В настоящее время формы организации группового обучения часто называют системами обучения. Надо сказать, что такое название не совсем точное. Дело в том, что понятие системы обучения намного шире и включает в себя все элементы процесса обучения, находящиеся в отношениях и связях друг с другом. Поэтому, если подходить строго, в систему должно входить содержание образования, уровни подготовленности учащихся и учителей, методики обучения, материальное обеспечение и другие элементы обучения. Однако в силу того, что термин "система" широко используется педагогической литературой, мы также будем его использовать. Таким образом, в настоящее время выделяют:
формы деятельности учащихся:
индивидуальная,
групповая,
коллективная (фронтальная); (См. дополнительный иллюстративный материал.)
индивидуализированные формы учебной деятельности:
консультация,
зачет,
экзамен; (См. дополнительный иллюстративный материал.)
формы взаимодействия:
субботник,
групповые соревнования,
смотры,
диспуты; (См. дополнительный иллюстративный материал.)
кооперативные формы, когда цель достигается путем распределения функций между учащимися:
игры,
хозрасчетный кооперативный труд,
сборы и т.п. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проблемы для обсуждения: 1. Понятие педагогической технологии. 2. Понятие методов обучения, их возможные классификации. 3. Приемы и средства обучения. 4. Понятие педагогической формы. Соотношение форм и способов обучения. 5. Системы обучения.
Анализируя имеющуюся картину состояния научного статуса педагогической технологии, следует отметить, что:
некоторые авторы рассматривают технологию обучения между наукой и искусством;
другие авторы связывают технологию обучения с дидактической функцией проектирования;
известны и подходы, когда технология обучения определяется как некий профессиональный инструментарий, предусматривающий всевозможные технические средства обучения, тогда технология рассматривается как способ технизации процесса обучения;
в самом общем виде технологию обучения определяют как знание о необходимых процедурах для проектирования новой или несколько модернизированной практики обучения. В этом случае технология рассматривается как применение научных принципов организации практики обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В ряде случаев наблюдается стремление интегрировать эти подходы, тогда за основу технологии принимаются не только научные знания, но и деятельность учителя, которая должна строиться на научных принципах. Создавшееся положение в науке не помогает практике. В реальности мы имеем технологии в виде методик преподавания, слабость которых состоит в одностороннем - предметном обосновании, при этом отсутствуют психологическое и общедидактическое обоснования. Эффектом этих методик являются предметные знания, которые плохо сочетаются с логическими действиями их выведения, обобщения и систематизации. Еще одно негативное последствие состоит в том, что предметные методики не формируют умения учащихся переводить знания в действия. Именно такое положение вещей имеет место при так называемых традиционных технологиях профессиональной подготовки учителя, когда молодой учитель слабо владеет технологиями в силу их теоретической неосознанности. А если к этому добавить и недостаточность оперирования диагностическими приемами и умением трансформировать имеющиеся технологии в условиях обучения, то профессиональная деятельность приобретает исключительно репродуктивные характеристики. Технология обучения отражает теорию обучения, является стратегией и тактикой действий учителя в зависимости от того, какой технологический уровень она моделирует. Технология обучения связана с методами, но их зависимость может определяться по-разному в связи с различной трактовкой метода обучения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление