Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма государственного правления




Рассмотрим последовательно указанные элементы.

Понятие формы государства

 

Форма государства - способ организации центральной государственной власти, ее территориальная организация и методы осуществления.

Форма государства – это комплексная характеристика трех различных сторон организации (оформления) государственной власти.

Указанные составляющие этой формы характеризуются в науке как форма государственного правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим.

Все эти элементы находятся во взаимосвязи, в диалектическом единстве. Каждый из них обладает определенными особенностями, но только вместе они характеризуют форму конкретного государства.

Правильно организованная форма государства имеет важнейшее значение для его функционирования. При формировании государственной власти недопустимы субъективизм, волюнтаризм, заимствование чуждых для государства форм. Известно, сколь неудачным было насаждение элементов формы советской государственности в странах народной демократии. Так же неудачны исторические попытки заимствования чужого опыта, бездумное перенесение его на российскую почву. Малейшие ошибки и просчеты в организации формы государства чреваты политическими и экономическими потерями. Подчеркивая это обстоятельство, известный русский философ и юрист И. А. Ильин писал, что форма государства определяется объективными условиями жизни народа, должна быть адекватной его особенностям социального устройства. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел - именно «так» - организоваться,­ чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию» [6].

Форма конкретного государства - не плод творения какого-либо политического лидера, партии, группы лиц или результат научной разработки. На форму конкретного государства оказывают влияние самые различные факторы: экономические, политические, социальные, идеологические, субъективные и объективные. В максимальной степени на нее оказывают влияние исторический опыт, национальные и политические традиции.

Форма правления характеризует порядок образования высших органов государственной власти, их полномочия и характер взаимоотношений между ними. То есть этот элемент формы государства свидетельствует о том, как построена верховная (суверенная) власть в государстве, какие органы и должностные лица наделены этой властью, каким образом она формируется и распределяется между ними.

Высшие органы государства - это глава государства (монарх, президент), законодательный орган, правительство, высшие судебные и прокурорские органы.

Разные формы правления, сложившиеся в истории человечества, в зависимости от положения главы государства, подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греч. monarchia – единовластие) - такая форма правления, при которой верховная государственноая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха, императора, фараона и т.д.), который получает ее в порядке наследования.

Признаки, присущие этой форме правления:

· монарх осуществляет единоличное правление;

· независимость монарха от населения;

· наследственный порядок преемственности верховной власти, регулируемый законом о престолонаследии;

· бессрочность правления монарха, который пользуется властью пожизненно. Он может оставить престол в порядке отречения от него;

· монарх не несет политической, уголовной, административной ответственности как глава государства. Хотя в революционные эпохи в некоторых странах применялась и уголовная ответственность и казнь королей (Великобритания, Франция);

· возможность осуществления полномочий главы государства регентом, в случае малолетнего престолонаследника или продолжительной болезни монарха.

На протяжении длительного периода существования (монархия существовала во всех исторических типах государств) она показала способность к гибкости и изменчивости, в силу чего ей удалось утвердиться и в развитых демократических государствах.

Как форма правления монархия возникла в условиях рабовладельческого общества, при феодальном строе стала основной формой государственного правления, существует и в условиях современного мира. Например, такая форма правления имеет место в Великобритании, Испании, Японии.

С позиций полноты власти монарха выделяют такие виды монархий, как абсолютная (неограниченная) и ограниченная (конституционная, парламентарная).

Абсолютная монархиятакая форма правления, при которой вся полнота власти находится в руках монарха. То есть он осуществляет и законодательную, и судебную, и исполнительную власть. Иные органы государства полностью зависят о воли монарха. В таком государстве нет законодательного органа, избираемого населением, нет конституции, ограничивающей власть монарха. В современном мире подобных монархий практически нет.

Основной разновидностью современных монархий является конституционная (парламентарная) монархия. Это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена законодательно, конституционно, в стране действует законодательный орган (парламент) и независимый суд. В этом случае монарх «царствует, но не правит». Правительство при парламентарной монархии формально и фактически ответственно перед парламентом.

Парламентарная монархия отличается следующими признаками:

· власть монарха ограничена во всех наиболее значимых сферах государственной власти;

· наряду с монархом есть высшие органы государственной власти – парламент и правительство;

· осуществляется принцип разделения властей;

· законодательная власть осуществляется парламентом, который избирается населением;

· правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах, оно ответственно перед парламентом;

· главой правительства становится лидер партии, обладающей большинством мест в парламенте;

· повеления монарха вступают в силу после проведения соответствующим министром процедуры контрассигнации.

Монарх принимает участие в политической жизни, но его властные функции минимальны (принятие отставки правительства, вручение государственных наград, представление государства за рубежом и т.д.).

В настоящее время подавляющее большинство монархий именно парламентарные. Таковыми являются, например, Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Дания, Норвегия, Япония и др.

Дуалистическая монархия - это форма правления, при которой полномочия по управлению государством исполняются монархом во взаимодействии с выборным представительным органом. Дуалистическая форма является переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной

Признаки дуалистической монархии:

· наличие двухпалатного парламента, структура которого наглядно иллюстрирует соотношение политических сил в стране (нижняя палата избирается народом, верхняя – назначается монархом);

· правительство формируется монархом и ответственно перед ним;

· наличие у монарха вето (от лат.veto – запрещаю) на принимаемые парламентом законы означает отказ главы государства подписать и ввести в действие закон, принятый парламентом.

Особая и достаточно редкая форма правления – теократическая монархия. При этой форме верховная законодательная и исполнительная власть в государстве принадлежит главе церкви. Такую форму правления имеет Ватикан.

В современных условиях государств с монархической формой правления незначительное количество. Более широкое распространение имеет республиканская форма правления.

Республика (от лат. respublika – общественное дело, государство) - форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок.

Республиканская форма правления зародилась в древнем мире, в частности, в Афинской республике. Существовала она и в средневековье в городах, имеющих право на самоуправление (Новгород, Псков, Венеция и др.). В современных условиях большинство государств – республики.

К общим признакам республики относятся:

· выборность высших органов государственной власти;

· разделение единой власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

· деятельность высших органов ограничена определенным сроком;

· юридическая ответственность главы государства в определенных законом случаях;

· обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов.

Осуществление государственной власти от имени народа.

Современные республики подразделяются на два вида: парламентские и президентские. Основное их отличие проводится по линии соотношения парламента, президента и правительства.

Парламентская республика – такая форма правления, при которой основная роль среди органов государственной власти принадлежит парламенту. Он осуществляет законодательную власть, оказывает решающее воздействие на формирование правительства, которое ответственно перед парламентом. Практически главой правительства становится лидер политической партии, получившей большинство в мест в парламенте.

Парламентская республика характеризуется следующими признаками:

· верховная власть принадлежит избираемому населением парламенту, наделенному законодательными полномочиями;

· правительство формируется парламентом из числа депутатов, принадлежащих к партии большинства в парламенте;

· правительство ответственно перед парламентом, который наделен правом отставки правительства, выразив ему недоверие;

· президент (в тех государствах, где есть такой пост) избирается парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

· президент является главой государства, но не главой правительства;

· руководит правительством премьер-министр, являющийся фактическим руководителем государства.

К числу парламентских республик относятся Австрия, Германия, Италия и т.д.

Президентская республика – форма государственного правления, при которой высшая власть сосредоточена в основном в руках президента, обладающего полномочиями и главы государства, и главы правительства.

Для президентской республики характерны следующие признаки:

· официальным и фактическим главой государства является президент;

· президент соединяет в своих руках полномочия и главы государства и главы правительства;

· президент избирается на определенный срок либо населением, либо коллегией выборщиков;

· президент назначает правительство, несущее перед ним политическую ответственность;

· президент обладает правом вето на принимаемые парламентом законы;

· четкое разделение властей: парламент осуществляет законодательную власть, президент через подчиненных ему министров – исполнительную;

· президент имеет право самостоятельно издавать нормативные правовые акты;

· президент – главнокомандующий вооруженными силами государства.

В качестве примера президентской республики можно привести Соединенные Штаты Америки, Бразилию, Египет, Мексику и др.

В современных условиях имеются республики, которые нельзя твердо отнести ни к парламентским, ни к президентским. Это так называемые республики смешанного типа.

Это либо президентская республика с отдельными элементами парламентской, либо парламентская с элементами президентской. Эти особенности проявляются в том, что:

· наряду с президентом есть должность премьер-министра, наделенного возможностью принимать важные политические решения;

· в формировании правительства принимают участие и президент, и парламент;

· правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия) и перед президентом (отставка);

· исполнительная власть осуществляется и президентом, и его администрацией, и премьер министром, и правительством.

К государствам со смешанной формой правления можно отнести Португалию, Францию, Россию и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.