КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философское понимание мира: бытие, материя
Тема 5.
1.Категория «бытие», ее смысл и специфика. 2. Материальное единство мира. 3. Основные атрибуты материи.
Важнейшая проблема всей, в том числе и новейшей философии, есть проблема отношения человека к миру, мышления к бытию. Проблема бытия представляет собой фундаментальную мировоззренческую и методологическую проблему. Бытие выражает сущность и способ философствования. Ни одна философская система не может не рассмотреть или высказать в явной или неявной форме свое отношение к бытию. Бытие (лат. esse - быть, есть, существовать) одно из центральных понятий философии. Оно было введено в философию древнегреческими мыслителями Ксенофаном (570 – около 478 до н.э.), Парменидом (540/515 – около 480 до н.э.) и Гераклитом (около 540 – 475 до н.э.). Для Ксенофана «бог сросся со всем», «существо божье шарообразно», «все это неизменно, неподвижно». Ученик Ксенофана Парменид, вслед за своим учителем считал бытие неизменным, единым, неподвижным, шарообразным. Однако Парменид оперирует не только понятием бытия (сущего), но и понятием небытия (не-сущего). Он стремился доказать, что бытие существует, а небытие не существует. Бытие плотно примыкает к бытию, а следовательно, пустота невозможна. По Гераклиту бытие – это непрерывно становящееся, вечно текущее явление, находящееся во внутренней противоречивости. В последствии идеи ранних древнегреческих мыслителей так или иначе находили свое отражение и развитие в работах Платона, Аристотеля, в средневековой христианской философии, в идеях эпохи Возрождения, в Новое время в работах Декарта. Лейбница, Фихте, Шеллинга, Канта, Гегеля, Фейербаха, затем в работах современных философов. Так, в философии Платона выделяется два вида бытия: истинное бытие – мир идей и не истинное бытие – мир приходящих вещей. Кроме этого у него намечается учение об абсолютном «едином» Бытии, превосходящем идеальное и материальное бытие. Сложную и противоречивую концепцию Бытия представил Аристотель. У него бытие представлено в четырех смыслах: 1) материальная вещь или ее части; 2) существенный для нее принцип; 3) совокупность частей в вещи, организованной по этому принципу; 4) форма вещи, актуально ее организующая. Согласно Аристотелю, с одной стороны, Бытие – это единство вещи и формы, а, с другой стороны – Бытие – это Перводвигатель, самосозидающий божественный ум, нематериальная форма форм. В Средние века философия различала два рода бытии; истинное бытие – Бог – творец и неистинное, сотворенное бытие («тварный» мир вещей, растений, животных, людей). Философия Нового времени рассматривает бытие с противоположных позиций. Для философов-материалистов бытие – это материальный мир, в основе которого находиться ее первооснова – субстанция (от лат. s ubstantia – сущность, основа) как ее сущность. Идеалистическая позиция четко выражена в немецкой классической философии: бытие – это обобщенной смысл существующего. Г. Гегель говорил, что бытие есть первое и чистое понятие абсолютной мысли. Общей тенденцией в осмыслении проблемы бытия была и остается сегодня постановка вопросов о существовании мира «здесь и теперь», о его вечности и бесконечности. И если констатация того, что мир есть, имеется «здесь и сейчас», т.е. наличествует в пространстве и времени, опирается на очевидные предпосылки, факты человеческой жизни, то идея о непреходящем, не имеющем границ мире, не вытекает из непосредственных наблюдений, из конкретного опыта людей. Отсюда можно сделать вывод, что первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивого единства непреходящего и преходящего бытия вещей, состояний природы, общества, человека. Второй аспект проблемы бытия связан с вопросом о единстве мира. Бытие мира как целого неотделимо от бытия в мире всего что существует. Мир в своем существовании образует неразрывную целостность, некое единство. Третий аспект проблемы бытия сводится к осознанию того, что мир есть объективная реальность. Эта реальность выступает как совокупная (нерасчлененная) целостность, как единое бытие, обладающее собственной логикой существования и развития. Частью этой реальности является жизнедеятельность людей. При этом не только природное, но и духовное, идеальное следует рассматривать как наличное, данное, как имеющее характер особой, субъективной реальности. Современная философия трактует бытие как категорию, имеющую всеобщий характер, объединяющую все существующее в мире. Бытие - это существование чего-либо вообще. Оно включает в себя все виды материи, со всеми видами идей, взглядов, чувств, установок. Итак, по способу существования бытие представляет собой два вида реальности: объективную (материальную) реальность и реальность субъективную (психическую),т.е мир сознания. Бытие как всеохватывающее понятие имеет определенную структуру. Не вдаваясь в ее подробный анализ, отметим основные формы бытия: 1. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Оно подразделяется на состояния природы, которые: а) возникли и существовали до человека - на «первую природу»; б) на «вторую природу» - вещи произведенные человеком. 2. Бытие человека. Как бы ни было уникально бытие человека в мире вещей и собственно человеческое бытие, оно имеет общие стороны с любой вещью природы. Человек предстает как вещь среди вещей. В то же время идентификация человека с миром вещей не сводит его сущность к физиологическим процессам, происходящим в человеческом организме. Собственно человеческое бытие включает в себя природно-биологический, психологический и социально-исторический компоненты. 3. Бытие духовное (идеальное). Оно включает в себя бытие индивидуализированного и объективированного духовного. Духовное бытие невозможно без материальных носителей. Оно существует в виде процессов и явлений индивидуального сознания, работы мозга, нервной системы, всего человеческого организма. Индивидуализированное духовное - это прежде всего самосознание. Его специфика состоит в том, что оно неотделимо от природно-биологических процессов, но не сводимо к ним, являясь по своей сути идеальным (духовным). Духовное бытие реализуется через формы общественного сознания, в частности через философию, мораль, политику. Отдельные фрагменты духовного бытия: идеи, идеалы, нормы, ценности, естественные и искусственные языки - способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и времени. Духовное бытие может выступать и в качестве бессознательного, которое имеет сложную недостаточно исследованную сущность. 4. Бытие социальное. Оно включает в себя бытие отдельного человека в обществе и бытие общества. Здесь переплетены материальное и идеальное, первая и вторая природа. 5. Виртуальное бытие связано с существованием виртуальной реальности. Эта реальность представляет собой искусственную, синтетическую среду, возникающую в результате взаимодействия новейшей технологии (компьютера) и соответствующей информации. Это возможный, созданный человеческим творчеством мир. Возникновение виртуальной реальности, означает появление объекта, в котором много что творится иначе, чем в естественном объекте. Здесь человек заставляет ЭВМ выделять наиболее значительные для него элементы. Компьютер, со своей стороны, предлагает человеку определенный взгляд на синтетическое бытие, которое приоткрывается перед ней, диктует для нее правила восприятия образов, которые возникают. Виртуалистика начинает широко использоваться во всех сферах человеческой деятельности. Без компьютера не было бы и многих сегодняшних реалий. Однако компьютеризация имеет ряд не только положительных, но и отрицательных моментов. Уже не являются удивительными аферы и мошенничества в кредитно-финансовой сфере, похищение баз данных в промышленности и бизнесе. В США зарегистрированны случаи убийства с помощью компьютерной техники.
Выделяя главные сферы бытия: природу, общество, сознание - мыслители всех времен полагали, что многообразие явлений, событий, процессов, включенных в эти сферы, объединено некоторой общей основой. Идея единства всего многообразия мира получила свое воплощение в понятии «субстанция » Субстанцией, как общей основой всего существующего, может быть и дух, и материя. Истории философии известны два альтернативных толкования субстанции: идеалистическое и материалистическое. Идеалисты считают, что в основе предметов и явлений лежит некая идеальная субстанция в виде божественной воли, абсолютной идеи, мирового разума (Платон, Гегель), комплекса ощущений (Беркли, Фихте), мировой воли (Шопенгауэр). Древнекитайские, древнеиндийские и древнегреческие философы - материалисты под субстанцией понимали материю (лат. materia – вещество). Понятие материи появилось в работах Аристотеля. Под материей он понимал некую бесформенную массу, содержащая в себе потенциально любые вещи. Материя – это ваозможное бытие. Конкретные вещи, считал Аристотель, возникают под воздействием формы. Содержание понятия «материи», как первоосновы всего существующего, исторически изменялось. Материалисты античности под материей понимали наиболее часто встречающееся вещество природы объединяя при этом природу стихии и образ первопредков. Так, Эмпедокл (ок. 490 – ок. 430 до н.э.) упоминает четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Ученик Фалеса – Анаксимандр (610-546 до н.э.) первоначалом считал апейрон – неопределенное, беспредельное в виде хаоса вещество. Левкип и Демокрит, а затем и Эпикур. За первоначало принимали атомы и пустоту. Атомы находятся в постоянном движении. Из соединения атомов образуются тела, распад атомов ведет к гибели вещей. Материалисты XVII века Ф.Бэкон (1561-1626), Т.Гобсс (1588-1679), Дж.Локк(1637-1704) считали, что материя это первичные, неизменные свойства всех вещей: фигура, масса, протяженность, непроницаемость. Французские материалисты XVIII века Д.Дидро (1713-1784), П.Гольбах (1723-1785), К.Гельвеций (1715-1771) отмечали, что материя это все то, что, воздействуя на органы чувств человека, вызывает ощущения. Иными словами, под материей они понимали вещество. В ХIХ - начале XX в. многие материалисты, в том числе марксисты, трактовали материю как философскую категорию, используемую для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, но существует независимо от них. Фактически и это определение рассматривает материю как вещество. Учитывая, что материя существует не только в виде вещества (частиц и макросистем обладающих массой покоя) но и поля (гравитационного, электромагнитного и т.п., не обладающих массой покоя) и что поля, как правило, не фиксируются человеческими ощущениями, а регистрируются с помощью приборов, некоторые исследователи пытаются уточнить понятие материи (иногда говорят «о пространственно-временном континууме»). В качестве предварительного или операционного определения предлагается следующее. Материя - это объективная реальность, существующая независимо от сознания и предстающая перед нами в виде вещества, поля и других объективных ее состояний. Материя выступает как всеобщность, которая в ходе собственных взаимопревращений остается, в конечном итоге, тождественной самой себе, т.е. объективной, независимой ни от кого бы то ни было, реальностью. Основным признаком материи как объективной реальности выступает свойство «существовать независимо от сознания». В этом отношении сознание вторично, производно от материи, является ее особым свойством. Материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств. Вместе с тем она имеет сложную системную организацию. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы. Устойчивые связи и отношения между элементами системы и образует ее структуру. В последние годы разрабатывается новая генетическая модель единства мира. Согласно этой модели мир есть единая целостность, которая эволюционирует по единым законам на основе общего исходного субстрата (лат. s ubstratum - основа) и в определенном направлении.
Среди различных свойств материи есть такие, без которых она не может существовать. Эти свойства называют атрибутами. К ним относятся такие неотъемлемые свойства материи как движение, пространство и время. Материя во всех своих видах и формах находится в движении. В самом общем смысле слова, движение – это любое изменение вообще. Оно охватывает различные типы изменчивости, наблюдаемые в объективном мире, начиная от перемещения объектов в пространстве и заканчивая процессами социальной эволюции. Движение является всеобщим свойством материи, способом ее существования. Ему присущи такие свойства как объективность, всеобщность, абсолютность, неуничтожимость и несотворимость. Под объективностью движения понимается его существование независимо от сознания как внутреннее свойство материальных объектов. Свойство всеобщности связано с отсутствием в мире материальных объектов, не претерпевающих никаких изменений. Понимание абсолютности движения связано с понятием “покой”. Движение и покой рассматриваются как противоположности, связанные между собой. Покой является моментом всякого движения, характеризуя материальный объект с точки зрения его устойчивости. Покой преходящ, временен, относителен, а движение постоянно, вечно, абсолютно. О покое можно говорить только по отношению к определенной системе отчета (если речь идет о механической изменчивости) или по отношению к определенной форме движения (если речь идет о других типах изменений). Покой относителен, поскольку он всегда преходящ и снимается в совокупном движении материи. Тезис о несотворимости и неуничтожимости движения вытекает из самого определения движения как атрибута материи. Об этом свидетельствует и закон сохранения и превращения энергии. Из него следует, что движение не может исчезнуть, а способно переходить из одной формы в другую, сохраняя свои количественные и качественные параметры. Основным качественно различающимся видам материи соответствуют определенные формы движения. Классификация форм движения была начата Аристотелем, выделившим 6 видов движения. В Новое время Ф. Бэкон выделял 19 его видов. В XIX в. Ф. Энгельс указал 5 форм движения, каждая из которых связана с определенным материальным носителем. Эти формы движения следующие: механическая - материальный носитель макротела, физическая - молекулы, химическая - атомы, биологическая - белки, социальная - человек, материальное производство. К настоящему времени эта классификация устарела: механика стала разделом физики, был открыт электрон, а вместе с ним заявила о себе ядерная форма движения. Современное представление о формах движения связано с тремя видами или уровнями организации материи: неорганическая природа, органическая природа, общество. Органическую природу характеризует, в первую очередь, физическая и химическая формы движения, органическую - биологическая, а общество - социальная. Кроме этого выделяют: геологическую форму движения (материальный носитель – планета), гравитационную (Солнечная система), космическую (Галактика) и др. Генетически порядок расположения основных форм движения определяется степенью возрастания их сложности и обусловленности каждой последующей формы предыдущей. Каждая высшая форма движения представляет собой естественный продукт развития низших форм. Вместе с тем каждая форма движения имеют свою качественную определенность. Она не сводится ни к высшим, ни к низшим по отношению к ней формам. Например, сущность человека нельзя познать через изучение биохимических процессов происходящих в живом организме. В свою очередь, закономерностями социального, нельзя объяснить биохимические, физические и другие процессы протекающие в природе. Все тела и явления в мире находятся не только в движении, но и обладают определенной протяженностью и временной длительностью, т.е. имеют пространственные и временные формы своего существования. Пространство - это форма существования материи, которая характеризует протяженность, структурность составляющих ее материальных систем. Время - это форма существования материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем. К общим свойствам, характеризующим пространство и время как атрибутов материи относятся, прежде всего, объективность и всеобщность. К основным свойствам пространства относятся: трехмерность ( длина, ширина, высота), протяженность, однородность и изотропность (равноправность всех направлений). Время характеризуется такими свойствами как: одномерность, необратимость. Оно течет от прошлого через настоящее к будущему. Специфика пространственно-временных отношений на различных уровнях организации материи состоит в следующем. В неорганической природе существует мега-, макро- и микромир, где пространство и время имеет определенные особенности своего проявления. В органической природе пространственно-временные структуры выступают в формах левизны и правизны, симметрии и асимметрии. В обществе пространство и время имеет качественно своеобразную структуру, которая не сводится к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей. Различно протекает время у животных и человека. Социально-историческое время измеряется поколениями, веками, которые характеризуют те или иные события в памяти человечества. Пространство и время являются необходимыми условиями движения материи, общими формами, в которых происходит движение материи. Ни один материальный объект не может существовать только в пространстве и не быть во времени, или быть во времени, но не находиться в пространстве. Всегда и везде любое тело существует как во времени, так и в пространстве. Движение как способ существования материи, пространство и время как ее органически взаимосвязанные формы, характеризуют всякое бытие. Открытия Н.И.Лобачевского, Б. Римана, А.Эйнштейна заставили пересмотреть взгляды на основные атрибуты материи. Современная наука открыла целый спектр, ранее не предполагавшихся материальных образований, находящихся в тесной пространственно-временной зависимости. Это фотонный газ, белые карлики, черные дыры, темная энергия и т.п. Наши представления о движении, пространстве и времени постоянно углубляются, расширяются. Каждый последующий этап в развитии науки привносит новое в их понимание. Сейчас много говорится об экономическом пространстве. Не менее важным является вопрос о социальном и социально-политическом пространстве, являющихся нашим мировидением, определенным миром (картиной мира), в котором мы живем, действуем, реализуем себя как личность, в котором осуществляются наши надежды и цели.
* * * Для более детального ознакомления с вопросами темы в справочной литературе обратитесь к статьям: Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Бытие», «Субстанция», «Материя», «Движение», «Пространство», «Время». Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.: «Буття», «Субстанція», «Матерія», «Рух», «Простір», «Час».
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |