Виды учебно-воспитательных ситуаций и формы их организации
Тема 15. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Педагогическая этика
В профессиональной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Ученики, прежде всего, высоко ценят интеллигентность и деликатность учителя, т.е. его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным. Педагогический этикет предполагает договоренность о том, что считать принятым в поведении и деятельности, а что - непринятым. Ученики достаточно быстро научаются оценивать, деликатен ли учитель, насколько его требовательность и принципиальность соблюдаются им самим в общении со своими коллегами, родителями, учениками. Неотъемлемой составляющей профессиональной этики педагога является педагогический такт - интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения педагога состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.
Проблемы для обсуждения: 1. Понятие общей культуры педагога. 2. Понятие коммуникативной культуры педагога и коммуникативные умения педагога. 3. Задатки и способности в педагогической деятельности. 4. Профессиональное саморазвитие педагога. 5. Педагогическая этика как компонент профессиональной культуры педагога. 6. Понятие педагогического такта.
Климов Е.А. Психология профессионала. - М., - Воронеж, 1996.
Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М.: ВЛАДОС, 1998.
15.1. Виды учебно-воспитательных ситуаций и формы их организации
15.2. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности
15.3. Психолого-педагогические основы саморазвития и самовоспитания
Список рекомендуемой литературы
ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ
Учебно-воспитательная ситуация: понятие и виды
Формы организации и проявления учебно-воспитательных ситуаций
Моделирование ситуации успеха
Содержание анализа учебно-воспитательных ситуаций
Любая учебно-воспитательная ситуация очень сложна в силу сложившейся системы зависимости и взаимоотношений учащихся с родителями, семьей, учителями, товарищами в классе, в школе, в ином учебном заведении, на улице и сложной системы их отношений к познанию, общению и труду. Под учебно-воспитательной ситуацией понимается совокупность обстоятельств учебного взаимодействия и взаимоотношений обучающих и обучаемых, которые требуют принятия решения и соответствующих действий или поступков со стороны участников.
Основными элементами учебно-воспитательной ситуации являются:
цели воспитания;
объекты воспитательного воздействия;
субъекты воспитательного воздействия, которые приводят в движение педагогическую ситуацию, переводя ее в педагогическую задачу и решая ее. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Учебно-воспитательные ситуации разнообразны. Общим моментом может выступать то обстоятельство, что возникают они в результате взаимодействия между вступившими в контакт обучающим и обучаемым. Это позволяет говорить о том, что в возникновение учебно-воспитательной ситуации свой вклад вносят и та и другая стороны. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Учебно-воспитательная ситуация может выступать единицей анализа учебно-воспитательного процесса и включать в себя оценку учебно-воспитательной деятельности и решение задачи от начала до конца в конкретных условиях. В деятельности одного и того же субъекта задача может изменяться внешним образом, если кто-то ставит новую задачу, или внутренним образом, если субъект деятельности меняет ее. С изменением задачи получает начало развитие новая ситуация. Несмотря на то, что учебно-воспитательные задачи весьма разнообразны, их все же можно типизировать.
Основаниями для типологии учебно-воспитательных ситуаций по видам в соответствии со степенью сложности служат:
Степень проявления: пассивная (вялотекущая) и активная (аффективная) ситуация. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Длительность проявления: быстротекущая (минуты, часы. дни) или затянувшаяся (до нескольких месяцев). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Участники ситуации:
обучающий - обучаемый;
обучающий - обучаемые;
обучающие - обучаемые;
обучающий(-щие) - обучаемый(-мые) - третьи лица (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Форма взаимодействия в ситуации:
сотрудничество - это такое взаимодействие в учебно-воспитательной ситуации, при котором один человек способен уловить состояние другого и, перестроив негативное к нему отношение, принять его действия, развить их дальше в целях успешного разрешения ситуации. В основе сотрудничества лежит содействие партнеру, забота о его благополучии независимо от своего настроения.
конфронтация, открытое (скрытое) неприятие позиций противоположных сторон по причинам объективно-субъективного характера, усугубляющее позитивное разрешение ситуации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Характер принимаемых решений в учебно-воспитательных ситуациях: (См. дополнительный иллюстративный материал.)
а) первый класс ситуаций требует принятия оперативных, безотлагательных решений и связан непосредственно с повседневной учебно-воспитательной деятельностью педагогов. Сюда следует включить:
определение цели и задач того или иного действия обучаемого, предвидение его немедленного и отсроченного последствия;
учет особенностей личности обучаемого (обучаемых), который участвовал в ситуации и с которым воспитатели, педагоги вступают в контакт для ее разрешения;
выбор наиболее эффективного метода, средства, приема достижения цели и т.п.
В ситуациях подобного типа принятое решение не должно быть волевым или импульсивным, интеллектуальным или эмоциональным. Здесь необходимо соединить воедино мотивацию, жизненный опыт, память лица, принимающего решения, и соотнести с объективной действительностью, раскрывающей ситуацию. В наибольшей степени эти требования представлены в принципах решения задачи, сформулированных еще Рене Декартом:
не торопиться в суждениях;
избавляться от предвзятых мнений;
делать по возможности более полные обзоры того, что сделано предшественниками;
каждый вопрос необходимо разложить на более простые;
начинать решение с простейшего, переходя затем к более сложному;
б) второй класс ситуаций предполагает решение учебно-воспитательных задач, связанных с разработкой относительно долгосрочной стратегии педагогической деятельности. К таким задачам можно отнести:
определение целей учебно-педагогического процесса в определенный период обучения и учебный год в целом;
определение форм и методов конкретных воспитательных мероприятий в образовательном учреждении для различных возрастных групп обучаемых и т.д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Характер действий обучаемых в различных ситуациях:
ситуации необходимого и обязательного выбора. Социально-психологические условия учебной деятельности требуют, чтобы ученик, студент вел себя не в соответствии со своими желаниями, а в соответствии с определенными требованиями, регламентирующими процесс обучения. Понимая необходимость выполнения этих норм, обучаемые сознательно регулируют свое поведение, формируют у себя культуру поведения и отношений с окружающими в рамках учебной деятельности;
ситуации свободного выбора. Например, будучи членом класса, учебной группы обучаемый имеет возможность выбирать себе друзей, по своему усмотрению проводить свое личное время, определять свое отношение к поведению вне стен образовательного учреждения;
ситуации случайного характера. Сюда относятся случаи, когда обучаемому предоставляется возможность проявить свои лучшие качества: прийти на выручку товарищу, решительно выступить против хулиганов, проявить выдержку, смелость, находчивость в экстремальной ситуации и т.п.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление