КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы современной философии 14 страница
Философское учение об обществе развивалось исторически и как составная часть философии прошло длительный путь развития. Так уже в Древнем мире были сформулированы многие важнейшие его положения. Выдающийся древнегреческий философ-материалист Демокрит определял историю человечества как естественный процесс, а переход людей от дообщественного к общественному состоянию— «нуждой», которая ставила их на путь приобретения знаний, собирания запасов и т. д. Общественная жизнь определяется равенством людей перед законом, верой в силу их разума, способностью познавать и разрешать сложные социально-этические проблемы. Другой известный мыслитель древности — Платон разработал учение об «идеальном государстве» как разумном устройстве общественной жизни, пытался обосновать связь между справедливостью и человеческой природой. Важные идеи в области социальной философии были высказаны Аристотелем, который рассматривал общество как совокупность человеческих индивидов, объединенных для удовлетворения социальных инстинктов. В своем учении о человеке он выделял такие его черты как духовность и нравственность, рассматривал общество как социальные и политические начала бытия. Этим закладывались основы учения об обществе как специфической сфере бытия, имеющей свои законы. Для периода Средневековья характерны теоретические поиски целостного обоснования мира, включающего общественную жизнь, на основе религиозных представлений. С этих позиций социальный мир определялся как бытие особого рода, как программа человеческой жизнедеятельности, смысловое содержание которой задает Бог. Наиболее явно эта позиция была выражена в учении Августина Блаженного (354 - 430 гг.) и позднее у Фомы Аквинского (1225 - 1274 гг.). Августин писал, что вся история предопределена Богом, все пороки общественной жизни являются результатом грехопадения людей. Ф. Аквинский, развивая эту мысль дальше, утверждал, что человеческое общество изначально основано на неравенстве и люди должны мириться с этим. Неравенство людей является не только результатом грехопадения, а «угодно воле Бога». В условиях Нового времени мыслители, отвергавшие религиозные взгляды, считали, что общество возникло и развивается естественным путем. Разрабатывались концепции его договорной организации (Гоббс, Руссо и др.). Гражданское общество рассматривается как совокупность индивидов и познается на основе механического описания объекта. Объективный идеалист и диалектик — Гегель определял гражданское общество как «зависимость всех от всех» на основе достижения социальных интересов. Он впервые попытался отразить его в виде необходимого процесса развития абсолютной идеи как «постепенного восхождения к свободе». Другой представитель немецкой классической философии — Л. Фейербах определял гражданское общество как совокупность индивидов, объединенных природной субстанцией. Проблемам общественной жизни большое внимание уделялось в русской социологической мысли (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, В. С. Соловьев и др.), которая традиционно была обращена к народу. В целом же социологическая мысль этого периода, выйдя на новый уровень рассмотрения общественных наук и выдвинув отдельные рациональные положения, не смогла преодолеть рамки идеалистических и утопических представлений об обществе. Новым этапом в разработке социальной философии явилась материалистическая теория марксизма, согласно которой общество — не простая сумма индивидов, а совокупность «тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».* Рассматривая развитие общества как естественно-исторический процесс, в котором действуют и проявляют себя специфические особые социальные законы, Маркс и Энгельс разработали учение об общественно-экономических формациях, определяющей роли материального производства в жизни общества, решающей роли народных масс в общественном развитии и другие важные положения исторического материализма, дали ответы на вопросы, поставленные историей в повестку дня в период утверждения капитализма как ведущего для своего времени, но изначально обремененного антагонизмами общественного строя.
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. I. С. 214.
Вторая половина XIX - XX вв. характеризуется многообразными попытками объяснить социальную реальность с помощью конкретно-научного знания: географии, биологии, кибернетики, системотехники, синергетики, психологии и др. (Ф. Ратцель, Г. Спенсер, М. М. Ковалевский, М. Вебер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). В настоящее время в условиях развивающейся НТР предпринимаются попытки построить модель социальной системы на основе технико-технологической детерминации, характеризующиеся нелинейными, бифуркационными и иными процессами, описываемыми в естественных и технических науках, абсолютизируются отдельные аспекты общественной жизни (общество «управляющих», «среднего сословия», «культурной динамики», «государство всеобщего благоденствия» и другие прикладные концепции). Вторая половина XX в. ознаменовалась философско-историческими и социологическими исканиями в связи с проблемой человека в современном обществе. В западной философии возникают многочисленные направления, акцентирующие внимание на различных сферах человеческой деятельности: коммуникативное, культурологическое, психологическое и др., формируется философская антропология. В 80-е гг. получают широкое распространение различные варианты постиндустриального общества: информационного (Е. Масуд, Дж. Нейсби), сверхиндустриального (А. Тоффлер), технотронного (З. Бжезинский) и др. Их суть состоит в том, что в новых условиях решающим фактором общественного развития становится производство, распределение и потребление информации. Если в индустриальном обществе главную роль в его воспроизводстве играли вещественные и энергетические компоненты, то теперь определяющим ресурсом становится информация, ее объемы и качество. Информационные процессы, затрагивая все стороны общественной жизни, формируют принципиально новую основу всей системы жизнедеятельности, ее контроля и совершенствования. В связи с этим в настоящее время остро встали вопросы дальнейшего развития общественно-исторической теории и практики применительно к реалиям сегодняшнего дня. Становление информационно-технологической цивилизации и глобальные трансформации на этой основе в современном обществе определили необходимость нового уровня их философско-методологического осмысления, что нашло свое отражение в формировании социальной философии как теоретической модели развития нового общества. 2. Материальные и идеальные факторы в жизни общества Общество как социальная форма движения материи определяется не только многообразием и сложностью составляющих его элементов, специфичностью их функций, но и наличием духовных процессов, которые взаимодействуют с материальными аспектами бытия, взаимопроникая друг в друга. Подразделение всех общественных явлений на материальные и идеальные является фундаментальной основой социальной философии, на базе которой возможно их целостное теоретическое осмысление. Материальные факторы — это материальное производство, воспроизводство самих людей, их отношение к природе, материальная сторона тех отношений, которые складываются между людьми — классовых, национальных, семейно-бытовых и др. Они составляют основу и содержание духовных процессов и потому являются первичными по отношению к последним. Идеальные факторы в обществе — это его субъективная сторона, отражение объективных процессов в головах людей, осознание ими общественно-необходимых потребностей. Они вторичны по отношению к факторам материальным. Однако действительная субординация между материальными (первичными) и идеальными (вторичными) факторами является отнюдь не прямолинейной и не однонаправленной. Материальные факторы лишь в конечном счете определяют идеальные процессы. Духовная жизнь общества, будучи многократно опосредованной различными явлениями, институтами, технологическими средствами и т.д., обладает относительной самостоятельностью и оказывает огромное обратное воздействие на всю систему общественной жизни. Сознание людей, если оно опирается на данные науки и здравый смысл, может опережать реальный ход событий, а в рамках отдельных исторических процессов определять возможную направленность и конкретные формы их реализации. Используя знания, человек в процессе общественно-исторической практики преобразует мир, творит новую действительность. Воплощаясь в конкретных результатах деятельности личности, идеальные факторы превращаются в материальные. Понятия первичных и вторичных факторов, обоснование их диалектической взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопереходов раскрывают содержание социального детерминизма, являющегося важнейшей составной частью современной философии. Учитывая факт наличия сознательной деятельности в историческом процессе, оказывается совсем не просто выделить системо-образующий фактор, основу, на которой формировалось общество. Одни считают, что такой основой является духовная деятельность (Бога, абсолютной идеи, человека), другие — материальная деятельность людей. Не случайно долгое время среди философов господствовала точка зрения, что жизнь общества складывается из поступков людей, т. е. сознательных действий, и поэтому все в ней определяется сознанием людей, мнения управляют обществом. При этом другую крайность составляло направление вульгарного материализма в социологии, сводившего все духовные процессы к материальной основе. На самом деле в реальной жизни, будучи различными по своей природе, они неотделимы друг от друга, взаимодействуют и постоянно меняются местами. При этом закономерностью является возрастание роли духовного фактора в развитии общественной жизни. При таком подходе социальная философия представляет синтез собственно социальных знаний об обществе, закономерностях его развития, и гуманитарных знаний о человеке, его сущности человеческой субъективности. В таком своем содержании она является теоретической основой деятельности субъективного фактора, определения направленности реформирования современного общества. Материальное и идеальное — взаимообусловленные, но качественно разнородные процессы. Для науки важно выделить тот фактор, который в конечном счете является определяющим. С точки зрения материализма таким фактором является та сторона общественной жизни, которая включает в себя как вещи, предметы, так и все процессы, отношения, связи, которые существуют объективно, т. е. вне сознания людей, независимо от него. Содержание материального в обществе раскрывается через понятие общественного бытия, которое характеризует реальный процесс жизни людей, ее материальную основу, объективную сторону общественного процесса. Сюда можно отнести производство материальных благ и его общественную форму — производственные отношения (формы собственности, разделение труда, распределение, обмен), взаимодействие человека с природой и др. Преобразованная человеком природа продолжает оставаться бытием материи. Но как общественное бытие она функционирует тогда, когда включается в материальные общественные отношения. Идеальная сторона общественной жизни складывается из побуждений, желаний, мыслей, чувств, настроений и представляет собой общественное сознание. Существование общества невозможно без человека. Производство требует не просто индивида, а человека, наделенного соответствующими качествами: умениями, навыками трудовой деятельности, знаниями. Поэтому, чтобы существовать, общество должно воспроизводить и самого человека не только как биологическое существо, но прежде всего социальное, обладающее сознанием, интеллектом, культурой. Идеальная сторона общественной жизни связана с таким понятием, как общественное сознание, хотя и не исчерпывается им. Общественное сознание по своей сущности является отражением общественного бытия людей, т. е. осмыслением тех материальных процессов, которые обеспечивают существование и воспроизводства общества, выработку норм поведения, идеалов и средств их реализации. Общественное сознание, возникнув на основе общественного бытия, включается во все стороны общественной жизни, становится необходимым, существенным моментом всей истории человечества. Оно присутствует в любой человеческой деятельности, являясь ее субъективной стороной. Это активная сила, оказывающая обратное воздействие на общественное бытие. Но воздействие это может быть различным по своей направленности. Общественное сознание включает в себя те общие, иногда существенные, иногда поверхностные представления, мысли, чувства, которые присущи коллективному субъекту. Оно регулирует поведение людей, объединяет их и реализуется в соответствующей деятельности. Общественное сознание имеет структуру, существует в различных формах: экономического, политического, правового, религиозного, философского, эстетического и этического сознания. Различаясь между собой по объекту и способам отражения, все они находятся в тесном взаимодействии друг с другом. По глубине отражения общественное сознание делится на обыденное и научное. Обыденное сознание отражает внешнюю сторону общественной жизни, т. е. непосредственный жизненный опыт. Теоретическое сознание обосновывает сущность, законы предметов и процессов, хотя ошибки и искажения при этом возможны. Оно базируется на научном знании, его обобщении в философских концепциях. Общественное сознание в социально дифференцированном обществе отражает общественное бытие с позиций определенных социальных слоев, групп, классов, что является его идеологическим аспектом. Поскольку любой человек так или иначе включен в определенные социальные общности, имеет определенные интересы, он всегда будет воспринимать явления с определенных идеологических позиций. Если они отражают реальное положение дел, тогда знание будет объективным, истинным. Помимо обыденного и теоретического сознания выделяется еще особая форма отражения — общественная психология. Она не тождественна ни обыденному, ни теоретическому сознанию, ни идеологии. Психология содержит в себе ярко выраженный оценочный момент, определенные чувства и переживания в связи с общественными процессами, принимая в умах людей эмоциональную окраску. Нерешенные назревшие проблемы общественной жизни могут вызвать смутное недовольство, брожение в умах, проявляться в виде беспорядков, бунтов, восстаний и т. п., формировать определенный психологический настрой. Изменения в общественной жизни, т. е. утверждение новых отношений, структурные преобразования и т. п. не возникают сами собой. Для этого нужны целенаправленные, осознанные действия людей. Но в каких пределах свободен разум человека, производя изменения в обществе? Сознание само по себе не может менять общественную жизнь. Оно реализуется через деятельность людей, сообразуясь с объективными условиями. Если условия созрели и действия людей способствуют разрешению возникших проблем, то можно рассчитывать на успех. Но если таких условий нет, самые благие пожелания обречены на неудачу. С другой стороны, если условия созрели и общество стоит на пороге перемен, то на первый план выдвигаются проблемы сознания, так как в обществе ничего не происходит без сознательной деятельности людей. В этом случае идеи становятся созидательной движущей силой. В современном обществе, когда информация становится одним из важнейших компонентов его жизнедеятельности, проблема идеального приобретает особое значение. Формирование информационной цивилизации характеризуется возрастанием роли общественного сознания во всех сферах жизнедеятельности. Высокие технологии, воплощающие в себе силу и мощь человеческого интеллекта, становятся решающим фактором общественного воспроизводства в материальной и духовной сферах. 3. Труд — главное условие преобразования действительности в новое бытие Необходимым условием возникновения и существования общества является целенаправленная человеческая деятельность, содержание которой составляет труд. Способ функционирования общества заключается в том, что «люди производят»,* это необходимо связано с преобразованием окружающей среды, средств преобразования и самого человека. Становление человека начинается с изготовления орудий труда: примерно 2,5 млн. лет назад возник древний первобытный человек, и около 100 тыс. лет своего существования насчитывает современный человек. В процессе труда формировались сознание, различные формы социального общения, в том числе речь, происходило преобразование орудий труда, природы и жизнедеятельности самих людей. Появление человека, как отмечал американский философ Э. Фромм, означало, что возник «новый вид, который превзошел природу — жизнь осознала себя». В процессе антропогенеза для человека определился «только один путь: полностью выйти из своего природного дома, найти новый дом, который он создает, очеловечивая мир и становясь сам настоящим человеком».**
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 34. С. 137. ** Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995. С. 9, 11.
Проблема деятельности исторически имела различное толкование в зависимости от направленности тех или иных философских школ или течений: свободная активность духа — у Фихте, рационалистическое самоизменение абсолютной идеи — у Гегеля, жизненный мир — в феноменологии и т. д. В марксистской философии деятельность рассматривается как познавательно-практическое освоение и преобразование человеком объективного мира, подчеркивается единство ее чувственно-практической и рациональной сторон, определяются ее различные виды в зависимости от сфер общественной жизни. Современная философия определяет деятельность как способ преобразования человеком окружающего мира и, основываясь на принципе антропоцентризма, формирует представление о необходимости ее разумной и позитивной направленности. Деятельность как социальный опыт — специфически человеческая форма активного отношения к миру. Человек как необходимый элемент объективного материального мира и закономерный результат его эволюции взаимодействует с ним путем активной познавательной и сознательно-преобразующей деятельности. По мере развития общества, роста технической оснащенности производства, накопления научных знаний расширялись масштабы деятельности и возможности человека в активном изменении и преобразовании окружающего мира, формировалась общественно-историческая практика человечества. Характер и направленность деятельности определяется уровнем сознательности, ответственности, компетентности и нравственными установками субъектов социальных действий. Деятельность подразделяется на определенные виды в зависимости от сфер общественной жизни (хозяйственная, политическая, религиозная, научная и т. д.), а также от уровня социального действия (деятельность личности, коллектива, нации, народа, общества в целом). По своим результатам и последствиям она может быть репродуктивной (получение уже известных результатов), продуктивной (творческое преобразование, получение нового) и деструктивной (разрушение имеющегося, негативные последствия). Характер деятельности определяет сущность субъекта действия. Особое место в системе многообразной деятельности человека занимает труд. Трудовая деятельность как составная часть деятельности вообще характеризуется такими признаками, как ее общественно-полезное и необходимо значимое содержание. Она несомненно составляет основной и главный стержень в понимании человеческой деятельности, является источником развития общества, культуры и цивилизации. Но помимо этого позитивного аспекта, определяющего ее главное содержание, деятельность может включать в себя и негативные, а также деструктивные моменты, основанные на иррациональном восприятии мира, амбициозных установках, абсолютизации отдельных сторон жизни и т. п. В древнем обществе существовало одно целостное производство, в котором создание материальных благ в основном совпадало с развитием человеческих производительных сил: и то и другое осуществлялось в едином производственном процессе. Употребление и изготовление орудий и предметов труда стимулировало развитие человеческих сил. С другой стороны, от развития человеческих способностей зависело совершенствование орудий и жизненных средств. В современном обществе развитие средств производства и развитие человека как работника в значительной степени отделены друг от друга. Прежде чем начать производить материальные блага, человек должен много лет учиться вне самого процесса производства. Поэтому может возникнуть иллюзия, что производство зависит от результатов подготовки работника. Но это односторонний подход, не учитывающий специфики нового уровня их взаимосвязи. В современном обществе, особенно в экономически развитых странах Запада, намечается тенденция к изменению места и роли человека в производстве и обществе. Для постиндустриального общества в системе источников развития на первое место выходит сам человек и его сознание. Это означает, что в условиях информационно-технологического производства сознание также определяет общественное бытие, как и бытие определяет сознание, а в руках человека находится его настоящее и будущее. Содержание и значение деятельности людей раскрывается в понятии свободы и необходимости. Если категория необходимости определяет мир с точки зрения его объективных, внутренних, существенных отношений и связей, то свобода рассматривается как осознанная необходимость, реализуемая в процессе активной и целенаправленной деятельности людей. Человек, познавая окружающий мир, овладевает необходимо проявляющими себя процессами, создает механизмы соответствующего воздействия на них, изменяет мир, условия своей жизни и самого себя. Развитие общества исторически сопровождалось возрастанием степени свободы человека, возможностью выбора социального варианта. Но свобода не может быть абсолютной, она не отменяет объективных законов, а лишь определяет возможности использования их и воздействия на них в интересах человека и общества с обязательным учетом последствий такого воздействия. Игнорирование этих требований неизбежно приводит к негативным результатам человеческой деятельности. Отличие современной ситуации в общественной жизни от предшествующих периодов заключается в том, что человеческая деятельность приобрела общезначимые, глобальные масштабы. Незнание или пренебрежение объективными процессами развития общества может привести к необратимым последствиям, деградации человечества, уничтожению культуры, цивилизации,самого человека. Кризисная ситуация современного общества является следствием, прежде всего, техницистского, волюнтаристского и утилитарного мышления, неспособных подняться до понимания диалектики развития современного общества, глобального видения проблем, связанных с возрастанием роли сознания и интеллекта в жизнедеятельности человека, планетарными масштабами его воздействия на окружающий мир. Особенно опасны и катастрофичны последствия такого отношения могут быть для реформируемого общества, как, например, в России. Во имя сохранения самого человечества возникла необходимость установления результативного контроля с целью сознательного регулирования его деятельностью через систему национальных и международных институтов и организаций. 4. Самоорганизация и управление в развитии общества Общество как качественно специфическая часть материального мира является высшей формой его движения. Возникнув в результате эволюции природы как ее естественное продолжение, оно с самого начала своего существования определялось своими особыми системными характеристиками и специфическими законами развития. В отличие от специальных общественных дисциплин, которые исследуют отдельные аспекты социальной жизни, философия изучает состояние общества как целостной системы, общесоциологические законы его функционирования и развития, а также взаимодействие его с природой и миром в целом. Законы общественного развития, как и законы природы, являются объективными, но в отличие от последних реализуются только через деятельность людей. Поэтому изучение общественных законов необходимо предполагает включение в их содержание субъективного фактора, который определяет механизм и форму их реализации. Через совокупную деятельность миллионов людей многих поколений проявляется содержание и направленность социальных процессов, которые реализуются как единый цивилизационный процесс развития человечества. Вопросы о том, развивается общество или остается неизменным, и если развивается, то каковы причины и движущие силы изменений, к каким результатам они приводят, в философии истории всегда рассматривались как основные, определяющие содержание всех остальных проблем. Но ответы на эти вопросы были прямо противоположными. Не являются они однозначными и в настоящее время. Такая ситуация в социальной сфере определяется: во-первых, исключительной сложностью самой общественной системы; во-вторых, в обществе, в отличие от других материальных систем, действует наделенный сознанием человек; и, в-третьих, социальная неоднородность общества сопровождается присутствием идеологических аспектов при объяснении социальных процессов. Наличие двух последних факторов может создавать представление о том, что в обществе, в отличие от природы, вообще отсутствуют объективные законы, а главным условием изменений является человеческий разум. Такие взгляды на историю общества господствовали вплоть до середины XIX в. Одной из наиболее известных фигур в социологии того времени являлся О. Конт, который признавал наличие в обществе материальных и духовных факторов, считал в качестве ведущего человеческий разум. Он писал, что ему удалось открыть «великий и основной закон» развития человечества, который устанавливал, что сначала изменяются идеи, затем нравы, и наконец, меняется само общество. Основоположник органической школы в социологии, Г. Спенсер сравнивал общество с живым организмом, считал, что оно состоит из индивидов, подобно тому, как организм состоит из клеток. Законы эволюции одинаковы в природе и обществе. Нормальным состоянием общественной системы, как и любой другой, является равновесие, нарушение которого в виде революций, потрясений и т. д. характеризуется как социальная болезнь. Хотя Спенсер и говорит о неких законах эволюции, он считает, что они непознаваемы, поскольку человек может воспринимать лишь явления, а не сущность. Французский социолог и философ второй половины XIX в. Э. Дюркгейм, подвергнув критике взгляды Конта и Спенсера за их попытки свести общественные явления к психологическим и биологическим факторам, также не преодолел идеалистические воззрения на содержание общественных процессов. Утверждая, что единицей социологического исследования является не индивид, а группа, он отождествлял материальные и духовные факторы, считал, что ведущую роль в социальной эволюции играют коллективные представления. В данном случае сознание индивида как основа развития общества было заменено групповым сознанием, что не имеет принципиального значения в методологическом отношении. С появлением марксизма впервые был выработан материалистический подход к обоснованию общественных процессов. К. Маркс и Ф. Энгельс выдвинули теорию социального детерминизма, установили, что законы развития общества являются объективными, не зависящими от воли и сознания людей. Разработав теорию общественно-экономических формаций, К. Маркс показал, что их развитие и смена являются реальным воплощением действия объективных социологических законов. Особенность этих законов заключается в том, что они проявляются не автоматически, как это имеет место в законах механики, физики и т. д., а через деятельность людей, реализуясь в связи с их сознанием, и предстают во взаимодействии материальных (определяющих) и идеальных (ведущих) факторов. Марксизм исходит из того, что среди многообразных социальных процессов определяющую роль играют экономические, но это, однако, не означает, «что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное — лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающей себе путь».* Маркс и Энгельс говорили об исключительной сложности научного анализа общественных законов, поскольку они осуществляются весьма запутанным и приблизительным образом.
* См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 39. С. 175.
В современной западной социологии большинство концепций, относящихся к описанию общества, в различных вариантах по-прежнему утверждают, что причиной и источником изменений являются человеческий разум и активность творческих личностей. Так основоположник деконструктивизма французский философ Ж. Деррида отрицает понятие бытия как присутствия. Мир, в том числе и социальный, предстает как нечто неопределенное, в котором постоянно происходят акты разрушения, отрицания и реконструкции, инициированные сознанием человека и лишенные каких-либо закономерностей. О кризисе социологической науки свидетельствует и постмодернизм, который претендует на объяснение дел сегодняшнего дня, ссылаясь при этом на информационно-технологические процессы как якобы нематериальные. В социотехнической реальности, утверждают представители этого направления, происходит превращение вещно-предметной среды в знаковую, а техники — в нематериальную систему, поскольку в ее содержании все большую роль играет информация. При этом человек как личность исчезает и становится элементом этой системы, полностью подчиняющимся в своем поведении ее требованиям. В этих условиях, по их мнению, наука становится все более открытой для религии и теологии. Характерным для современной западной социологии является также односторонний подход в исследовании общества, когда отдельные стороны общественной жизни абсолютизируются и превращаются в самодовлеющие: например, «технологический детерминизм», «общество массового потребления» и т. д.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |