КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
От постулата коллективного здоровья к новой парадигме
Выделение личностно окрашенной реакции индивида с интенцией к архетипам здоровья в качестве основных предметов этнологии здоровья требует введения дополнительного понятия, отражающего отношения индивида с обществом. Дело в том, что в любой этнокультурной традиции само общество, точнее данный коллектив, рассматривается как сообщество людей, ведущих нормальную жизнедеятельность, т.е. наделенных необходимым ресурсом — здоровьем. Такой постулат коллективного здоровья основан на идее, что исходно оно, а здоровье индивида вторично. Обрисовать постулат здоровья можно, обращаясь к положению в обществе людей с физическими недостатками. Повреждение органа, означающее нарушение целостности организма, в этнографическом быту разных народов создает всегда особую, психологически напряженную ситуацию. Как показывает археологический и этнографический материал, люди даже с большими физическими недостатками в традиционалистском обществе могут доживать до самого преклонного возраста. Решающим обстоятельством здесь, несомненно, является то, что такой человек чем-то необходим обществу и может в известной мере рассчитывать на его поддержку. Но при всем том выживание людей с поврежденными органами, обеспеченное обществом, самим этим обществом воспринимается с настороженностью. Идеал любого традиционалистского общества состоит в целостном организме, максимально обеспечивающем здоровье индивида. Само существование человека при таких воззрениях есть констатация факта здоровья, выражение здоровья. Но в таком случае выживание человека с физическими недостатками требует особого объяснения. И это объяснение ищут в предположительной связи с силами, находящимися вне общества — с силами природы или сверхъестественными. Особое положение людей с физическими недостатками — широко распространенный этнографический факт. В крестьянских общинах такие лица часто находят себе занятия за пределами земледельческой отрасли становятся мельниками, кузнецами промышляют собирательством, охотой, рыболовством и т.п. Их подозревают в каких то связях с «нечистой силой». В целом социально экономическое и моральное положение людей с физическими недостатками в традиционалистских обществах сдвинуто в сторону природы. информации и других знаний о масштабах заболеваемости, методах и усилиях общества по лечению. Модель предметной области этнологии здоровья с двумя полюсами проблем, двумя взаимодействующими по разному концентрами — интенцией здоровья и постулатом коллективного здоровья — продуктивна тем, что способна организовать разнообразный исторический, этнографический материал, относящийся к жизнедеятельности человека к удовлетворению его витальных потребностей, как «естественных» так «индуцированных» культурой начиная от питания одежды жилища и т.п. и кончая культами и магией, направленными на здоровье. В этом случае многие суеверия обычаи и жесты перестают выглядеть «пережитками» невежеством или просто случайными элементами, а складываются в мозаичную картину этнологии здоровья конкретного населения или определенной исторической эпохи к его положению как нежелательному для нею самого и не дающего особых преимуществ; 4) от больного требуется кооперация в лечении с врачом. По Парсонсу, «роль больного» изменяется в зависимости от возраста, пола, положения в семье, занятий, материального достатка. Таким образом, «роль больного» — это модификация других социальных ролей Общество в определенной мере снимает с больного ответственность за все другие социальные роли. где находят место взаимосвязанные явления — индивидуальная интенция здоровья и постулат коллективного здоровья как общий фон интенции, природно заданный людям. Здоровье в рассматриваемой парадигме — естественная необходимость, собственно природный фактор, перенесенный в сообщество людей. Это вхождение природного фактора опосредствовано современными техническими средствами, но оно неоспоримо.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |