КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственная политика в этой сфере
Состояние безопасности труда в стране и
Многочисленные данные свидетельствуют об устойчивой тенденции ухудшения условий и охраны труда в стране, снижении уровня социальной защиты работников от профессиональных рисков. На подавляющем большинстве государственных и негосударственных предприятий допускаются грубые нарушения законодательства о труде, безопасности и гигиене труда. Рост производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, аварий и техногенных катастроф, фактическое отсутствие систем медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве губительным образом сказываются на жизнедеятельности людей труда, их здоровье и вызывают дальнейшее ухудшение демографической ситуации в стране. Наиболее тревожные факты, подтверждающие тенденцию деградации производственной среды и углубления кризиса в сфере охраны труда: • высокий удельный вес работников, занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим, эргономическим требованиям и правилам техники безопасности — от трети до половины занятых в сфере материального производства; • быстрый рост уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Темпы их увеличения при пересчете на единицу выпускаемой продукции или на фактически отработанное время составляют за последние четыре года 15-20% в год. Таких темпов еще не знала мировая статистика труда; • увеличение тяжести производственных травм. Так, если в 1996 г. временная нетрудоспособность на один случай травмы составляла в среднем 31,2 дня, то в 2000 г. — 34,0 дня. Уровень производственного травматизма с летальным исходом в России значительно (в 3-10 раз) превышает уровень в экономически развитых странах. Критическое положение с охраной труда обусловлено применением в большинстве случаев травмоопасного оборудования и оборудования, вызывающего развитие профзаболеваемости, высокой изношенностью основных фондов (до 70- • снижением объема затрат на охрану труда; • недостаточным обеспечением и низкой эффективностью средств коллективной и индивидуальной защиты работающих. Основные причины кризиса существующей системы охраны труда работников- 1) В стране не разрабатывается и целенаправленно не проводится государственная политика в области безопасности и гигиены труда, как это предусмотрено Конвенцией № 155 и Рекомендацией № 164 Международной организации тру да (МОТ). Не определены в необходимом объеме соответствующие функции и обязанности государственных органов, объединений предпринимателей и трудящихся, других организаций и должностных лиц в области безопасности и гигиены труда (статьи 4, 6, 7, 11 Конвенции № 155 МОТ). 2) В стране не закончено формирование правовой базы в области охраны труда, существующие нормы не конкретны и «размыты». Введенные в действие в сентябре 1993 г. «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда» практического влияния на состояние условий и охраны труда не оказывают, «повисли в воздухе». Предполагавшееся на их основе законотворчество еще не состоялось»[68] 3) В стране не сформированы органы, призванные проводить государственную политику в области охраны и социальной защиты труда: - на государственном уровне — орган по координации деятельности в дан ной сфере, службы медицинского и инженерного надзора в системе социального страхования, вневедомственные органы экспертизы техники и оборудования на соответствие нормам безопасности; - на уровне предприятий — службы гигиены труда, комитеты, группы по безопасности и гигиене труда, уполномоченные по безопасности тру да; - общественные организации вне предприятий — федеральный и региональные советы, фонды, объединения и ассоциации по охране труда, органы предпринимателей и трудящихся 4) В стране не сформулированы цели государственной политики в области охраны труда, не разрабатываются государственные прогнозы и программы улучшения условий труда, отсутствует должная координация и финансирование проведения межотраслевых научно-исследовательских работ, отсутствует не обходимая информационная система, слабо развито производство средств коллективной и индивидуальной защиты работающих, приборов контроля и измерений элементов производственной среды. 5) В стране не сформирован институт выработки совместных решений и достижения социального согласия в области охраны труда, базирующийся на принципе дву- и трипартизма, на всех уровнях управления. Отсутствие юридически оформленных объединений предпринимателей, неразработанность механизмов совместного участия государства, объединений предпринимателей и объединений трудящихся в выработке и реализации совместной политики в области охраны труда, формальный (необязательный) характер коллективных договоров, отраслевых тарифных и генеральных соглашений — все это серьезное препятствие для функционирования систем, воздействующих на формирование и воспроизводство безопасных условий труда. Ни законодатели, ни правительство, ни профсоюзы не имеют целостной концепции создания подобной системы, что подтверждается отсутствием соответствующих механизмов в принятых и подготавливаемых проектах законов. Государственная политика в области социальной зашиты должна определяться следующими направлениями: 1) Правовая защищенность трудящихся путем: - принятия законов и законодательных актов по охране и медицине труда (правил, норм и нормативов по технике безопасности и гигиене труда. стандартов безопасности труда); - ратификации основополагающих конвенций МОТ по охране и медицине труда; - гигиенической сертификации продукции, товаров, оборудования, техпроцессов, рабочих мест и экспертизы проектов строящихся, реконструируемых и модернизируемых объектов; - возмещения ущерба по поводу утраты трудоспособности вследствие производственных травм и профессиональных заболеваний и реабилитации пострадавших на производстве. 2) Государственный надзор за соблюдением правил и норм по охране и гигиене труда, проведение обязательной гигиенической сертификации, экспертизы проектов строительства и реконструкции, выполнение требований конвенций МОТ. 3) Государство выступает в качестве гаранта социальной защиты работников, контролирует исполнение законов и уровень социальной защищенности работников, выполнение социальных программ деятельности медицинских служб, обслуживающих работающее населения. Основные формы, механизмы и системы социальной защиты работников от профессиональных рисков представлены в табл. 1. Таблица 1 Классификация основных форм, механизмов и систем социальной защиты работников от профессиональных рисков
В развернутом виде экономико-правовой механизм защиты от профессиональных рисков как единое целое системы управления условиями, охраной и медициной труда может быть представлен в табл. 2. Таблица 2
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |