КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И формальные субъекты
Литература Контрольные задания и задачи для самопроверки Задание № 1. Подтвердите или опровергните данное ниже утверждение (да или нет?): Сильная социальная политика — это социальная политика сильного государства, которое имеет возможность и умеет заставить осуществлять намеченные им меры. Задание № 2. Отметьте верное: Социальное государство1 в России... - уже реально функционирует; - невозможно в принципе; - никому не нужно; - правительство подвергает сомнению сам принцип социального государства; - обозначено в Конституции как тип, присущий современному российскому государству; - начало мало-помалу создаваться; - другой ответ:
Задание № 3. Допишите предложение, используя предложенные подсказки: В период шоковых реформ в России социальная политика государства.... — была сильной социальной политикой. — была очень щадящей по отношению к населению, - фактически отсутствовала, - была ошибочной и все время пересматривалась и корректировалась; - была последовательной и успешно достигала поставленных перед нею целей, - была политикой экономического геноцида по отношению к населению, - заложила основы возрождения и процветания России Задание № 4. Вы лично хотите или не хотите, чтобы современная государственная социальная политика осуществлялась и дальше? Почему? Аргументируйте. В каких направлениях Вы лично предлагаете улучшить, усилить или изменить социальную политику государства? Задание № 5. В каких странах и в какие периоды проводилась государственная социальная политика, по существу схожая с социальной политикой современного российского государства?
1. Абалкин Л.И. Неиспользованный шанс. Полтора года в правительстве. — В кн.: Л.И. Абалкин. Избранные труды в 4 томах. М: «Экономика». 2000 г. Том III. 2. Концепция стратегического развития России до 2010 г. — Государственный Совет Российской Федерации. М.: 2001 г. 3. Ленин (Ульянов) В.И. Государство и революция. — Полное собрание сочи нений. Изд.5. Том 33. Издательство политической литературы. 1969 г. 4. Международные акты о правах человека. Сборник документов. — М.: Изд. НОРМА. 2000. 5. Ракитский Б.В. Общество, в котором мы жили в СССР. — М.: Институт перспектив и проблем страны. 1999 г. 6. Ракитский Б.В. Концепция социальной политики для современной России. — М.: Институт перспектив и проблем страны. 2000 г.
Глава 1.7. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СУБЪЕКТЫ-ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ План: 1. Социальные субъекты-институты: определение 2. Типы субъектов-институтов: социальные силы и формальные субъекты 3. Типы субъектов-институтов: государственные органы и негосударственные формы самоорганизации населения 4. Основные негосударственные субъекты-институты социальной политики 5. Современные социальные движения 6. Роль в социальной политике общественных организаций отдельных категорий граждан из числа социально уязвимых слоев населения 7. Контрольные задания и задачи для самопроверки 8. Литература 1. Социальные субъекты - институты: определение
Государство — главный субъект социальной политики. Однако наряду с ним активную роль в социальной политике выполняют и иные субъекты. Активно действующими субъектами (взаимодействующими сторонами) социальной политики редко являются социальные группы, социальные общности цели ком Даже во времена наивысшего подъема массовой социальной активности — когда история творится «на улицах» — только часть каждой из противоборствующих социальных групп или общностей выходит на митинги и демонстрации, сражается на баррикадах. И в демократически организованных выборах и референдумах реально участвуют и имеют право участвовать не все члены общества. Пожалуй, только для членов малых социальных общностей — таких, как небольшой трудовой коллектив, община, коммуна, население микрорайона и прочие — реально доступны формы прямой демократии (принятие решений «всем миром» — на общих собраниях, сходах) и участие всех без исключения в конкретных гражданских акциях. На арене общественной жизни, где сталкиваются, противоборствуют, согласуются социальные интересы, обычно действуют не сами социальные группы, социальные общности (не первичные социальные субъекты), а субъекты-институты (вторичные субъекты). Социальные субъекты-институты — это организационные структуры (организации, органы, движения), представляющие на деле или на словах интересы тех или иных элементов социальной структуры общества (первичных социальных субъектов) — социальных групп, социальных общностей. Среди социальных субъектов-институтов следует различать: а) институты-реальные представители (социальные силы); б) институты-формальные представители (формальные субъекты); в) государственные субъекты-институты; г) негосударственные субъекты-институты. 2. Типы субъектов-институтов: социальные силы Социальные (социально-политические, политические) силы, или институты-реальные представители — это конкретно-исторические формы самоорганизации социальных групп и социальных общностей, которые позволяют им представлять (выражать и отстаивать) свои интересы во взаимодействиях с другими социальными субъектами. Организационные структуры (организации, органы, движения) выступают как Реально значимые социальные силы, если они: • во-первых, выражают интересы определенной социальной группы адекватно по содержанию; • во-вторых, опираются на нее как на свою социальную базу (имеют в ней мас совую активную поддержку) и в силу этого весомо отстаивают ее интересы в конкретных общественных взаимодействиях. Адекватное и весомое в обществе представительство интересов социальной группы придает организационной структуре силу — делает ее реальным (влиятельным) субъектом социальной политики. В отличие от реальных субъектов социальной политики формальные субъекты не имеют реального веса в социально-политической жизни общества, поскольку у них нет собственной достаточно широкой социальной базы — нет массовой поддержки в социальных группах, социальных общностях, на представительство интересов которых они претендуют. Такие субъекты-претенденты — довольно распространенное явление в демократическом обществе. Наличие множества субъектов-претендентов закономерно для переходного общества, стремящегося перейти от тоталитаризма к демократии. Введение демократических норм, регулирующих общественную жизнь, дает в переходный период законную возможность для создания и деятельности самых разных общественных и политических организаций. Однако в переходном обществе процессам самоорганизации населения противодействует его прошлый опыт пассивного социального поведения. Самоосознание социально-групповых интересов и создание на этой базе собственных организаций происходит крайне неравномерно и медленно в сравнении с открывшимися возможностями и в сравнении с задачей становления реальной многосубъектности общества, гражданского общества. Наиболее активная часть населения забегает вперед — создает организации, основывает «движения», за которым часто никто не стоит, кроме тех нескольких (по большей мере — не скольких сотен) человек, которые ее основали. Другая разновидность формальных социальных субъектов — декоративные (манипулируемые) субъекты-институты, которые являются инструментом проведения интересов иных социальных групп или общностей, нежели те, от имени которых или в интересах которых они якобы (на словах) выступают. Реальными социальными силами могут выступать неустойчивые (эпизодические) общественные движения, в том числе стихийные выступления типа бунтов. Эти движения, как правило, так или иначе структурированы: в них функционируют как представители массы такие органы движений, как комитеты, советы, лидеры, вожди, вожаки и прочие В демократическом (гражданском) обществе нормой является взаимодействие социальных сил в форме устойчивых общественных организаций и движений — политических партий, профессиональных союзов, союзов предпринимателей, других организаций и движений, образующихся для постоянного социального действия по защите социально-групповых или общностных интересов (молодежные, женские, экологические, национальные и др. организации и движения). Организации и движения, а также социальные общности формируют для взаимодействия с другими социальными субъектами представительные органы. В связи с этим расширяются возможности появления и функционирования формальных социальных субъектов. Реальная проблема демократического общества — как противостоять тенденции к фактическому отрыву конкретных органов, выступающих от имени профсоюза, партии, трудового коллектива, города, землячества и прочие, от организации или общности, которую они должны адекватно представлять. Это есть проблема противостояния тенденции к бюрократизации. Свойство быть либо реальной социальной силой, либо формальным социальным субъектом в равной мере относится и к государственным властно-управленческим структурам, и к организационным структурам, не имеющим формально-юридического статуса государственных органов (государственных учреждений). 3. Типы субъектов-институтов: государственные
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |