Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В качестве примера приведем случай из практики




Жена одного из клиентов (назовем его Александром) постоянно упрекала его в пьянстве. К психологу он пришел один, так как жена угрожала разводом. От совместной консультации она отказалась: «Пьешь ты, а не я. У меня все нормально и у психолога мне делать нечего».

Однако когда по ходу консультирования поведение Александра изменилось, и он мог обходиться без спиртного, жена испытала острую тревогу. Она стала сама приносить домой спиртное и провоцировать его «чуточку выпить». Ей это удалось — восстановился привычный семейный треугольник «жертва—спаситель—преследователь». Жена продолжала то жаловаться знакомым и родственникам на «ужас своей жизни» и получать их сочувствие, то «спасала бедняжку», «воспитывала и наказывала» его лишением интимной близости и человеческого внимания.

Когда через год, после повторного консультирования, муж всерьез прекратил пить — брак распался.

Более оптимистичный прогноз с подобными проблемами - ситуация, когда супружеская пара способна по собственной воле прийти к психологу. Уже сам такой приход свидетельствует о том, что у них имеется установка на сохранение совместной жизни, а значит, есть надежда на изменения к лучшему. Задача состоит в том, чтобы найти позитивный потенциал супружеской пары, столь необходимый для выхода из кризисной ситуации и реконструировать семейные отношения.

Работа с супружеской парой. В этом случае муж и жена приходят на консультацию вместе, их поведение делает наглядными привычные модели взаимодействия друг с другом. Консультант может непосредственно подвести их к осознанию конфликтных, непродуктивных форм взаимодействия. В ходе работы с парой можно рассмотреть сложную жизненную ситуацию с разных точек зрения, помочь супругам обрести новый взгляд на жизненные трудности и свою роль в их преодолении, а затем найти новые, более продуктивные

 

способы взаимодействия и решения трудных вопросов. Однако все не так просто: на первом этапе работы супружеская пара может доставить консультанту немало беспокойств и поставить под угрозу саму возможность консультирования.

6. Консультирование по поводу сложностей взаимоотношений и семье. Не реже, чем с просьбой о помощи в восстановлении семейных отношений, супруги обращаются в консультацию с жалобами на сложности отношений с детьми самых различных возрастов — от дошкольников ли студентов и старше. Причем это дети, у которых отсутствуют какие-либо отклонения, но есть самая большая проблема - отношения с собственными родителями, непонимание, доходящее до отчуждения.

Наиболее типичны жалобы на постоянные конфликты с ребенком, на непослушание и упрямство детей (особенно в кризисные периоды), невнимательность; неорганизованность поведения; лживость, за которую принимают как «псевдоложь», т. е. детское фантазирование, так и ложь, но спасение, из страха быть наказанным, упрямство, необщительность, неуважение к родителям, неподчинение, грубость... Список этих «грехов» можно продолжать до бесконечности.

Что делать психологу-консультанту на этапе работы с жалобой и запросом?

· Прежде всего — наполнить жалобу-запрос конкретным содержанием (какие именно поведенческие ситуации стали основой обращения).

· Обеспечить «стереоскопичность» взгляда на ситуацию (и взгляд на нее родителей, и взгляд ребенка, и материалы психодиагностики).

· В любом случае психолог должен быть на стороне ребенка. Его работа состоит не в подтверждении наличия «отрицательного» качества у ребенка (чего в ряде случаев только и ждет родитель), а в выдвижении совместно с родителем гипотезы об истории его развития, его возможностях и путях преодоления конфликтных отношений с родителями.

Причины нарушения детско-родительских отношений — это, прежде всего неумение понять ребенка, уже допущенные ошибки воспитания (не со зла, а в силу ограниченности и традиционности представлений о воспитании) и, конечно, столь типичная для последних лет бытовая и личностная неустроенность самих родителей.

В целом в психологическом консультировании по поводу сложности отношений с детьми целесообразно выделить три органически связанных направления.

1. Повышение социально-психологической компетентности родителей, обучение их навыкам общения и разрешения конфликтных ситуаций.

2. Психологическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по ее изменению.

3. Психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком.

Главным объектом воздействия становится сфера сознания родителей,

система сложившихся стереотипов, формы взаимодействия в семье (А.С.Спиваковская). Именно поэтому для многих родителей чрезвычайно

 

 

важно сочетание первого и второго направления работы. Прежде всего — работа по преодолению педагогических, воспитательных стереотипов.

Один из них — стереотип насильственного воздействия на ребенка, которое, как бы в насмешку, родители называют воспитанием.

Для многих российских пап и мам может показаться нелепой сама мысль о том, что кормить ребенка через силу, вталкивая через плотно стиснутые зубы ложку с кашей, — это жестокое насилие над ребенком. Этот жест заботы оставляет дыру в символических границах телесности ребенка, нарушает его целостность и... формирует будущую жертву, уже готовую смириться с проникновением другого человека в ее личное пространство.

Вместе с тем эффективная коммуникация с ребенком покоится на трех китах: безусловном принятии; признании того, что ребенок чувствует; предоставлении ему выбора. Это — важнейшее открытие гуманистической и психоаналитической психологии (К. Роджерс, Х.Джайнотт, А. Фабер и др.). Просветительская работа с родителями и должна быть направлена, с одной стороны, на преодоление непродуктивных стереотипов и принятие идей воспитания человека с чувством собственного достоинства, а с другой — на освоение адекватных этим идеям способов взаимодействия с детьми.

Первый шаг, который может (и должен) сделать навстречу ребенку взрослый, — это «принять его и присоединиться к нему», предположить (не более того!), что ребенок прав в своей установке по отношению к окружающим людям, какой бы она, эта установка, ни была.

Второй — создать опыт подлинно человечных отношений с ребенком. Ведь движущая сила развития ребенка — это аффективные отношения его с теми людьми, которые о нем заботятся; условие осмысленности его личного существования — это разделяемый с другими людьми жизненный опыт. В основе же нарушения развития личности, агрессивности, жестокости, в равной степени свойственных детям и взрослым, лежат не только конфликты, но и нехватка эмоционального тепла в раннем возрасте. Необходимо глубоко понять внутренний мир ребенка и создать опыт «корригирующей заботы», восполнить недоданное ребенку тепло, отогреть его душу.

Проведенные в русле психоаналитической педагогики исследования (К.Бютнер, Э. Джил, М. Ледер и др.) установили: отсутствие эмоционального тепла, оскорбления, жестокость, которую претерпел ребенок, оказывают на всю его дальнейшую жизнь судьбоносное влияние. Дети, которые пережили жестокое обращение, вырастают мнительными, ранимыми. У них искажено отношение к себе и другим, они не способны к доверию, слишком часто не в ладу с собственными чувствами, склонны к жестоким отношениям с окружающими, как бы вновь и вновь мстя им за свой опыт унижений.

Еще один важный момент консультирования по проблеме детско- родительских отношений: при анализе каждой конфликтной ситуации помогать родителю проходить по обеим сторонам улицы воспитывающего взаимодействия, смотреть на случившееся глазами и взрослого, и ребенка. При этом важно задавать себе вопросы: что в истории развития моего ребенка могло привести к агрессивному поведению? Могла ли спровоцировать вспышку гнева

 

 

создавшаяся ситуация? Каков «вклад взрослого» в возникновение конфликт? Только так мы научимся понимать хотя бы что-то из того, на что мы хотим повлиять. Если заглянуть в «душевное подполье» детей и родителей, мы увидим «ад» взаимных обид и психических травм, любви и ненависти, которые «одинаково метят жизненный путь человека».

Исследования природы агрессивного поведения (К. Бютнер, В. Л. Горянина, Е.В.Ольшанская и др). показали: в основе любого конфликт, немотивированного, на первый взгляд, взрыва агрессии ребенка лежит страх. Все многочисленные страхи (перед смертью, обществом и отдельными ею представителями, лицами противоположного пола, перед своими запретными, с точки зрения морали, чувствами) свойственны и ребенку, и воспитывающему его взрослому. Возникают же они на основе пережитого негативного опыта: память о нем актуализируется в боязнь быть травмированным, обиженным Страх подвергнуться нападению в ситуации, в чем-то напоминающей прошлый опыт, трансформируется в гнев, ярость, архаическое чувство злобы.

Первый шаг к подлинно гуманному воспитанию — в понимании взрослым субъективного образа мира ребенка, его чувств и эмоций, в том числе и тех, которые в нашей культуре привыкли считать негативными; второй — в стремлении изжить страх, создать отношения, свободные от страха, «корригирующий опыт заботы». Для этого необходимо отказаться от манипулирования поведением и репрессивных мер (отметки, замечания, наказания и пр.) и обратиться к сфере чувств и переживаний ребенка, научиться понимать ребенка и взаимодействовать с ним.

Идею корригирующего опыта заботы легче провозгласить, чем реализовать. На ее пути множество препятствий. И первое из них — родители, воспитанные в страхе и несвободе. Именно поэтому в консультирование родителей целесообразно включать методы, дающие живое знание и раскрепощающие их собственную эмоционально-рефлексивную сферу, позволяющие принимать себя и уверенно чувствовать себя во взаимодействии с детьми.

В процессе консультирования родителей возможны две тактики работы: первая — усиление когнитивного аспекта. Здесь в основном раскрываются наиболее важные вопросы воспитания и психологического развития детей, супружеских взаимоотношений и др.;

вторая — работа по преимуществу с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях. Особое внимание уделяется отношениям консультанта и клиентов, а основным средством часто становится ролевое моделирование проблемных ситуаций и нахождение способов выхода из них. Нередко используется групповая форма работы, где условием внутренних и внешних изменений становится сама' ситуация социального влияния. Это выражается в следующем:

  • участники группы подвержены влиянию руководителя и других участников группового процесса;
  • участники идентифицируются друг с другом и руководителем группы;

 

 

  • каждый из участников присваивает групповой опыт через работу с собственными и чужими эмоциональными проблемами.

На занятиях особое место отводиться анализу семейных отношений, приемов и методов воспитания в прародительских семьях. Неотъемлемой частью занятий являются домашние задания для родителей, знакомство с различными играми и раскрытием психологических аспектов той или иной игры.

Выбор тактики работы обусловлен продолжительностью консультирования, образованием, возрастом клиентов, типом семьи, которую они представляют (полная или неполная), готовностью и родителей к предстоящей внутренней работе. Однако в процессе, консультирования длительного, по типу психологического сопровождения, работа, как правило, приобретает интегративный характер: в фокусе внимания консультанта находятся обе стороны, хотя и в разной степени на разных этапах работы.

Эти тактики можно использовать в учреждениях социальной защиты.

 

Задания

1. Охарактеризуйте основные подходы к семейному консультированию.

2. Раскройте основные стадии процесса консультирования.

3. Опишите методы и приемы, используемые в семейном консультировании.

4. Охарактеризуйте основные подходы семейного консультирования.

5. Назовите основные типы практики работы семейных консультантов.

6. В чем состоят основные требования к работе с супружеской парой?

7. Назовите особенности консультирования по поводу сложностей взаимоотношений с детьми.

 

Литература

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 1994.

2. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. — М., 1991.

3. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно- психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. — М., 1990.

4. ВинникоттД. Разговор с родителями. — М., 1994.

5. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. — М., 1997.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком... Как? — М., 1997.

7. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. — М., 1992.

8. Лосева В. К, Луньков А. И. Рассмотрим проблему. — М., 1995.

9. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2000.

10. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М., 1997.

11. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992.

 

 

Тестовые задания для самопроверки

 

1. Чем отличается семья от другой малой группы?

а) количеством членов группы

б) общий семейный бюджет, наличие детей

в) общие интересы, совместное проживание

г) брачные, кровно родственные связи, совместное проживание в одном помещении, общий семейный бюджет

2. В чем состоит социальная значимость семьи для общества?

а) продолжение рода, воспитание детей, забота о старых членах общества

б) развивает экономику

в) формирование новых людей

г) сохранение психического здоровья членов общества

3. В чем состоит персональная значимость семьи для человека?

а) преодоление одиночества, поиск смысла жизни

б) сохранение физического, психического здоровья

в) увеличение продолжительности жизни

г) все ответы верны

4. Какая наука первая рассматривала семью и особенности ее функционирования?

а) философия

б) социология

в) история

г) психология

5. Кому принадлежит первая попытка в определении характера брачно-семейных отношений?

а) Платон

б) Аристотель

в) В. Сатир

г) Л. Шнейдер

6. Кому из ученых удалось описать стадии исторического развития семьи?

а) И. Баховен

б) Э. Кант

в) Л. Морган

г) Ж.-Ж. Руссо

7. Кому принадлежит мнение о том, что семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения?

а) Ф. Энгельс

б) Дж. Мак-Леннан

в) К. Маркс

г) Э. Кант




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.