Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преодоление эгоцентризма и развитие децентрации




Как отмечалось выше, своеобразие мышления дошкольника, по Пиаже, заключается в том, что свою точку зрения ребенок принимает за абсолютную. Он не осознает своей позиции и, следовательно, не подозревает об ее относительности. Эта эгоцентрическая позиция представляет собой субъективное

267

видение мира. Умственное развитие в дошкольном возрасте заключается в преодолении этой центрированной позиции, т. е. в развитии децентрации, или в переходе от индивидуальной к социальной позиции.

Выготский, критикуя Пиаже, отстаивает другой взгляд. С его точки зрения, позиция ребенка, его отношение к миру вещей и миру людей с самого начала формируется под влиянием взрослого, и следовательно, с самого начала социально. В мире, обществе, где живет ребенок, уже существуют определенные представления о реальности, вещах и способах действия с ними. Развивающийся ребенок не конструирует своего собственного знания о реальности, а усваивает его от тех, кто этим знанием уже владеет. Особенности восприятия и мышления ребенка-дошкольника и, в частности, феномены Пиаже объясняются не индивидуализмом ребенка, а отсутствием общественных средств и способов решения задачи (интеллектуальной или перцептивной), т. е. непосредственностью восприятия и суждения. Преодоление центрации, соответственно, заключается в присвоении средств (эталонов, мер, ориентировочных действий и пр.), которые позволяют встать на объективно-общественную точку зрения. Переход с непосредственной позиции на новую, объективно-общественную, которая всегда имеет опосредствованный характер, и составляет суть децентрации. Этот переход всегда происходит во взаимодействии ребенка со взрослым — стихийном или специально организованном.

В отечественной психологии был проведен ряд исследований, где в специально организованных условиях осуществлялся процесс децентрации у детей дошкольного возраста. Так, в работе Л. Ф. Обуховой у ребенка формировалось представление о сохранении количества. В основу работы легла гипотеза о том, что полноценное понятие о сохранении количества можно получить, если подходить к оценке объекта с помощью объективных критериев (эталонов, мер и вспомогательных средств, отмечающих и закрепляющих отмеренное). В этом исследовании у дошкольников создавался новый для детей, опосредствованный способ мышления, который заменял оценку вещей по непосредственному впечатлению. Детей учили пользоваться орудием — мерой и вспомогательными средствами (метками) для

268

оценки величин в специально созданных задачах. С помощью этих средств дети могли вычленить в объектах разные свойства и измерения и таким образом снять глобальность и непосредственность оценки количества. Использование меры и меток, закрепляющих отмеренное, позволяли детям представить объект в преобразованном виде; этот преобразованный вид объекта является внешним выражением того, что станет в дальнейшем внутренним планом рассуждений ребенка.

Оказалось, что обучение детей сразу же на задачах Пиаже не дает желаемого результата, поскольку яркие внешние различия сравниваемых объектов делают ребенка невосприимчивым к обучению. Однако сформированный на других задачах способ измерения дети переносят на задачи Ж. Пиаже. Очень важно, что уже при выполнении первых заданий происходит разделение того, что «кажется» и что «на самом деле». Реальное, орудийно-опосредованное действие приводит к разделению внешней картины вещей на ее видимость и скрытые за этой видимостью существенные отношения. А это значит, что непосредственное восприятие перестает быть единственной и абсолютной точкой зрения ребенка. Вместо эгоцентрической появляется другая, объективная позиция.

Интересный эксперимент по преодолению эгоцентрической позиции ребенка был проведен В. А. Недоспасовой под руководством Д. Б. Эльконина. В основе этой работы лежала гипотеза о том, что процесс преодоления центрации связан с освобождением от своих фактических связей, личных зависимостей и оценок. Именно условность позволяет ребенку занимать точки зрения других людей и, соответственно, понять относительность своей собственной. Преодоление центрации заключается, соответственно, в переходе со своей, «единственно возможной» для ребенка фактической позиции на позицию, общую для него и других людей. Такая позиция была названа условно-динамической.

Эксперимент проводился на материале известной задачи Пиаже «Три горы» и строился по принципу ролевой игры. Дети условно и последовательно отождествляли себя с разными персонажами (куклами, сидящими с разных сторон макета) и рассматривали один и тот же объект

269

с разных точек зрения. Ребенку, сидящему на одном месте, говорили: «В этой игре ты будешь Петей — вот ты (показывают на куклу). Скажи, прямо, перед тобой гора какого цвета? А справа от тебя? А дальняя гора тебе — Пете видна целиком? А коричневая гора тебе видна? А теперь ты Коля...» Подобным образом выяснялась позиция каждой из кукол. Затем ребенку предлагали картинку с перспективой гор и просили определить точку зрения, с которой эта перспектива видна: «Кем ты должен быть, чтобы увидеть горы вот так?» После того как ребенок научался определять перспективу гор с различных позиций Я — персонажа, ему предлагалось определить, как видит тот же пейзаж другое лицо: «Ты — Коля, ты видишь горы вот так. Скажи, как видит горы Маша со своего места? А Петя?» и пр.

Такое обучение 5-летних детей оказало большое влияние на их позицию в задаче. Если до эксперимента все испытуемые обнаружили феномен центрации, то после него дети без труда понимали другую точку зрения. Преодоление эгоцентрической точки зрения было связано прежде всего с уравниванием по ценности своей позиции и позиции других людей. Возникло понимание условности позиции — как своей, так и других, которая возможна только в ситуации договора со взрослым. Условность, когда непосредственная и абсолютная позиция ребенка опосредуется позицией другого, вымышленного лица, — важная предпосылка развития мышления ребенка. Этот эксперимент показал, что пространственные характеристики для дошкольников выступают прежде всего относительно людей, а не вещей; именно одушевленное лицо, а не предмет может быть для ребенка носителем позиции. Принадлежность позиции другому лицу позволяет сменить свою единственную и абсолютную точку зрения на относительную и опосредствованную точкой зрения другого.

В естественной жизни дошкольника формирование условно-динамической позиции происходит в ролевой игре, где дети, принимая роли различных персонажей, последовательно становятся на различные условные точки зрения. Именно поэтому ролевая игра столь важна для преодоления детского эгоцентризма и становления децентрации.

270




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.