КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Понятие и виды коммуникации
Основные сведения о современной коммуникации
Слово коммуникация происходит от лат. communico- связываю, делаю общим, соединяю, общаюсь. Во многих случаях оно синонимично русскому слову общение, которое тоже восходит к корню «общий, делать общим». При этом слово коммуникация чаще используется в научной сфере, а слово общение не имеет «научной закрепленности». Но есть и некоторые смысловые различия между словами коммуникация и общение (впрочем, не очень существенные): общение – это обычно коммуникация между конкретными людьми, персонифицированное общение, предмет практического изучения и описания; коммуникация – это процесс обмена информацией как деперсонифицированное явление, как абстрагированный от конкретной ситуации процесс, предмет теоретического исследования. Это научное обозначение общения, общение как предмет теоретического описания. В большинстве случаев эти слова в русском языке употребляются как синонимы. Таким образом, коммуникация (общение) – это обмен информацией, определенными сведениями. Необходимо только помнить, что само выражение обмен информацией – это метафора, которую нельзя понимать буквально: участники акта коммуникации в реальности ничем не обмениваются, их мысли (информация) остаются при них, в их индивидуальном сознании, но они используют некоторые языковые (и неязыковые) средства, чтобы вызвать у собеседника ту или иную резонансную мысль, «возбудить» некоторую мысль в его сознании. При этом говорящий или пишущий может как преуспеть в этом деле, так и не преуспеть – остаться непонятым. Это зависит от речевого мастерства адресанта и многих других факторов, обусловливающих понимание сообщения. Коммуникация осуществляется и в человеческом обществе, и в животном мире. Предполагается, что возможна и коммуникация между земной и неземными цивилизациями. Коммуникация состоит из коммуникативных актов – отдельных фрагментов коммуникации, принадлежащих её конкретным участникам и имеющих определенные цели. Структура и содержание коммуникации различными учеными представляются в виде определенных моделей. Наиболее известна модель американского математика Клода Шеннона, которая включает следующие компоненты: Источник информации Передатчик информации Канал передачи Приемник Конечная цель Впоследствии К.Шенон дополнил эту модель понятиями шума и избыточности, а Н.Винер, основоположник кибернетики – понятием обратной связи (Кашкин 2003, с.26-28). В акте коммуникации также может участвовать наблюдатель или наблюдатели. О.Л.Леонтович, исследователь межкультурной коммуникации, предлагает для описания коммуникации следующую модель:
УЧАСТНИКИ КОММУНИКАЦИИ: отправитель или получатель информации; носитель или неноситель лингвокультуры; индивидуум, малая группа, большая аудитория, культура в целом; социально-психологический тип каждого коммуниканта-индивидуума; характер самоидентификации партнеров.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ КОММУНИКАНТАМИ: степень знакомства; ролевые отношения; соотношение комплексов ценностей; степень асимметрии.
ОТНОШЕНИЕ К МКК: осознание/неосознание себя как участника МКК; опыт межкультурного общения; мотив вступления в МКК; интенсивность культурного взаимодействия; уровень коммуникативной, лингвистической, культурной компетенции.
ФОРМА МКК: опосредованное/неопосредованное общение; прямое/косвенное общение.
КАНАЛЫ МКК: голос; мимика; жесты; запахи; зрительные ощущения; вкусовые ощущения и т. д.
ВИДЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: говорение; слушание; чтение; письмо и т. д.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ МКК: культурно-языковой код; каналы; коммуникативные стратегии; наличие/отсутствие обратной связи.
КОНТЕКСТ: место; время; сфера общения; коммуникативные помехи.
ПАРАМЕТРЫ СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАЦИИ: тематика; объемные характеристики; речевой стиль, нормы и жанр; исходные установки (пресуппозиции, фоновые знания). (Леонтович, С.27-28)
Выделяются различные формы коммуникации: письменная, устная, аудиальная, визуальная, тактильная и др., а также смешанная, когда в сообщении взаимодействует несколько форм коммуникации (например, в телевизионном сообщении – аудиальная, письменная, визуальная). Формируются гибридные формы – например, бытовая on-line интернет-переписка может рассматриваться как гибрид устной и письменной формы коммуникации, так как в ней участвуют многочисленные средства, характерные для устной речи – слова пишутся так, как они произносятся, используются эмоциональные «смайлики», делаются попытки изобразить интонацию и под. Различаются также сферы коммуникации. В.Б.Кашкин выделяет следующие сферы: обиходно-бытовая, производственная, бизнес-коммуникация, политическая, научная, образовательно-педагогическая, туристическая, сфера шоу-бизнеса, международная (межкультурная), религиозная, медицинская, юридическая (с.57-59). В теории коммуникации широко обсуждается проблема выделения различных функций коммуникации. В связи с этим необходимо разграничивать функции коммуникации как социального явления и функции отдельных коммуникативных актов, число которых не поддается исчерпывающему исчислению и, соответственно, каждый коммуникативный акт будет иметь собственную функцию. Представляется, что коммуникация как социальное явление имеет только одну функцию – коммуникативную, то есть функцию передачи информации от субъекта к субъекту. Многочисленные же так называемые частные коммуникативные функции, которые выделялись и выделяются лингвистами, являются функциями конкретных речевых актов и подробно рассмотрены в работе В.Б.Кашкина (Кашкин 2003, с.66-69). В процессе коммуникации коммуникант (то есть участник коммуникации) реализует определенные коммуникативные стратегии и тактики, а также использует определенные коммуникативные средства. Стратегия – это общая цель говорящего в данной коммуникативной ситуации. Стратегия субъективна в том смысле, что ее выбор зависит от личности говорящего, его понимания ситуации, его личных планов и намерений. Стратегия бывает общей для группы тактик, речевых формул или реакций – в рамках одной стратегии можно выбрать несколько тактик. Стратегия может быть осознаваемой и неосознаваемой. Тактика – это один из способов реализации стратегии, обусловленный определенными коммуникативными условиями – типом собеседника и условиями общения. Тактика должна обязательно иметь разные способы языковой реализации. Тактикаформулируется в виде обобщенной формулы, которая допускает различные варианты в виде конкретных речевых реализаций (речевых формул). В выборе тактик проявляется коммуникативное и речевое мастерство говорящего. Речевая формула – коммуникативное средство, речевойвариант реализации тактики, одно из конкретных речевых оформлений той или иной тактики в речевом высказывании. В выборе речевых формул также проявляется индивидуальное речевое творчество и коммуникативное мастерство говорящего. Выбирая стратегию, говорящий ставит свою личную общую коммуникативную цель – чего он хочет достичь в общении с собеседником; выбирая тактику – учитывает типологические особенности коммуникативной ситуации и типологические особенности собеседника (пол, возраст, образование, служебное положение, социальный статус); выбирая речевую реализацию тактики (речевую формулу) – учитывает индивидуальные особенности конкретного собеседника. Например, в деловом общении при ответе менеджера на вопрос клиента «Почему так дорого?» возможны следующие стратегии: · РАЗВЕРНУТОЕ СОГЛАСИЕ - признание факта и объяснение его объективными причинами · ЧАСТИЧНОЕ СОГЛАСИЕ - признание факта, сопровождаемое объяснением, что последствия не так страшны, могут быть смягчены и т.д. · УХОД ОТ ОТВЕТА - перевод разговора на другую тему. Стратегия «РАЗВЕРНУТОЕ СОГЛАСИЕ» может быть реализована по крайней мере в следующих тактиках: · «мы вынуждены продавать дороже» - ссылка на то, что появилась объективная необходимость повысить цену · «да, дорого, потому что улучшилось качество» - объяснение дороговизны объективными причинами (более высоким качеством, эффективностью, наличием дополнительных услуг и др.) · «у всех стало дорого» - указание на то, что цена увеличилась во всех сферах деятельности · «да, дорого, но у конкурентов еще дороже»- указание на то, что цена все равно ниже, чем у конкурентов · «мы можем это компенсировать» - указание на то, что подорожание фирма пытается компенсировать (скидки, рассрочка и др.) · «есть и дешевый товар» - указать на возможность выбора более дешевого товара (предложение более дешевого товара) · «в будущем станет дешевле» - представление дороговизны как временного явления, указание на возможность уменьшения цены в будущем Образцы речевых формулв рамках данной тактики: да, у нас действительно в последнее время почти все подорожало, но это везде; да, у нас стало дороже, но нам подняли почти в два раза арендную плату; вы знаете, бензин подорожал, транспортные услуги выросли, а мы весь товар возим из Москвы; надеемся, что в скором времени все начнет дешеветь; мы почти год не повышали цены, но сейчас вынуждены это сделать, иначе мы будем работать себе в убыток; да, у нас подорожало, но у конкурентов стало еще дороже; у нас просто нет выхода, мы вынуждены были повысить цену из-за роста стоимости коммунальных платежей и аренды; да, все подорожало, но мы стараемся это компенсировать - у нас большие скидки, есть рассрочка....; будем надеяться, что это временно - доллар подешевеет и цены снизятся; а это смотря с кем сравнивать и т.д. Коммуникация может быть также успешной и неуспешной. Эта проблема рассматривается в теме 7 раздела 2.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |