Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ее предмет и функции




Тема 27.

Религия как форма мировоззрения,

1. Происхождение религии.

2. Религиозное сознание, его особенности и структура.

3. Религиозная деятельность и религиозные организации.

 

Происхождение религии

Религия есть социальный феномен. Ее форма и содержание зависят от социальных условий и каждая конкретная религия несет на себе существенные черты различных исторических эпох. Поэтому можно сказать, что религия есть универсальное духовное явление в жизни общества, которое объединяет с помощью вероучения, моральных и других ценностей определенные группы людей в религиозные организации.

Большинство современного населения планеты – верующие. Вся сознательная история человечества, сохранившаяся в письменных памятниках культуры – это история религиозного человечества. О наличии у древнего человека религиозных представлений можно судить лишь косвенно, на основании археологических данных, в основном по характеру захоронений. Считается, что религия появляется 30–50 тыс.лет назад. Именно в это время возникает чисто человеческая форма коллективности и сознание человека становится способным к абстрактному мышлению, без которого невозможны религиозные представления.

Религия – сложное социальное явление, порождаемое целой группой причин, которые принято подразделять на социальные, гносеологические и психологические предпосылки религии.

Социальные причины религии. Религия – социальное явление, поэтому ее корни следует искать в условиях общественного бытия. Главная причина религиозности - бессилие человека перед силой социальной закономерности. В первобытном обществе - это бессилие перед силой природы и рода, в развитом обществе - перед стихией общественного развития. Это бессилие может быть реальным, связанным с низким уровнем общественного развития, или мнимым, иллюзорным, когда человек не осознает своих реальных сил.

С возникновением имущественного неравенства и государства появляются господствующие религии, которые поддерживаются государством. Поэтому главными, определяющими среди причин, воспроизводящих конкретную религию или способствующих появлению новой, выступают именно социальные.

Гносеологические причины религии коренятся в особенностях и закономерностях процесса познания. Познание имеет свои закономерности, которые ведут к правильному или искаженному отражению объекта. Существует возможность отрыва фантазии от действительности, абстракции от реальности. Наше мышление представляет продукт своей деятельности как на самостоятельную реальность.Иной раз трудно, а порой и невозможно установить земные корни абстрактных представлений. Идеальное начинает мыслиться, как самостоятельная реальность. К тому же деятельность человека носит целеполагающий характер, т.е. любому деянию всегда предшествует идеально поставленная цель.

Психологические предпосылкирелигии являются главными среди причин, порождающих индивидуальную религиозность. Люди не только фиксируют отражаемый мир в сознании, но и переживают его. Так возникает религиозное чувство. Одним из главных чувств, порождающих необходимость в религиозном утешении, является страх – перед смертью, потерей близких, социальными неурядицами. Известное выражение гласит: «Страх породил богов».

Изучение религии включает не только ее описание, но и вопросы ее происхождения и развития. В религиоведении до XVIII-ХIХ веков господствовало теологическое направление, исходившее из идеи врожденной религиозности и прамонотеизма. В начале XIX в. в религиоведении сложилась мифологическая школа, основоположник которой Макс Мюллер (1823-1900) выдвинули концепцию происхождения религии из солярного мифа (поклонения солнцу).

Сторонники антропологической школы, которую основал Э. Тейлор (1832-1917) видели в религии продукт развития самосознания человека. В книге “Первобытная культура” Э. Тейлора предстают анимистические идеи как результат одухотворения силой человеческого сознания природы, как доступный дикому человеку способ познать себя.

Основатель магической школы в религиоведении Дж. Фрезер (1854-1904) в книге "Золотая ветвь" показал, что религия - один из этапов развития человеческого мышления, которое идет от магии через религию к науке.

Марксистская школа - одна из влиятельнейших в современном религиоведении, рассматривает религию как закономерный этап жизни общества, который имеет свое начало, развитие и свой конец.

Большой вклад в уяснение причин потребности человека в религии внесла теория психоанализа З. Фрейда.

 

Религиозное сознание, его особенности и структура

Процесс отражения общественного бытия в общественном сознании не является зеркальным, а осуществляется в формах общественного сознания. На уровне общественного бытия религиозное сознание порождает религиозную идеологию и религиозную психологию и имеет специфические черты: особая форма отражения (бытие отражается в фантастическом виде) и особый объект отражения (наиболее активно отражаются силы и процессы, гнетущие человека).

Среди особенностей религиозного сознания следует отметить фантастическое отражение действительности, удвоение мира на мир реальный и сверхъестественный; признание реальности сверхъестественного; идея бога; относительная самостоятельность религиозного сознания (которая проявляется в следующих чертах: наибольшая удаленность религии от общественного бытия и изменений в нем, отставание от изменений в общественном бытия, активная преемственность и медленная изменяемость религиозного сознания).

Главным признаком религиозного сознания является вера в сверхъестественное. Под сверхъестественным религия понимает все то, что стоит над миром реальных вещей и явлений. Признание реальности сверхъестественного в религиозном сознании осуществляется через веру. Религиознаявера - обязательный признак религиозного сознания и главная его ценность.

Вера является компонентом всякого, а не только религиозного, сознания как выражение высокой степени убежденности. Но религиозная вера рассматривается как переживание, а ее аргументация - как низшее по отношению к ней, ибо вера не испытывает нужды в аргументации: знание строится на опыте, а вера - на доверии к изрекаемой истине, знание принадлежит уму, а вера - сердцу.

В религиозном сознании имеется совокупность идей и чувств, которые свойственны всем религиям. Именно они и составляют структуру религиозного сознания.

В каждой религии есть анимистические (лат. anima – душа) идеи и чувства. Вера в группу идей и эмоций, связанных с представлением о реальности сверхъестественных существ и сущностей, утверждающая возможность общения человека с ними называется анимизмом. В каждой религии есть анимистические идеи и чувства. Они составляют анимистический элемент религиозного сознания.

Идея реальности сверхъестественного находит выражение в мифах, отражающих явления природы и общественной жизни. Это мифологическийэлемент религиозного сознания.

В религиозном сознании имеются представления о сверхъестественных качествах отдельных предметов и явлений - это фетишистский элемент религиозного сознания.

Представления о сверхъестественном характере действий, культа составляют магический элемент религиозного сознания.

Следует отметить также, что степень зрелости, развитости религиозных представлений у разных людей и даже у разных слоев общества неодинакова. Поэтому различают в религиозном сознании два уровня - обыденный, включающий повседневные религиозные представления рядовых верующих, и богословский, или теологический, где положения вероучения рассматриваются и аргументируются с помощью философии.

 

Религиозная деятельность и религиозные организации

Религия - сложный социальный комплекс, включающий не только представления, но и реальные действия и организации. Религиозные отношения - не только отношения людей к Богу, а своеобразные отношения людей друг к другу. Религиозная деятельность имеет раздвоенный характер: во-первых, она направлена на реальный мир с целью удовлетворения реальных потребностей, а - во-вторых, на сверхъестественный мир, с целью удовлетворения представлений о загробной жизни. Такая деятельность выступает как культ - совокупность религиозных действий в виде разного рода обрядов и церемоний, связанных с отношением людей к сверхъестественному. Цель культовых действий - влияние человека на потусторонний мир. В культе используются различные искусства, что усиливает его эмоциональное воздействие. Рядовые верующие различия между религиями воспринимают именно в области культа.

На основе общности религиозных представлений и культа происходит общение верующих, формируются религиозные организации. В пределах религиозных организаций возникает стабильность вероучений и культов.

В процессе исторического развития религиозные организации приобрели разнообразные формы. В условиях первобытного общества религиозная организация была элементарной. С появлением государств выделяются локальные религиозные направления. В ранних государствах возникают храмовые организации, в более развитых общественных системах образуется церковь, которая занимает особое место в государстве. Развитие церквей сопровождалось появлением монастырей, монашеских орденов, политических религиозных партий.

Осуществление религиозного культа тоже имеет свою историю. В доклассовом обществе культ носил характер коллективной деятельности. С усложнением общественной жизни появляются жрецы, маги. В развитых обществах появляется специфическая профессиональная группа - духовенство, которое монополизирует культовую деятельность.

Основнойфункцией религии является мировоззренческая. Мировоззрение реализуется в виде норм и установок деятельности. Структурным ядром мировоззрения является либо философское, либо религиозное сознание. На основе этого возникает установка к деятельности, религиозное понимание ценностей. Поэтому верующие ищут в священных книгах ответы на все вопросы бытия.

Религия создает определенную систему норм и ценностей, которые призваны закреплять веру в сверхъестественное. Ассимилируя многие общечеловеческие ценности, религия выполняет регулятивную функцию.

На основе общности вероучения человек приходит к осознанию своего единства с определенной группой. Т.е. религия объединяет людей по религиозному признаку (или разъединяет) - в этом состоит ее интегративная функция.

Религия формирует определенные нормы общения людей и восприятия ценностей культуры – нормативная функция, а также определяет на их основе формы общения верующих - коммуникативная функция религии. Но центральной, специфической для религии остается компенсаторная функция - религия призвана дать утешение и воздаяние за страдания человека в земной жизни.

Классификация религий. Вопрос о классификации религий требует обоснования принципа, который будет положен в ее основу. Признавая исторический характер религиозных представлений, мы исходим из того, что религии развивались и изменялись вместе с историческими условиями, их породившими. Поэтому, в зависимости от исторического типа общества различают: а) религии первобытного общества; б) религии раннеклассовых формаций; в) религии феодального общества; г) современные религии.

Развиваясь вместе с обществом, религия обладает определенной самостоятельностью, своей внутренней логикой развития. Различные вероучения могут различаться уровнем осмысления общезначимых для религия положений, прежде всего пониманием идеи бога. В зависимости от этого мы имеем дело с политеистическими религиями, которые были типичны для ранних обществ, и с религиями монотеистическими, которые характерны для обществ с высокоразвитыми идеологическими системами. Иными словами, развитие идеи сверхъестественного идет от политеизма - многобожия к монотеизму – единобожию.

Несмотря на многообразие существующих культов, ведущими становились те религиозные концепции, которые с помощью своей идеологии смогли объединить возможно большее число людей. Поэтому среди многообразия современных религий можно выделить следующие их типы в зависимости от характера и широты распространения: а) мировые религии – религии, которые распространены практически по всему земному шару и исповедуются людьми независимо от их национальной или государственной принадлежности (мировых религий три: христианство, ислам, буддизм. Первые две относятся к монотеистическим); б) национальные (национально-государственные) религии, которые распространены среди людей одной национальности или в пределах одного государства (иудаизм - национальная религия евреев; индуизм, сикхизм, джайнизм - религии Индии; даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии); в) племенные культы - религии коренного населения тропической Африки, Океании, северных народов.

 

* * *

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Современный философский словарь. – М., 2004. Ст. «Религия», «Сакральное», «Теология», «Теологическое доказательство бытия Бога».

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.:

«Религия», «Миф», «Теология».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:

«Релігія», «Релігієзнавство», «Релігійність».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.