формирование и удовлетворение духовных интересов, запросов и потребностей и, как правило, существуют в течение сравни­тельно небольшого отрезка времени, затрачиваемого на их производство и потребление (показ спектакля, проведение концерта, кинопоказ, выдача книг в библиотеке и книготорговля, прокат костюмов, репетиторство и т.д.).

В тех случаях, когда все продукты социально-культурной деятельно­сти, как материальные, так и нематериальные, естественным путем при­обретают определенную потребительскую стоимость (очень часто в виде товара, т.е. предмета купли-продажи), они становятся, на языке экономи­стов, культурными благами.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. -М, 1996.-С. 115-116. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - СПб., 1996.


 




Т.Г. Киселева. Ю.Д. Красильников, Социально-культурная деятельность

Др\ гими словами, культурные блага - это условия и услуги, предос­тавляемые организациями, другими юридическими и физическими лица­ми гражданам для удовлетворения их культурных потребностей. Куль­турные блага являются результатом труда огромного числа людей, про­фессионально и непрофессионально занятых в процессе социальной (кол­лективной) и индивидуальной социально-культурной деятельности.

Жанровое и экономическое разнообразие продуктов социально-культурной деятельности зависит от разнообразия видов и форм этой деятельности в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта.

Понятие «творческая деятельность» подразумевает процесс создания культурных ценностей и их интерпретацию. Творческий работник, субъ­ект культурной деятельности - физическое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культур­ных ценностей.

Культурное наследие народов и национальных групп, проживающих на территории Российской Федерации, - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные террито­рии и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Рос­сийской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилиза­цию; в локальном, семейно-бытовом контексте - культурные ценности города, региона, социальной общности, включая семью и её переходящие из поколения в поколение семейные реликвии, традиции, обычаи, обря­ды, праздники.

В теории и практике существуют различные представления о сущности культурного наследия. Это в известной мере объясняет­ся тем, что в тех или иных сферах общественной практики куль­турное наследие как социальное явление актуализируется (прояв­ляется) на нескольких уровнях - мировоззренческом, духовно-эмоциональном, деятельностном, предметно-вещном. Отношение к культурному наследию, его оценка, расстановка определенных акцентов в его содержании и практическом использовании состав­ляет одну из доминирующих черт культурной политики любого субъекта Российской Федерации.

Культурное достояние народов Российской Федерации - сово­купность культурных ценностей, а также организации, учрежде­ния, предприятия культуры, имеющие общенациональное, обще­российское значение. Объекты, относящиеся к культурному дос­тоянию, являясь предметом общенациональной гордости, облада-


Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности

ют государственным статусом и не подлежат продаже, обмену или дарению.

Охрана, содержание и использование культурного достояния народов Российской Федерации осуществляется в соответствии с законами и правовыми актами Российской Федерации и законами и правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственная культурная политика, политика государства в области культурного развития — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохра­нению, развитию и распространению культуры, а также сама дея­тельность государства в области культуры.

К важнейшим сферам культурной деятельности относятся: вы­явление, изучение, охрана, реставрация и использование памят­ников истории и культуры; художественная литература, кинемато­графия, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архи­тектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства: художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любитель­ское) художественное творчество, музейное дело и коллекционирова­ние, книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распро­странением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распростра­нения культурных ценностей, эстетическое воспитание, художествен­ное опробование, педагогическая деятельность в этой области: науч « исследования культуры, международные культурные обмены: сходство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространение и освоения культурных ценностей, иная деятельность, в результате которой создаются,,, распространяются и осваиваются культурные ценности

В «Основах законодательства Российской Федерации о куль­туре.» отмечено, что культурная деятельность является неотъемлемым "разом каждого гражданина независимо от национального и социаль­ного происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, об­разования, профессии или других обстоятельств (ст. 8).


 




Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности


В этом важном государственном документе раскрыто емкое содер­жание прав человека в области культурной деятельности: его права на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интере­сами и способностями, осуществляемой как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе; его права на личную культурную самобытность и права собственности в облас­ти культуры; его права на создание различных организаций, учреж­дений, предприятий и общественных объединений в области куль­туры; его права на приобщение к культурным ценностям, на гума­нитарное и художественное образование; его права на культурную деятельность в зарубежных странах, а также на вывоз за границу ре­зультатов своей творческой деятельности (ст. 10-11, 13-17).

По сути, социально-культурная деятельность - воспитательная дея­тельность; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действи­тельность.

Социально-культурная деятельность рассматривается нами как ро­довое понятие. «Социум», «культура», «деятельность» определяют ис­ходный, родовой характер этого понятия по отношению к остальным. Благодаря определениям «социум», «социальное», «культура», «куль­турное» особый смысл, предметность и конкретизацию обретает и тер­мин (деятельность».

Любому из субъектов, представляющих общество (социум), присуща активность, которая проявляется в его конкретных действиях, актах, по­ступках. Деятельность - основа человеческого бытия, специальная форма проявления активности человека. Это многогранный процесс, характери­зующий определенный тип отношения к миру и тип бытия в мире. В об­щесоциологическом аспекте понятие «деятельность» характеризует и активность социального субъекта.

Некоторые исследователи ставят знак равенства между понятиями «социальная активность» и «социальная деятельность». Однако это не синонимы, хотя понятия взаимосвязаны, взаимообуслошгены и имеют общие качественные характеристики. Деятельность - это процесс реали­зации социальной активности, поскольку «сущность человека значитель­но богаче, разностороннее и сложнее, чем только система его деятельно-


сти»1. В то же время деятельность всегда носит целесообразно организо­ванный характер, её структура помимо самого субъекта предполагает наличие цели, объекта, средств и методов достижения цели.

Что касается понятия «социальная активность», то наиболее точным, по нашему мнению, является определение Н. С. Мансурова, считаю­щего, что социальная активность — это «проявление существенных свойств личности в общественной жизни, то есть в тех социальных условиях, в которых протекает ее бытие»". Такая трактовка понятия многогранна. Ее «непривязанность» к общественным формациям обо­гащает и возвышает философское обобщение, делает его современным, приближает к пониманию общечеловеческих норм, явлений, ценно­стей.

Социальная активность как проявление сущностных свойств лич­ности выражается через деятельность, непосредственно с ней свя­зана. Социальная активность значительно шире социальной дея­тельности. Наряду с последней она включает в себя еще и предше­ствующий деятельности процесс — образование источника напря­женности, осознание необходимости действия, формирование соответ­ствующих целей, установок, задач. Сама же деятельность приобретает конкретную предметную направленность, в ходе ее определяются цель, программа действий, их последовательность, управление (само­управление) самим процессом деятельности. В специальной литературе последних лет деятельность определяется человеческими характеристи­ками, поскольку является специфической формой именно человеческой

деятельности.

Психологи и социологи выделяют понятия поведения и деятель­ности. Поведение представляет собой цепочку относительно самостоя­тельных, автономных, обособленных, часто совершенно случайных поступков. В этом отношении деятельность, напротив, выглядит как целенаправленная, соответственно организованная последовательность определенных операций. Такой целенаправленностью и последователь­ностью отмечена любая культурная деятельность личности или группы, связанная с созданием, сохранением, распространением и освоением культурных ценностей. Именно сознательно поставленная цель при-

1 Буева Л.П. Деятельность и общение. - М., 1978. -С.49.

Мансуров Н.С. Активность личности в социалистическом обществе. -М, 1976 -С 40.


 



 


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Щ раз дел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности


водит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой чело­веку предстоит действовать, выбор способов и средств достиже­ния цели определяют последовательность действий личности в со-ци&чьно-культурной сфере.

Таким образом, понятие «деятельность» приобретает два осново­полагающих признака: 1) конкретную предметную направлен­ность, в ходе которой определяются цель, программа действий, последовательность предстоящих операций; 2) совершение управлен­ческого (самоуправленческого) действия, подразумевающего организа­цию самого процесса деятельности. Этими качествами обладают обе разновидности социально-культурной деятельности: ^профессиональ­ная деятельность специалистов отрасли культуры, их главное профессиональное занятие, отвечающее определенным требованиям и нормативам; 2) непрофессиональная, любительская культурная деятельность, которая предполагает творческое саморазвитие, самоут­верждение, самореализацию личности и осуществляется в часы досуга, что дает ряду авторов обоснованно называть ее культурно-досуговой.

Каждый человек на протяжении своей жизни оказывается погру­женным во множество конкретных видов деятельности, которые разли­чаются, прежде всего, своим предметным содержанием, обусловлен­ным совокупностью потребностей, мотивов, задач и действий.

Социально-культурная деятельность отличается глубокой личност­ной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической структурой. Эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправлен­ность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движе­ние деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит дейст­вовать, выбор способов и средств достижения цели определяют по­следовательность действий личности в социально-культурной сфере.

Рассматривая ведущие черты социально-культурной деятель­ности, особо выделим ее гуманистический, культурологический, раз­вивающий характер, поскольку в основе она имеет культурные цели.

Социально-культурную деятельность в определенном смысле можно отождествить с целенаправленно организованной активно­стью, связанной с сохранением, созданием, распространением и ос-


воением культурных ценностей. Такую активность, мотивированную определенными интересами, потребностями, а также задачами, пра­вилами и требованиями, человек проявляет и в сфере труда (в рамках своего рабочего времени), и в сфере досуга, свободного времени. {Именно поэтом^' правомерно выделить два параллельно функциони­рующих вида индивидуальной и групповой (коллективной) социально-культурной деятельности - профессиональную (основную, производ­ственную) и непрофессиональную (любительскую).

Как профессиональную, так и особенно непрофессиональную со­циально- культурную деятельность отличают свобода выбора, добро­вольность, активность, инициатива. Эта деятельность обусловлена на­ционально-этническими, региональными особенностями и традициями Она характеризуется многообразием видов на базе общекулътурных, художественных, познавательных, политических, социальных, быто­вых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей.

Нельзя сказать, что существовавшая на протяжении многих деся­тилетий государственная сеть учреждений культуры, искусства, спорта, досуга и развлечений не обеспечивала такого многообразия Но с активным вторжением негосударственного, коммерческого сек­тора на рынок социально-культурных услуг резко возросла их вариа­тивность; бизнес и предпринимательство открыли массу новых воз­можностей для институциональных и неинституциональных форм, свободного выбора досуговых занятий, связанных с рекреацией, са­моразвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздо­ровлением на основе интересов и потребностей человека

Перечисленные свойства и черты социально-культурной дея­тельности могут быть значительно дополнены, иначе классифици­рованы, но именно они определяют ее назначение

Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктив-но-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятель­ности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художествен­ной самодеятельности, клубной практике и т.п. В то же время, напри­мер, для участника самодеятельного коллектива освоение азов ис-


 



 


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельностьРаздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности


кусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей — не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать сле­дующим образом: творческий - преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивно-творческий - открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым; репродук­тивный - простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п.

Есть свои отличия и сходство у деятельности и поведения. По­ведение характеризует ситуативность, импульсивное, спонтанное про­явление активности, своего рода реакцию на определенную ситуа­цию, часто без предварительно поставленных целей, схемы дей­ствий, ожидаемого результата. В то же время поведение, как и деятель­ность, носит сугубо личностный характер, по существу, это две сторо­ны социально-культурной активности человека. Деятельность и пове­дение являются проявлением сущностных свойств личности, ее актив­ности.

Здесь необходимо сделать немаловажное уточнение. Традиционно считалось, что человеческая деятельность - это всегда деятельность со­зидательная, а не разрушительная, труд во благо, а не во зло другим лю­дям и самому себе. Между тем это не так. Памятники культуры не только создаются людьми, но и разрушаются ими же. Духовная деятельность -источник не только возвышенных идей и хитроумных изобретений, но и лжи, коварства, предательства, человеконенавистничества. Достижения культурной деятельности, начиная с каменного топора первобытного человека и кончая космической техникой, часто служили преступным замыслам и становились орудием разрушения, а не созидания. Стало быть, человеческую деятельность по ее конечным, этическим результа­там можно поделить на два рода: конструктивную, созидательную, под­линно культурную деятельность, нацеленную на созидание, сохранение, распространение культурных ценностей, и деструктивную, разруши­тельную, антикультурную деятельность, цель которой - уничтожение культурных ценностей и утверждение антиценностей. Это деление чело­веческой деятельности назовем гуманистическим, поскольку в его основе лежат сугубо этические критерии.

В последние годы психологами активно обсуждается вопрос о соот­ношении деятельности и общения. Некоторые из них (например, Б.


ф Ломов) видят в общении одну из сторон жизни человека, причем не менее существенную, чем деятельность. Другие (например, В. В. Да­выдов), рассматривая деятельность как исходную основу всей общест­венной жизни людей, считают, что общение лишь оформляет в опреде­ленных рамках содержание деятельности.

Наиболее близка, на наш взгляд, к истине точка зрения Ю.А. Стрель­цова, по мнению которого социально-культурная деятельность базиру­ется на повседневном общении людей. Досуговое общение, подчеркива­ет он, вносит важный и практически незаменимый вклад в процесс индивидуальной жизнедеятельности человека, а вся работа по ор­ганизации общения представляет собой одновременно и науку, и ис­кусство.-

Общение, потребность в общении являются доминантой дейст­вий человека, существенным качеством человека на всех истори­ческих этапах его эволюции, проявлением определенной культуры общества.

Понятие «социализация личности» обычно трактуется как начи­нающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения человеком социальных ролей и культурных норм Другими словами, речь идет об освоении огромного социально-культурного опыта.

Этот процесс предполагает как включение личности в систему общественных отношений, так и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. На протяжении жизни каждому из нас приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице

Социализация обусловлена разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими фактора­ми. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Необходимо разли­чать целенаправленные усилия общества и его различных социаль­ных институтов по оформлению личности (т.е. собственно воспита­ние), влияние среды и ближайшего окружения личности, активность личности, избирательно продвигающейся к ближнему окружению, к

См.: Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. - М, 1991.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность


Разд ел 1. Теоретические основы социально-культурной деятельности


 


его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовос­питанию и саморегулированию поведения',

Социально-культурная деятельность, по существу, может рассмат­риваться как самостоятельная подсистема общей системы социализа­ции личности, социального воспитания и образования людей. В ходе этой деятельности социализация выступает как двусторонний акт. С одной стороны, он состоит в передаче обществом исторического соци­ально-культурного опыта, символов, ценностей и норм, а с другой -предполагает их усвоение человеком и социальной группой.

Одновременно она является важнейшей функцией государствен­ных и негосударственных структур, сферой приложения усилий много­численных общественных движений и инициатив, средством рацио­нального использования свободного времени различных групп насе­ления.

Природа и назначение социально-культурной деятельности иссле­дуются и в целом ряде других аспектов, в частности:

- экономическом, где преобладающее место в характеристике со­
циально-культурной деятельности занимают такие категории,
как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капитало­
вложений, эффективность, самоокупаемость, материальная
обеспеченность;

- гуманитарном, охватывающем широкий спектр содержания и
современных технологий социально-культурной деятельности,
который включает целый блок изначальных понятий социальной
работы, досуга, социально-культурной сферы, социального на­
значения, принципов и функций, частных и отраслевых методик,
отечественного и зарубежного опыта;

- организационно-управленческом, где основу смыслообразую-
щих структур составляют понятия менеджмента в социально-
культурной сфере, централизации и децентрализации, демокра­
тизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-
культурного диагностирования, прогнозирования и проектиро­
вания.

Социалное воспитание учащихся (основные теоретические положения) //Битинас В.П., Бочарова В.Г., Беличева С.А., Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Лисовский ВТ., Фельдшгейн Д.И. и др. ГК СССР по народному образованию, АПН СССР, ВНИК «Школа-микрорайон». - М, 1990.


Все практически реализуемые в сфере социально-культурной дея­тельности процессы основаны на взаимозависимости и взаимодейст­вии названных направлений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.