Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерения человеческого существования




Смысл человеческого бытия и ценности образования

Тема 11. ЦЕННОСТИ И ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЯХ

  • 11.1. Смысл человеческого бытия и ценности образования
  • 11.2. Образование - всеобщая форма развития личности и общества
  • 11.3. Образование как единство обучения, воспитания и развития
  • 11.4. Созидание человеком образа мира в себе самом
  • 11.5. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение
  • 11.6. Философские и психологические концепции образования
  • 11.7. Проблема таксономии образовательных целей
  • 11.8. Идея непрерывного образования, его цели, содержание, структура
  • Список рекомендуемой литературы
  • ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ
  • Измерения человеческого существования
  • Проблема смысла человеческого существования
  • Представления о ценности образования и базовых ценностях общества
  • Ценности образования в российской педагогической школе

Существование человека имеет особый статус - оно не внеприродное, но и не только природно-телесное существование. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Специфика человеческого бытия состоит в пересечении, взаимодействии трех относительно разных измерений его существования:

  • Реально существует отдельный человек, - прежде всего мыслящая и чувствующая "вещь" (тело). Это первое измерение человеческого существования. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
  • Но одновременно человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapiens и взятая на данном витке его развития, эволюции мира - это второе измерение бытия человека. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
  • Человек существует и как социально-историческое существо (третье измерение его существования). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Все три измерения человеческого существования, взятые в единстве, - исходные характеристики существования человека. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Можно сказать, что особенность человеческого существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой природы, "нежесткой" и не универсальной детерминации жизни человека со стороны его тела. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Нежесткость проявляется в таких, например, фактах, как способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека, которые могли бы определяться (и иногда определяются) своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто регулируются другими мотивами - духовно-нравственными, социальными. Наиболее ярко это проявляется в жертвенных поступках, но не только в них. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Характер бытия конкретного индивида является преходящим, но поскольку жизнь его связана с жизнью рода, то для каждого из индивидов, живущих сейчас на Земле, есть место на едином "генеалогическом древе" человечества, идущем от самых первых человеческих существ, а через них - от животных предков человека и т. д. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Каждое преходящее существование включено в необозримую историческую цепь человеческого бытия и цепь бытия природы, в эволюцию социального мира и образует одно из звеньев социально-исторического бытия. Эта включенность в общее развития человечества обеспечивается благодаря образованию человека, его обучению как способу обеспечить связь поколений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.