Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие экономической науки




 

Любая наука возникаеткак результат желания людей найти ответы на интересующие их вопросы. Первые экономические вопросы возникли в глубокой древности, и хотя они выглядели единичными, само название экономики пришло к нам из глубины веков. Представитель Древней Греции Ксенофонт среди прочих научных трудов оставил нам "Экономикос" (IV век до н.э.). Сложное греческое слово, составленное из двух: "ойкос" (дом, хозяйство) и "номос" (правило, закон) дало название новой науке. Однако становление экономической науки прошло длительный и сложный путь.

Первые ростки новой науки просматриваются в эпоху рабовладельческого строя в виде отдельных учений о ведении хозяйства. И насколько само хозяйство было раздробленным и обособленным, настолько и первые учения носили прикладной характер.

Рождение экономики как теоретической науки было вызвано объективными экономическими изменениями и формированием общественного хозяйства в рамках государства. Социально-экономические предпосылки формирования экономической науки: Великие географические открытия XV – XVII вв., бурное развитие торговли колониальными товарами; первоначальное накопление капитала (торговый, ростовщический, пиратский); скачок в развитии производства, рост мануфактур.

Фундаментальный вопрос для человечества – это источник богатства. С превращением разрозненного хозяйства в общественное вопрос оформился в определение источника общественного богатства. В разные времена, в зависимости от степени развития хозяйства, ученые находили разные ответы, но каждый следующий ответ был новой ступенью в развитии экономической науки.

Первой теоретической школой в экономике был меркантилизм. Представители этой школы (напр., А. Монкретьен[2]) четко и недвусмысленно указали на сферу возникновения общественного богатства – торговлю. Время господства меркантилизма (XV – XVII в.в.) – это время развития торговли между странами и учение выглядело убедительным: товары закупались по низким ценам, перевозились в другую страну и продавались по высоким ценам. Таким образом, источником общественного богатства являлась международная торговля. Экономическая наука того времени воздействовала и на формирование государственной экономической политики. Государство должно было, по мнению меркантилистов, проводить политику протекционизма.

Развитие производства показало несостоятельность торговли, как сферы возникновения общественного богатства. Если товарный обмен эквивалентен, то ни у продавца, ни у покупателя не возникает нового богатства, а появляется лишь новый продукт той же ценности, что и прежний. Если же обмен неэквивалентен, то одна сторона обогащается за счет другой. В таком случае происходит перераспределение богатства между участниками торговли.

Следующими были физиократы (XVII в.), которые видели источник богатства в сельскохозяйственном производстве (Ф. Кенэ, А. Тюрго)[3]. При использовании земли богатство возникает естественным путем, а условие его – плодородие почвы.

Переход от ручного труда к машинному и бурное развитие промышленности (XVIII в.) показало ограниченность учения физиократов. Формируется классическая научная система взглядов на экономические процессы – политическая экономия.

Формирование классической политической экономии было обусловлено определенными социально-экономическими предпосылками.

Во-первых, промышленный переворот – это долговременный и сложный процесс научных открытий и технических изобретений, внедрения в производство различных механизмов и машин.

Во-вторых, замена ручного труда машинным. Превращение мануфактур в фабрики и заводы. Появление массового наемного труда.

В-третьих, углубление общественного разделения труда - выделение крупных сфер: промышленности, сельского хозяйства, торговли, нематериальной сферы; разделение этих сфер по отраслям; разделение труда внутри фабричного производства.

В-четвертых, разделение собственников по факторам производства. Формирование нового классового общества: капиталисты – собственники капитала; пролетарии – собственники труда; собственники земли; появление интеллигенции.

В-пятых, развитие конкуренции.

Классическая политэкономия внесла существенный вклад в развитие экономической науки, так как ответила на главный вопрос – где и как формируется богатство народов (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо)[4]. Была сформирована теория трудовой стоимости. Источником общественного богатства было признано материальное производство. Только в процессе производства формируется стоимость товара, которая содержит первоначальные затраты и определенный прирост (прибавочную стоимость или прибыль).

Классики всесторонне исследовали рынок, обосновали корыстный мотив поведения участников рынка, роль конкуренции в саморегулировании рынка ("невидимая рука" рынка). Рынок был признан самодостаточным и динамичным, не нуждающимся во внешнем регулировании. Вмешательство государства в хозяйственную жизнь частных собственников рассматривалось как излишнее и невозможное. Государство должно было выполнять лишь функции "ночного сторожа". Рыночная экономическая система в целом была представлена как оптимальная и вечная.

Однако теория не могла оставаться вечной и застывшей. В последней трети XIX века формируется особое направление экономической науки – маржинализм, вызванное изменениями в экономической и общественной жизни развитых стран.

Экономические предпосылки появления маржинализма: а) концентрация и централизация капитала, формирование крупной частной собственности, рост производительности труда, возрастание ассортимента товаров, значительный рост предложения изделий и услуг; б) отставание спроса от предложения, затоваривание рынков, стабильное и расширяющееся повторение кризисов перепроизводства: 1825 г. - в Англии, 1836 г. - в Англии и США, 1847 г. - в Англии, США, Франции и Германии, 1857 г. - мировой кризис, далее – регулярно, через каждые 8-10 лет.

Социальные предпосылки кризиса классической политэкономии: развитие профсоюзного движения; формирование революционной ситуации в европейских странах, отрицающих капитализм в целом; экономические проблемы стали решать непрофессионалы – журналисты, юристы, политики, профсоюзные деятели.

Все эти изменения вызвали кризисное состояние классической политэкономии. Произошел раскол в науке и появились два направления: а) вульгарная (от лат. vulgarus – простой) политэкономия, представляющая прибыль как результат применения капитала, а сам капитал понимался как результат воздержания его собственника (по Смиту); б) марксистская политэкономия, представляющая прибыль как неоплаченный труд наемных рабочих.

В результате, практически одновременно (в 70-х гг. XIX в.) в ряде стран (Германии, Австрии, Швейцарии и США) произошло обновление экономической науки, получившее название маржинальной революции. Идеи маржинализма были выдвинуты представителями австрийской школы (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк)[5], а затем развиты учеными кембриджской (А. Маршалл)[6] и американской школ (Д. Кларк)[7]

Теоретические основы маржинализма можно кратко обобщить следующим образом.

Во-первых, была создана теория предельной полезности. Трудовая теория стоимости утверждала, что в основе рыночной цены лежат затраты труда на изготовление товара. Следовательно, рыночная цена формируется со стороны предложения. Теория предельной полезности утверждает, что рыночную цену определяет потребитель, исходя из: а) полезности для него данного товара; б) величины запаса у него этого товара. Чем больше полезность – тем выше спрос, чем больше запас – тем ниже спрос. Следовательно, цена потребителя определяется полезностью последней (предельной) приобретаемой единицы товара. Этот подход затем распространился на понятия предельной производительности, предельных издержек, предельного дохода.

Во-вторых, субъективно – психологический подход к экономическим явлениям. Классики исследовали поведение классов и групп, подверженных воздействию объективных экономических законов. Маржиналисты рассматривают поведение экономического человека. Экономический человек – это индивид в любой роли (потребитель, предприниматель, наемный работник), который всегда стремится максимизировать свой доход (выгоду) и минимизировать затраты или усилия. Впервые были сформулированы психологические основы массового поведения потребителей. При этом основой экономического анализа служит субъективная оценка экономическим человеком личных выгод и потерь. Отсюда вывод - рыночная цена есть результат столкновения различных субъективных оценок полезности данного товара со стороны потребителей и производителей. А рыночное хозяйство в целом рассматривается как совокупность рациональных индивидов, каждый из которых решает проблему выбора между затратами и результатами, между настоящим и будущим, между полученным и упущенным, между потреблением и накоплением.

В-третьих, был обоснован принцип редкости, ограниченности ресурсов. Предметом экономической науки была провозглашена проблема рационального использования ограниченных ресурсов. Основу экономического анализа составляют отношения между человеком и благом, а не отношения между людьми (как у классиков). Если благо имеется в изобилии (неограниченно), то, как бы ни велика была его общая полезность (например, воды), полезность последней единицы будет равна нулю. И, наоборот, ограниченность не очень полезного блага (например, бриллиантов) приводит к росту предельной полезности.

В-четвертых, маржиналисты широко использовали математические методы исследования экономики – дифференциальные уравнения, графики, схемы, таблицы.

В целом, новизна маржиналистского подхода заключалась в переходе с анализа поведения производителя (предложение) на анализ поведения потребителя (спрос). Господствующей стороной в экономике становится спрос. Однако маржиналисты сохранили основу классической политэкономии: а) объект исследования – свободный рынок; б) воздействие государства на экономику излишне и не нужно. В результате, маржиналистское направление получило название неоклассической экономической теории, а ее родоначальником признан А. Маршалл. В XX веке проблема создания и распределения общественного богатства уточняется и углубляется. Речь теперь идет о том, как сохранить равновесие между рациональным использованием ограниченных ресурсов, полной занятостью трудового фактора и ростом благосостояния всех членов общества. Насущные задачи в определении равновесия и поддержания динамизма общественного хозяйства в целом заставили по-иному взглянуть на роль государства в экономических процессах. В XX веке сформировалось особое теоретическое направление – кейнсианство (Д. Кейнс)[8].

Появление кейнсианства было обусловлено существенными изменениями в экономической и общественной жизни ряда стран. Предпосылки кейнсианства: а) массовое появление монополий и отрицательные последствия их господства; б) углубление экономических кризисов перепроизводства ("Великая депрессия" 1929-1933 гг.); в) возросшее влияние профсоюзов и их монопольное положение на рынке труда; г) положительный пример СССР, демонстрирующего достоинства государственного регулирования экономики. Общим результатом этих предпосылок стало резкое отставание спроса от предложения и кризис рыночной экономической системы в целом.

Вклад Д. Кейнса в развитие экономической науки можно кратко обобщить в следующих положениях. Во-первых, обоснование ограниченности прежних теоретических подходов, фиаско стихийной рыночной экономики, углубленный анализ психологии потребителя: чем выше доходы, тем выше склонность к сбережению и ниже – к потреблению. Во-вторых, создание теории "эффективного спроса". Кейнс выявил роль мультипликатора и доказал необходимость стимулирования спроса путем инвестирования. В-третьих, обоснование необходимости макроэкономического подхода и государственного регулирования рыночной экономики.

Последователи Кейнса (Э. Хансен, П. Самуэльсон, Р. Харрод, Е. Домар)[9] дополнили его положения концепцией акселератора, теорией встроенных стабилизаторов, признанием ведущим фактором экономического роста научно-технического прогресса.

В настоящее время существует множество школ и направлений экономической теории. Но все их можно разделить по главному критерию – роли государства в рыночной экономике. Так, кейнсианское и неокейнсианское направления объединяют сторонников государственного регулирования рыночной экономики. Другие направления (монетаризм, экономика предложения) образуют движение под девизом: "Назад к Смиту". Представители этого направления различаются своими концепциями, но объединены одинаковой исходной постановкой: государственное регулирование влечет отрицательные последствия, так как только свободный рынок обеспечивает эффективность производства, освобождает и стимулирует инициативу и энергию предпринимателей. При этом монетаристы (М. Фридмен[10]) предлагают ограничить роль государства контролем за уровнем инфляции. Сторонники экономики предложения (например, А. Лаффер[11]) оставляют за государством лишь налоговую политику.

Очевидно, что приоритет использования той или иной теории может быть обусловлен комплексом экономических и социальных условий в конкретных странах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.