КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогические ситуации
1. Вова решил строить мост. Не бери кубики. Я только что их аккуратно сложила, - говорит мама. Ну тогда я возьму самосвал, - решает мальчик. Но мама снова недовольна: Я только что пол вымыла, лучше книжку посмотри. Однако книжка сына не интересует. Пойду погуляю. Но мама напоминает, что сын недавно болел, а на улице сыро. Вопросы: Какие могут быть последствия такой «организации» деятельности мальчика. Что можно посоветовать маме?
2. Коля вбежал в дом, схватил коробочку и собрался уйти, но отец сказал: Хватит гулять, уже поздно. -Я на минуточку, - попросил мальчик, - только отдам Феде коробочку и вернусь. · Обождет твой Федя до завтра, ничего не случится. · Я обещал. Все равно пойду! - плачет ребенок и бежит к двери. Отец останавливает его, схватив за руку. Вопросы: Какие чувства испытывает мальчик, а какие отец? Предложите варианты выхода из ситуации.
3. Глеб собрался гулять. · Надень пальто - говорит отец. · Не надо, на улице тепло, - возражает мать. · Надень! - приказывает отец. · Не надо, - настаивает мать. Мальчик не знает, кого слушать. Вопросы: Каковы последствия подобных воздействий на ребенка? Какое важное педагогическое требование не реализовано?
4. Перед родительским собранием, посвященным взаимоотношениям в семье, педагоги провели с детьми беседу о любви родителей к детям и детей к родителям. Приведем некоторые высказывания детей. Света (5 лет 6 мес): «Из людей больше всего люблю папу, а маму меньше. В папе больше доброты, а в маме нет. Мама нервничает. Меня рано в сад поднимает, потому, что меня надо причесать, а ей рано на работу ехать. А папу люблю, потому, что он меня на машине возит, забирает из сада, часто гулять пускает». Леша (6 лет): «Больше всего я папу люблю, потому что мы с ним играем, на диване боремся, и я его побеждаю». Аня (5 лет 6 мес.) «Я люблю людей и гостей своих. Еще люблю жвачки, мороженое, конфеты, сладкий чай, печенье. А если не из еды, тогда я люблю платья, туфли, красивые босоножки, кофточки и все блестящее, золотое». Вопросы: Какие выводы можно сделать на основе детских высказываний о стиле семейных отношений, о моральных ценностях в семьях этих детей?
5. Однажды на семейное торжество Петровы пригласили сослуживцев отца. Был среди приглашенных и Фарафонов. В самом разгаре вечери Фарафонов подошел к маленькому Васе, начал задавать обычные в таких случаях вопросы, но малыш наотрез отказался отвечать. · Я не буду с тобой разговаривать. · Это почему же? · Потому что ты Фарафонов. · Ну и что? · Ты дурак и папе мешаешь работать. Конечно, вечер был испорчен и для отца, и для Фарафонова, но больше всех пострадал Вася. Отец уволок его в другую комнату, стал бить ремнем, и мальчик, всхлипывая, повторял только: Ты же сам так говорил! Вопросы: Что, на ваш взгляд, послужило причиной такого высказывании ребенка? Следует ли при ребенке вести разговоры, касающиеся проблем взрослых? К какому воздействию можно отнести аналогичные разговоры взрослых: к стихийным или целенаправленным? Какие чувства пережил ребенок и как это сказалось на его психическом и нравственном развитии?
6. Четырехлетняя девочка, играя в своем уголке, выговаривала кукле: «Не приставай. Помощница нашлась. Успеешь в жизни наработаться». Вопросы: Какой можно сделать вывод о трудовом воспитании в семье девочки?
7. Малыш шести лет увлечен игрой: он ремонтирует автомобиль, роль которого исполняет перевернутое кресло. Мама в это время решила прививать мальчику трудовой навык - учить подметать пол. «Иди сюда, - зовет она сына, - хватит ерундой заниматься». А для него это вовсе не ерунда. Он весь в своем воображаемом мире и оторваться от игры не может. Но мать дорожит своим авторитетом: раз она сказала, нужно настоять на своем. Она ставит на место кресло и сует сыну в руки веник. Ребенок упрямится, он обижен, он люто ненавидит этот веник. Возникает конфликт, которого могло и не быть. Вопросы: Почему возник конфликт между мамой и сыном? Как можно было разрешить эту конфликтную ситуацию? В чем главная ошибка мамы? Каковы ее предполагаемые последствия?
8. Из калитки детского сада вышли мать и сын. Мама торопится, она все время повторяет: «Скорее, Сережа, мне очень некогда». Мальчик что-то весело рассказывает ей, размахивает руками, вдруг поднял голову и спросил: - Мамочка, куда ты положила мой подарок? -Вот еще, - отмахнулась мать. - Не хватало только твоего мусора в квартире. Мальчик остановился. -Да идем же. Выбросила в урну возле детского сада. -Сережа вырвал руку и побежал назад. -Куда же ты, вернись назад! -Но мальчик не остановился. Вопрос: Какими могут быть последствия бестактного поведения мамы?
9. Вике шестой год. Она очень хочет быть похожей на маму, подражает ее движениям, походке, манере говорить. Она часто повторяет услышанное от взрослых: «Я вся в маму». Так же, как и мама, девочка нежно относится к маленькой сестренке, заботливо укрывает ее, играет с ней, потряхивает погремушкой, ласково похлопывает по одеяльцу, чтобы успокоить, когда та плачет. Обращается к малышке приветливым тоном. Зато тон отношений с бабушкой у Вики совсем иной: пренебрежительный, высокомерный. Сиди, уж помалкивай, старая, тебя не спрашивают. Эту фразу нередко произносит мама. Вопросы: Какую особенность семейного воспитания подтверждает приведенный пример? Как вы считаете, почему воспитание детей надо начинать прежде всего с самовоспитания?
10. В вагон метро вошел молодой папа с сыном. Мальчику на вид не больше шести. Они сели на свободные места для пассажиров с детьми, и пани, положив руку на спину мальчика, тут же задремал. По примеру отца и сын тоже зажмурил глаза. Однако из-под ресниц продолжал наблюдать за дорожными событиями... Вот на ближайшей остановке вошла женщина и остановилась рядом. Мальчуган попытался освободиться из-под папиной руки, чтобы встать. Но папина рука властно прижала его к сиденью. Сиди, - приказал отец, не открывая глаз. -Так я, чтобы уступить… -А я сказал - сиди, - повторил отец. -Мальчик покорно сел и, посмотрев в бесстрастное лицо дремлющего папы, громко сказал: -А в детском саду Майя Петровна говорит, чтобы мальчики... -Ты можешь помолчать? - прерывает его отец. А вот и остановка, которая заставила молодого папу и сына подняться. Направляясь к выходу, папа наклонился к сыну и хохотнул: У нас женщины имеют одинаковые права с мужчинами. Так-то вот. Вопросы: Объясните реакцию мальчика. Чье влияние сказалось на его поведении? Проанализируйте поведение отца, его пример и наставления сыну i позиций нравственности.
11. -Папа, а меня сегодня Нина Петровна похвалила: я запомнили стихотворение быстрее всех. Хочешь расскажу? -Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера, - строго говорит отец. Лицо дочери мрачнеет. Дома девочка делает еще один «заход»: Мама, хочешь расскажу стихотворение про елочку? Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь. Вопросы: Как в дальнейшем может отразиться невнимание отца, матери к делам дочери на установление доверительных отношений между нею и родителями? Какой стиль отношений взрослых с ребенком в данной семье?
12. Как вы понимаете высказывание А.С.Экзюпери: «Любить - это значит смотреть в одну сторону».
13. В семье, где растет пятилетний Максим, все подчиняется его интересам. Он постоянно слышит: «Это Максимушке», «Уступите ему, а то обидится...», «Купили маленькому, хотя и дорого, зато сколько радости он получил...», «Оставьте для маленького». Соки, фрукты, шоколад - только дли Максима. Их дают мальчику в неограниченном количестве - лишь бы ел. А тот капризничает: «Не хочу это, хочу то». Вопросы: Оцените действия родителей с педагогической точки зрении Воспитанию каких черт характера способствуют родители?
14. Воспитатель заметил, что сегодня Гриша (ему 4 года) пришел в детский сад в возбужденном состоянии: громко разговаривает, спорит, затевает ссоры с товарищами по игре, отнимает игрушки. В чем причина? Вечером, когда отец забирал сына, воспитатель решил выяснить у него необычность поведения ребенка. Отец сказал: «Утром поспорил с женой. Из-за пустяка. Ссор у нас не бывает всерьез. А сын притих, все прислушивался, а потом сначала подошел ко мне и сказал: "Зачем маму обижаешь?", затем к маме: "Зачем папу обижаешь?" Она взяла да шутя и шлепнула сына потихоньку. Конечно, не больно, но он обиделся и всю дорогу капризничал». Вопрос: Как вы думаете, чем вызвано необычное поведение ребенка?
15. Дети играют в семью. Четырехлетний Вова, развалившись в кресле, говорит «жене» - очаровательной кудрявой Леночке: «Не приставай ко мне с разговорами, лучше есть давай». Вопрос: Что можно сказать о стиле отношений между родителями в семье мальчика?
16. Родители готовятся к приходу гостей, мама накрывает на стол. Дочка берет без разрешения тарелку с пирожными и угощает ими пришедшую к ней подругу. Родители начинают ее ругать, но девочка пытается аргументировать свой поступок: «Вы же сами говорили, что надо быть доброй». Вопросы: Почему так поступила девочка? В чем проявляются особенности усвоения ребенком нравственных норм?
17. Воспитатель говорит Саше: «Сначала надо надеть рейтузы, потом уже сапоги». Ребенок отвечает: «Знаешь что, каждый человек сам себе командует». Задание: Проанализируйте ситуацию и свяжите ее с особенностями возраста детей.
18. Воспитатель спрашивает у Коли: «Куда же ты летом ездил?» Коля отвечает: «В деревню к бабушке». «Ну и как, хорошо ты там отдохнул?» «Да я там работал, бревна таскал... Ух...» Вопрос: Что можно сказать о трудовой атмосфере в семье ребенка?
19. Воспитатель делает замечание Вове: - Зачем ты песком бросаешься? -В ответ слышит: -Замолчи..., - и далее следует неприличное слово. - Вова, я даже такого слова не знаю. -А я знаю. Меня дома мама с папой так зовут. Вопрос: Что вы думаете о силе родительского примера, о детской подражательности?
Приложение 3
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |