Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Грамматические категории имени существительного




Занятие IX

 

1. Грамматические категории имени существительного.
2. Типы склонения. Склонение основ на -а.
3. Sandhi слога -as(aas).
Упражнения.

Имя существительное в древнеиндийском характеризуется грамматическими категориями рода, числа и падежа.
В санскрите три рода — мужской, женский и средний; три числа — единственное, множественное и двойственное. Последнее представляет собой архаическую форму парности: форма двойственного числа встречается обычно у существительных, обозначающих предметы, лица или явления, существующие в окружающей действительности попарно — ноги, руки, глаза, родители, день и ночь (т. е. сутки), и т. п.

Древнеиндийский язык имеет развитую падежную систему, состоящую из восьми падежных форм. Они располагаются в следующем порядке:
именительный падеж (Nominativus, N.)
винительный падеж (Accusativus, A.)
творительный падеж (Instrumentalis, I.)
дательный падеж (Dativus, D.)
отложительный падеж (Ablativus, Abl.)
родительный падеж (Genetivus, G.)
местный падеж (Locativus, L.)
звательная форма (Vocativus, V.)

Краткая характеристика основных функций падежей:

N. — обозначает деятеля: сын читает — sutaH paThati; дерево падает — vrikSaH patati; отец стоит — pitaa tiSThati.
Двойной N. употребляется при глаголах со значением <быть, становиться>: сыновья становятся героями — sutaa bhavanti viiraaH. [sutaa из sutaas перед звонкими согласными (см. 3. sandhi этого занятия).]

A. обозначает: 1) объект (при переходных глаголах): он пишет письмо — patraM likh`ati;
2) направление (при глаголах движения и речи): он идет в город — nagaraM gacChati; сын говорил отцу — sutaH pitaram abravit;
3) время: она стояла день и ночь — divaaraatraM sthitaabbavat.
Двойной A. употребляется при глаголах речи: она сказала слово (речь) царю — uvaaca vacanaM paarthivam.

I. обозначает: 1) чем, с помощью чего совершается действие: (я) пишу рукой — hastena likhaami; он едет на колеснице — rathena gacChati;
2) деятеля (в пассивной конструкции): сыном пьется вода — sutena jalaM piiyate;
3) причину действия: по причине несчастья он идет в город — duHkhena nagaraM gacChati;
4) имеет социативное значение: (он) идет с сыном — sutena gacChati; со временем (она) стала взрослой — kaalena yauvanasthaa babhuuva.

D. обозначает: 1) адресат действия: (я) пишу сыну (письмо) — sutaaya likhaami;
2) цель: он идет на битву (т. е. для сражения) — yuddhaaya gacChati;
3) направление (при глаголах движения): он идет (направляется) к деревне — graamaaya gacChati.

Abl. обозначает: 1) исходное место действия: он идет от деревни, из леса — graamaad gacChati, vanaad gacChati;
2) причину: от счастья — sukhaad, от горя — duHkhaad; от жадности возникает гнев — lobhaat krodhaH prabhavati.

G.: 1) приименной падеж, обозначает отношение, принадлежность: улица деревни — graamasya rathyaa; рычание льва — siMhasya garjana.
2) G. употребляется при глаголах со значением <быть, иметься>: у человека были сыновья — narasya putraaH samabhavan; у врагов имеются колесницы — ariinaaM raathaa bhavanti.

L. обозначает: 1) место: живет в лесу, среди деревьев — vane taruSu vasati;
2) время: летом — griiSme; днем — dine.

V. обозначает лицо, к которому обращаются с рассказом, вопросом, приказанием: послушай, о Юдхиштхира — shR^iNu yudhiSThira; приди, Савитри — ehi saavitri.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.