Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм государства




Тема 5.

 

В юридической литературе понятия “механизм государства” и “государственный аппарат” обычно употребляются как синонимы.

Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. Содержание аппарата государства, всех его подразделений составляет управленческая, организационная работа, призванная обеспечить надлежащую организованность и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни.

Формы этой деятельности во многом зависят от того, в какой мере используются в управлении законы, правовые механизмы. Исходя из этого, различаются следующие формы деятельности государственного аппарата:

1) непосредственно управленчески е – это те, которые не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передаче опыта и т.п.;

2) правовые формы – те, которые имеют правовой юридический характер, т.е. являются обязательными для всех субъектов и вызывают государственно-обязательные последствия.

К основным правовым формам деятельности аппарата государства относятся:

а) правотворческая деятельность – это деятельность по подготовке проектов нормативных актов, их принятию и изданию;

б) правоисполнительная деятельность – это деятельность по реализации юридических норм;

в) правоохранительная деятельность – это деятельность по контролю и надзору за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности и т.п.

Структура механизма государства включает в себя государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих и организационно-финансовые средства, а также принудительную силу, необходимую для обеспечения деятельности государств.

Следует отметить, что государственные органы находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.

Государственные учреждения и предприятия властными полномочиями не обладают (за исключением администраций), а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта и т.д.

Государственные служащие – это особый слой, категория людей, специально занимающихся управлением. Правовое положение государственных служащих регулируется специальным законом, в котором определяются права, обязанности и виды государственных служащих.

Основным структурным звеном механизма государства является государственный орган. Государственный органэто элемент механизма государства, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями. Орган государства состоит из государственных служащих, особым видом которых являются должностные лица. Содержание госслужащих возлагается на общество.

Орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:

– в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты;

– обеспечении исполнения актов органов государства н различными методами.

Государственные органы классифицируются по различным основаниям:

1. По способу возникновения:

а) первичные (представительные) органы, например, наследственная монархия, парламент, президент. Эти органы

никакими другими органами не создаются;

б) производные (правительство, прокуратура и др.). Создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями.

2. По объему властных полномочий:

а) высшие (правительство);

б) местные (акимат).

3. По широте компетенции:

а) общей компетенции (правительство);

б) специальной компетенции (МВД).

4. По принципу разделения властей:

а) законодательные (парламент);

б) судебные (суды);

в) исполнительные (министерство юстиции и др.).

5. По порядку принятия решений:

а) коллегиальные (парламент, правительство и др.);

б) единоличные (президент, министерство юстиции и др.)

Существуют принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые едины для всех государственных органов.

Принципы – это исходные идеи, требования, основы, которые определяют основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

К ним относятся:

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

2) принцип демократизма, который выражается в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

3) принцип разделения властей, который создает механизмы, сводящие к минимуму произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

4) принцип законности, который означает обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

5) принцип гласности, который обеспечивает информиро-ванность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;

6) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата;

7) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;

8) принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

9) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение механизма государства.

2. Каковы формы деятельности государственного аппарата?

3. Что такое государственный орган? Назовите его отличительные признаки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.