Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н. Н. Бондаренко, Б. П. Терещук




Часть I

ОБЩАЯ ГИСТОЛОГИЯ

ГИСТОЛОГИЯ

Н.Н.Бондаренко, Б.П.Терещук

Часть I

ОБЩАЯ ГИСТОЛОГИЯ

ГИСТОЛОГИЯ

Вычитание десятичных чисел в дополнительном коде30

Сложение десятичных чисел в дополнительном коде..27

Сложение и вычитание чисел в обратном и дополнительном

кодах в системе счисления с любым основанием……………….27

3.6.2. Сложение десятичных чисел в обратном коде………..28

3.6.4. Вычитание десятичных чисел в обратном коде………31

4. Двоичные коды …………………………………………………………..33

4.1. Взвешенные коды………………………………………………….33

4.1.1. Десятичное сложение в коде 8421….…………………34

4.1.2. Десятичное вычитание в коде 8421……….…………...35

4.2. Невзвешенные коды………………………………………………36

5. Обнаружение и исправление ошибок …………………………………39

5.1. Коды с обнаружением ошибок…………………………………..39

5.2. Коды с исправлением ошибок…………………………………...41

5.2.1. Основные принципы построения кодов Хэмминга

с исправлением ошибок………………………………..41

 

 

5.2.2. Модификация метода четности-нечетности….………..44

5.2.3. Сочетание кодов Хэмминга+ четности(нечетности)….45

6. Задачи для самостоятельного решения ………………………….……48

6.1. Задачи для раздела 1……………………………………………...48

6.2. Задачи для раздела 2……………………………………………...48

6.3. Задачи для раздела 3……………………………………………...49

6.4. Задачи для раздела 4……………………………………………...51

6.5. Задачи для раздела 5……………………………………………...51

Литература……………………………………………………………………53

 

[U1]

 

 

 

 

 

 

 

 

      Рекомендовано Центральным методическим кабинетом МЗ Украины в качестве учебного пособия для студентов высших медицинских заведений IV уровня аккредитации

 

Донецк

 

 

ББК 28.8я7

 

УДК 611-018(075.8)

 

 

Авторы: Н.Н.Бондаренко, Б.П.Терещук

 

 

Рецензенты: В.К.Сырцов, д.мед.н., профессор, зав.кафедрой гистологии с эмбриологией и цитологией Запорожского медицинского университета; Б.В.Троценко, д.мед.н., профессор кафедры гистологии с эмбриологией и цитологией Крымского государственного медицинского университета им. С.И.Георгиевского М.С.Пушкарь, д.мед.н., профессор, зав.кафедрой гистологии с эмбриологией и цитологией Винницкого медицинского университета

 

Рекомендовано Центральным методическим кабинетом МЗ Украины в качестве учебного пособия для студентов высших медицинских заведений IV уровня аккредитации (протокол № ___від 2010)

 

 

ББК 28.8я7 Бондаренко Н.Н., Терещук Б.П. Ситуационные задания по общей гистологии. Часть I. Ткани общего назначения: Учебное пособие.– Донецк-Киев, 2010.– 182 с.

 

Учебное пособие представляет собой сборник иллюстрированных заданий продуктивного типа по общей гистологии для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов к тестовому контролю по вопросам эмбрионального происхождения, закономерностей структурной организации и функции эпителиальных, гемопоэтических, соединительных, скелетных тканей, крови и лимфы.

Материал изложен в соотвествии с "Програмою з гістології, цитології та ембріології для студентів вищих медичних закладів освіти III-IV рівнів акредитації" зі спеціальностей: 7.110101 "Лікувальна справа"; 7.110104 "Педіатрія"; 7.110105 "Медико-профілактична справа".

Пособие предназначено для студентов медицинских и биологических факультетов высших учебных заведений, а также может служить навигатором в морфологии для интернов, клинических ординаторов, аспирантов, цитологов и врачей различных специальностей.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие……………………………………………………………………... Методика роботы с заданиями …………………………………………………...   Раздел 1. ТКАНИ. ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ……………………………….  
  1.1. Понятие о гистогенетическом ряде (дифферон)……………………… 1.2. Гистологические элементы. Клетки и их производные как основные элементы тканей……………………………………………………….. 1.3. Особенности тканей (детерминация, дифференцировка, изменчивость, способность к регенерации, апоптоз) ………………. 1.4. Определение понятия «ткань». Типы тканей ……………………….. 1.5. Общая морфофункциональная характеристика эпителиальных тканей …………………………………………………………………… 1.6. Различные виды покровных эпителиев: источники развития, локализация, особенности строения………………………………….. 1.7. Общие особенности эпителиальных тканей …………………………. 1.8. Базальная мембрана, ее строение и функциональное значение……. 1.9. Сравнительная морфофункциональная характеристика разных видов покровных эпителиев…………………………………………… 1.10. Специальные органеллы эпителиальных клеток…………………… 1.11. Железистый эпителий. Особенности строения и функции гландулоцитов. Классификации желез……………………………… Тестовые задания …………………………………………………….            
Раздел 2. ТКАНИ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ. КРОВЬ. ЛИМФА ………………….  
  2.1. Мезенхима, особенности строения, значение………………………… 2.2. Общая морфофункциональная характеристика тканей внутренней среды. Классификация ………………………………………………… 2.3. Состав крови, плазма и форменные элементы ………………………. 2.4. Эритроциты: строение, функции. Зависимость формы эритроцитов от состояния гемоглобина и плазмолеммы ………………………….. 2.5. Кровяные пластинки (тромбоциты): виды, строение, функции …… 2.6. Общая морфофункциональная характеристика лейкоцитов, классификация ………………………………………………………… 2.7. Гранулоциты: разновидности, микроскопическое и субмикроскопическое строение, функции……………………………. 2.8. Агранулоциты. Микроскопическое и субмикроскопическое строение моноцитов, их функция…………………………………….. 2.9. Лимфоциты, их виды, микроскопическое и субмикроскопическое строение Т - и В-лимфоцитов, функциональное значение ………… 2.10. Состав лимфы, ее разновидности…………………………………… Тестовые задания …………………………………………………….            
Раздел 3. ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ И ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ГЕМОПОЭЗ ….  
  3.1. Эмбриональный гемопоэз (развитие крови, как ткани), его этапы … 3.2. Постнатальный гемопоэз. Миелоидная и лимфоидная ткань………. 3.3 Стволовая клетка крови, ее особенности. Дифферон………………… 3.4. Полустволовые клетки, колониеобразующие единицы. Характерис- тика клеток-предшественниц и зрелых элементов крови………....... 3.5. Гистогенетические ряды эритропоэза, гранулоцитопоэза, моноцитопоэза, тромбоцитопоэза, лимфопоэза……………………… Тестовые задания ………………………………………………………    

 

Раздел 4. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ. ВОЛОКНИСТЫЕ СОЕДИНИ-ТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ И ТКАНИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ …….  
  4.1. Общая характеристика соединительных тканей: особенности развития, строение, функциональное значение. Классификация…... 4.2. Волокнистые соединительные ткани, их разновидности. Характе- ристика рыхлой волокнистой соединительной ткани. Клеточный состав (резидентные клетки): источники развития, особенности строения, функции. ……………………………………………………. 4.3. Клетки-иммигранты. Понятие про макрофагальную систему организма (система фагоцитирующих мононуклеаров). Участие клеток в защитных реакциях организма ……………………………… 4.4. Межклеточное вещество рыхлой волокнистой соединительной ткани, волокнистые структуры и основное аморфное вещество……. 4.5. Коллагеновые, эластические и ретикулярные волокна, фибрилло- генез, особенности строения, биохимический состав, значение …… 4.6. Плотные соединительные ткани, их разновидности, строение и Функции ……………………………………………………………….. 4.7. Соединительные ткани со специальными свойствами: ретикуляр- ная, жировые, слизистая, пигментная, строение и функции ……….. Тестовые задания ……………………………………………………..                
Раздел 5. СКЕЛЕТНЫЕ ТКАНИ. ХРЯЩЕВЫЕ И КОСТНЫЕ ТКАНИ ……….  
  5.1. Общий план строения и функции скелетных тканей……………….. 5.2. Хрящевые ткани. Гиалиновая хрящевая ткань. Гистогенез, клеточ- ные элементы (дифферон хондробласта), особенности строения и функции. Межклеточное вещество, его гистохимические особенности……………………………………………………………. 5.3. Эластическая и волокнистая хрящевые ткани. Особенности строения, гистохимические особенности межклеточного вещества, локализация ……………………………………………………………. 5.4. Надхрящница, строение, значение. Аппозиционный и интерсти- циальнный рост хряща ………………………………………………… 5.5. Суставной хрящ, его зоны, особенности строения, регуляторы морфогенеза ……………………………………………………………. 5.6. Особенности костной ткани. Диффероны клеток (остеобласта и остеокласта), строение, функции, регуляторы ………………………. 5.7. Межклеточное вещество, его состав и особенности………………… 5.8. Ремоделирование костной ткани, факторы, влияющие на состояние ткани ……………………………………………………………………. 5.9. Разновидности костных тканей (ретикулофиброзная и пластинчатая)…………………………………………………………… 5.10. Кость как орган. Надкостница, строение, роль в трофике и регенерации костной ткани……………………………....................... 5.11. Прямой и непрямой остеогенез …………………………………….. Тестовые задания …………………………………………………….                  
  Ответы на тестовые задания ……………………………………………………….  
  Литература …………………………………………………………………………..  

 

 

  «Там…где создание формы, является … настоящей задачей, вместе с успехами изображения незаметно и неявно движется вперед также и содержание… форма и содержание идут в араб совершенствовании рука об руку» (Гегель)  

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Одним из видов современных образовательных технологий является переход от пассивных форм обучения к активным. Повышение эффективности самостоятельной работы студента - одно из условий успешной реализации данной технологии, которое могут обеспечить задания в тестовой форме.

Доминирующая в учебном процессе тестовая технология используется лишь для контроля результатов обучения, тогда как современная концепция высшего образования предусматривает формирование у будущих выпускников ряда фундаментальных компетенций. В частности, изучение морфологических дисциплин базируется на овладении целевыми видами деятельности по дифференцировке структурных элементов клеток, тканей и органов. Стратегия подачи материала в имеющихся на сегодняшний день учебниках носит сугубо информационный характер, поэтому создание "образа структуры" по ее словесному описанию в учебнике для студента-первокурсника является сложной задачей, требующей знания медицинской терминологии, определенных навыков абстрактного мышления и создания стереологической композиции для сохранения в памяти зрительных образов структурных элементов клеток, тканей и органов. В этом аспекте. В данное время в арсенале студента есть классические морфологические атласы, содержащие единичные основополагающие иллюстрации и/или схемы тканей, при этом они не несут мотивационной нагрузки и неадаптированы для самостоятельной внеаудиторной подготовки. Их иллюстративный фонд не позволяет в полной мере обеспечить самостоятельное овладение студентом целевых видов деятельности, и часть работы выполняется в рамках аудиторной самостоятельной работы. Учитывая различную степень базисной подготовки студентов и их индивидуальные возможности восприятия и запоминания информации, на отработку профессиональных навыков по дифференциальной диагностике тканевых элементов необходимыми стали практикоориентированные тестовые технологии, отсутствующие на данное время, что стало мотивом для создания нами учебного пособия новой конструкции. Именно с помощью заданий продуктивного типа (развивающего характера) возможно создать современные обучающие системы, базирующиеся на философии конструктивизма.

Поскольку стратегия подачи учебного материала определяется конечными целями обучения, то в основу пособия положены конечная цель обучения общей гистологии: трактовать особенности эмбрионального развития тканей (гистогенез) и органов (органогенез); объяснять основные принципы структурной организации различных тканей; интерпретировать микроскопическое строение различных органов людей в аспекте взамоотношений тканей и дифферонов, входящих в их состав, а также в условиях физиологической и репаративной регенерации.

В созданных нами учебных заданиях каждая структура ткани преподносится в различных ракурсах на десятках микрофотографий с обозначениями, что позволяет закрепить зрительный образ морфологического объекта даже в условиях отсутствия гистологического препарата при внеаудиторной подготовке.

Учебное пособие включает задания в тестовой форме обучающего типа и задачи для контроля эффективности усвоенного материала.

 

 

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЗАДАНИЯМИ

Для эффективной внеаудиторной работы следует предварительно ознакомиться с особенностями заданий продуктивного уровня. Задания соответствуют формату А, так как содержат условие и вопрос к нему. В отличии от традиционных условие каждого ситуационного задания в данном пособии представляет собой комбинацию из 2 частей: текстовой и иллюстративной. Изучение только одной части условия не позволяет правильно решить задание, так как одна часть (текстовая) логически дополняется второй (иллюстративной). Например, текстовая часть имеет вид:

 

  ЗАДАНИЕ 1.35 В препарате мочевого пузыря выявили пограничную ткань, которая состоит из структур, обозначенных на рис.1.35. Назовите данную ткань. А. Эпителиальная. Б. Ткань внутренней среды. В. Кровь. Г. Мышечная. Д. Нервная.

 

а иллюстративная, кроме микрофотографии ткани, содержит обозначения к ней, без учета которых невозможно найти правильный ответ, например,

 

Рис. 1.35  

 

В каждом ситуационном задании предусмотрен один правильный ответ, который в текстовой части выделяется цветной полосой, что позволяет студенту сопоставить зрительный образ с ключевыми терминами и функциями структур.

Блок контролирующих тестовых заданий сопровождает каждый учебный раздел и включает текстовые и иллюстрированные тесты, предназначенные оценить эффективность усвоения конечных целей обучения по общей гистологии. Ответы к контролирующим тестовым заданиям приведены в конце сборника.

ГЛАВА 1. ТКАНИ. ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ

Актуальность: изучение общей гистологии позволяет раскрыть закономерности строения организма на тканевом уровне организации. Понимание гистофизиологии тканей, образующих органы, возможно лишь при условии изучения основных принципов их онтогенеза, особенностей гистологических элементов, дифферонного состава, а также особенностей регенерации. Поскольку в основу классификации разных типов тканей заложены особенности состава их гистологических элементов, то знание дифферонов клеток и их производных является необходимым базисом для дальнейшего приобретения навыков по дифференцировке тканей в гистологических объектах. Наиболее часто встречающимися в организме являются эпителиальные ткани, выстилающие кожу, полости и слизистые оболочки внутренних органов, поэтому значение этих тканей очень важно – они формируют гистологические барьеры между окружающей средой и внутренней средой организма и обеспечивают обмен информацией и веществами между ними. Не менее важной является регуляторная функция железистого эпителия, формирующего экзо- и эндокринные железы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.