Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые характеристики четырех основных типов общества




(по Р. Кроуфорду)

Характе­ристика Примитивное общество Сельскохозяйствен­ное общество Индустриальное общество Общество знания
Техноло­гия Энергия: люди Материалы: шкуры, камни Инструменты: примитивные орудия Производственные методы: отсутствуют Транспортная система: пешеходная Коммуникационная система: речь Энергия: естественная (люди, животные, ветер) Материалы: возобновляемые ресурсы (деревья, шерсть и др.) Инструменты: усиливающие (блоки, уровни) или природные (водяное колесо) Производственные методы: ручные Транспортная система: конная, мореплавание Коммуникационная система: письменность Энергия: топливо Материалы: невозобновляемые ресурсы (металл) Инструменты: машины, заменяющие человека Производственные методы: конвейер Транспортная система: пароходы, железные дороги, автомобили, воздухоплавание Коммуникационная система: печать, телевидение Энергия: естественная (солнце, ветер), ядерная Материалы: возобновляемые ресурсы (биотехнология), искусственные Инструменты: машины, связанные с умственной деятельностью (компьютеры) Производственные методы: робототехника Транспортная система: освоение пространства Коммуникационная система: электронные средства общения
Экономика Собирательство, охота, рыбная ловля Децентрализован­ная местная экономика, простое разделение труда Основной ресурс: земля Национальная рыночная экономика, сложное разделение труда (специализация) Основной ресурс: физический капитал Интегрированная глобальная экономика, сетевая организация Основной ресурс: человеческий капитал
Социаль­ная система Племенная Семейная, образование — привилегия элит Конформизм, элиты, классы, образование — массовое Диверсифицирован­ность, эгалитаризм, индивидуализм, образование — индивидуализировано
Полити­ческая система Основная политическая единица: племя, ведущая роль старейшин, вождей Феодализм, право управления носит наследственный характер Основная политическая единица: местный орган власти Капитализм и марксизм, национализм Основная политическая единица: сильное национальное правительство в форме представительной демократии или диктатуры Глобальная кооперация Основная политическая единица: наднациональное управление
Парадигма Мир представляется в природных терминах Основа знания: математика (алгебра, геометрия) Центральные идеи: религия, мистическое отношение к жизни, система ценностей подчеркивает гармонию с природой Основа знания: физика, химия Центральные идеи: рациональная социальная структура, создающая гармонию между преступлением и наказанием Основа знания: квантовая электроника, молекулярная биология, экологические науки Центральные идеи: система ценностей подчеркивает роль индивидуальности в децентрализованном обществе

Источник. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. С. 219—220. В этой работе при составлении таблицы автор использовал публикацию: Crawford R. In the Era of Human Capital: The Emergence of Talent. Intelligence. And Knowledge as the Worldwide Economic Force and What It Means to Managers and Investors. N. Y.: Harper Business, 1991. P. 6.

 

Доминирующая роль сферы услуг в постиндустриальном обществе позволяет применять термины «сервисная экономика», «экономика услуг». По мнению ученых, в сервисной экономике речь идет об установлении интерактивных (диалоговых) и постоянно отслеживаемых отношений с потребителями, направленных на максимизацию степени их удовлетворенности. В экономике услуг фактор взаимодействия превосходит по своему значению технологические факторы в качестве переменной, определяющей эффективность.

Именно услуги оказываются в центре современной экономики, как это было в свое время с промышленностью в индустриальной экономике.

В современной литературе1 выявляют следующие отличия сервисной экономики от индустриальной.

1 Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. 2002. С. 23—24.

 

Во-первых, в сервисной экономике предприятия нацелены в первую очередь на повышение эффекта полезности, более полного удовлетворения специфических (индивидуализированных) запросов клиентов. В индустриальной же производители стремятся максимизировать выпуск товарной продукции.

Во-вторых, в сервисной экономике понятие полезности отождествляется с характером использования товаров и с тем, насколько совершенны системы, включающие как материальный продукт, так и соответствующие услуги, а в индустриальной — только с материальной стороной продукции.

В-третьих, в сервисной экономике под качеством понимается способность производителя установить и постоянно отслеживать отношения с покупателем в целях максимизации степени удовлетворения его потребности. В индустриальной экономике под качеством понимают умение предприятия хорошо делать свое дело.

В-четвертых, в сервисной экономике меняется стиль менеджмента, отличительными особенностями становятся гибкость, быстрота принятия решений, сетевая организация, свобода маневра и открытость. В индустриальной экономике менеджмент носит в значительной мере «механический» характер, что определяется в решающей мере иерархичностью структур и их чрезмерной упорядоченностью. Современные партнеры стремятся создавать организационные структуры, которые отличались бы более развитыми горизонтальными связями, и при которой степень вертикальной интеграции отношений между их подразделениями была бы меньше. В этом случае, ориентируясь на потребности клиентов, предприятие больше внимания уделяет обеспечению взаимосвязи между стратегическими целями фирмы и мотивацией сотрудников.

В-пятых, основное внимание в сервисной экономике уделяется эффективности функционирования материально-сервисных систем, а в индустриальной — преобразованию сырья в готовую продукцию (на это нацелены основные технологии).

Различия индустриальной и сервисной экономики показаны в табл. 2.2.

Таблица 2.2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.