Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От постулата коллективного здоровья к новой парадигме




Выделение личностно окрашенной реакции индивида с интенцией к архетипам здоровья в качестве основных предметов этнологии здоровья требует введения дополнительного понятия, отражающего отношения индивида с обществом. Дело в том, что в любой этнокультурной традиции само общество, точнее данный коллектив, рассматривается как сообщество людей, ведущих нормальную жизнедеятельность, т.е. наделенных необходимым ресурсом — здоровьем. Такой постулат коллективного здоровья основан на идее, что исходно оно, а здоровье индивида вторично.

Обрисовать постулат здоровья можно, обращаясь к положению в обществе людей с физическими недостатками. Повреждение органа, означающее нарушение целостности организма, в этнографическом быту разных народов создает всегда особую, психологически напряженную ситуацию. Как показывает археологический и этнографический материал, люди даже с большими физическими недостатками в традиционалистском обществе могут доживать до самого преклонного возраста. Решающим обстоятельством здесь, несомненно, является то, что такой человек чем-то необходим обществу и может в известной мере рассчитывать на его поддержку. Но при всем том выживание людей с поврежденными органами, обеспеченное обществом, самим этим обществом воспринимается с настороженностью. Идеал любого традиционалистского общества состоит в целостном организме, максимально обеспечивающем здоровье индивида. Само существование человека при таких воззрениях есть констатация факта здоровья, выражение здоровья. Но в таком случае выживание человека с физическими недостатками требует особого объяснения. И это объяснение ищут в предположительной связи с силами, находящимися вне общества — с силами природы или сверхъестественными. Особое положение людей с физическими недостатками

— широко распространенный этнографический факт. В крестьянских общинах такие лица часто находят себе занятия за пределами земледельческой отрасли становятся мельниками, кузнецами промышляют собирательством, охотой, рыболовством и т.п. Их подозревают в каких то связях с «нечистой силой». В целом социально экономическое и моральное положение людей с физическими недостатками в традиционалистских обществах сдвинуто в сторону природы.
Иначе говоря постулат здоровья сопряжен с идеалом целостного человеческого организма. Этот постулат касается наиболее удаленного горизонта исследовательского поля для этнологии здоровья и дает ключ к решению проблем коллективных медицинских мер профилактики и санитарии положения индивидов, положения женщин в их особые периоды включая родильный а также ключ к решению таких трудных проблем, как магия здоровья шаманские лечения и колдовство. В названных феноменах этнологии постулат коллективного здоровья и идеал целостного человеческого организма противостоят представлению о враждебных природных силах от которых следует изолироваться или защититься другими способами. Индивидуальная интенция здоровья расширяет его источник за пределы коллективного постулата социально мотивируя жизнедеятельность людей с поврежденным органом но не изолируя человека от окружающей среды а находя с ней согласие. Объективно первичной по сравнению с постулатом является интенция здоровья, ибо в основе последней лежит идейно выраженная и эмоционально окрашенная физиологическая реакция, тогда как постулат коллективного здоровья — идейный конструкт группового сознания.
Итак предмет этнологии здоровья можно представить в виде спектра эмпирических мер, воззрении, которые концентрируются вокруг двух полюсов — интенции здоровья, с одной стороны и постулата коллективного здоровья — с другой. Выделенные исходные понятия дают возможность наиболее адекватно представить жизнедеятельность человека с его адаптацией к среде, прежде всего природной, не только в традиционалистском обществе, но и в современном индустриальном, где интенция здоровья со всей очевидностью выдвигается на передний план. Постулат коллективного здоровья характерен и для индустриального общества, но только там он более размыт деформирован под влиянием научной

информации и других знаний о масштабах заболеваемости, методах и усилиях общества по лечению. Модель предметной области этнологии здоровья с двумя полюсами проблем, двумя взаимодействующими по разному концентрами — интенцией здоровья и постулатом коллективного здоровья — продуктивна тем, что способна организовать разнообразный исторический, этнографический материал, относящийся к жизнедеятельности человека к удовлетворению его витальных потребностей, как «естественных» так «индуцированных» культурой начиная от питания одежды жилища и т.п. и кончая культами и магией, направленными на здоровье. В этом случае многие суеверия обычаи и жесты перестают выглядеть «пережитками» невежеством или просто случайными элементами, а складываются в мозаичную картину этнологии здоровья конкретного населения или определенной исторической эпохи
Современное общество находится в состоянии перехода к новой медицинской парадигме и к поиску новых направлений. Новая парадигма утверждается под большим давлением фактов из жизни афро-азиатских и латиноамериканских народов. Заключается эта новая система взглядов в подходе к здоровью и болезни как комплексному явлению в котором биологические факторы сопряжены с социокультурными. Эти взгляды нашли свое отражение в упомянутой позиции. Всемирной организации здравоохранения о целостности здоровья. В таком подходе центр тяжести проблемы здоровья перемещается в сторону социокультурньй факторов факты ставят на повестку дня необходимость развития социологии здоровья но это пока такая же рождающаяся наука как и этнология здоровья. Обе отрасли имеют свои корни в «медицинской антропологии». Важный момент в формировании социологических подходов связан с разработками с начала 50-х годов парсоновской концепции «роль больного» Американский социолог Талкотт Парсонс предложил видеть в «роли больного» особый вид девиантного (отклоняющегося) поведения индивида которое ставит специфические проблемы перед ним и обществом. За 6ольным признается право на особые требования и привилегии. В социальном плане «роль больного» сводится к четырем основным позициям 1) воздержание от нормальной общественной деятельности 2) больной считается неспособным «взять себя в руки» «справиться с собой 3) от больного ожидают отношения

к его положению как нежелательному для нею самого и не дающего особых преимуществ; 4) от больного требуется кооперация в лечении с врачом. По Парсонсу, «роль больного» изменяется в зависимости от возраста, пола, положения в семье, занятий, материального достатка. Таким образом, «роль больного» — это модификация других социальных ролей Общество в определенной мере снимает с больного ответственность за все другие социальные роли.
Концепция Парсонса создана на американском материале, и она отражает опыт развитого общества с его приемами научения человека социальным ролям, в данном случае роли больного. В других обществах могут иначе относиться к «роли больного». Она может быть менее тревожной и опасной для человека, как, например, в обществе с острейшими социальными противоречиями. Общее состояние вопроса в США определяется отношением к здоровью как к такому качеству, которое можно приобрести специальными усилиями или даже купить. Отсюда массовое применение различных техник здоровья, распространение магазинов натуральной пищи и т.п. Все это ведет за собой известные издержки — здоровье рассматривается как товар, гарантирующий кредитоспособность; люди, утрачивающие здоровье, теряют свои социальные позиции, положение престарелых людей становится особенно тяжелым. В теории Парсонса, концентрирующей в себе общечеловеческий прогресс, можно увидеть отрицание старой научной парадигмы болезни как патологии организма и переход на новую парадигму — здоровье не просто антитеза болезни: можно быть все более здоровым, здоровье накапливается специальными практиками, включающими улучшение качества жизни.
Парсоновская «роль больного» с особой ясностью характеризует наш архетип здоровья, к которому человек должен приближаться своими усилиями, своим свободным личностным действием. На этом пути он должен разрушать навязываемые ему локально-парадигматические нормы. Он должен строить заново, опираясь на интенции здоровья, способы его получения, т.е. Сам должен строить морфемы здоровья. В таком случае здоровье получает разомкнутую, а не парадигматически замкнутую траекторию здоровья. В этой сейчас утверждающейся системе взглядов здоровье концептуально не связывается с болезнью как ее антитеза Здесь вычленяется ценностная сфера здоровья сама по себе,

где находят место взаимосвязанные явления — индивидуальная интенция здоровья и постулат коллективного здоровья как общий фон интенции, природно заданный людям. Здоровье в рассматриваемой парадигме — естественная необходимость, собственно природный фактор, перенесенный в сообщество людей. Это вхождение природного фактора опосредствовано современными техническими средствами, но оно неоспоримо.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.