Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная служба




20.1. Законодательство РФ о государственной службе. В правовом регулировании государственной службы значительно повышена роль закона.

Важнейшее место в рассматриваемом институте принадлежит Конституции РФ. Многие ее статьи (1, 10, 12, 32, 71, 78, 83, 89 и др.) прямо или косвенно закрепляют основы государственной службы. Следующим по значению актом, создавшим правовой фундамент государственной службы, является федеральный Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». Он закрепил общие положения, регулирующие оба существующих в России уровнягосударственной службы: федеральной и субъектов Федерации. Конституция и Основы содержат положения, относящиеся и к федеральной государственной службе, и к государственной службе субъектов Федерации.

Вторая группа актов регламентирует только тот или другой уровень государственной службы. Это: Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г.; Закон республики Татарстан «О государственной службе»; Закон «О государственной службе Свердловской области» и аналогичные акты законодательных органов других субъектов Федерации.

Третья группа источников -федеральные акты, регулирующие правовой статус отдельных видов государственной службы. В их числе Законы РФ: «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г.);«О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.; «О воинской обязанности и военной службе» от II февраля 1993 г.; Таможенный кодекс РФ.

В четвертую группу источников института государственной службы входят акты, регламентирующие отдельные элементы организации службы в целом или только определенных ее видов. Из этой самой большой группы источников наибольший интерес представляют следующие: Указы Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», от 3 июня 1993 г. «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации», от 9 марта 1992 г. «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего».;- утвержденное в 1993 г. Правительством РФ «Положение о проведении конкурса при приеме на работу в центральные органы федеральной исполнительной власти». В ст. 4 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» содержится следующее правило: «На государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом». Иными словами, нормы трудового права в отношениях органов государственной власти со своими служащими могут использоваться лишь тогда, когда соответствующие вопросы не регулируются административно-правовым институтом государственной службы.

Перечень государственных должностей категорий «А», «Б» и «В» дается в Реестре государственных должностей Российской Федерации. В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться иные должности, не относящиеся к государственным. Закон закрепил еще один формальный признак государственной должности: она должна быть включена в Реестр государственных должностей Российской Федерации:перечень политических должностей (категории «А»); Реестр государственных должностей государственной службы. В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации включаются должности патронатные и административные (категории «Б» и «В»), классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы. Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

20.2. Государственная служба как социально-правовой институт и сфера деятельности. Государственная служба это служба в государственных учреждениях. Она осуществляется определенной категорией служащих, для которых работа в государственной аппарате за вознаграждение составляет основную профессию. В ст. 3 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»(1995 г.) дается следующее определение: «Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации». Согласно Закону все служащие разделены на три категории: «А», «Б» и «В».

Высшие чины категории «А» (президент, председатель правительства, депутаты, министры) к государственным служащим не относятся, ибо осуществляют политические функции.

Их обслуживают чиновники из категории «Б» (помощники, советники, консультанты, полномочные представители и др. Их можно назвать патронатными), период пребывания которых в должностях ограничен сроком, на который избираются или назначаются лица из категории «А».

За теми, кто входит в категорию «В», закрепляются как бы обслуживающие функции на постоянной основе. Их можно назвать административными. Итак: категории «Б» и «В» образуют государственные должности государственной службы, с понятием которой и связывается служебная деятельность лиц, замещающих такие должности. А государственные должности категории «А», как уже говорилось, не признаются государственными должностями государственной службы, следовательно, деятельность лиц, занимающих их, по осуществлению полномочий соответствующих органов, не охватывается понятием государственной службы.

(Деятельность служащих государственных предприятий, учреждений (даже таких, как начальник железной дороги, ректор вуза, главный врач больницы, руководитель отделения пенсионного фонда, не говоря уже о библиотекарях, деканах, врачах и т. п.) теперь официально не считается государственной службой. Следуя закону, эту деятельность следует называть службой в государственных организациях, а ее субъектов -- служащими государственных организаций).

20.3. Принципы государственной службы. Принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы. Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РФ, федеральных и других законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ. Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий. Принципы государственной службы, установленные в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются: федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Принципами гражданской службы являются: приоритет прав и свобод человека и гражданина; единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации; равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего; оценка эффективности гражданской службы и степени удовлетворения интересов общества и государства; профессионализм и компетентность гражданских служащих; стабильность гражданской службы; доступность информации о функционировании гражданской службы; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность; укрепление авторитета гражданского служащего и престижа гражданской службы.

20.4. Виды государственной службы. Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 60-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» законодательно закреплено, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

I. Государственная гражданская служба (I.I. Федеральная государственная гражданская служба; I.II. Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации).

II. Военная служба;

III. Правоохранительная служба.

В соответствии с видами государственной службы Российской Федерации классифицируются и должности государственной службы, которые согласно статье 9 указанного Федерального закона подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта РФ; воинские должности; должности правоохранительной службы.

Квалификационные разряды: действительный государственный советник РФ (1,2,3 кл.); государственный советник РФ (1,2,3 кл.); советник РФ (1,2,3 кл.); советник государственной службы РФ (1,2,3 кл.); референт государственной службы РФ (1,2,3 кл.);.

Классификации государственных служащих: а) в зависимости от видов государственной деятельности: служащие представительных органов власти; служащие исполнительных органов власти; служащие судебных органов. б) по характеру труда: руководители; специалисты; технические исполнители. в) по юридическим свойствам должностей: имеющие властные полномочия; не имеющие властные полномочия.

20.5. Прохождение государственной службы. Прохождение государственной службы начинается с момента зачисления на службу и оканчивается прекращением исполнения служебной деятельности. Понятие «прохождение службы» следует рассматривать в двух аспектах:

во-первых, аспект временной: прохождение службы охватывает время, период, начинающийся по оформлении поступления на государственную службу, продолжающийся все время исполнения полномочий по должности, и заканчивается прекращением служебных отношений, т.е. оставлением должности;

другой аспект прохождения службы относится к содержанию этого периода, т.е. какими юридически значимыми действиями заполняется прохождение службы служащим. Основные моменты этого содержания: исполнение служащим должностных полномочий; сроки замещения должности; классы для служащих (чины, ранги, звания) и разряды по оплате труда; аттестация; отношение к занятию предпринимательством.

Исполнение должностных полномочий составляет постоянное, повседневное содержание работы государственного служащего. Конкретное содержание служебных полномочий определяется, как говорилось выше, должностной инструкцией. Здесь уместно подчеркнуть необходимость строгого следования должностной инструкции, что составляет главное содержание того, что именуется исполнительской дисциплиной.

Сроки должностных полномочий приобрели к настоящему времени значение одного из важных организационных для государства и жизненных для служащего факторов. Закон «Об основах государственной службы» допускает заключение трудового договора с государственным служащим на срок неопределенный или не более чем на пять лет (ст. 21 п. 6).

Классность государственных служащих охватывает такие категории: классы (например, для судей, нотариусов, чины (для прокурорских работников), ранги (для работников дипломатической службы), звания (воинские, научных работников), все это в определенной мере характеризует должностное положение служащего, уровень его профессиональной подготовки, опыт и стаж работы и т.д. Закон «Об основах государственной службы» вводит для государственных служащих форму классности - советник: действительный государственный советник, государственный советник, советник и т.д. (статья 7). Особенность новейшего законодательства о классности государственных служащих в том, что оно восстанавливает, как было в дореволюционном законодательстве, существенную плату за классность (до 30 процентов должностного оклада) и предусматривает некоторые другие льготы и преимущества. К вопросу о классности относится еще и установление, начиная с 1993 г., для служащих, финансируемых из государственного бюджета, разрядов по оплате труда. Всего определено 18 разрядов, и каждому государственному служащему определяется разряд в зависимости от уровня профессиональной подготовки, стажа и других показателей, определяемых ведомствами для работников своих отраслей. Разряды напрямую связаны с классами, званиями и т.д., но тем не менее они решают задачу только уровня оплаты труда служащего.

Аттестация - одно из важнейших средств стимулирования служащих к повышению их квалификации, подбора кадров и совершенствования государственной службы. Аттестации государственных служащих отведена статья 24 в Законе «Об основах государственной службы». Аттестация проводится аттестационными комиссиями, образуемыми в каждом государственном органе (организации) из представителей руководства органа, профсоюзной организации и трудового коллектива. Срок проведения аттестации не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. При необходимости аттестация может быть назначена для конкретного служащего и ранее этого срока. В решении аттестационной комиссии делается одно из следующих заключений: служащий соответствует должности, заслуживает повышения, подлежит переаттестации через год, занимаемой должности не соответствует. С введением разрядов по оплате труда государственных служащих решение этого вопроса отнесено также к компетенции аттестационных комиссий, поэтому значительно возросла ее роль во всем кадровом деле. Государственному служащему, при надлежащем выполнении должностных полномочий, зафиксированном при аттестации, предоставляется и обеспечивается право на продвижение по службе. Это закреплено и в Законе «Об основах государственной службы» (с. 9 п. 6). Основные меры продвижения по службе: а) перемещение с занимаемой должности на более высокую должность в данном или другом государственном органе (организации); б) присвоение очередного квалификационного класса в установленном порядке, с надбавкой к зарплате; в) зависимость оплаты труда от стажа службы (общего, в данном органе, непрерывного стажа) при условии положительной аттестации; г) присвоение почетных званий (государственных и отраслевых) в установленном порядке, с надбавкой к зарплате; д) пребывание в одном классе (звании, ранге) не более 3 (6, 10) лет в соответствии с условиями должности; е) другие меры, которые будут установлены высшими органами государственной власти.

Несовместимость государственной службы с предпринимательской деятельностью (ст. II п. 3 Закона «Об основах государственной службы»). По законодательству государственным служащим запрещается лично или через подставных лиц быть участником какого-либо государственного, кооперативного, частного торгового или производственного предприятия, заниматься подрядами и поставками, участвовать в договорах аренды и в какой бы то ни было форме вступать с учреждениями и предприятиями в отношения коммерческого свойства, а равно быть поверенным третьих лиц по делам органа, учреждения и предприятия, в котором они (поверенные) состоят на службе.

Ответственность государственных служащих – это применение к ним в установленном порядке мер воздействия за ненадлежащее выполнение своих прав и обязанностей. Дисциплинарная ответственность служащих наступает за совершение дисциплинарных проступков (замечание, выговор, предупреждение, освобождение, увольнение). Административная ответственность государственных служащих – предупреждение и штраф. Материальная ответственность государственных служащих выражается в их обязанности восстановить (полностью или отчасти) ущерб, причиненный ими государству или частным лицам.

Вопросы для самопроверки:

1.Какие виды нормативных актов регламентируют работу государственных служащих?

2. В каком документе дается определение государственного служащего?

3.В чем заключается суть аттестации государственных служащих?

4.Раскройте основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

5. Поясните основные меры продвижения по службе.

6.Где перечислен список государственных должностей?

Литература:

1. Агеев Е. А. Юридическая ответственность в государственном управлении (социальный правовой аспект). Л.: Наука,1990.

2. Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-845с.

3. Архипова, Т.Г., Малышева, Е.П. Современная организация государственных учреждений России. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006.

4. Атаев А. А. Управленческая деятельность. М.: Юридическая литература,1990.

5. Атаманчук Г. В. Система государственного и муниципального управления: Москва, 2005.

6. Гегедюш Н., Мокеев М., Масленникова Е. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций /http://lib.rus.ec/b/204548

7. Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление: Учебник М.: Проспект, 2007. – 556с.

8. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. - М.: Статус, 2005. - 148 с.

9. Пикулькин, А.В. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.