КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологические преступления, не связанные с посягательствами на конкретные компоненты природной среды
Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК). Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок восстановления и рационального использования компонентов окружающей среды в их единстве при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов. Факультативным непосредственным объектом является здоровье человека. Предмет преступления – окружающая среда в единстве ее компонентов, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Объективную сторону рассматриваемого преступления характеризуют следующие признаки: а) деяние, состоящее в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов; б) общественно опасные последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибелью животных либо иных тяжких последствий; в) причинная связь между деянием и последствиями. Статья 246 УК имеет бланкетную диспозицию и отсылает правоприменителя к множеству различных нормативно-правовых актов, которые содержат правила охраны окружающей среды: федеральным законам «Об охране окружающей среды», «О животном мире», Водному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, Градостроительному кодексу РФ и др. Нарушение правил охраны окружающей среды может выражаться, например, в непроведении государственной экологической экспертизы, эксплуатации предприятий без очистных и иных защитных сооружений. Не охватывается составом данного преступления нарушение правил охраны недр при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий, или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, так как данное деяние предусмотрено ст. 255 УК. Понятие проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации даны нами при анализе объективной стороны состава преступления, указанного в ст. 255 УК. Под промышленными объектами следует понимать здания и сооружения, используемые для получения продукции в промышленном секторе экономики (например, различные заводские помещения, фабричные здания, литейные цеха). Под сельскохозяйственными объектами следует понимать здания и сооружения, используемые для получения продукции в сельскохозяйственном секторе экономики (здания ферм, элеваторов, складские помещения, сушильные сооружения и т. п.). Под научными объектами следует понимать здания и сооружения, используемые для целей науки (различные научно-испытательные полигоны, лаборатории, исследовательские камеры и т. п.). Иные объекты – это объекты, не входящие ни в одну из трех предыдущих групп (например, военные объекты, административные, торговые, жилые здания и сооружения). Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий, предусмотренных в статье. К ним относятся существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных, иные тяжкие последствия. Под существенным изменением радиоактивного фона понимается его ухудшение до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений. Под причинением вреда здоровью человека понимается причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью хотя бы одного человека. Под массовой гибелью животных понимается превышение среднестатистического уровня гибели животных в три или более раза. Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например: массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель) (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21). Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом или неосторожностью. Субъект преступления специальный – лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной деятельности, достигшее 16 лет. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК). Основным непосредственным объектом преступного нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов являются общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок восстановления и рационального использования компонентов окружающей среды в их единстве при обращении экологически опасных веществ и отходов. В качестве факультативного непосредственного объекта данного состава преступления могут выступать здоровье и жизнь человека. Предметом данного преступления являются экологически опасные вещества и отходы. Данное понятие является собирательным и в диспозиции ст. 247 УК раскрывается через указание на запрещенные виды опасных отходов, а также радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы, оборот которых осуществляется в установленном порядке. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» отходами являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве, вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т. п. Отходы потребления это – остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. К отходам потребления относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации. К отходам потребления относят в основном твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей. В диспозиции ч. 1 ст. 247 УК речь идет не просто об отходах, а об определенной их категории, характеризуемой понятиями опасные и запрещенные. Согласно Федерального закона «Об отходах производства и потребления» опасные отходы – это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Запрещенные виды опасных отходов – виды опасных отходов, производство и оборот которых запрещен. Радиоактивные вещества – не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. Радиоактивные отходы – ядерные материалы и радиоактивные вещества, использование которых не предусматривается. Бактериологические вещества – вещества, содержащие бактерии. Бактериологические отходы – вещества, содержащие бактерии, дальнейшее использование которых не предусматривается. Химические вещества – собирательное понятие. Законодатель имел в виду химические вещества, которые могут создать угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. Например, к ним следует относить общеядовитые и нервно-паралитические вещества. Химические отходы – отходы химических производств или их продукция, сырье в виде химических веществ или их смесей, инертные либо опасные для здоровья человека и окружающей среды. Объективная сторона преступления выражается в производстве запрещенных видов опасных отходов, транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил. Диспозиция нормы носит бланкетный характер. Требования по безопасному обращению экологически опасных веществ и отходов содержатся в Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 15 июня 1998 г. «О модельном законе «Об отходах производства и потребления», Федеральном законе от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления», Санитарных правилах и нормах СанПиН 2.1.7.728-99 «2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 января 1999 г. № 2) и в иных нормативных правовых актах. Под производством отходов следует понимать их получение в качестве побочного результата любого вида деятельности. Транспортировка отходов – это их перемещение в пространстве с использованием транспортных средств. Хранение отходов – содержание отходов в специально оборудованных накопителях до их извлечения с целью захоронения, обезвреживания или использования. Захоронение отходов – изоляция отходов, направленная на предотвращение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и исключающая возможность дальнейшего использования этих отходов. Использование отходов – применение отходов для производства продукции и выполнения работ (услуг) или получения энергии. Иное обращение – все виды деятельности, связанные с отходами и не охватываемые понятиями производство, транспортировка, хранение, захоронение, использование (например, обезвреживание отходов – обработка (в том числе сжигание) на специализированных установках отходов, приводящая к уменьшению их опасного воздействия на окружающую среду и человека). Преступление признается оконченным с момента создания угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. Применительно к ч. 1 ст. 247 УК существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде – в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека (п. 6 названного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ). Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 247 УК, характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Субъектом преступления может быть как лицо ответственное, например, за соблюдение указанных правил, так и любое вменяемое физическое лицо достигшее 16-летнего возраста. В ч. 2 ст. 247 УК предусматривается ответственность за нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Причинение вреда здоровью человека и массовая гибель животных характеризуются аналогично этим последствиям, указанным в ст. 246 УК. Понятия «зона экологического бедствия» и «зона чрезвычайной экологической ситуации» были рассмотрены нами ранее при анализе п. «г» ч. 1 ст. 258 УК. Состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 247 УК, имеет материальную конструкцию. Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий. Требуется устанавливать причинную связь между деянием и наступившими последствиями. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, квалифицируется по ч. 3 ст. 247 УК. Для установления в содеянном признака массового заболевания людей рекомендуется привлекать соответствующих специалистов либо экспертов, например представителей федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21). Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 247 УК, характеризуется неосторожной формой вины. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ). Основным непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления являются общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок осуществления суверенных прав и юрисдикции Российской Федерации на ее континентальном шельфе и в ее исключительной экономической зоне. Предметом преступления, указанного в ч. 1 ст. 253 УК, являются континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации как юридически-территориальные образования. Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» под континентальным шельфом Российской Федерации следует понимать морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» под исключительной экономической зоной РФ следует понимать морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Законом, международными договорами РФ и нормами международного права. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 253 УК, образуют незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе РФ, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства. Указанная диспозиция носит бланкетный характер. Порядок возведения сооружений на континентальном шельфе, а также создание вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности, а также правила строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства регулируются специальным законодательством, в частности, указанными выше федеральными законами. Под незаконным возведением сооружений на континентальном шельфе РФ следует понимать строительство островов, установок и сооружений без разрешения специально уполномоченных на то федеральных органов РФ. Незаконное создание зон безопасности подразумевает установление зон безопасности или увеличение их размера сверх разрешенного без соответствующего разрешения уполномоченных на то федеральных органов РФ. Под установлением и увеличением следует понимать оборудование морской территории средствами предупреждения о наличии искусственных островов, установок или сооружений. Нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства будет иметь место в случаях, когда не соблюдаются установленные законодательством требования. Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 253 УК, формальный. Преступление будет признаваться оконченным с момента совершения любого из нарушений, указанных в диспозиции, независимо от наступления общественно опасных последствий. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Субъектом преступления может быть как лицо ответственное, например, за соблюдение указанных правил, так и любое другое вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В ч. 2 ст. 253 УК устанавливается ответственность за исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения. Предметом преступления являются природные ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Согласно ст. 4 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» природные ресурсы континентального шельфа – это минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Согласно ст. 4 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» природные ресурсы исключительной экономической зоны – живые и неживые ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах. К живым ресурсам относятся все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, а также другие водные биологические ресурсы, за исключением живых организмов «сидячих видов» морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации». К неживым ресурсам относятся: минеральные ресурсы вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения, энергия приливов, течений и ветра, другие возможные виды неживых ресурсов. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 253 УК РФ, состоит в исследовании, поиске, разведке, разработке природных ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны, проводимых без соответствующего разрешения. Исследования делятся на два вида: 1) морские научные исследования – фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере; 2) морские ресурсные исследования – прикладные научно-исследовательские работы, направленные на изучение, разведку и промысел живых ресурсов, а также на изучение, разведку и разработку неживых ресурсов. Поиск – установление наличия и места нахождения природных ресурсов. Разведка – целенаправленное определение продуктивности и возможности промышленного изъятия природных ресурсов т. д. Разработка – это промышленное изъятие живых и неживых природных ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Разработка живых ресурсов называется промыслом или промышленным рыболовством. Уголовная ответственность за исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ наступает в случаях, когда такие деяния совершены без обращения в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти за получением разрешения (лицензии) или после подачи заявки на лицензирование, но без получения разрешения (лицензии) или при отказе в лицензировании либо после получения положительного ответа о лицензировании, но до регистрации лицензии, либо после истечения срока действия лицензии, или после выбора указанной в разрешении (лицензии) квоты (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)») Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения любого из деяний, перечисленных в ч. 2 ст. 253 УК. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК). Непосредственным объектом состава преступления, предусмотренного ст. 262 УК, являются общественные отношения, обеспечивающие установленный режим особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Предметом преступления являются особо охраняемые природные территории, под которыми согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» следует понимать участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. В соответствии с содержанием ст. 262 УК к ним относятся заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы и другие особо охраняемые государством природные территории, к которым относятся природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, образованные в установленном порядке. Перечень категорий особо охраняемых территорий является открытым. Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать иные категории особо охраняемых природных территорий (например, территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы и природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники) (п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»). У каждой особо охраняемой природной территории свой специфический режим, который регламентируется как общим бланкетным законодательством, например, Законами «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «О животном мире», Водным, Лесным и Земельным кодексами и т. п., так и специфическими нормативно-правовыми актами. Так, режим государственных природных заповедников дополнительно регламентирован «Положением о государственных природных заповедниках» от 18 декабря 1991 г., режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов – Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Объективную сторону преступления характеризуют следующие признаки: а) деяние (действие или бездействие), выражающееся в нарушении режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий; б) общественно опасные последствия в виде значительного ущерба; в) причинная связь между деянием и наступившими последствиями. Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий может выражаться, в частности, в строительстве зданий, сооружений, дорог, трубопроводов, линий электропередачи, изыскательских работах и разработке полезных ископаемых на территории заповедника или национального парка, выпасе скота, сенокошении, сборе цветов, выкапывании клубней и луковиц растений, распашке, сжигании травостоя в ботанических заказниках, добыче камня, гравия, песка и других полезных ископаемых в геологических заказниках, строительстве баз отдыха, туристических и спортивных лагерей в заповедниках и т. п. Рассматривая вопрос о привлечении к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 262 УК, необходимо проверять, какие требования режима, установленные для каждой категории особо охраняемых природных территорий, были нарушены, и указывать это в материалах уголовного дела. Не могут квалифицироваться по данной статье уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также загрязнение вод, незаконная добыча водных биологических ресурсов, незаконная охота либо незаконная рубка лесных насаждений, совершенные на территории заповедника или заказника. Эти действия подлежат квалификации соответственно по ст. ст. 243, 250, 256, 258, 260 УК, предусматривающим специальные составы преступлений по отношению к ст. 262 УК. Состав преступления материальный. Преступление окончено с момента причинения значительного ущерба. Значительный ущерб – оценочный признак. При разрешении вопроса о том, причинен ли в результате нарушения режима особо охраняемой природной территории значительный ущерб, судам надлежит исходить из конкретных обстоятельств дела, в частности категории особо охраняемых природных территорий, их экономической, социальной, исторической, культурной, научной значимости, способности природного ресурса к самовосстановлению, количества и стоимости истребленных, поврежденных компонентов природной среды (п. 27 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ). Установление причинной связи между нарушением режима и наступившими последствиями в виде значительно ущерба обязательно. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Глава 14. Преступления против безопасности движения
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |