Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предметная область и основные категории педагогики




Все это позволило педагогической науке уже к середине XVIII века выделиться в самостоятельную науку со своим предметом научного исследования. В дальнейшем предмет педагогики неоднократно уточнялся, и в современных условиях им является процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека как особая функция общества. Тем самым педагогика предстает как наука об исследовании сущности развития и формирования человеческой личности и определении на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного педагогического процесса. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Основными категориями педагогики являются:

  • развитие;
  • воспитание;
  • образование;
  • обучение. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Термин " воспитание " используется в литературе в двух смыслах - узком и широком - в зависимости от контекста. Под воспитанием в узком смысле традиционно понимается система целенаправленных воздействий на личность, развитие, формирование личности в заданном воспитателем направлении, что проявляется в изменении мировоззрения, системы ценностей, установок, действенных отношений человека к миру и т.п. Такое представление о воспитании является упрощенным и в настоящее время подвергается интенсивному переосмыслению.
Под воспитанием в широком смысле имеется в виду кроме воспитания в узком смысле также обучение, приобретение новых знаний, умений и навыков. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Широкое понимание воспитания вполне оправданно и используется все чаще. Действительно, любое новое знание или умение, а также процесс их приобретения неизбежно оказывают влияние на личность человека. Отсюда берет свое начало один из главных принципов педагогики - принцип единства обучения и воспитания (здесь уже термин "воспитание" взят в узком смысле).
Воспитание в широком смысле как целенаправленный процесс овладения всей совокупностью общественного опыта включает в себя:

  • обучение как процесс овладения знаниями, умениями, способами творческой деятельности, мировоззренческими идеями;
  • воспитание в узком смысле понимается как формирование социальных, нравственных, эстетических и других отношений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Выделение в общем воспитательном процессе его специфических сторон носит в известной мере условный характер. В реальной педагогической деятельности они всегда органично связаны между собой и проникают друг в друга. Тем самым педагогический процесс предполагает осуществление целостной системы педагогического взаимодействия, соответствующего определенным, собственно педагогическим требованиям.
Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Обучение всегда является двусторонним процессом и состоит из преподавания и учения. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Эти деятельности описывают активность каждого из участников педагогического процесса. Поэтому обучение можно определить и так: обучение - это преподавание и учение, взятые в единстве. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Таким образом, обучение можно определить как совместную деятельность учащегося и преподавателя, направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами.
В свете вышеизложенного педагогика предстает как:

  • наука о воспитании (имеется в виду "воспитание" в широком смысле);
  • наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения (здесь "воспитание" употребляется в узком смысле). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Термин образование несколько шире по своему значению, чем термин обучение. Под образованием имеется в виду процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе. Образование может быть организовано как в форме обучения, так и в форме самообразования, т.е. без присутствия преподавателя в прямом смысле этого слова. В термине образование в более явной форме присутствует указание на связь приобретенных в ходе обучения знаний и умений с уровнем личностного развития. Образованный человек - это не просто знающий человек, но и обладающий высоко ценимыми в обществе качествами личности.
Система педагогического знания подразделяется на:

  • теорию воспитания;
  • дидактику. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Под дидактикой понимается теория образования и обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.