Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзор: этика ответственности 3 страница




Наукой, искусством владея,
Религию скупо оценят.
Науку, искусство не зная,
Религию искренне любят.

Что касается современной, новейшей философии, то она чаще, чем когда бы то ни было ранее, отдает приоритет науке. Религиозное содержание философии уменьшается. Вместе в тем широко распространены варианты христианской философии. В России культивируется православная философия, на Западе неокатолическая и неопротестантская.


ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

· Исходный материал для познания обеспечивают чувства.

· Чувственное познание осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление.

· Рациональное познание осуществляется в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение.

· Понятие - это мысль, обобщение.

· Главная ценность познания - истина.

· Истина - это такая интерпретация, которая поставляет нам знания (сведения) о мире.

· Три основные познавательные формы - это вчувствование, объяснение и понимание.

· Наука имеет дело с самым достоверным знанием.

· Научное исследование на экспериментальном уровне представляет собой экспериментирование, наблюдение и измерение.

· Научное исследование на теоретическом уровне имеет дело с теорией, а также с методами (аксиоматическим, гипотетико-дедуктивным, описательным).

· Научная деятельность не выключает исследователей из сферы этики.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ"

Что такое чувственное познание? Познание в чувствах.

Что такое рациональное познание? Познание в мыслях.

Что такое понятие? Понятие - это интерпретационный конструкт, посредством которого люди истолковывают качественно одинаковое содержание природных явлений. Так, чтобы судить о физических объектах надо владеть понятием "масса"

Что такое воображение? Способность человека к изобретению чувств, мыслей, высказываний. Именно благодаря воображению человек изобретает понятия и ценности.

Что такое интуиция? Познание непосредственное, каких-либо предварительных чувственных, мыслительных или же логико-лингвистических ходов.

Что такое истина? Истина - критерий правильности, обычно научности, знания. Знание ошибочное считается ложным.

Что такое теория? Теория - это способ интерпретации фиксируемых экспериментально явлений.

Что такое эксперимент? Эксперимент - это изучение определенных явлений в специально созданных условиях.

Что такое научная идеализация? Научная идеализация - это разновидность понятий.

Что такое модель? Модель - это образец, замещение изучаемого объекта некоторым образцом, физическим, техническим или даже мысленным.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ"

1. Как образуют понятия по Локку?

2. Как образуют понятия по Гуссерлю?

3. Как образуют понятия?

4. В чем состоит назначение науки?

5. Каковы критерии научности?

6. Каково содержание когерентной концепции истины?

7. Каково содержание аксиоматического метода?

8. Каково содержание гипотетико-дедуктивного метода?

9. Каково содержание прагматического метода?

10. Является ли астрология наукой?

11. Является ли религия наукой?

12. Является ли философия наукой?

Примечание: оценка число правильных ответов

 

"5" - 11-12

"4" - 10-9

"3" - 8-7

"2" - 6-0

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ"

1. Философская и научная картины мира

2. Критерии научного знания

3. Три концепции истины

4. О специфике естествознания и гуманитаристики

5. Аксиоматический метод в математике

6. Гипотетико-дедуктивный метод в естествознании

7. Прагматический метод в гуманитаристике

8. Конструктивистский метод

9. Проблемный метод

10. Принцип относительности к средствам наблюдения

11. Принцип дополнительности

12. Решающие эксперименты в науке

13. Дискуссия и дискурс как приемы выработки научного знания

14. Математическое и компьютерное моделирование

15. О специфике теории

16. Научная и религиозная картины мира

17. Правомерна ли критика науки?

18. Философские вопросы физики

19. Философские вопросы математики

20. Философские вопросы экологии

 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ"

1. По Локку, понятия являются результатом абстрагирования от специфических черт изучаемых явлений (остается общее).

2. По Гуссерлю, понятия усматриваются благодаря категориальной интуиции и потоку переживаний.

3. Понятия являются результатом творчества, они изобретаются в процессе размышлений и дискуссий и воспринимаются в качестве гипотез.

4. Назначение науки состоит в выработке, сохранении и передаче будущим поколениям нового знания во имя обеспечения им благополучной жизни.

5. Основных критериев научности три: непротиворечивость, подтверждаемость и эффективность знания.

6. Согласно когерентной концепции истины высказывания должны не противоречить друг другу и образовывать связное целое.

7. Согласно аксиоматическому методу основания науки составляют аксиомы, исходя из которых выводятся теоремы. Аксиомы не должны противоречить друг другу и образовывать полную систему (т.е. еще какие-то дополнительные аксиомы не нужны).

8. Согласно гипотетико-дедуктивному методу основание научного знания образуют принятые в качестве законов гипотезы, на основе которых объясняются (истолковываются) единичные явления.

9. Согласно прагматическому методу для интерпретации поступков людей изобретаются ценности. В случае если выясняется их неэффективность, то они заменяются другими.

10. Астрология наукой не является, ее адепты не беспокоятся о том, чтобы астрологические высказывания соответствовали критериям научности.

11. Религия наукой не является: она не использует научные методы.

12. Философия является наукой: ибо в ней, по определению, должны строго соблюдаться все критерии научности.

 

10. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА

 

ЯЗЫК - СИМВОЛ НАШЕЙ ЖИЗНИ

В предыдущих текстах приходилось часто обращаться к философии языка. Настало время обобщить полученные сведения. Энциклопедии дают самые различные определения языка, их даже не сотни, а тысячи. Язык - это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Структурными единицами языка являются слова и предложения, составленные из них тексты. Каждое слово, каждое предложение, каждый текст всегда на что-то указывает, т.е. является знаком, причем чаще всего довольно сложным. Сложный знак - это символ. Язык - это символ всей нашей жизни, нет ничего в нашей жизни, что могло бы упрятаться от языка.

Жизненаполненность языка удивляет и даже поражает. Кажется, язык умеет все: греметь, тарахтеть, нежничать, ценить, посмеиваться, улыбаться и смеяться. Вот уж действительно, язык - символ нашей жизни, результат постоянно возобновляющегося творчества как народа в целом, так и каждого человека. Считается, что сейчас на земном шаре свыше 2500 различных естественных языков, т.е. языков, возникших в процессе общения наций, народов, социальных групп людей. А число искусственных языков (языков математики, логики, программирования) вообще трудно сосчитать.

Для современной философии язык - одна из важнейших тематик. В рамках аналитической философии язык является единственным достойным всяческого внимания предметом исследования. Для других философских направлений язык - очень важная тема.

ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ

Философы античности и средневековья уделяли в языке основное внимание имени как слову, обозначающему отдельный предмет. Сократ и Платон считали, что имя установлено не произвольно, "не так, как нам заблагорассудится", а по природе. Но что значит "по природе"? Для Платона имя подражает прежде всего сущности. Первоначально даже по своему звучанию слова были похожи на предметы, т.е. на свои значения. Но затем от исходных слов было образовано столько новых слов, что теперь уже нельзя усмотреть внутреннюю связь между звуком и значением. Связь слова с предметом закрепляется общественной традицией. Демокрит считал язык формой общественного договора.

Для нас важно, что интерпретация языка в античности ведется согласно содержанию философии. Слова выражают сущность (сущность - это идея Платона или форма Аристотеля).

Переходя к средневековью, мы вправе ожидать, что слово будет связано с Богом. Так и есть. Евангелие от Иоанна начинается словами: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога". Язык оказывается символом божественного мироздания, смысл едва ли не любого слова надо искать в толковании Библии.

Когда же разгорелся спор между реалистами, номиналистами и концептуалистами, то слова стали пониматься как выражения идей (реализм), как обозначение предметов как таковых (номинализм), как обозначение составленных в уме понятий (концептуализм).

В рамках философии имени очень важно сопоставить имя и его значение, предмет. В этом отношении нам представляются заслуживающими особого внимания следующие суждения А. Ф. Лосева, который был ярким пропагандистом философии имени в ХХ.веке: "Человек, для которого нет имени, для которого имя только простой звук, а не сами предметы в их смысловой явленности, этот человек глух и нем, и живет он в глухонемой действительности. Если слово не действенно и имя не реально, не есть фактор самой действительности, наконец, не есть сама социальная (в широчайшем смысле этого понятия) действительность, тогда существуют только тьма и безумие, и копошатся в этой тьме только такие же темные и безумные, глухонемые чудовища. Однако мир не таков. И вот рассмотреть его как имя я и дерзаю в этой книге ("Философия имени" - название книги А. Ф. Лосева. - В.К.). Итак, согласно философии, имени, мир рассматривается как имя; имя - символ мира. Философия имени весьма характерна для философии античности и средних веков, а также культивируется и в наши дни.

ФИЛОСОФИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В Новое время в соответствии с философией разумного человека большое внимание стали уделять соотношению слов и понятий; слова считались обозначениями мыслей (а также чувств). Множились выступления за образование рациональных искусственных языков (Декарт, Лейбниц). Делались попытки изобрести единый язык логики для науки, а также единый язык общения для людей всех национальностей. Понадобились многие годы, прежде чем эти усилия дали ощутимый результат. В 1887.году варшавский врач Людвиг Заменгоф создал язык эсперанто (в переводе с латинского означает "надеющийся"), на котором способны общаться ныне несколько миллионов человек.

Развитые в Новое время воззрения, интерес к научному пониманию истины привели к выдвижению в центр анализа предложения, а не слова. Огромное значение в этой связи имели разработки аналитиков (Рассела, Фреге, Витгенштейна, Карнапа). Законченная мысль выражается не словом, а повествовательным предложением, высказыванием. К повествовательным предложениям в отличие от слова применимо представление об истинности/ложности.

В философии предложения предмет понимается как то, что обладает свойствами и участвует в отношениях. Свойства и отношения называются признаками. Философия предложения в систематическом виде впервые изложена Витгенштейном в его "Логико-философском трактате".

При рассмотрении любого предложения интерес представляют два момента: 1) что соответствует предложению в реальной действительности; 2) каким образом связаны слова в предложении. В первом случае мы интересуемся значением и смыслом предложения, а во втором - его грамматикой, составленностью, синтаксисом.

Рассмотрим четыре следующих предложения.

1. Стадион "Лужники" находится в Нью-Йорке.

2. "Лужники" в Нью-Йорке находится стадион.

3. Стадион "Лужники" находится в столице России.

4. Стадион "Лужники" находится в самом большом городе России.

Первое предложение ложно: стадион "Лужники" находится, как известно, не в Нью-Йорке, а в Москве. Так как первое предложение ложно, то оно не имеет значения. Второе предложение построено не по правилам грамматики, синтаксиса, следовательно, нет оснований ставить вопрос о его значении. Третье и четвертое предложения обладают одним и тем же значением, но разными смыслами. Это становится очевидным, если мы перепишем третье и четвертое предложения следующим образом.

3'. Стадион "Лужники" находится в Москве, Москва - столица России.

4'. Стадион "Лужники" находится в Москве, Москва - самый большой город России.

Левые части предложений 3' и 4' одинаковы, они обладают одним и тем же значением. Правые части предложений различны, они выражают два смысла: в одном случае речь идет о том, что Москва - столица России (так это или не так можно установить по Конституции России), в другом - утверждается, что Москва является самым большим городом России (истинность этого утверждения устанавливается сравнением Москвы с другими городами России, прежде всего с Санкт-Петербургом). Наука, изучающая значения и смыслы высказываний, называется семантикой. Главный вопрос семантики: что обозначает данное высказывание? Главный вопрос синтактики (она изучает синтаксис): построено ли высказывание правильно, по законам грамматики, непротиворечиво?

В рамках философии предложения совсем необязательно ограничивать свой анализ отдельными предложениями. Можно рассматривать и тексты, но как составленные из предложений, которые должны быть связаны друг с другом непротиворечивым образом.

Развитие философии предложения потребовало и требует в наши дни больших усилий от философов и логиков, равно как от представителей частных наук. Внимательнейшим образом изучается теория значения и смысла, законы синтаксиса применительно как к естественным, так и к техническим языкам.

Стратегической целью философии предложения является достижение максимальной ясности в понимании языка. Язык должен быть ясным, как условие математической задачи; нет такого математика, который бы не потребовал уточнения условия задачи при обнаружении в нем неточностей, двусмысленностей. Любимая поговорка философа-аналитика (а именно в аналитической философии стремятся к ясности высказываний) звучит так: "Давайте уточним значение и смысл сказанного (написанного)".

Если бы, например, россиянин пригласил аналитически настроенного англичанина на концерт звезд российской эстрады, то почти наверняка последовал бы вопрос: "Скажите, пожалуйста, кого в России называют звездой эстрады?" Может быть, звездой эстрады называют в России очень хорошего артиста, а возможно, всего лишь завсегдатая московских тусовок. Англичанин желает ясности. "Кот в мешке" его не устраивает. Кстати, попробуйте разъяснить аналитику значение и смысл выражения "кот в мешке".

Итак, философия предложения - это важнейший этап в развитии философии языка, для которого характерен обостренный интерес к семантике (теории значения и смысла) и синтаксису (сочетанию слов в предложении). Философия предложения дополняет философию имени.

ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК

Язык создается и используется людьми не произвольно, а в соответствии с их целенаправленной деятельностью, практикой. При этом человека интересует не просто истина (как в философии предложения), представляющая ему объект таким, каким он является безотносительно к целям человека, а значение объекта для человека. Человек вольно или невольно реализует ценностное отношение к миру. Это обстоятельство довлеет над ним постоянно и в итоге находит свое выражение в самом характере интерпретации. В этой связи за последние 3-4 десятка лет в философии языка резко возросло внимание к ценностным установкам личности, которые содержатся в высказываниях типа:

знает
верит
A помнит, что p
надеется
хочет

Лет десять тому назад едва ли не каждый ученик читал строки В. Маяковского: "Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть". Но как понять выражение "я знаю" (анализу которого философы-аналитики посвятили тысячи страниц)? Что имел в виду поэт, утверждая "я знаю"? Вроде бы в его строках есть даже доказательство: в стране советской живут замечательные люди, следовательно, страна станет процветающей. И все-таки, как посчитает ученый, в стихах Маяковского отсутствует подлинное доказательство, ибо суждения поэта невозможно подтвердить и опровергнуть фактами. То, что Москва - самый большой город России, можно подтвердить фактами; знания Маяковского - это его личная ценностная установка, она принадлежит ему (согласно его суждениям), но не может быть обоснована четко, по-научному, доступными реальными фактами. "Я знаю" означает у Маяковского "Я верю, я полагаю, я думаю, я надеюсь, я хочу, чтобы страна советская процветала".

Итак, очень часто предложение является выражением ценностной установки личности, оно обладает особым прагматическим смыслом. Прагматика - это такая философия языка, которая изучает содержащиеся в высказываниях ценностные установки личности. Философию языка как ценностных установок можно назвать одним словом - прагматика.

С ценностными установками, своими и других людей, человек имеет дело на каждом шагу, всегда, когда в поле его действия попадают ценности. В этой связи в философии языка предстоит сделать очень многое. Философы выясняют, как можно сказать о ценностях, какая логика при этом используется, связаны ли между собой значение предложения и его прагматический, ценностный смысл, как на основе анализа предложений с прагматическим смыслом лучше понять сами эти смыслы и т.д.

Таким образом, в философии языка наиболее значимыми оказались три концепции: философия имени, философия предложения (или высказывания), философия языка как ценностных установок личности.

ОБЗОР: СОВРЕМЕННОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЯЗЫКА

Рассмотрим по порядку, как понимается язык в рамках четырех ведущих современных философских направлений: феноменологии, аналитизма, герменевтики и постмодернизма.

· Феноменологи на первое место ставят анализ работы сознания. Язык оказывается знаковым выражением работы сознания. Важно, чтобы высказывания были полновесными знаками выработанных сознанием образцов, эйдосов.

· Аналитики понимают проблему иначе, чем феноменологи. Для них все богатство жизни содержится в языке. Неразумно поэтому ставить вопрос о том, что именно выражает язык и достаточно ли полно. Все богатство сознания и практики человека изначально дано в языке. Философия - это не что иное, как философия языка. Особенности современного аналитического языка отчетливо просматриваются в философии позднего Витгенштейна, который отлично понимал, что так как значение слова есть его употребление, то значений у одного и того же слова может быть много. Но тем не менее он полагал, что все эти значения надо довести до стадии ясного анализа. Аналитик в понимании языка всегда стремится к ясности, такое стремление является его идеалом.

· Герменевтики также занимают своеобразную позицию. Подобно философам античности они сопоставляют сущность предметов и язык. Но если античные философы, например Платон, считали, что язык есть выражение сущности, то герменевтики понимают язык как само бытие сущности. "Язык - это универсальная среда, в которой осуществляется само понимание",- подчеркивает Гадамер. Понимание есть истолкование в форме вопросов и ответов. Для герменевтика крайне важно единство внутри следующей триады: сущность мира - язык - переживание. Аналитик же рассуждает в другой манере: язык - его анализ - мир фактов (никаких сущностей).

· Постмодернисты так же, как аналитики, ставят в центр философствования язык, прежде всего текст. Но если аналитики стараются препарировать текст научными способами, то постмодернисты отдают приоритет эстетике переживаний. Текст разлагается, но не произвольным образом, а так, чтобы вызывать красивые чувства - от удовольствия и наслаждения до боли и страданий, возвышенного. Для постмодерниста язык - это универсальная среда чувственности человека. Философия призвана освободить эту чувственность и возвысить ее.

Как видим, в современной философии языку придают самостоятельное значение. Язык есть символ нашей жизни и сама наша жизнь.

ПРАКТИЧЕСКОЕ И КОММУНИКАТИВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЯЗЫКА

Язык необходим не только для познания, но и для действия. Мы привыкли считать, что практика человека придает подлинный смысл нашим словам, показывает, что? в них истинного и ложного. Но ведь справедливо и обратное соотношение: практика "запускается" в ход принятым решением, а на нем всегда лежит печать языка. В современной философии часто излагается такая мысль: нельзя жестко разводить язык и практику, они насквозь пронизывают друг друга. Нам, например, доводилось читать о японцах буквально следующее: они много разговаривают, а потом делают и делают, как известно, хорошо. Практическая функция языка состоит в обеспечении успеха практики.

Одно из важнейших назначений языка - обеспечить успешную коммуникацию людей. Языковая коммуникация (связь) предполагает установление контакта между людьми, развитие способности взаимопонимания. Как известно, процесс языковой коммуникации весьма сложен. Известное стихотворение Ф. И. Тютчева знаменито не случайно - оно указывает на трудности языковой коммуникации:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?

Языковое понимание требует согласованности языка говорящего и языка слушающего. В одних случаях люди понимают друг друга с полуслова, в других - понимание наступает после диалога, дискуссии, взаимной "притирки".

В качестве вывода к материалу всей главы констатируем: современная философия насквозь пропитана вниманием и любовью к языку.


ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

· Язык - символ всей нашей жизни.

· Философия языка содержит три наиважнейшие концепции: философию имени, философию предложения, философию ценностных установок.

· Согласно философии имени, слова являются выражениями сущности вещей или же простыми обозначениями.

· Согласно философии предложения, истинное повествовательное предложение обладает значением и смыслом и построено по правилам грамматики (синтаксиса).

· Согласно философии ценностных установок, предложение обладает ценностным (практическим) смыслом.

· Язык обладает практическим и коммуникативным назначением.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА".
ЧТО ТАКОЕ ЯЗЫК? СИСТЕМА ЗНАКОВ.

Что такое язык? Система знаков.

Что такое объектный язык? Язык, описывающий фактическое положение дел.

Что такое метаязык? Язык, который богаче объектного языка. Пример: "Выражение "снег бел" истинно только тогда, когда он действительно бел". Все предложение целиком относится к метаязыку, а заключенное в кавычки "снег бел" относится к объектному языку.

Что такое имя? Метка, обозначение какого-либо явления или вещи.

Что такое значение слова? Значение слова - это либо тот предмет, который оно обозначает, либо действие, которое оно регламентирует.

Что такое смысл слова? Смысл слова - это интерпретация его значения на основе понятий и ценностей. Смыслы всегда выявляются таким путем, т.е. посредством понятий и ценностей.

Что такое ценностная установка? Ценностная установка - это действия в соответствии с некоторыми ценностями.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА"

1. Считается, что язык по отношению к сознанию является вторичной системой? Можете ли Вы опровергнуть это мнение?

2. Имя условно или же оно определяется сущностью вещи?

3. Согласно логике, какими двумя функциями обладают высказывания?

4. В чем состоит синтаксический аспект языка?

5. В чем состоит семантический аспект языка?

6. В чем состоит прагматический аспект языка?

7. Зачем изобретаются формальные языки?

8. Обладают ли языком животные?

9. Как понимают язык феноменологи?

10. Как понимают язык герменевтики?

11. Что такое речевой акт?

Примечание: оценка число правильных ответов

 

"5" - 10-11

"4" - 19-8

"3" - 7-6

"2" - 5-0

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА"

1. Философия имени А.Ф.Лосева

2. Значение слова в аналитической философии

3. Концепция языковых игр

4. Концепция речевых актов

5. Вероятностная модель языка В.В.Налимова

6. Роль и значение формализованных языков

7. Роль и значение машинных языков

8. Язык как средство коммуникации

9. О языках животных

10. Концепция языка Ф. де Соссюры

 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ "ФИЛОСОФИЯ ЗЫКА"

1. Не всегда язык является вторичным по отношению к сознанию. Он обладает относительной самостоятельностью от сознания. Сознание и язык находятся в отношении взаимодействия друг с другом.

2. Имя условно.

3. Согласно логике, высказывание либо истинно, либо ложно.

4. Синтаксический аспект языка состоит в том, что все высказывания должны образовывать систему, причем согласно правилам грамматики.

5. Семантический аспект языка состоит в том, что он, язык, выступает как обозначение, описание некоторых событий и вещей.

6. Прагматический аспект языка состоит в его действенно-ценностном содержании.

7. Формальные языки входят в состав некоторых наук, они необходимы как составляющие науки.

8. Животные обладают языком, ибо они коммуницируют друг с другом, а без языка это невозможно.

9. Для феноменологов язык есть продолжение работы сознания по синтезу переживаний и усмотрению эйдосов.

10. Для герменевтиков язык есть выражение сущности вещей, их потаенности.

11. Речевой акт - это слово или предложение, являющееся некоторым действием. Как показал Дж.Остин, любое осмысленное слово или высказывание является речевым актом.

 

11. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

 

О СТАНОВЛЕНИИ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

Область философских интересов человека изменяется от одной эпохи к другой, с ростом значения той или иной области деятельности человека она становится все более самостоятельной, начиная привлекать к себе особое внимание. Человек не может обойтись без тщательного анализа того, что доминирует в его жизни. В качестве примера к сказанному выше можно указать на философию языка, рассмотренную в предыдущей главе. Уже в античности философы придавали языку важное значение, но не наиважнейшее. Лишь в ХХ веке философия языка начинает занимать в философии центральное место. Нечто аналогичное происходило и с техникой. Не сразу человеческая цивилизация стала технической, случилось это где-то к ХХ веку. Именно в это время появились первые работы по философии техники, принадлежали они немецкому философу Эрнсту Каппу и русскому инженеру Петру Климентьевичу Энгельмейеру. Оба мыслителя отлично сознавали, что в новых условиях нельзя ограничиваться односторонним, узким пониманием техники. Как отмечал Энгельмейер, необходимо "пытаться видеть в перспективе, каковы должны быть формы взаимодействия между техникой и обществом". Понимание техники в широкой перспективе невозможно без особой философии - философии техники, которая занимается осмыслением технической деятельности человека, ее значения и перспектив.

ОБЗОР: ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРИРОДЫ ТЕХНИКИ

Рассмотрим теперь интерпретации техники профессиональными философами. Любое понимание техники есть своеобразная интерпретация, универсального понимания техники не существует.

· Начнем, как обычно, с античности. Когда на вопрос Херефонта жрица-прорицательница Пифия в храме Аполлона в Дельфах ответила: "Сократ превыше всех мудростью", и это было доведено до Сократа, то тот, как бы проверяя жрицу, пошел смотреть на работу ремесленников. Убедившись, что ремесленники превосходят его в конкретном знании, Сократ, однако, отметил свое преимущество в отвлеченном знании, т.е. в знании общего, идей. Аристотель придерживался также точки зрения Сократа: "наставники более мудры не благодаря умению действовать, а потому что они обладают отвлеченным знанием и знают причины". Для греков технэ (искусство, умение) ниже мудрости и ключом для понимания его, технэ, является знание общего.

· В средние века техника считается отблеском божественного творчества, с чем ее и сопоставляют. Техника по-прежнему сохраняет вторичное значение.

· В Новое время человек видит в технике преимущественно силу своего собственного разума и своих инженерных способностей. Техника выступает как прямое продолжение науки и желания человека господствовать над природой. Техника сама приобретает характер силы, господствующей над человеком. Маркс приходит к выводу, что самым изначальным базисом общества оказываются производительные силы, средства производства, а это - техника.

· Особый интерес представляет для нас интерпретация техники в ХХ веке, ведь только в то время философия техники стала самостоятельной философской дисциплиной.

Испанский философ Ортега-и-Гассет указывал в связи с анализом техники на двойственность человека - он отличен от природы и вместе с тем посредством техники он с ней сливается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.