Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология предъявления для опознания




УПК РФ регулирует предъявление для опознания (ст.193 УПК РФ).

Основная цель этого процессуального действия заключается в том, чтобы установить, является ли человек, предмет и т.д. тем же самым объектом, который опознающий воспринимал в связи с преступным событием.

Процесс опознания происходит следующим образом: опознающий воспринимает предъявленные ему объекты, сравнивает их с мысленным образом объекта, воспринятого им ранее, и приходит к выводу об их идентичности, сходстве или различии.

В психологическом аспекте опознание состоит из подготовительной стадии и стадии собственно опознания.

Подготовительный этап включает в себя допрос об обстоятельствах, при которых опознающие наблюдали соответствующий объект, и об отличительных признаках (приметах), по которым он может быть опознан.

При подготовке и проведении опознания нужно учитывать ряд объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относятся условия, при которых происходило восприятие, характеристика воспринимаемых объектов (время суток, погодные условия, освещенность, отдаленность объектов и др.). Субъективные факторы— психологическое состояние опознающего, его отношение к событию преступления и т.д.

В период подготовки к опознанию следователь изучает личность опознающего, его психофизиологическое состояние в момент восприятия, устанавливает, куда было направлено его внимание, какие эмоциональные переживания он испытывал во время и после преступных событий.

Процесс восприятия и последующие результаты опознания определяются особенностями воспринимаемых объектов. Важнейшими объектами восприятия считаются: живые лица, труп, различные предметы, животные, конкретные участки местности, помещения. Они и составляют основу криминалистических видов предъявления для опознания.

Восприятие человека подразделяется на восприятие:

а) физического облика;

б) походки;

в) голоса и речи;

г) мимики и жестов;

д) изображения человека.

Восприятие облика человека прежде всего связано с его физическими, возрастными и национальными особенностями. Важнейшими компонентами внешнего облика человека являются общий силуэт, очертания фигуры, рост, телосложение, лицо и другие части человеческого тела.

Основное место в восприятии облика занимает лицо: особенности носа, губ, цвет глаз и волос. Немаловажное значение имеют элементы внешнего «оформления» человека (одежда, обувь, прическа, украшения и т.д.).

Движения человека (походка) бросаются в глаза в первую очередь. Поэтому он воспринимается преимущественно в движении. В походке проявляется индивидуальность личности, которую образуют отдельные элементы движения — взмахи руками, покачивание туловища, осанка и др.

Голос и речь человека воспринимается в единстве с его внешним обликом. Восприятие речи — сложный процесс, который состоит из двух фаз: физиологической и психологической. Речь каждого человека имеет свои особенности: звуковой состав, интонационный строй, лексику, грамматическую структуру, стиль. Кроме того, речь конкретного человека характеризуется определенным темпом, плавностью или отрывистостью, большей или меньшей музыкальностью, расстановкой ударений. Она может быть насыщенной определениями, метафорами, жаргонными словами и т.д.

Специалисты утверждают, что по стилю речи, манере говорить можно судить о месте рождения и проживания лица.

Формами поведения человека являются мимика, жесты, пантомимика. В психологии они рассматриваются как выражение эмоциональных и волевых особенностей человека.

Восприятие человека может происходить и по его изображениям (фотографиям, картинам, рисункам, скульптуре, манекенам и т.д.). Оно отличается от восприятия человека в натуре и зависит от количества и качества отраженных в изображении отличительных признаков.

При допросе опознающих следователь должен помнить о некоторых особенностях восприятия. Общеизвестно, что при нормальном зрении в условиях хорошей видимости контур человека виден с расстояния 1 км, с 400 м — выделяется головной убор, с 200 — некоторые черты лица, с 60— глаза. На полноту восприятия влияет возраст наблюдателя (например, пожилые люди зачастую приуменьшают возраст людей, которые их моложе, а молодые люди называют старыми лиц, которые значительно старше их (на 20 — 25 лет). На восприятие возраста оказывают влияние одежда, прическа, усы, борода. Замечено также, что люди невысокого роста обычно склонны преувеличивать рост других людей, и наоборот. На восприятие внешности человека влияет контрастность (так, в группе один человек худой, другой среднего телосложения, а свидетель заявил, что один человек был худой, другой — толстый). На объективность восприятия человека действует точка нахождения опознающего в момент восприятия.

Значительные расхождения наблюдается при восприятии цветов. Особенно большие отклонения встречаются у несовершеннолетних, людей пожилого возраста, лиц, страдающих физическими недостатками (например, дальтоников).

Иногда опознающий точно узнает человека, но затрудняется сказать, по каким признакам. Следователь должен оказать ему помощь путем постановки вопросов по признакам «словесного портрета», средствами наглядной демонстрации (фотография, рисунок, слайды и др.), полезны также приборы «фоторобот» и др.

При расследовании преступлений нередко возникает необходимость в опознании предметов (орудий преступления, ценностей, вещи и т.д.); Здесь тоже имеются определенные психологические закономерности восприятия. Общими признаками объектов, на которые обращается внимание, служат форма (контур), размеры (высота, ширина, длина), пропорции, цвет, однородность или неоднородность предметов, пространственное расположение по отношению к наблюдателю и друг другу. Отдельные предметы или их совокупности могут быть объектами восприятия и на изображениях (фотографии, рисунке, плане, картине и др.). Во время допроса опознающего необходимо получить сведения о назначении, наименовании, марке, типе, форме, групповых и индивидуальных особенностях предметов или вещей.

Восприятие и последующее опознание животных также имеют свою специфику. Их различают по масти, полу, возрасту и др. Существенное значение имеет установление того факта, «знало» лицо животное или нет, систематически наблюдало его или видело один раз.

Имеет свои особенности и психология восприятия местности. Человек воспринимает местность либо как участок пространства, ограниченного определенными предметами, либо как путь (маршрут) к какому-нибудь участку или предмету. Восприятие местности почти всегда осуществляется в движении (место жительства, работы, отдыха и т.д.). Поэтому знание особенностей восприятия местности важно для обеспечения качества производства процессуальных действий (допроса, следственного эксперимента и др.).

Психологические особенности организации и проведения опознания заключаются в:

психологическом подборе объектов (количестве, признаках сходства или однородности);

психологии узнавания;

психологической оценке полученных результатов.

Количество предъявляемых для опознания объектов должно быть не менее трех. Это вызвано необходимостью усложнить условия опознания и исключить внушающее воздействие на опознающего (например, если предъявляется один объект). Предъявление трех объектов способствует активизации психического процесса опознания и обеспечивает его достоверность.

Объекты опознания подбираются по признаку однородности. Нарушение данного правила упрощает психологическую задачу опознающего: объект либо угадывается, либо является для него своеобразной подсказкой. В связи с этим нужно стараться подобрать объекты таким образом, чтобы их признаки как можно больше подходили к объектам, описанным в показаниях свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подозреваемых). Например, при опознании человека важно соблюдать подбор по возрасту, национальности, росту, телосложению, цвету волос, типу лица, одежде и др.

В основе опознания лежит способность человека узнать в предъявленном объекте (человеке, животном, предмете) тот объект, который воспринимался им ранее и запомнился. Психологи различают симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое) узнавание. Симультанное узнавание — это узнавание сразу, сходу, т.е. идет мгновенное отождествление мысленного образа объекта с тем, который предъявлен опознающему. Сукцессивное узнавание происходит постепенно, путем медленного мысленного сопоставления признаков объекта, запечатленного в памяти, и воспринимаемых при опознании.

В процессе опознания следователь должен постоянно наблюдать за опознающим и опознаваемым. Внимание его обращено на движение, жесты, мимику участников опознания, на то, уверенно или нет прошло узнавание, нет ли признаков, указывающих на боязнь опознаваемого быть узнанным, намерения затруднить или сорвать опознание.

Следователь должен учитывать, что опознание — высокоэмоциональное следственное действие. Участники опознания, особенно опознаваемый и опознающий, испытывают сильные психологические перегрузки (стресс, фрустрацию и др.). Поэтому сразу после опознания (или нескольких опознаний подряд) целесообразно допросить опознаваемого. Анализ следственной практики подтверждает важность такого тактического приема — опознаваемый в этих случаях часто дает правдивые показания. В процессе опознания следователь должен контролировать собственное поведение, своевременно сдерживать эмоции.

В целях обеспечения безопасности опознающего «предъявление лица для опознания по решению может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым...» (ст. 193). Генеральная прокуратура России разработала инструкцию по установлению окна с односторонней видимостью. Психологические особенности связаны с организационной деятельностью следователя по проведению опознания, подготовке опознающего, разъяснению участникам опознания порядка выполнения следственного действия.

Особое внимание уделяется удостоверительной деятельности при опознании.

Составление протокола следственного действия требует четкого соблюдения всех процессуальных и организационных требований. В протоколе указывается процессуальное положение и псевдоним опознающего, сходство лиц, предъявляемых для опознания, по внешним признакам: по сложению тела, волос, глаз, прическе и т.д. Несоблюдение этого правила может повлечь признание результатов опознания недопустимым доказательством.

Протокол подписывается всеми участниками следственного действия. По окончании опознания принимаются меры по предотвращению контакта опознающего с опознаваемым.

Возможно осуществление опознания при помощи телевизионной трансляции из одного населенного пункта в другой.

Психологические особенности имеет опознание трупа. В отличие от живых лиц и предметов труп предъявляется в единственном числе. Опознающими труп чаще всего бывают родственники, близкие погибшего. Они глубоко переживают смерть близкого человека, поэтому опознание может быть ошибочным (например, труп не опознан родственниками). Следователь должен, соблюдая необходимый такт, подготовить опознающего, успокоить его, помочь преодолеть страх и т.д. Опознание завершается оценкой результатов следственного действия. Следователь констатирует, уверенно или неуверенно был опознан объект, сравнивает полученные результаты с другими данными, имеющимися в деле. Обязательно должен быть решен вопрос, не ошибается ли опознающий в силу определенных причин, С этой целью следователь анализирует условия восприятия, субъективные факторы, влияющие на него, анализирует и сравнивает показания опознающих о приметах объектов, которые получены на допросе, предшествующем предъявлению для опознания.

 

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности психологической подготовки опознания?

2. Какие факторы влияют на эффективность восприятия?

3. Перечислите объекты, предъявляемые для опознания.

4. Назовите психологические особенности подбора объектов для опознания.

5. Что такое психологическое узнавание?

6. В чем заключается психология оценки результатов опознания?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.